Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 21:38, курсовая работа
Машиностроение в мире насчитывает сотни тысяч предприятий и сотни тысяч фирм, но господствующие позиции в каждой из подотраслей принадлежат небольшому числу крупнейших стран. В мировом машиностроении лидирует США, которая обгоняет такие высокоразвитые страны, как Япония и ФРГ.
Несмотря на периодические кризисы и периоды спада, машиностроение продолжает занимать видное место в промышленности и в хозяйстве в целом.
ВВЕДЕНИЕ______________________________________________________2
1. СТРУКТУРА ОТРАСЛИ МАШИНОСТРОЕНИЯ И ЕЁ РОЛЬ В МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ_____________________________________________________4
2. ФАКТОРЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МАШИНОСТРОЕНИЯ___8
2.1. Предпосылки и факторы размещения производств___________________________________8
2.2. Влияние НТР на территориальную организацию_____________________________________10
3. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВАЖНЕЙШИХ ПОДОТРАСЛЕЙ МАШИНОСТРОЕНИЯ.______________________________13
3.1. География и особенности развития автомобилестроения______________________________13
3.2. География и особенности развития станкостроения__________________________________17
3.3. География и особенности развития судостроения___________________________________ 19
3.4. География мировой авиаракетно-космической промышленности_______________________20
3.5. Электротехническая промышленность мира ___________________________________22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ___________________________________________________28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ___________________________________________30
Трудоемкость. С точки зрения трудоёмкости машиностроительный комплекс характеризуется большими затратами и очень высокой квалификацией труда. Производство машин требует больших затрат рабочего времени. В связи с этим достаточно большое количество отраслей машиностроения тяготеют к районам страны, где концентрация населения высока, и в особенности там, где есть высококвалифицированные и инженерно-технические кадры. Чрезвычайно трудоёмкими можно назвать следующие отрасли комплекса: авиационная промышленность, станкостроение, производство электротехники и точных приборов. Как отдельный фактор географического размещения машиностроения можно вынести военно-стратегический аспект. Принимая во внимания интересы государственной безопасности, многие предприятия машиностроительного комплекса, выпускающие продукцию оборонного назначения, удалены от границ государства.
За долгие годы были созданы крупнейшие машиностроительные предприятия, выпускающие практически все необходимое технологическое оборудование для всех отраслей народного хозяйства. К тому же многие крупные машиностроительные заводы и производственные объединения проектировались и формировались как универсальные, по принципу “натурального хозяйства”, c полным набором заготовительных, вспомогательных и ремонтных производств. Поэтому в предстоящие годы отраслевая, территориальная и технологическая структура машиностроения должна претерпеть кардинальные изменения, основными направлениями которых должно быть улучшение качества продукции, деконцентрация, повышение уровня специализации и кооперации производства, сокращение нерациональных транспортных и других расходов.
На размещение предприятий машиностроения оказывают влияние многие условия, предпосылки и факторы, в том числе их технико-экономические особенности, характер спроса и ёмкость рынков сбыта, уровень развития всех форм общественной организации производства (специализации, концентрации, кооперирование),обеспеченность трудовыми ресурсами, степень развитости инфраструктуры и т.д. Для географии современного машиностроения характерны широкие кооперированные связи. Заводы, выпускающие сложную конечную продукцию имеют множество заводов – смежников. Эта тенденция в последние годы усиливается внедрением системы снабжения « точно в срок»(особенно в автомобилестроении и электронике с электротехникой). При этом Требуется большая точность в доставке комплектующих деталей непосредственно ко времени их использования на последних стадиях сборочного производства. Такого роды специализации машиностроительных предприятий в сочетании с территориальным разделением труда приводит к формированию узкоспециализированных промышленных центров и даже районов.
Для некоторых материалоёмких отраслей тяжёлого машиностроения по- прежнему важна близость к сырьевой базе.
Во многих отраслях машиностроения отмечается высокая трудоёмкость производства, предъявляются высокие требования к уровню квалификации рабочей силы( например, в приборостроении, электронике, электротехнике, авиационной и аэрокосмической отраслях).В последние годы страны с дешёвой рабочей силой оказались в более благоприятной ситуации для развития трудоёмких отраслей машиностроения, чем страны, обладающие сырьевыми ресурсами. Однако развитие наукоёмких отраслей, базирующихся на новейших достижениях науки, усложнение техники стимулирует сосредоточение наиболее сложных производств (особенно опытно-промышленных) в странах или районах, располагающих квалифицированными кадрами, научными центрами исследования и конструкторских разработок, развитой информационной и транспортной инфраструктурой. Такие производства в основном размещаются в промышленно развитых странах. А в развивающихся странах (с «дешёвой» рабочей силой, широким использованием детского и женского труда) обычно размещаются сборочные заводы, выпускающие массовую продукцию и получающие комплектующие детали из промышленно развитых государств.
В эпоху НТР мировое машиностроение в целом стало значительно более наукоемким. В передовых странах на него приходится более 2/3 всех расходов на научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в промышленном производстве. Общей тенденцией стал также переход от универсальных к более узкоспециализированным предприятиям. Что же касается изменений в структуре отрасли, то они были вызваны в первую очередь тем, что новейшие отрасли стали развиваться наиболее быстро, новые – более медленными темпами, а старые – еще более замедленно. Конкретизировать эту тенденцию можно на примерах авиаракетно-космической промышленности, станкостроения и судостроения.
Увеличился ассортимент продукции, выпускаемой предприятием, усовершенствуется и усложняется само машиностроительное производство, развиваются новые и новейшие отрасли. При этом выделяются страны - продуценты массовой продукции и страны поставщики сложной наукоёмкой продукции, развиваются специализация и межстрановое кооперирование.
Как ведущая отрасль промышленности, машиностроение определяет уровень и темпы индустриализации мирового хозяйства в целом и каждой страны в отдельности. Ее основное назначение − производство средств производства и предметов личного потребления. Развитие машиностроения на основе научно-технического прогресса определяет характер воспроизводства материальных благ и в конечном счете устойчивость социально-экономического развития общества.
Благоприятные предпосылки для быстрого развития создавал непрерывно
возрастающий спрос основных отраслей производства на различные машины и механизмы. Однако для удовлетворения запросов бурно развивающихся промышленности, транспорта, сельского хозяйства и военного дела машиностроение должно было измениться и качественно и количественно.
Бурное развитие машиностроения было связано, прежде всего, с быстрым ростом станкостроения – основное производство машин машинами. Здесь важную роль сыграла модернизация механического суппорта токарного станка и использование его в усовершенствованном виде.
Быстро растущая фабрично-заводская система машин предъявляла все
увеличивающийся спрос на металлы. Предыдущий период называли «эпохой железа и угля». Новый этап технического развития становится все в большей мере «эпохой электричества, стали и нефти». Система машин в отраслях промышленного производства изготовлялась в основном из стали и отчасти из чугуна.
В эру НТР машиностроение появилось и стало проворно развиваться в 10-ках новейших государств, в следствии этого ни 1 иная ветвь индустрии не имеет возможности сравниться с ним по распространенности во всем мире. И и все же отличия меж отдельными государствами остаются еще довольно немаленькими.
Современная инновационная деятельность, основанная на умелой технологической политике, является, на наш взгляд, именно инструментом, при помощи которого можно решить многие общественные проблемы и избежать большого количества негативных последствий вмешательства человека в окружающую среду в целях удовлетворения своих экономических потребностей. Действительно, с одной стороны, НТР (понятие, от которого, на наш взгляд, уже необходимо отказаться и трактовать современное увеличение темпов развития науки и техники не как революционный, а как общественно нормальный процесс) служит мощным ускорителем взаимодействия между обществом и природой, что заканчивается для последней далеко не всегда безболезненно. Однако, с другой стороны, только благодаря научно-техническому прогрессу мы обладаем сегодня целым рядом экологически чистых, ресурсо- и энергосберегающих, а также природоохранных технологий, без которых трудно представить себе сегодня перспективы развития мировой экономики, да и всего общества в целом.
Структура машиностроения в ходе НТР претерпела существенные изменения на всех её уровнях. В ХХ в. Сформировалась его традиционная структура, включавшая: общее машиностроение, производящее промышленное оборудование всех видов и назначений; транспортное машиностроение, изготавливающее все виды наземных, водных и воздушных транспортных средств; электротехническая промышленность, выпускающая продукцию для производства электрической энергии, её передачи потребителю и преобразование в другие виды энергии. На каждую из этих групп в мире приходилось в среднем около 1/3 стоимости продукции всей отрасти.
Достижениями НТР на мировом рынке в большей степени сумели воспользоваться экономически развитые страны. Они начали перевод всего производства на новую технику и технологии. На размещение производства оказывает влияние уровень развития техники и технологий.
Автомобилестроение сегодня – одна из наиболее науко- и капиталоемких отраслей машиностроения. Практически вся продукция машиностроения используется в автомобилестроении. Все «новинки» науки и техники находят широкое применение в этой отрасли.
Автомобильная промышленность – главная составная часть транспортного машиностроения. Более того, во многих развитых странах она обеспечивает от 5 до 10 % всего производства ВНП. Но значение ее выходит далеко за рамки транспортной подотрасли. Это объясняется, во-первых, тем, что автомобильная промышленность выступает в роли основного потребителя многочисленных видов продукции других отраслей (стали, алюминия, пластмасс, свинца, каучука, электронных изделий и т. д.). Во-вторых, тем, что с ней непосредственно связан автомобильный бизнес в широком смысле этого слова, включающий в себя сбыт и обслуживание автомобилей, строительство и ремонт автодорог и др. В-третьих, тем, что на протяжении большей части XX в. именно автомобильная промышленность находилась в авангарде научно-технического прогресса, а также прогресса в области организации труда и менеджмента. Так, именно она положила начало и фордизму, и постфордизму, ознаменовавшему новый технический переворот в развитии производства.
По объему производства, а также по стоимости основных фондов она является крупнейшей отраслью машиностроения. Продукция автомобилестроения широко используется во всех отраслях народного хозяйства и является одним из самых ходовых товаров в розничной торговле. Свыше 80% перевозимых грузов приходится на автомобильный транспорт.
Сейчас человечество живет в так называемом информационном обществе; цель информационных технологий состоит в ускорении процессов обработки информации, а, следовательно, - в разработке сверхновых машин, имеющих максимальную скорость и максимум удобств, и автомобилестроение является той областью, в которой используются только сверхновые информационные технологии. Учитывая еще и то, что в последнее время гонка между мировыми лидерами отрасли перешла на качественно новый уровень за счет появления сверхновых технологий, автомобилестроение становится все более нако-, капитало- и ресурсоемким.
Высокая наукоемкость отрасли – результат особой сложности продукции отрасли. На разработку новых конструкций техники уходит от 5 до 10 лет. Задача достижения высокой эксплуатационной надежности продукции, обеспечение длительности использования автомобилей (до 20-30 лет) вызывает необходимость создания новых видов конструкционных материалов, совершенствования всех агрегатов автомобильной техники. Это обусловило очень высокие расходы на научно-исследовательскую работу. Весь уровень расходов на конструирование и создание продукции автомобилестроения настолько велик, что его могут позволить себе только немногие фирмы нескольких промышленных государств мира.
Автомобилестроение – одна из ведущих отраслей машиностроения, которая существенно влияет не только на развитие машиностроения в целом, но и на темпы и направления научно-технического прогресса в других отраслях хозяйства.
Автомобилестроение является материальной основой технического перевооружения экономики. Научно-технический прогресс ускоряет накопление капитала, что в свою очередь способствует повышению спроса на способы производства, прежде всего на машины и оборудование. Одним из последствий научно-технической революции является быстрый моральный износ способов производства.
Для того, чтобы разместить на своей территории предприятия такой отрасли машиностроения как автомобилестроения, необходимо, чтобы государство имело мощный экономический и ресурсный потенциал, так как автомобилестроения требует огромных финансовых средств, высоко квалифицированных кадров, возможность транспортировки недостающих материалов из дальних участков страны либо из других стран, полигоны для испытания новой продукции и многое другое. Таким мощным потенциалом обладают США, Великобритания, Германия, Испания, Франция, Россия, Швейцария, Япония, Чехия. Отдельные конструкции для фирм вышеперечисленных стран производятся в Италии, Украине, Греции, Болгарии и других странах.
Высокая степень капиталоемкости автомобилестроения определяет и соответственно высокую монополизацию отрасли: в ведущих странах насчитывается лишь по нескольку (3 – 4) фирм этой отрасли.
В настоящее время на страны Северной Америки приходится более 30% мирового машиностроительного производства, на страны западной Европы – 25-30%,на страны Восточной и Юго-Восточной Азии – около 20%.В СНГ и странах Восточной Европы автомобилестроение переживает в настоящее время не лучшие времена.
Автомобилестроение − одна из самых монополизированных отраслей машиностроения в мире. Из 250 автомобильных компаний 95 % автомобилей выпускает всего двадцать фирм, которые распространили производство, сборку и ремонт машин почти во все страны мира. В последние десятилетия прошлого столетия характерным для отрасли стало слияние многих крупных компаний в транснациональные корпорации, которые вытесняют с рынков автомобилей менее сильных конкурентов.