Деловые игры в методической работе дошкольного образовательного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 16:15, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение процесса применения деловых игр в методической работе ДОУ

Объект исследования: деловая игра.

Предмет исследования: деловые игры в методической работе ДОУ.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

1.Раскрыть сущность понятия «Деловая игра»;
2.Рассмотреть классификацию деловой игры и ее основные компоненты;
3.Выявить место и роль деловой игры в методической работе ДОУ как интерактивной формы в работе с пед.коллективом;
4.Изучить методические рекомендации по применению деловых игр в методической работе ДОУ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...…...3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДЕЛОВЫХ ИГР
В МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ДОУ…………….……………………………6
1.1 Сущность понятия «Деловая игра»………………………………………….6
1.2 Классификация деловых игр и их особенности…………..…..…….……...9
2 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДЕЛОВЫХ ИГР
В МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ДОУ……..………………………………....19
2.1 Деловая игра как интерактивная форма работы в методической
работе ДОУ с педагогами ………………………………………………..……19
2.2 Методические рекомендации к проведению деловых игр………….……24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………….…………..36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………….………..37
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………..…….38

Работа состоит из  1 файл

Курсач.doc

— 3.30 Мб (Скачать документ)

     - Гуманизм  и демократизация отношений.

     -  Модель  ученического самоуправления.

     -  Модель выпускника.

     -  Взаимодействие  воспитанников  , воспитателей , родителей.

     - Защита  идей передового (авторского) опыта.

     -   Освоение   инновационных  технологий.

     -  Разработка  программных документов (уставов, положений, правил )

     - Разработка  программ развития.

     - Планирование  работы детского сада.

     - Разработка  крупных мероприятий, деловых периодов и др.

     2. Имитация реальной ситуации, наличие игровых ролей и назначение на них участников игры. Чаще всего педагогический коллектив разбивается на несколько групп, в которых обсуждаемая ситуация разыгрывается в ролях. В  результате  это  приводит  к  коллективному  решению проблемы.

     Позиционная динамика в общей игре (группа) или  в работе отдельной группы (участники) может быть представлена в зависимости  от модификации деловой игры различными ролями. Чаще всего разыгрываются социальные роли : воспитанник , воспитатель , родители и др.

     Позиции, проявляющиеся по отношению к  содержанию работы в группе: генератор  идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик.

     Организационные позиции: организатор, координатор, интегратор, контролер, тренер.

     Методологические  позиции: критик, методист, проблематизатор , рефлексирующий.

     Психологические позиции: лидер, предпочитаемый, независимый, непринимаемый , отвергаемый.

     3. Реальное различие интересов, мнений, точек зрения самих участников. В большом педагогическом коллективе это обеспечивается разными должностными статусами участников по отношению к рассматриваемым проблемам, субъективной позицией, различной ответственностью и др.

     4.  Соблюдение игровых правил и условий.

     5. Наличие игрового стимулирования: соревнование в общественной активности, экспертная оценка личного и коллективного вклада, общественная оценка результата игровой деятельности.

     Весь  процесс  организации  игр  и  их  проведения можно разделить на 6 этапов .

     Первый  этап – разработка (конструирование) игры. На этом этапе:

     – проводится диагностика состояния учебно-воспитательного процесса и определяется задача, которую намечается решить в игровом режиме;

     – определяется проблема (название) педагогического совета-игры;

     – формулируется общая управленческая цель и частные цели для групп и для участников игры;

     – составляется сценарий, конкретная педагогическая ситуация, в которой участникам игры предстоит имитировать свою деятельность соответственно исполняемой роли;

     – разрабатываются общие правила, а также инструкции для игроков и команд.

     Необходимо  отметить, что конструирование игр  – трудоемкое дело, требующее знаний основ управления современного детского сада на уровне имеющихся достижений как в теории, так и на практике. По хорошо разработанному сценарию игры и технологии ее проведения каждый методист может успешно осуществить заложенную в нее управленческую задачу.

     Второй  этап представляет собой организованную подготовку, ввод в игру с реализацией определенной управленческой цели. Организующий игру разъясняет слушателям ее цели и смысл, знакомит их с общей программой и правилами, распределяет роли, ставит перед исполнителями конкретные задачи, выбирает (назначает) ведущих и экспертов (жюри). Определяется также регламент выступлений, длительность этапов игры. Для распределения ролей  можно использовать экспресс-опрос. При наличии времени эта методика применяется и в группах.

     Третий этап – наиболее важный. Это групповая игра, разыгрывание ситуации и поиск решения внутри каждой группы. Работа в группе может представлять изучение информации по источникам, мозговой штурм, дискуссию, тренинг. Она проводится под руководством  игротехника (методиста) или избранного группой лидера. Участники игры действуют соответственно принятым правилам и указаниям ведущего. Общепринятыми принципами групповой работы являются:

     1.  Правило «здесь и сейчас»: ничего из происходящего во время игры в плане личностных отношений внутри группы не должно выйти за рамки данной аудитории.

     2. Умение  в «малом видеть проявление большого»: даже самая маленькая идея способна улучшить существующую модель, а несколько новых, оригинальных идей способны привести к победе в конкурсе идей;

     3. Целенаправленность: во время обсуждения следует сформулировать основной вопрос и стремиться дать ответ именно на этот вопрос, а не воспроизводить все свои знания. 

     4.Краткость: следует высказывать свое мнение, позицию, идею в лаконичной форме, чтобы все успели высказаться в отведенное для дискуссии время: 

       5.Конструктивность: по отношению к чужим идеям проявлять меньше критики, стараться дополнять и развивать их.

     Для подготовки выступления – общего решения – группе дается определенное время.

     Затем следует четвертый этап – межгрупповая дискуссия: выступления групп, защита идей, проектов,  взаимооценки , открытый микрофон.

     Пятый этап игры – подведение итогов, анализ и обобщение результатов – включает выступление экспертов, принятие общего коллективного решения. При оценке игры эксперты (руководитель) особое внимание обращают на актуальность, реальность, экономичность, оптимальность и оригинальность решений.

     Шестой  этап представляет игровое последействие, перенос опыта мышления и деятельности из игры в реальную профессиональную деятельность.

     Главное в игровом последействии –  это то, что является социально-психологическим  следствием участия в игре – эффект самодвижения, саморазвития педагога.

     ПРИМЕЧАНИЯ.

     1. Одной из форм деловой игры является «мозговая атака» (брейнстроминг). Она применима при поиске идей, разработке путей решения какой-либо проблемы.

     Коллектив педагогов разбивается на группы по 5–7человек.

     Первая  группа – «генераторы идей». Она должна в течение незначительного времени предложить как можно больше вариантов решения проблемы, которую обсуждают. При этом группа не имеет права обсуждать предложения. Все возникающие идеи фиксируются протоколистом в полном объеме (для этой цели можно также использовать магнитофон).

     Вторая  группа представляет собой «аналитиков». Они получают от первой группы списки предложенных вариантов. Эта группа не имеет права добавить в списки что-либо новое, она рассматривает внимательно каждое предложение, выбирает наиболее разумные и подходящие. Выбранные предложения группируются, фиксируются, объявляются коллективу. После того как прошел первый круг «мозговой атаки», группы меняются своими функциями и снова выполняют работу по изложенному сценарию. Во время проведения «мозговой атаки» методист является и заказчиком, и дирижером игры. Он кратко излагает суть проблемы и условия, правила проведения.  

       Строго запрещается всякая критика любых мнений и предложений. Можно высказывать самые неожиданные предложения, их должно быть как можно больше. Как показывает практика, «мозговая атака» в ряде случаев эффективнее долгого слушания, анализа, обоснований и т. п.

     2. Другим вариантом «мозговой атаки»  является «продуктивная деловая  игра» (разработка  Бедерхановой В. П.).

     Игра  начинается с выступления ведущего, который уточняет тему, цели, объясняет  правила и ход дальнейшей работы, делит коллектив на группы. Затем  начинается первый этап групповой работы под условным названием «негатив».

     В каждой группе участники игры отвечают на вопрос: «Что Вас не устраивает в ...» (продолжение вопроса соответствует теме игровой работы).  

       Ответы на вопрос даются с позиций ролей, определенных участникам (родителей, воспитанников, педагогов). Члены группы либо последовательно проходят через все роли, либо каждая группа разбивается  на  ролевые  микрогруппы. Режим групповой работы строится в соответствии с правилами «мозговой атаки». Протоколист фиксирует все высказывания по окончании этапа. Эксперты классифицируют их и формулируют проблемы. Затем начинается второй этап групповой работы – наработка «позитива» («Что Вы можете предложить?»). Участники игры осознают проблемы и вырабатывают идеи, предложения по совершенствованию положения. Наконец, на третьем этапе группы или общее собрание разрабатывают программы, которые оцениваются, дорабатываются и приводятся к общему знаменателю экспертами. Итогом продуктивной игры является позитивный проект по совершенствованию образовательной практики.

     3. В управленческой практике образовательных учреждений применяются и более крупные формы игровой деятельности – ОДИ и ООИ.

     Организационно-деятельностные (ОДИ) и организационно-обучающие игры (ООИ) являются формой коллективной мыследеятельности , в процессе которой происходит обучение и проектирование (создание) новых деятельностных образцов. Такие игры проводятся методистами и игротехниками (ведущими) на основе глубокой теоретической проработки решаемых проблем, с целью порождения новой практики в некоторой профессиональной сфере. ОДИ и ООИ требуют для своего проведения достаточно большого времени (нескольких дней) [28].

     4. Разновидность ролевой деловой игры представляет собой «педагогический совет – защита инноваций».

     Каждой  группе педагогов дается задание: предварительно подготовиться (изучить, ознакомиться с опытом) и на совете в лаконичной форме (10–15 минут) изложить идеи и особенности данной педагогической инновации, ознакомиться с конкретным опытом применения педагогической технологии или ее элементов (открытые занятия , изучение методических материалов). Кроме того, группа выбирает из своего состава исполнителей следующих ролей:

     1. автор-новатор – носитель передовых идей, руководитель группы;

     2. оптимисты – сподвижники новатора, защитники идеи, ее пропагандисты;

     3. пессимисты – консерваторы и скептики, противники идей;

     4. реалисты – аналитики, способные взвесить все «за» и «против» и сделать необходимые выводы.

     В зависимости от количества людей  и обсужденных инноваций возможно выделение творческих групп по указанным  ролевым направлениям, а также и по другим (воспитанник– воспитатель– родитель; воспитатель– администрация и др.).

     В результате делового обсуждения инновации  по ролям педагогический совет приходит к тому или другому решению  о целесообразности ее применения.

       Подготовить и провести деловую игру — процесс творческий. Поэтому конструирование деловой игры носит на себе отпечаток личности автора. Зачастую, взяв модель уже разработанной деловой игры, можно изменить отдельные ее элементы или полностью подменить содержание без изменения модели [19].

     Однако  наблюдения позволяют сделать вывод, что часто «не идут» те игры, в которых слабо отработана игровая  модель деятельности участников.

     Существуют  теоретически обоснованные методики конструирования  и проведения деловых игр. Знание их необходимо, чтобы избежать ошибок, способных свести на нет труд.

     Если  деловая игра используется с целью  обучения, то необходимо помнить, что  она не может предварять семинары и спецкурсы, практические занятия. Она должна проводиться в конце  обучения.

     Разрабатывая игру, необходимо помнить, что чем больше свобода выбора решений, тем охотней игроки включаются в процесс. Сюжет игры должен представлять собой постоянное столкновение интересов учащихся. В настоящее время формы проведения деловых игр становятся разнообразнее .интереснее, а этапы расширяются . И на практике можно увидеть разнообразие игр с педагогами . В результате можно выделить следующие основные этапы разработки игры:

Информация о работе Деловые игры в методической работе дошкольного образовательного учреждения