Интерактивные методы обучения на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 21:21, курсовая работа

Описание

По утверждению А. С. Границкой, ведущим видом деятельности в адаптированной системе обучения является самостоятельная работа учащегося, осуществляемая на каждом учебном занятии за счет ее совмещения с индивидуальным обучением преподавателем каждого учащегося.
В современной общеобразовательной практике большое распространение получили игровые технологии обучения (А. А. Вербицкий, Н. В. Борисова и др.)
В связи с переходом на многоуровневую систему образования вырос интерес технологии модульного обучения, предложенной В. М. Монаховым. В его понимании педагогическая технология есть модель совместной деятельности учителя и ученика по планированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением хотя них комфортных условий.
Цель работы: систематизировать изложенную проблему, анализировать представленные научные работы.
Задачи: проанализировать литературу по вопросу интерактивные методы обучения. Представить теоретические аспекты урока русского языка и литературы. Представить собственный опыт использования инноваций в основной и старшей школе.
Новизна: рассматривание программного обучения в 11-летней школе, (новая, 11-летняя школа делает у нас в стране только первые шаги. Все мы, таким образом, вольно или невольно, участвуем в эксперименте)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …….3
I. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ……………………………………………………………………..6
Сущностные особенности интерактивных форм и методов обучения……….6
Современные классификации дидактических методов …….6

II. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ ……..11
Готовность педагога к организации процесса интерактивного обучения ……..11
Способы активизации познавательной деятельности учащихся …12
Инновационные подходы к оценке деятельности учащихся 15
Игра как средство интерактивного обучения 16
Проблемно-задачный подход в системе интерактивного обучения 19
Методическое программно-целевое проектирование 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….27
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………28

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 275.50 Кб (Скачать документ)

     Я считаю, что в сегодняшней школе  очень важно быть информационно-коммуникативно-компетентным учителем. А это значит, прежде всего, уметь учиться искать и находить нужные сведения в огромных массивах, в том числе в Интернете, структурировать и обрабатывать их в зависимости от конкретной задачи, уметь плодотворно работать в группе и творческом коллективе.

     В настоящее время я вплотную подошла  к этапу настоящего осмысления результатов своего труда. У меня появилось желание обновить содержание процесса обучения и воспитания. Это привело меня к необходимости заняться поиском новой технологии учебно-воспитательного процесса. Выбор был сделан в пользу технологии интерактивного обучения. Она является, на мой взгляд, хорошей возможностью идти в ногу со временем.

Чтобы не подавлять интеллектуальной инициативы учащихся и сформировать у них прочные навыки, я придерживаюсь следующих правил:

     ● все обучающиеся способны усвоить материал, овладеть умениями и навыками;

     ● обучающиеся должны знать, что я верю в их силы и способности;

     ● я убеждаю обучающихся, что лучше самому приобрести знания и умения, чем списывать у соседа.

     Полезным  представляется метод программно-целевого проектирования.

     1. Тема для проектирования может быть предложена самими учащимися и вытекать из реальных «живых» проблем и обстоятельств, определенных учащимися в ходе предварительной игры, суть которой заключается в микрогрупповом скоростном  определении наиболее значимых проблем, связанных с темой и возможным направлением исследований.

     2. При определении технологии проектной работы необходимо добиваться такого уровня системности, при котором выполненная работа в отличие от фрагментарных знаний, как правило, получаемых на уроке, позволяла бы учащимся видеть, понимать и получать необходимые навыки и умения в рамках учебной программы с одной стороны, а с другой - способствовать формированию у них интереса и умений заниматься творчеством, учиться совместной работе в группе.

  1. Метод программно-целевого проектирования может быть использован для изменения ценностных ориентации учащихся, улучшения климата в коллективе, индивидуализации и дифференциации обучения.
  2. Разработка проектных заданий может осуществляться на разновозрастной основе, в группах, включающих в себя учащихся старших и средних классов.

      Проектирование  охватывает достаточно широкий круг проблем. В списке программ справа от названий вводятся следующие позиции:

      - количество участников, необходимое  для участия в программе;

      - возраст участников, форма промежуточного и окончательного представления материала (защита доклада, представление письменной работы, проведение мероприятия);

      - на каком уровне проводится представление и защита (общественный совет, научно-методический совет, экспертная комиссия);

      - сроки представления работы (продолжительность этапов);

      - формы предполагаемого поощрения (представление к школьному ученому званию, денежный или натуральный приз, грамота или диплом, рекомендации для участия в конкурсах и олимпиадах и т. д.).

      Я провожу целенаправленную работу по вовлечению учащихся в проектно-практическую деятельность.

      Проект - это исследование. Это, прежде всего, наблюдения за жизнью. Открытие многих явлений.

      Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим обучающегося на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.

      Я считаю, что применение метода проектов способствует развитию гармоничной  личности и отвечает потребностям современного общества:

      - принятия самостоятельных решений;

      - умение ставить задачи и задавать вопросы;

      - поиск нестандартных, оригинальных решений;

      - способность привлечь, заинтересовать выбранной темой окружающих;

      - раскрытие индивидуального потенциала.

     Умение  общаться друг с другом, вести дискуссию  дает возможность каждому ребенку пережить чувство сопричастности к совместному коллективному поиску истины. Я обучаю школьников применять следующие правила работы в диалоге: правило 1 - отвечать на поставленный вопрос; правило 2 - каждый имеет право на свою версию; правило 3 - каждый имеет право поддерживать версию другого; правило 4 - каждый имеет право критиковать версию другого.

     Наиболее  ценным в применении этого метода является то, что учение идет от обучающихся, а я направляю коллективный поиск, подхватываю нужную мысль и веду их к выводам. Отвечают и слабые, и сильные. Обучающиеся не боятся сделать ошибку в ответе, так как знают, что им всегда придут на помощь одноклассники и все вместе они примут правильное решение. Главное в работе - умение общаться, вести дискуссию, датьпростор детской мысли, выслушивая каждого, умело и незаметно направлять ответы в нужное русло.

     Ответ на поставленный вопрос найден. Путь к  нему был успешно пройден благодаря  тому, что каждый ученик продвигал  решение дальше, опираясь на сказанное  предыдущим товарищем. К ответам детей мне уже не нужно добавлять готовых выводов, правил. Общими усилиями дети приходят к ним сами.

     Интерактивный урок - это импровизированное учебное  занятие, имеющее нетрадиционную структуру.

     Структуру самого интерактивного урока можно  представить в виде таблицы. 

Структурные элементы Время Задачи  структурных элементов Используемые  методы, приемы
1. Мотивации 2-3 мин. 5% Сконцентрировать  внимание, вызвать интерес Мозговой штурм, блиц-опрос, микрофон
2. Оглашение 

темы и ожидаемых  результатов

2-3 мин. 5% Обеспечить  понимание учащихся, их деятельности, т. е. того, что они должны достигнуть Через эпиграфы, словарь. Название темы
3. Получение необходимой информации 5 мин. 10% Инструктаж  учащихся для выполнения заданий Мини-лекции, ознакомление с раздаточным материалом, презентация домашнего задания
4. Интерактивное задание (основная  часть урока) 25 мин. 60% Практическое  усвоение материала Семинар, конференция, работа в парах, группах, «углы», «займи позицию», «снежный ком», защита проектов, «аквариум», «большой круг», путешествие, «карусель»
5. Подведение итогов 10 мин. 20% Обсуждение  с целью закрепления изученного материала Эссе «Незаконченное предложение»

     Одним из путей, ведущих к повышению  интереса к изучению русского языка, является разнообразие средств и приемов работы на уроке, использование активных форм обучения, К таким формам обучения целесообразно прибегать на итоговых уроках, когда у учащихся есть необходимый теоретический запас, когда они получили нужную информацию по данной теме.

     Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей, и тогда, может быть, и зазвучит повсеместно правильная русская речь, потому что Язык живет полнокровной жизнью лишь тогда, когда у него есть свои святыни, свои знамена, свои эталоны.

     Разумеется, не каждый урок может и должен стать  интерактивным. Но новое содержание образования, по законам гармонии, влечет за собой изменение и в формах преподавания. Видимо, этим объясняется тот факт, что в последние годы особенно часто стали использовать методики интерактивного обучения на уроках литературы.

     Необходимо  уточнить некоторые вопросы организации  учебного процесса в интерактивном  режиме.

     Прежде  всего особое внимание обращаю всегда на учебное пространство кабинета. Диалоговые формы юашодъжтъж оржтяроъты ж о&лдеяие лщом я лицу, поэтому традиционная расстановка парт, когда дети видят затылки сидящих впереди и только одно лицо - учителя, здесь неуместна. Это непросто, но стараюсь по-разному расставлять столы в зависимости от количества групп, числа учащихся в каждой группе и, конечно, от темы урока.

     При изучении романа Ф. М. Достоевского «Преступление  и наказание», рассуждая о характере  Раскольникова, рисую на доске шкалу:

 

     Ученики подходят к доске и ставят заранее приготовленные фишки разного цвета возле той цифры, которая отражает их точку зрения Таким образом, через 1-2 минуты мы видим мнение всего класса: кто же Раскольников в большей степени - преступник или защитник бедных людей. Затем учащиеся делятся на группы единомышленников, выбирают лидера, который доказывает их точку зрения. Иногда возникают дискуссии, даю возможность им высказаться, учу отстаивать свою точку зрения обстоятельно и вежливо, последнее слово оставляю за учеником.

     Эти и другие приемы способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся развитию их творческих способностей. 

     Иногда  предлагаю учащимся создать ОСК  или рисунки-символы к изученным  произведениям. Создавая эти работы, дети поясняют их.

     Иногда  предлагаю учащимся объединиться в группы «по желанию». Формируя группы, стараюсь учитывать не только желание, но и возможности учащихся: «слабому» ученику нужен не столько «сильный», сколько терпеливый и доброжелательный партнер. Упрямцу полезно иногда помериться силами с упрямцем. Самых развитых не стоит прикреплять к «слабеньким», им нужен партнер равной силы.

     Следующий шаг - организация учебной деятельности учащихся в группе. Содержание учебного задания для работы группы должно отличаться от того, которое используется при традиционной форме обучения. Только нестандартная постановка проблемы вынуждает школьников искать помощи друг у друга, обмениваться точками зрения, кристаллизуя общее мнение группы.

     На  уроке по роману Л. Н. Толстого «Война и мир» группам предложено задание на тему «Моя семья в романе». Учащиеся объединились в группы после обсуждения вопроса с помощью методики «дерево решений». Работая вместе, школьники называли нравственные принципы, законы, по которым жила та семья, которая им больше понравилась. Одновременно проводилась работа с текстом.

    Важный  аспект интерактивного обучения - содержание диалога.

     Глубоко человечное содержание литературы при  правильной постановке обучения позволяет решать три задачи: учебно-познавательную, коммуникативно-развивающую, социально-ориентационную. 
 

     Постепенно  в процессе интерактивного общения  вырабатываются правила для эффективного учебного взаимодействия школьников:

     ● важно не только умение говорить, но и умение слушать;

     ● необходимо говорить понятно, высказываться по теме, избегая 
избыточности информации;

     ● нужно уметь задавать вопросы, помогающие понять сообщение;

     ● критикуем идеи, а не личности. 

     Целесообразно с первого же занятия принять  правило «трех нельзя»:

     ● нельзя говорить «уже все сказали»;

     ● нельзя отказываться от сообщения своего мнения группе;

     ● нельзя прятать за высказыванием свое дурное настроение.

     Всегда  стараюсь поддержать высказывание ученика, подхватить его начинание.

     В интерактивном обучении возникает  потребность в пересмотре привычной  системы оценки деятельности учащихся. Оценивается не столько сам ответ, сколько логика мышления учащихся. Иногда необходимо подчеркнуть человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость. Но при всем этом, несомненно, оценивается знание текста, умение выделять главное, работа с художественной деталью.

Информация о работе Интерактивные методы обучения на уроках русского языка