Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 15:20, курсовая работа
Цель исследования: выявить, научно обосновать педагогические условия активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики с помощью дидактической игры.
Введение…………………………………………………….………………………4
ГЛАВА 1. Теоретические основы активизации познавательной
деятельности на уроках математики………………………………………………6
Проблема активизации познавательной деятельности младших
школьников в педагогической науке………………………………………………6
Виды дидактических игр………………………………………………………10
Возрастные особенности ребёнка младшего школьного возраста………….14
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по активизации
познавательной деятельности на уроках математики средствами
дидактической игры………………………………………………………………..19
2.1 Диагностика уровня активизации познавательной деятельности
младших школьников средствами дидактической игры………………………...19
2.2 Комплекс дидактических игр для активизации познавательной
деятельности младших школьников на уроках математики…………………….20
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по активизации
познавательной деятельности средствами дидактической игры на уроках
математики………………………………………………………………………….26
Заключение………………………………………………………………………….28
Список литературы ………………………………………………………………...29
Работа над составом числа начинается в разделе «Нумерация чисел первого десятка», Состав чисел от одного до пяти дети в этот период должны знать на память, состав чисел 6-10 можно рассматривать на наглядной основе, на следующем этапе дети знакомятся с составом чисел на основе сложения по памяти. На третьем этапе дети воспроизводят состав чисел на основе выявленной закономерности: числа, стоящие на одинаковых местах (слева и справа) в числовом ряду, составляет в сумме последнее число в этом ряду.
В этот период большую помощь учащимся в изучении состава чисел окажет игра «Числа, бегущие навстречу друг другу»:
Игра «Числа, бегущие навстречу друг другу»:
Дидактическая цель: знакомство с составом числа 10.
Содержание игры: учитель предлагает детям записать в тетрадь числа от 1 до 10 по порядку и дугами показать два числа, которые бегут навстречу друг другу, образуя в сумме число 10. Затем просит записать примеры на сложение с этими числами. Например:
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
0 + 10 = 10 10 + 0 = 10
1 + 9 = 10 9 + 1 =10
Учитель спрашивает: «Что интересного вы заметили при составлении примеров? Дети отвечают, что числа, стоящие на одинаковых местах справа и слева в числовом ряду, составляют в сумме число 10».
При изучении нумерации чисел в пределах 100 задача состоит в том, чтобы научить считать и записывать числа.
Установлению связи между устной и письменной нумерацией поможет известная игра «Молчанка».
Содержание игры: учитель иллюстрирует на абаке или карточках двузначные числа, а учащиеся обозначают их с помощью разрезных цифр и показывают их молча учителю или записывают в тетради.
Для глубокого осознания принципа поместного значения цифр используются иллюстративные (с помощью цифр) рассказы «Спор цифр» и «Как запутался Серёжа?».
«Как запутался Серёжа?»
Серёжа научился писать числа в пределах сотни. Однажды вечером отец положил перед Серёжей на стол 4 палочки слева и один десяток связанных палочек справа и предложил мальчику написать, сколько палочек всего. Серёжа написал число 41. Правильно ли написал число Серёжа? Как он рассуждал?
«Спор цифр»
Однажды цифры поспорили с нулём и стали его дразнить: Ты хотя тоже цифра, но ровнехонько ничего не значишь! Вот ученик возьмёт цифру 2 и поставит два кубика, а возьмёт тебя и ничего не поставит.
- Правда, правда, ни-че-го - сказала пятёрка.
- Ни-че-воч-ка, ни-че-воч-ка, - затараторили цифры.
- Глупые вы, ничего не понимаете, - сказал ноль, - Вот единица. Я встану рядом с тобой справа. Чем ты теперь стала? Отвечай!
Ноль встал справа рядом с единицей, и она стала … (десяткой).
- Вот я стану рядом с тобой справа, пятерка, что ты будешь обозначать? Отвечай! - Ноль встал справа рядом с пятёркой, и стала она … (пятью десятками, 50)
Ноль
становится рядом справа с каждой
цифрой и требовал ответить, чем
она стала.
- Я увеличиваю каждую из вас, а вы меня ничевочкой называли. Неблагодарные! Подумайте хорошенько, и вы поймёте, что я для вас значу. Когда вас нет, я вас всегда заменяю. Можете ли вы написать ответ в таких примерах: 5-5=… , 7-7=…? А ну-ка, попробуйте! Никого из вас нельзя здесь поставить.
Задумались цифры и перестали дразнить ноль. Но цифрам всё же захотелось поспорить, и они затеяли спор между собой.
- Я больше всех значу, - заявила девятка, - я не какая-то единица.
Единица засмеялась, подскочила к девятке слева и закричала:
- Кто теперь больше, ты или я? Отвечай! (получилось 19)
- Я десяток, а ты только девять; десять ведь больше девяти. Что, молчишь?
Подбежала семёрка, прогнала единицу и сама стала слева. Получилось (79).
- Я семь десятков, 70, понимаешь?
Так все цифры становились рядом с девяткой и все оказывались больше неё. Удивилась девятка, смутилась…
Учитель спрашивает:
- Правильно ли спорят цифры? Какой вывод можно сделать?
- Девятка больше всех, когда цифры живут отдельно. Когда они становятся рядом друг с другом, дело меняется. Самое главное - это место цифр в числе. На первом месте справа пишутся единицы, на втором справа - десятки.
Цифры поняли и с тех пор перестали спорить, кто из них больше.
Помимо приведенных игр на уроках математики мы используем игры предложенные Жикалкиной Т.К., Кушнерук Е.Н., Перовой М.Н. и других авторов. Примеры уроков с использованием дидактических игр приведены в приложениях.
Приведённые
примеры далеко не исчерпывают всего разнообразия
игр. Учитель может придумывать свои игры,
используя местный материал, учитывая
индивидуально-психологические особенности
своих детей.
2.3
Результаты опытно-
математики
Для
выяснения результатов
Для измерения времени активности мы использовали следующую методику, полагая, что в идеале время активность класса составляет 100%, т.е. 100% времени все ученики участвуют в работе.
Для расчёта времени познавательной активности учащихся мы использовали формулу:
Процент времени активности = (A1 * (100%-X1%)/100% + A2 * (100%-X2%)/100% + … + An * (100%-Xn%)/100%) * K / 100%
Где:
А1,А2, Аn - количество учеников в группе
X1,X2,
Xn - процент времени, который
K - всего учеников в классе.
(2*(100-10)/100+3*(100-
Во время педагогического эксперимента наблюдалось значительное увеличение времени активности и только один ученик 20% времени урока наблюдала за работой своих одноклассников.
Если
обратиться к констатирующему
В ходе проведения педагогического эксперимента было установлено, что эффективное применение дидактических игр, которое вызывает положительные эмоции к данной дисциплине, повышает интерес и творческую активность, а также способствует повышению качества знаний, умений и навыков.
Активизация
познавательной деятельности посредством
дидактической игры осуществляется
через избирательную направленность личности
ребёнка на предметы и явления окружающие
действительность. Эта направленность
характеризуется постоянным стремлением
к познанию, к новым, более полным и глубоким
знаниям, т.е. возникает познавательный
интерес. Систематически укрепляясь и
развиваясь познавательный интерес, становится
основой положительного отношения к учению,
повышения уровня успеваемости. Познавательный
интерес носит (поисковый характер). Под
его влиянием у младшего школьника постоянно
возникают вопросы, ответы на которые
он сам постоянно и активно ищет. При этом
поисковая деятельность школьника совершается
с увлечением, он испытывает эмоциональный
подъем, радость от удачи. Познавательный
интерес положительно влияет не только
на процесс и результат деятельности,
но и на протекание психических процессов
- мышления, воображения, памяти, внимания,
которые под влиянием познавательного
интереса приобретают особую активность
и направленность.
Заключение
В процессе работы над темой на основе рассмотренной нами психолого-педагогической и методической литературы по данному вопросу, а также в результате исследования, мы пришли к выводу, что в педагогической работе большое внимание уделяется дидактической игре на уроке и выявлено её существенное значение для получения, усвоения и закрепления новых знаний у учащихся начальных классов.
Проведя и проанализировав наши исследования, мы выявили, что дидактическая игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьного возраста.
В ходе проделанной нами работы, мы сделали вывод, что дидактическая игра может быть использована как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся.
Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
Таким
образом, дидактическая игра - это
целенаправленная творческая деятельность,
в процессе которой обучаемые глубже и
ярче постигают явления окружающей действительности
и познают мир.
Список
литературы
Информация о работе Активизация познавательной деятельности на уроках математики