Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 16:15, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение процесса применения деловых игр в методической работе ДОУ
Объект исследования: деловая игра.
Предмет исследования: деловые игры в методической работе ДОУ.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
1.Раскрыть сущность понятия «Деловая игра»;
2.Рассмотреть классификацию деловой игры и ее основные компоненты;
3.Выявить место и роль деловой игры в методической работе ДОУ как интерактивной формы в работе с пед.коллективом;
4.Изучить методические рекомендации по применению деловых игр в методической работе ДОУ.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...…...3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДЕЛОВЫХ ИГР
В МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ДОУ…………….……………………………6
1.1 Сущность понятия «Деловая игра»………………………………………….6
1.2 Классификация деловых игр и их особенности…………..…..…….……...9
2 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДЕЛОВЫХ ИГР
В МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ДОУ……..………………………………....19
2.1 Деловая игра как интерактивная форма работы в методической
работе ДОУ с педагогами ………………………………………………..……19
2.2 Методические рекомендации к проведению деловых игр………….……24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………….…………..36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………….………..37
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………..…….38
Таким
образом, сложность понятия «деловая
игра» привела к
Деловая игра является сильным инструментом формирования личности профессионала, она помогает наиболее активизировать участников для достижения цели.
Но все чаще деловая игра используется в методической работе как внешняя эффектная форма .
Деловая игра - это метод имитации (подражания, изображения, отражения) принятия управленческих решений в различных ситуациях, путем игры по заданным или вырабатываемым самими участниками игры правилам. Нередко деловые игры называют имитационными управленческими играми.
Сам термин «игра», на различных языках соответствует понятиям о шутке, смехе, легкости и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. Думается, что этим объясняется появление деловых игр в системе методической работы.
Деловая игра повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умение в разрешении реальных педагогических проблем.
Сущность деловых игр в том, что они имеют черты , как учения так и труда. При этом обучение и труд приобретают совместный, коллективный характер и способствуют формированию профессионального творческого мышления.
Практики задают вопрос: «Как часто можно планировать и проводить деловую игру со всем коллективом?». Однозначно ответить на него будет неправильным. Здесь надо учитывать то обстоятельство, как деловая игра вписывается в целостную систему методических мероприятий на данный учебный год. И тогда она может использоваться 1-2 раза в год. Если вы никогда не проводили деловых игр, то лучше попробуйте использовать один из методов игрового моделирования для активизации педагогов при проведении методического мероприятия. Хорошо, если вы сами примете участие в деловой игре и прочувствуете ее «изнутри». И только затем приступите к подготовке и проведению деловой игры в своем коллективе.
Являясь одним из активных способов обучения, деловые игры обладают следующими особенностями: активизацией мышления и поведения участников, высокой степенью вовлечения в процесс игры, обязательностью взаимодействия участников между собой и с материалами игры.
Отмечают функции деловой игры:
- информационно-познавательная;
- организационно-управленческая;
- эмоционально-воспитательная;
- профессионально-адаптационная.
Деловая игра характеризуется:
-
особым отношением к
-
субъективной деятельностью
-
социально значимым видом
-
особыми условиями процесса
В деловой игре существуют следующие этапы:
1. информационный , который связан с усвоением, запоминанием, обновлением готовой суммы профессиональных знаний, умений, навыков;
2. проблемный , на котором происходит перевод теоретических знаний на языке практических действий;
3. поведенческий , обеспечивающий принятие решений и программы действий в условиях конкретной ситуации на основе ее глубокого теоретического осмысления;
4.
оценочный, позволяющий
Существуют основные признаки деловой игры, которые характеризуют ее как активную форму обучения. К ним относятся:
1.
имитация условий
2. моделирование типичных, актуальных для участников игры ситуаций с целью тренировки в речевом и деловом общении;
3.
проблемный характер
4.
распределение ролей между
5. описание структуры и сценария игры;
6.
организация обсуждения
7. реализация целей игры;
8. наличие критериев, по которым оцениваются действия играющих [11].
Таким образом, деловая игра – целостный, многоступенчатый процесс, в ходе которого решается несколько познавательных и воспитательных задач. Ряд продуманных взаимосвязанных игротехнических приемов воздействует на готовность личности к конкретной практической деятельности.
В практике составления деловой игры нет общепризнанного подхода к ее структуре. Представленная ниже структура деловой игры вытекает из теоретических представлений о ней как форме контекстного обучения, в котором участники осуществляют профессиональную деятельность.
Основные структурные компоненты деловой игры:
-
знакомство с реальной
- построение ее имитационной и игровой моделей;
- формулировка главной задачи группами, уточнение их роли в игре;
- создание игровой проблемной ситуации;
-
вычленение необходимого для
решения проблемы
- решение проблемы;
- создание графической модели взаимодействия участников;
-
обсуждение и проверка
- корректировка;
- реализация принятого решения;
- анализ итогов работы;
- оценка результатов работы.
Имитационная модель отражает выбранный фрагмент реальной действительности и получает свое воплощение в следующих структурных компонентах деловой игры: цели, комплект ролей и функции игроков, сценарий, правила игры [12].
Цели деловой игры – наиболее сложный и противоречивый компонент. Различают педагогические, состоящие в том, чтобы сформировать предметную и социальную компетентность, и игровые, делающие учебный процесс игровым по форме, цели.
Педагогические цели делятся на дидактические и воспитательные.
Дидактические цели:
1. закрепление системы знаний в области конструирования деловой игры;
2.
выработка системных умений по
конструированию и
3. обмен опытом создания деловой игры;
4.
совершенствование навыков
5.
развитие коммуникативных
Воспитательные цели:
1. порождение творческого мышления;
2. выработка установки на практическое использование;
3. воспитание индивидуального стиля поведения в процессе взаимодействия с людьми.
Игровые цели:
1. разработка вариантов проекта деловой игры;
2. демонстрация разработчиком приемов создания игрового контекста.
Предмет игры – это предмет деятельности участников игры, в специфической форме защищающий предмет реальной профессиональной деятельности. Предмет игры задается исходя из модели специалиста, его квалификационной характеристики.
Сценарий является базовым элементом игровой процедуры. В нем должны находить отражение принципы проблемности , двуплановости, совместной деятельности. Под «сценарием деловой игры» понимается описание в словесной и графической форме предметного содержания, выраженного в характере и последовательности действий игроков, а также преподавателей, ведущих игру.
Графическая модель ролевого взаимодействия участников оказывает большую помощь при конструировании и проведении деловой игры. В этой модели отражаются количественный состав участников – представителей выбранных должностных функций, внутригрупповые и межгрупповые связи, представляется структура их взаимодействия на каждом этапе игры.
Комплект ролей и функций игроков должен адекватно отражать «должностную картину» того фрагмента профессиональной деятельности, который моделируется в игре.
Различают роли социальные (профессиональные, социально-демографические), межличностные (лидер, ведомый, отверженный), официальные и стихийные.
Структура описания ролей деловой игры может включать следующие компоненты:
- перечень ролей и формируемых групп;
- функции, выполняемые игроками, их права и обязанности;
-
инструкции по выполнению
-
портреты ролей,
Правила игры, как и другие структурные элементы игровой модели, отражают психолого-педагогические принципы деловой игры. Источник правил находится в самом объекте имитации. Сформулированные на этой основе правила отражают характеристики реальных процессов и явлений.
Система оценивания в деловой игре является неотъемлемым элементом имитационно-игровой модели. Она должна, с одной стороны, обеспечивать контроль качества принимаемых решений с позиций норм и требований профессиональной деятельности, а с другой – способствовать развертыванию игрового плана учебной деятельности.
Система оценивания обеспечивает формирование игровой, познавательной и профессиональной мотивации участников деловой игры.
Существует множество классификаций деловых игр по различным критериям и признакам.
1. По времени проведения:
2. По оценке деятельности;
3. По конечному результату:
Информация о работе Деловые игры в методической работе дошкольного образовательного учреждения