Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 16:15, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение процесса применения деловых игр в методической работе ДОУ
Объект исследования: деловая игра.
Предмет исследования: деловые игры в методической работе ДОУ.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
1.Раскрыть сущность понятия «Деловая игра»;
2.Рассмотреть классификацию деловой игры и ее основные компоненты;
3.Выявить место и роль деловой игры в методической работе ДОУ как интерактивной формы в работе с пед.коллективом;
4.Изучить методические рекомендации по применению деловых игр в методической работе ДОУ.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...…...3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДЕЛОВЫХ ИГР
В МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ДОУ…………….……………………………6
1.1 Сущность понятия «Деловая игра»………………………………………….6
1.2 Классификация деловых игр и их особенности…………..…..…….……...9
2 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДЕЛОВЫХ ИГР
В МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ДОУ……..………………………………....19
2.1 Деловая игра как интерактивная форма работы в методической
работе ДОУ с педагогами ………………………………………………..……19
2.2 Методические рекомендации к проведению деловых игр………….……24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………….…………..36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………….………..37
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………..…….38
Успех деловой игры напрямую связан с качеством ее проведения. Ведущий должен грамотно организовать следующие этапы:
Оценка работы игроков и команд.
Оценка задач, имеющих конкретное решение и ответ, не должна вызывать затруднения ведущего. Применяемый в некоторых случаях метод экспертных оценок, чаще всего отслеживает следующие аспекты:
Сценарий проведения деловой игры чаще всего имеет следующий вид.
Во
вступительном слове перед
После лекции проводится несложная вступительная ролевая игра. Ее цель — активизировать участников игры, пробудить в них творческие силы, сблизить друг с другом, если ранее им не приходилось работать в таком составе, создать атмосферу доброжелательности и доверия, с одной стороны, соперничества и творческой дискуссии — с другой.
Далее
все участники произвольно
После этого равные по количеству и представительству (функциональному и уровневому) группы, сформированные заранее, удаляются, каждая в свое помещение, для проведения мозговой атаки по одной из проблем. В каждой из таких групп имеется игротехник -методист, задача которого сводится к умелой организации процесса.
Pa6oтa
поисковой группы при каждой
новой мозговой атаке
Игротехник -методист должен добиться, чтобы по каждой из проблем были избраны новый лидер поисковой группы и новый оппонент, таким образом, достигается максимальная активность всех участников игры. При выборе лидера очень важно соблюдение демократичности: в лидеры должны выдвигаться как руководители, так и рядовые специалисты.
По завершению самостоятельной работы поисковая группа защищает свой проект на общей конференции. К докладам обычно предъявляются следующие требования:
1. дать краткий анализ поставленной проблемы;
2. обосновать выработанные предложения;
3. доказать практическую значимость предложений и возможность их реализации.
В
проблемно-ориентированной
На этой базе постепенно формируются взаимоотношения, которые сближают разные взгляды, мнения, опыт и позволяют вырабатывать нечто целое. Такая технология позволяет глубоко вникнуть в проблему, обеспечить взаимопонимание между людьми и достигнуть единства социального действия, способного переломить ситуацию, разрешить кризис или создать принципиально новое решение актуальной проблемы.
Лидеры, выступающие на конференциях, обычно сдают записи своих выступлений руководителям деловой игры. Сдают свои записи и оппоненты от каждой группы. Также проводится видеозапись всех конференций деловой игры. Таким образом, фиксируются вопросы, ответы и дискуссионные моменты. Свои записи ведут также руководители игры, члены экспертной комиссии и игротехники-методисты. На основе всех собранных материалов готовится совместный отчет [23].
При конструировании игры предполагается организация совместной деятельности игроков, имеющая характер ролевого взаимодействия в соответствии с правилами и нормами. Достижение цели происходит путем принятия групповых и индивидуальных решений.
Необходимо обратить внимание на наиболее типичную ошибку при разработке игры: моделируется "Среда", а не деятельность. Деловая игра должна строиться по логике деятельности, точнее взаимодействия. В основу разработки должна быть положена деятельность, отражающая согласование различных интересов, а не структуры предприятия и т.п. модели "Среды" [24].
Ситуация
должна предполагать неоднозначность
решений, содержать элемент
Таким
образом, игра будет нежизнеспособной,
если плохо продумана последовательность
действий и взаимосвязи участников, недостаточна
драматизация происходящих событий, они
не развиваются во времени, список решений
задан, не ясно как осуществляется отклик
на принятые решения, не автоматизированы
рутинные операции, ход игры требует постоянного
вмешательства ведущего [25].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе изучения психолого-педагогической литературы было выявлено, что являясь одним из активных способов обучения, деловые игры обладают следующими особенностями: активизацией мышления и поведения участников, высокой степенью вовлечения в процесс игры, обязательностью взаимодействия участников между собой и с материалами игры.
Деловая игра – это модель какой-либо ситуации с непрерывно меняющимися условиями. Как правило, в ней действует несколько групп участников с разными интересами, и каждая из них должна решить свою проблему. По своей сути деловые игры отличаются от любых других методов обучения. Их можно было бы сравнить с тренингами (частью которых они нередко являются), однако тренинги – это соединение теории с ее отработкой на практике. А в ходе деловой игры нарушается привычная цепочка – сначала теория, потом практика. Здесь знания, умения и навыки формируются у игроков почти одновременно, в ходе практической деятельности. Кроме того, ведущий с помощью специальных приемов создает определенный эмоциональный настрой участников, который активизирует процесс обучения.
Сущность деловых игр в том, что они имеют черты как учения, так и труда. При этом обучение и труд приобретают совместный, коллективный характер и способствуют формированию профессионального творческого мышления.
Изучение
проблем воспитательно-
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Деловые игры в методической работе дошкольного образовательного учреждения