Интерактивные методы обучения на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 21:21, курсовая работа

Описание

По утверждению А. С. Границкой, ведущим видом деятельности в адаптированной системе обучения является самостоятельная работа учащегося, осуществляемая на каждом учебном занятии за счет ее совмещения с индивидуальным обучением преподавателем каждого учащегося.
В современной общеобразовательной практике большое распространение получили игровые технологии обучения (А. А. Вербицкий, Н. В. Борисова и др.)
В связи с переходом на многоуровневую систему образования вырос интерес технологии модульного обучения, предложенной В. М. Монаховым. В его понимании педагогическая технология есть модель совместной деятельности учителя и ученика по планированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением хотя них комфортных условий.
Цель работы: систематизировать изложенную проблему, анализировать представленные научные работы.
Задачи: проанализировать литературу по вопросу интерактивные методы обучения. Представить теоретические аспекты урока русского языка и литературы. Представить собственный опыт использования инноваций в основной и старшей школе.
Новизна: рассматривание программного обучения в 11-летней школе, (новая, 11-летняя школа делает у нас в стране только первые шаги. Все мы, таким образом, вольно или невольно, участвуем в эксперименте)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …….3
I. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ……………………………………………………………………..6
Сущностные особенности интерактивных форм и методов обучения……….6
Современные классификации дидактических методов …….6

II. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ ……..11
Готовность педагога к организации процесса интерактивного обучения ……..11
Способы активизации познавательной деятельности учащихся …12
Инновационные подходы к оценке деятельности учащихся 15
Игра как средство интерактивного обучения 16
Проблемно-задачный подход в системе интерактивного обучения 19
Методическое программно-целевое проектирование 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….27
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………28

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 275.50 Кб (Скачать документ)

     Таким образом, мотивация является основным условием интерактивного обучения, поэтому зля любого педагога важно выявить наличие и содержание образовательных потребностей учащихся, имеющихся затруднений и проблем, и затем на каждом уроке целенаправленно и системно использовать оптимальные методы мотивации и стимулирования деятельности учеников в целях реализации личностно ориентированного развивающего подхода.

     2.3. Инновационные подходы  к оценке деятельности  учащихся

     Использование интерактивных форм и методов  обучения требует реализации и инновационных подходов к контролю и оцениванию знаний и умений деятельности обучающихся, в первую очередь, дифференцированного, индивидуального, личностно ориентированного, технологического, диагностического. Реализация данных подходов предполагает оценку деятельности учащихся в соответствии с уровнями усвоения ими знаний.

     Первый  уровень (узнавание) - обучающийся только отличает данный объект или действие от их аналогов, показывая формальное знакомство с объектом или процессом изучения, с их внешними, поверхностными характеристиками.

     Второй  уровень (репродуцирование) - обучающийся может не только выбрать на основе ряда признаков тот или иной объект или явление, но и дать определение понятия, пересказать учебный материал.

      Третий  уровень (продуктивная деятельность) - обучающийся не только показывает понимание функциональных зависимостей между изучаемыми явлениями и умение описывать объект, но и решает задачи, вскрывая причинно-следственные связи, умеет связать изучаемый материал с практикой, с жизнью.

      Четвертый уровень (творческая деятельность, трансформация) - обучающийся способен путем целенаправленного избирательного применения соответствующих знаний в ходе решения творческих задач вырабатывать новые приемы и способы их решения.

     2.4. Игра как средство интерактивного обучения

     Использование игры в рамках учебно-воспитательного  процесса - явление не новое. Игра не заменяет полностью традиционные формы  и методы обучения; она рационально  их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса. В то же время игра повышает интерес обучающихся к учебным занятиям, стимулирует рост познавательной активности, улучшает отношения между ее участниками и педагогами. Личность находится одновременно в двух планах - реальном и условном (игровом).

     С помощью игры можно снять психологическое  утомление; её можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у них организаторских способностей, привития навыков самодисциплины, создания обстановки радости на занятиях. В игру включают викторины, ситуации, элементы мозгового штурма. Игра - это почти всегда соревнование.

     Коллективная  форма работы - одно из основных преимуществ  игр. В игре обычно работают группы из 5-6 человек. Второе преимущество игр в том, что в них активно и одновременно может принимать участие достаточно большое количество учащихся (до 40 человек), т. е. практически весь класс. До минимума сводится роль и участие учителя в игре.

     Для участия в игре не требуется репетиций, поэтому не теряется новизна предстоящей игровой деятельности, что является источником постоянного интереса играющих к событиям в игре. Различные игры применимы и в качестве зачетных занятий, при обобщении и повторении блока тем: они дают возможность учителю без излишней нервозности проверить усвоение темы, выявить проблемы в знаниях учащихся в овладении ими практическими умениями и навыками.

    Методика  организации любой игры включает в себя следующие этапы:

  1. Подготовительный (от 1 до нескольких дней).
  2. Основной этап (непосредственное проведение игры).
  3. Заключительный этап (итог, который учащиеся подводят в конце деловой игры).

    Система критериев оценивания: 1) уровень  общительности;

2) культура  диалога, развитие коммуникативных  умений; 3) широта кругозора; 4) умение работать в группе; 5) проявление личностных свойств и т. д.

     В системе интерактивного обучения я  использую различные виды игр, способствующие активному взаимодействию учащихся на уроке, а, следовательно, и мотивация к изучению русского языка и литературы становится выше.

     Урок - деловая игра.

     Учебная деловая игра представляет собой  практическое занятие, моделирующее различные аспекты профессиональной деятельности обучаемых и обеспечивающее условия комплексного использования имеющихся у них знаний предмета профессиональной деятельности, совершенствование их речи, а также более полное овладение языком как средством профессионального общения и предметом уважения.

     В основе учебной деловой игры лежат  общеигровые элементы: наличие ролей; ситуации, в которых происходит реализация ролей; различные игровые предметы. Однако, в отличие от других игр, в том числе и игр обучающего характера, деловая игра обладает, наряду с перечисленными игровыми элементами, индивидуальными, присущими только этому виду учебной работы чертами, без наличия которых игра не может считаться деловой: моделированием в игре приближенным к реальным условиям профессиональной деятельности и самой профессиональной деятельности обучаемых (имитированием их); поэтапным развитием, в результате которого выполнение заданий предшествующего этапа влияет на ход последующего; наличием конфликтных ситуаций; обязательной совместной деятельностью участников игры, выполняющих предусмотренные условиями игры роли; описанием объекта игрового имитационного моделирования; контролем игрового времени; системой оценки хода и результатов игры, заранее разработанной и используемой в данной игре; правилами, регулирующими ход игры; элементом соревнования.

     Действие  в деловой игре происходит в одной  из сфер профессиональной деятельности обучаемых. В связи с этим, моделирование в деловой игре условий профессиональной деятельности обучаемых является обязательным. Оно предполагает определение, прежде всего, основных сфер профессиональной деятельности будущего специалиста.

     Ролевая игра, положенная в основу таких приемов, как «Перевоплощение», «Телепередача», «Пигмалион», «Суд» и т. п. Например, знакомый всем прием «Перевоплощение» можно использовать при изучении гоголевского «Ревизора». В игре участвуют 4-5 человек. Каждый участник игры выбирает роль для идентификации, имя которого записывает на карточки и прячет в карман. Персонажи не должны повторятся. Задавая косвенные вопросы, касающиеся мировоззрения, способа жизни и характера героя, участники пытаются определить роли друг друга. В конце игры участники должны объяснять, какие именно соответствия были определяющими для узнавания.

     Ролевая игра имеет образовательное значение. Учащиеся, хотя и в элементарной форме, знакомятся с технологией театра. Поощряется всякая выдумка, ибо в учебных условиях возможности в этом отношении ограниченны, а для изобретательности открываются большие просторы. Само же перевоплощение способствует расширению психологического диапазона, пониманию других людей.

     Таким образом, ролевая игра обладает большими возможностями в практическом, образовательном и воспитательном отношениях. Поэтому, ролевая игра является конструктивной основой для проведения мероприятий.

    Обучающая игра.

    На  уроках русского языка провожу лингвистические  миниатюры.

Лингвистическая сказка, потому и сказка, что в ней дается не только то или иное правило, но и оцениваются поступки героев (вспоминаются правила). Лингвистические герои -очеловеченные термины (глагольчик, корни-захватчики) живут как по законам языка, так

и законам  общества - ничто человеческое им не чуждо. Суффикс в слове листки живет по соседству с окончанием и корнем. Корень - хозяин дома. Суффикс -ик- живет у него временно. В слове листики суффикс -ик- говорит, что листики маленькие. Он вносит в слово лист добавочное, уменьшительно добавочное значение.

     Таким образом, игровые формы и методы активного обучения приносят удовольствие от процесса познания, доказывая, что образование - не всегда нудное занятие. Более того, это путь к осмыслению рассматриваемой нами проблемы.

2.5. Проблемно-задачный подход в системе интерактивного обучения

     Понятие «задача» в настоящее время трактуется неоднозначно, но большинство исследователей рассматривают задачу как некоторую ситуацию, в которой оказывается и должен действовать субъект. По сути, вся человеческая жизнь состоит из решения разнообразных задач: простых и сложных, запланированных и неожиданных, типичных и необычных. От того как человек решает возникающие перед ним задачи, зависит многое: личная жизнь, карьера, здоровье и т. д.

     В ходе решения задач не только развивается мышление учащихся, но и возрастает уверенность в своих силах, развивается самостоятельность, активность, целеустремленность учащихся. Навыки решения предметных задач будут перенесены человеком в жизненные ситуации. На материале своего предмета учитель должен развивать самостоятельность, мобильность, гибкость, альтернативность, креативность мышления учащихся, учить школьников использовать при решении все имеющиеся знания, личный опыт, информацию из художественной и научно-популярной литературы, опираться не только на логику, но и на интуицию, догадку. В случаях, когда учитель не учитывает индивидуальные особенности учащихся и требует от них быстрого и правильного решения, при этом обязательно ставит отметки, как положительные, так и отрицательные, у детей может выработаться своеобразный комплекс, боязнь задач, интеллектуальное бессилие перед задачей именно в условиях вынужденной и оцениваемой деятельности (при других обстоятельствах эта же задача ими может быть успешно решена).

     Другая  крайность, когда учитель не даёт учащимся самостоятельности при решении задач, заставляет их действовать строго по алгоритму, постоянно проговаривает его вслух, помогает решать даже самые простые задачи, оценивает ответы учеников или явно завышает отметки. Это приводит к тому, что у учащихся вырабатывается интеллектуальная пассивность, а в некоторых случаях - выученная беспомощность, то есть неспособность действовать без постоянной опеки и подтверждения выполнения каждой операции. Чтобы не подавлять интеллектуальной инициативы учащихся и сформировать у них прочные навыки, целесообразно придерживаться следующих правил:

     - все ученики способны усвоить материал, овладеть умениями и навыками;

     - ученики должны знать, что учитель верит в их силы и способности;

     - учитель должен убедить учащихся, что лучше самому приобрести знания и умения, чем списывать у соседа;

     - учитель должен вызвать интеллектуальное напряжение учащихся:

     - поощрять познавательную активность, делать акцент на понимание, а не на механическое запоминание, не наказывать за неверные ответы, поощрять задавание вопросов по изучаемому материалу, не давать знания в готовом виде, а выводить их вместе с учащимися, использовать проблемные методы обучения, предлагать учащимся продолжить мысль, сделать по аналогии, догадаться, предположить;

     - не ставить неудовлетворительных отметок сразу в журнал, дать ученику возможность разобраться, доказать себе и учителю, что он может усвоить материал; создавать для учащихся ситуации успеха, подчёркивая их интеллектуальные достижения.

     Итак, процесс обсуждения проблемных вопросов и ситуаций, как и процесс решения задач, способствует развитию мотивационной интеллектуальной, предметно-практической сфер личности, то есть становлению личности в целом.

     2.6. Методическое программно-целевое проектирование

     Времена энциклопедистов, обладающих обширным, но константным багажом знаний, прошли. В век информационных технологий при постоянно растущей конъюнктуре  рынка ценятся специалисты, способные  находить, используя любые средства, и анализировать быстро меняющуюся информацию. Поэтому, цель современного образования - это не запоминание большого объема фактических данных, а обучение эффективным способам получения и анализа доступной информации.

Информация о работе Интерактивные методы обучения на уроках русского языка