Деловые игры в методической работе дошкольного образовательного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 16:15, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение процесса применения деловых игр в методической работе ДОУ

Объект исследования: деловая игра.

Предмет исследования: деловые игры в методической работе ДОУ.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

1.Раскрыть сущность понятия «Деловая игра»;
2.Рассмотреть классификацию деловой игры и ее основные компоненты;
3.Выявить место и роль деловой игры в методической работе ДОУ как интерактивной формы в работе с пед.коллективом;
4.Изучить методические рекомендации по применению деловых игр в методической работе ДОУ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...…...3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДЕЛОВЫХ ИГР
В МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ДОУ…………….……………………………6
1.1 Сущность понятия «Деловая игра»………………………………………….6
1.2 Классификация деловых игр и их особенности…………..…..…….……...9
2 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДЕЛОВЫХ ИГР
В МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ДОУ……..………………………………....19
2.1 Деловая игра как интерактивная форма работы в методической
работе ДОУ с педагогами ………………………………………………..……19
2.2 Методические рекомендации к проведению деловых игр………….……24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………….…………..36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………….………..37
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………..…….38

Работа состоит из  1 файл

Курсач.doc

— 3.30 Мб (Скачать документ)

     Таким образом, сложность понятия «деловая игра» привела к несогласованности  в многочисленных попытках его определения. В настоящее время деловую  игру можно рассматривать и как  область деятельности и научно-технического знания, и как имитационный эксперимент, и как метод обучения, исследования, решения практических задач. Однако все это многообразие недостаточно представлено в существующих определениях деловой игры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Основные  компоненты и классификация  деловых игр

  

    Деловая игра является сильным инструментом формирования личности профессионала, она помогает наиболее активизировать участников для достижения цели.

    Но все чаще деловая игра используется в методической работе как внешняя эффектная форма .

    Деловая игра - это метод имитации (подражания, изображения, отражения) принятия управленческих решений в различных ситуациях, путем игры по заданным или вырабатываемым самими участниками игры правилам. Нередко деловые игры называют имитационными управленческими играми.             

      Сам термин «игра», на различных языках соответствует понятиям о шутке, смехе, легкости и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. Думается, что этим объясняется появление деловых игр в системе методической работы.

    Деловая игра повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умение в разрешении реальных педагогических проблем.

   Сущность деловых игр в том, что они имеют черты , как учения так и труда. При этом обучение и труд приобретают совместный, коллективный характер и способствуют формированию профессионального творческого мышления.

     Практики задают вопрос: «Как часто можно планировать и проводить деловую игру со всем коллективом?». Однозначно ответить на него будет неправильным. Здесь надо учитывать то обстоятельство, как деловая игра вписывается в целостную систему методических мероприятий на данный учебный год. И тогда она может использоваться 1-2 раза в год. Если вы никогда не проводили деловых игр, то лучше попробуйте использовать один из методов игрового моделирования для активизации педагогов при проведении методического мероприятия. Хорошо, если вы сами примете участие в деловой игре и прочувствуете ее «изнутри». И только затем приступите к подготовке и проведению деловой игры в своем коллективе.

       Являясь одним из активных способов обучения, деловые игры обладают следующими особенностями: активизацией мышления и поведения участников, высокой степенью вовлечения в процесс игры, обязательностью взаимодействия участников между собой и с материалами игры.

      Отмечают  функции деловой игры:

      - информационно-познавательная;

      - организационно-управленческая;

      - эмоционально-воспитательная;

      - профессионально-адаптационная.

      Деловая игра характеризуется:

      - особым отношением к окружающему  миру (каждый участник одновременно находится в реальном мире и мире воображения, что обеспечивает притягательную ценность игры);

      - субъективной деятельностью участников (каждый участник игры имеет  возможность проявить индивидуальные  качества и зафиксировать свое  «я», не только в игровой ситуации, но и во всей системе межличностных отношений: личность – личность; личность – группа, личность - преподаватель);

      - социально значимым видом деятельности (участник вне зависимости от  внутреннего склада и настроения  должен играть, он не может не принимать участия в игре, так как сами условия исключают пассивную позицию);

      - особыми условиями процесса усвоения  знаний (знания предлагаются в  ненавязчивой форме естественного  делового общения, а не принудительного  запоминания значительных объемов информации).

      В деловой игре существуют следующие  этапы:

      1. информационный , который связан с усвоением, запоминанием, обновлением готовой суммы профессиональных знаний, умений, навыков;

      2. проблемный , на котором происходит перевод теоретических знаний на языке практических действий;

      3. поведенческий , обеспечивающий принятие решений и программы действий в условиях конкретной ситуации на основе ее глубокого теоретического осмысления;

      4. оценочный, позволяющий выбрать  и обосновать оптимальный вариант решения поведенческой программы.

      Существуют  основные признаки деловой игры, которые  характеризуют ее как активную форму  обучения. К ним относятся:

      1. имитация условий осуществления  иноязычной деятельности;

      2. моделирование типичных, актуальных  для участников игры ситуаций с целью тренировки в речевом и деловом общении;

      3. проблемный характер моделируемых  ситуаций;

      4. распределение ролей между участниками  игры;

      5. описание структуры и сценария  игры;

      6. организация обсуждения предстоящей  игры как элемента «обратной связи» с ее участниками;

      7. реализация целей игры;

      8. наличие критериев, по которым  оцениваются действия играющих [11].

      Таким образом, деловая игра – целостный, многоступенчатый процесс, в ходе которого решается несколько познавательных и воспитательных задач. Ряд продуманных взаимосвязанных игротехнических приемов воздействует на готовность личности к конкретной практической деятельности.

      В практике составления деловой игры нет общепризнанного подхода к ее структуре. Представленная ниже структура деловой игры вытекает из теоретических представлений о ней как форме контекстного обучения, в котором участники осуществляют профессиональную деятельность.

      Основные  структурные компоненты деловой  игры:

      - знакомство с реальной ситуацией;

      - построение ее имитационной и игровой моделей;

      - формулировка главной задачи  группами, уточнение их роли в  игре;

      - создание игровой проблемной  ситуации;

      - вычленение необходимого для  решения проблемы теоретического  материала;

      - решение проблемы;

      - создание графической модели взаимодействия участников;

      - обсуждение и проверка полученных  результатов;

      - корректировка;

      - реализация принятого решения;

      - анализ итогов работы;

      - оценка результатов работы.

      Имитационная  модель отражает выбранный фрагмент реальной действительности и получает свое воплощение в следующих структурных компонентах деловой игры: цели, комплект ролей и функции игроков, сценарий, правила игры [12].

      Цели  деловой игры – наиболее сложный  и противоречивый компонент. Различают  педагогические, состоящие в том, чтобы сформировать предметную и социальную компетентность, и игровые, делающие учебный процесс игровым по форме, цели.

      Педагогические  цели делятся на дидактические и воспитательные.

      Дидактические цели:

      1. закрепление системы знаний в  области конструирования деловой игры;

      2. выработка системных умений по  конструированию и методическому  описанию игры;

      3. обмен опытом создания деловой  игры;

      4. совершенствование навыков принятия  коллективных решений;

      5. развитие коммуникативных умений  разного рода.

      Воспитательные цели:

      1. порождение творческого мышления;

      2. выработка установки на практическое использование;

      3. воспитание индивидуального стиля поведения в процессе взаимодействия с людьми.

      Игровые цели:

      1. разработка вариантов проекта  деловой игры;

      2. демонстрация разработчиком приемов создания игрового контекста.

      Предмет игры – это предмет деятельности участников игры, в специфической  форме защищающий предмет реальной профессиональной деятельности. Предмет  игры задается исходя из модели специалиста, его квалификационной характеристики.

      Сценарий  является базовым элементом игровой  процедуры. В нем должны находить отражение принципы проблемности , двуплановости, совместной деятельности. Под «сценарием деловой игры» понимается описание в словесной и графической форме предметного содержания, выраженного в характере и последовательности действий игроков, а также преподавателей, ведущих игру.

      Графическая модель ролевого взаимодействия участников оказывает большую помощь при  конструировании и проведении деловой игры. В этой модели отражаются количественный состав участников – представителей выбранных должностных функций, внутригрупповые и межгрупповые связи, представляется структура их взаимодействия на каждом этапе игры.

      Комплект  ролей и функций игроков должен адекватно отражать «должностную картину» того фрагмента профессиональной деятельности, который моделируется в игре.

      Различают роли социальные (профессиональные, социально-демографические), межличностные (лидер, ведомый, отверженный), официальные и стихийные.

      Структура описания ролей деловой игры может включать следующие компоненты:

      - перечень ролей и формируемых  групп; 

      - функции, выполняемые игроками, их  права и обязанности;

      - инструкции по выполнению каждой  должностной роли;

      - портреты ролей, характеризующие  личные качества игроков [13].

      Правила игры, как и другие структурные  элементы игровой модели, отражают психолого-педагогические принципы деловой  игры. Источник правил находится в  самом объекте имитации. Сформулированные на этой основе правила отражают характеристики реальных процессов и явлений.

      Система оценивания в деловой игре является неотъемлемым элементом имитационно-игровой  модели. Она должна, с одной стороны, обеспечивать контроль качества принимаемых  решений с позиций норм и требований профессиональной деятельности, а с другой – способствовать развертыванию игрового плана учебной деятельности.

      Система оценивания обеспечивает формирование игровой, познавательной и профессиональной мотивации участников деловой игры.

     Существует  множество классификаций деловых игр по различным критериям и признакам.

     1. По времени проведения:

  • без ограничения времени;
  • с ограничением времени;
  • игры, проходящие в реальное время;
  • игры, где время сжато.

     2. По оценке деятельности;

  • балльная или иная оценка деятельности игрока или команды;
  • оценка того, кто как работал, отсутствует.

     3. По конечному результату:

  • жесткие игры – заранее известен ответ (например, сетевой график), существуют жесткие правила;
  • свободные, открытые игры – заранее известного ответа нет, правила изобретаются для каждой игры свои, участники работают над решением неструктурированной задачи.

Информация о работе Деловые игры в методической работе дошкольного образовательного учреждения