Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 15:20, курсовая работа
Цель исследования: выявить, научно обосновать педагогические условия активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики с помощью дидактической игры.
Введение…………………………………………………….………………………4
ГЛАВА 1. Теоретические основы активизации познавательной
деятельности на уроках математики………………………………………………6
Проблема активизации познавательной деятельности младших
школьников в педагогической науке………………………………………………6
Виды дидактических игр………………………………………………………10
Возрастные особенности ребёнка младшего школьного возраста………….14
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по активизации
познавательной деятельности на уроках математики средствами
дидактической игры………………………………………………………………..19
2.1 Диагностика уровня активизации познавательной деятельности
младших школьников средствами дидактической игры………………………...19
2.2 Комплекс дидактических игр для активизации познавательной
деятельности младших школьников на уроках математики…………………….20
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по активизации
познавательной деятельности средствами дидактической игры на уроках
математики………………………………………………………………………….26
Заключение………………………………………………………………………….28
Список литературы ………………………………………………………………...29
Содержание
Введение…………………………………………………….…
ГЛАВА 1. Теоретические основы активизации познавательной
деятельности на уроках математики………………………………………………6
школьников в педагогической науке………………………………………………6
ГЛАВА
2. Опытно-экспериментальная
познавательной деятельности на уроках математики средствами
дидактической
игры………………………………………………………………..
2.1 Диагностика уровня активизации познавательной деятельности
младших школьников средствами дидактической игры………………………...19
2.2 Комплекс дидактических игр для активизации познавательной
деятельности младших школьников на уроках математики…………………….20
2.3 Результаты
опытно-экспериментальной
познавательной деятельности средствами дидактической игры на уроках
математики……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы ………………………………………………………………...29
Приложения
Введение
Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики.
Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у младших школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи, методисты и учителя.
Психологические
особенности младших
Создание средств обучения находится в тесной связи с развитием техники, науки, уровнем педагогической и психологической мысли, передовым педагогическим опытом. Данный аспект является главным в развитии личности ученика, так как достаточная подготовленность к познавательной деятельности снимает психологические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость, сохраняет здоровье.
Важнейшим фактором в развитии познавательной деятельности является создание действенных и эффективных условий для развития познавательных способностей детей, их интеллекта и творческого начала, расширения кругозора. Существующие объективные потребности педагогической теории и практики обусловили выбор темы исследования: «Дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики».
Цель исследования: выявить, научно обосновать педагогические условия активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики с помощью дидактической игры.
Объект исследования: процесс активизации познавательной деятельности младших школьников.
Предмет исследования: развитие познавательной деятельности и её активизация у младших школьников на уроках математики с помощью дидактической игры.
Гипотеза: эффективность развития активизации познавательной деятельности младших школьников обеспечивается следующими условиями:
- учитываются индивидуальные и типологические условия учащихся;
- предусматривается использование комплекса дидактических игр, направленных на активизацию познавательной деятельности.
Исходя из цели, гипотезы и учитывая специфику исследования, определены следующие задачи:
- выявить психолого-педагогические предпосылки осуществления развития познавательной активности младших школьников на уроках математики;
- изучить возрастные особенности детей младшего школьного возраста;
- провести опытно-экспериментальную работу по использованию дидактической игры с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики.
Методы
исследования: теоретический анализ
философской, психолого-педагогической
литературы; научно-методической литературы;
материалов научных исследований; учебных
планов и программ; изучение педагогического
опыта; прямое и косвенное наблюдение
за деятельностью учащихся.
ГЛАВА 1. Теоретические основы активизации познавательной деятельности на уроках математики
1.1
Проблема активизации
познавательной деятельности
младших школьников
в педагогической науке
Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребенка, которая стимулирует учебную деятельность, на основе познавательного интереса.
Интерес ребёнка – важнейший источник его активности в познавательном процессе, один из наиболее эффективных побудителей внимания. Наличие познавательного интереса к предмету способствует повышению активности учеников, повышению успеваемости, самостоятельности.
Поэтому активизация познавательной деятельности школьников составная часть совершенствования методов обучения (преподавания и учения). Широкое понятие активности учащихся имеет философский, социальный, психологический и иные аспекты. Рассматриваемое в психолого-педагогическом аспекте это понятие связано с целями обучения.
Анализ понятий активности школьника в процессе обучения предполагает изучение таких психолого-педагогических закономерностей, как формирование потребности к учению, создание положительной эмоциональной атмосферы обучения, способствующей оптимальному напряжению умственных и физических сил учащихся.
Еще в древние времена было известно, что умственная активность способствует лучшему запоминанию, более глубокому проникновению в суть предметов, процессов и явлений. В основе стремления к побуждению интеллектуальной активности лежат определенные философские взгляды. Постановка проблемных вопросов собеседнику и его затруднения в поисках ответов на них были характерны для дискуссий Сократа, этот же прием был известен в школе Пифагора.
Один из первых сторонников активного учения был знаменитый чешский ученый Я.А.Коменский. Его «Великая дидактика» содержит указания на необходимость «воспламенять в мальчике жажду знаний и пылкое усердие к учению», она направлена против словесно-догматического обучения, которое учит детей «мыслить чужим умом».
Идею активизации обучения с помощью наглядности, путем наблюдения, обобщения и самостоятельных выводов в начале 19 века развивал швейцарский ученый И. Г. Песталоцци.
За
развитие умственных способностей ребенка
и внедрение обучение исследовательского
подхода вел борьбу французский
философ Ж.Ж.Руссо «Сделайте
Эта идея активизации обучения с помощью самостоятельного решения учеником сложных вопросов получила свое дальнейшие развитие в трудах Ф.К. Дистервега. Он утверждал, что хорош только тот метод обучения, который активизирует его только на запоминание изучаемого материала. То, чего человек не приобрел путем своей самостоятельности, - не его.
Совершенствование принципов в учении Ф.А. Дистервега, который создал дидактическую систему, направляемую на развитие умственных сил учащихся. Будучи сторонником активного обучения, выдвинул идею познавательной самостоятельности учащихся. «Ученикам следует – писал К.Д. Ушикский - передавать «не только те или иные знания, но и способствовать самостоятельно без учителя приобретать новые познания».
На
учение К.Д.Ушинского опирались
В поисках новых активных методов обучения большого успеха добился русский методист естествознания А.Я.Герд, который формулировал важные положения развивающего обучения. Он довольно полно выразил суть процесса самостоятельного приобретения новых знаний, утверждая, что если ученик сам наблюдает и сам сравнивает, то «знание его отчетливее, определеннее и составляют его собственность, приобретенную им самим и поэтому ценную».
Разработкой методов активного обучения, занимались и советские педагоги 20-х годов: В.3.Половцев, С.Т. Шацкий, Г.Т. Ягодовский и другие. Исследуя работы советских педагогов 20-х годов, М.И. Махмутов пришел к выводу, что в то время была сделана, лишь неудачная попытка создать дидактическую систему проблемного обучения, и соответствующие взгляды не имели необходимой гносеологической, социологической, психологической и практической базы.
Начиная со второй половины 50-х годов, советские дидакты по-новому и более остро ставят вопрос о необходимости активизации учебного процесса.
Определенных успехов добился В. Оконь, известный польский педагог. В книге «Основа проблемного обучения» он исследовал основы возникновения проблемных ситуаций на материале различных предметов. Совместно с И. Куписевечем В.Оконь доказал преимущество обучения путем решения проблем для развития умственных способностей учащихся. С начала 60-х годов настойчиво развивается мысль о необходимости использования достижений педагогики 20-х годов, и в частности об усилении роли исследовательского метода в обучении не только естественных, но и гуманитарных предметов.
Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития школьника и формирования его личности. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания. Познание требует активной работы мысли, и не только мыслительных процессов, но и совокупности всех процессов сознательной деятельности.
Познавательная
деятельность способствует подготовке
образованных людей, отвечающих потребностям
общества, решению задач научно-
Процесс познавательной деятельности требует значительной затраты умственных сил и напряжения, это удается далеко не каждому, поскольку подготовка к осуществлению интеллектуальных операций не всегда достаточна.
Поэтому проблему усвоения составляет не только овладение знаниями, но и процесс длительного (усвоения) устойчивого внимания, напряжения умственных сил, волевых усилий.
В процессе учения, в своей учебно-познавательной деятельности школьник не может выступать только объектом. Учение всецело зависит от его деятельности, активной позиции, а учебная деятельность в целом, если она строится на основе меж субъектных отношений учителя и учащихся, всегда дает более плодотворные результаты. Поэтому формирование деятельной позиции школьника в познании - главная задача всего учебного процесса. Решение её в значительной мере обусловлено познавательным интересом.
Познавательная деятельность, вооружает знаниями, умениями, навыками; содействует воспитанию мировоззрения, нравственных, идейно-политических, эстетических качеств учащихся; развивает их познавательные силы, личностные образования, активность, самостоятельность, познавательный интерес; выявляет и реализует потенциальные возможности учащихся; приобщает к поисковой и творческой деятельности.
Информация о работе Активизация познавательной деятельности на уроках математики