Использование приема конструирования для развития творческих способностей младших школьников в процессе изучения элементов геометрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 14:54, дипломная работа

Описание

Цель исследования состоит в определении возможностей использования приема конструирования для развития творческих способностей младших школьников в процессе изучения элементов геометрии.
Объект исследования – процесс обучения математике в начальной школе. Предмет исследования – содержание и методические особенности использования конструирования для развития творческих способностей младших школьников в процессе изучения элементов геометрии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы изучения элементов геометрии
в начальной школе………………………………………………………………………7
1.1. Из истории возникновения и развития геометрии………………………..7
1.2. Аксиоматическое построение геометрии………………………………....14
1.3. Система геометрических понятий, определяющих методику
формирования геометрических представлений у младших школьников……17
Выводы по главе 1……………………………………………………………………...23

Глава 2. Методические аспекты использования приема конструирования
для развития творческих способностей младших школьников в процессе
изучения элементарной геометрии……………………………………………………24
2.1. Понятие конструктивной деятельности, виды конструирования……….24
2.2. Характеристика процесса развития творческих способностей
младших школьников...........................................................................................32
2.3. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей младших школьников в процессе изучения элементов геометрии……………………………..………………………………………….39
Выводы по главе 2…………………………………………………………...................51

Заключение……………………………………………………………………………...52

Литература………………………………………………………………………………53

Приложение…………………………………………………………………………….58

Работа состоит из  1 файл

ТОРОПКИНА.doc

— 582.50 Кб (Скачать документ)

 

Проведённый эксперимент  показал, что уровень развития творческого  мышления детей находится на уровне допустимом нормой, т.е. беглость и разработанность соответствует возрасту. Оригинальность и гибкость идей – низкая. Исходя из этого, можно сделать вывод: у всех учащихся имеется основа для творческой деятельности, они обладают такими качествами, которые позволяют заниматься творчеством. В будущей деятельности они могут проявить себя творчески одаренными людьми.

Но есть проблемы, которые тормозят этот процесс. Следует больше работать над развитием их творческих способностей.

Результаты экспериментальной  работы позволяют наметить пути дальнейшего  исследования данной проблемы, разработать  рекомендации для будущего обучения младших школьников. Для этого на формирующем этапе проводился обучающий эксперимент, цель которого – доказать эффективность предложенной системы упражнений в развитии творческих способностей посредством конструирования.

На каждом уроке математики детям предлагались задания конструктивного характера, которые были подробно рассмотрены выше. Это давало возможность работать систематически, вызывая познавательный интерес детей. Большое внимание было уделено технике оригами и на уроках технологии.

Конструирование - вид деятельности, в результате которой происходит изучение способов исследования и создание некоторого сложного объекта с использованием более простых элементов и способов.

При изучении геометрии  младшими школьниками опираться  только на непосредственное созерцание недостаточно. Так как моторика и связанное с ней мышечное чувство играют в развитии психики, интеллекта и личности основную роль. Любое новое знание должно быть получено в процессе активных действий самого ребёнка, а не ограничиваться лишь наблюдениями за действиями других. Организованная на такой основе познавательная деятельность позволяет думать «руками и глазами», практически преобразуя предмет изучения в соответствии с поставленной целью.

Учитывая возраст ребенка, его уровень познания, умения, можно, используя такие виды деятельности, как манипуляционная (предметная), изобразительная (графическая), символическая (запись) и речевая, ввести в обучение достаточно сложные знания о предметном мире и закономерностях его создания. В результате обучения ребенок знакомится с процессом планирования (алгоритмизирования) своей деятельности. В частности, в эту деятельность включается анализ поставленной задачи, эскизный вариант решения задачи (построение первичной модели на плоскости), создание пространственной модели (алгоритм решения) и чертежа (программа решения задачи).

Для создания эскизов, моделей  и чертежей требуется знание геометрических форм, их свойств, способов их изображения  на плоскости (листе бумаги, экране дисплея и т. д.), что является содержательной частью школьного курса геометрии. Практическое знакомство с элементами геометрии позволяет, с одной стороны, применять их при конструировании, а с другой — выступает в качестве фундамента для дальнейшего изучения школьного курса математики.

Конструкторские умения включают:

– умение узнавать и выделять основные геометрические фигуры в окружающей жизни, на объектах, рисунках, чертежах;

– умение собрать несложный  объект (фигуру) из готовых частей (деталей);

– умение видоизменить (трансформировать) объект;

– умение разделить данную фигуру (объект) на составные части;

– умение изобразить объект (фигуру) на бумаге.

Одновременно с изучением  арифметического и геометрического  материала и в единстве с ним  рекомендуется выполнять задания  конструкторского характера, которые постепенно усложняются. На основе предметно-практической деятельности у детей формируются навыки самостоятельного выполнения заданий, воспитывается умение планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль в ходе выполнения задания. Доступная детям практическая деятельность помогает также снизить умственное переутомление, которое часто возникает у детей с ослабленным здоровьем. С этой же целью материал, особенно на первоначальном этапе обучения, целесообразно предъявлять в занимательной форме, с максимальным использованием дидактических игр и упражнений.

Для развития творческих способностей в процессе изучения элементарной геометрии были подобраны и классифицированы упражнения конструктивного характера. Такие задания требуют большей или полной самостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний.

В первую очередь мы обратились к развивающим играм, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно. Они все исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.

Во-первых, эти игры дают «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста; во-вторых, всегда создают условия, опережающие развитие способностей; в-третьих, поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно; в-четвертых, игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества; в-пятых, незаметно для себя дети приобретают важное умение – размышлять и принимать решения.

Все игры-головоломки  можно разделить на 2 части: классические, известные во всем мире, и специальные. Построены они на противоположных принципах. Если первые позволяют из довольно простых геометрических элементов строить разнообразные силуэтные фигуры, то вторые, наоборот, предназначены для того, чтобы из сложных элементов построить заведомо известную силуэтную фигуру. Мировые головоломки или геометрические конструкторы являются эффективным средством развития умственных и творческих способностей детей. Игры-головоломки развивают у ребенка пространственное воображение, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, находчивость, а также сенсорные способности. Суть игр-головоломок заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов. Многообразие и различная степень сложности геометрических конструкторов позволяет учитывать возрастные особенности детей, их склонности, возможности, уровень подготовки. Все игры представляют собой различные геометрические фигуры, разделенные на части. В результате игры получается плоскостное силуэтное изображение. Оно условно, схематично, но образ легко угадывается по основным характерным признакам предмета, его строению, пропорциональному соотношению частей и форме. Каждая игра имеет свой комплект элементов, из которых можно сложить только определенные плоскостные силуэты. Игры позволяют создавать абстрактные изображения разнообразной конфигурации, узоры, геометрические фигуры. Для каждой игры разработаны различные схемы изображений, апробированные в работе с детьми. Многие из них являются результатами детского творчества. В качестве образцов используются изображения реальных предметов, силуэтное изображение которых можно воссоздать из набора геометрических фигур той или иной формы.

Развивающие игры это: «Колумбово яйцо», «Танграм», «Вьетнамская игра», «Волшебный круг», «Монгольская игра», «Пифагор», «Пентамино» и другие.

«Танграм» - древняя китайская головоломка. Суть этой игры не только и не столько в собирании первоначальной фигуры - из разрезанных кусочков можно собирать разнообразные силуэты людей, животных, предметов домашнего обихода, игрушек, цифр, букв и т.д. Способствует развитию: умения играть по правилам и выполнять инструкции, наглядно-образного мышления, воображения, внимания, понимания цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей.

Детская развивающая  игра - головоломка «Колумбово яйцо». 10 фигур, некоторые контуры которых обтекаемы, получившихся в результате деления овала на части.

«Архимедова игра» - уникальный геометрический конструктор, в который  играли еще в глубокой древности. Ее иное название "Стомахион". Элементы игры получаются путем произвольного  деления прямоугольника на 14 частей.

«Вьетнамская игра». Круг, разрезан на 7 замысловатых элементов  с обтекаемыми контурами таким  образом, что части, его составляющие, имеют округлые контуры. Это позволяет  конструировать из них большое количество силуэтов различных птиц, животных, цветов. Как и любая другая игра этой серии, данная головоломка оставляет и возможность для самостоятельного творческого конструирования.

Волшебный круг. Головоломка  представляет собой круг, разделенный  на 10 частей по принципу "каждый раз  пополам".

Головоломка «Пентамино» представляет собой 12 элементов, различных по форме, но равных по площади.

«Листик». Геометрическая фигура сложной конфигурации, напоминающая схематичное изображение человеческого  сердца или листа дерева, разделенная  на 9 элементов.

Решая творческие, нестандартные задания, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению.

Следующий вид упражнений, который мы использовали – задачи на развертки поверхностей геометрических тел. Приведем несколько примеров таких заданий.

  1. На рисунке изображены геометрические тела. Попытайтесь представить себе и нарисовать развертки поверхностей этих тел. Нарисуйте то, что вам «увиделось».
  2. На рисунке изображены развертки поверхностей геометрических тел. Назовите эти тела, одни из них нарисуйте у себя в тетради, а другие можете вылепить из пластилина.
  3. На рисунке изображены геометрические тела, на поверхности которых отмечены точки. Нарисуйте развертки этих тел и покажите на них следующие точки. Как называются эти точки?
  4. Помогите Мише и Сереже получить из данных кусочков развертки поверхностей геометрических тел. Назовите эти тела, нарисуйте их или вылепите из пластилина. Все ли показано на чертежах? Если не все, то добавьте сами недостающую информацию.
  5. Противоположные грани куба раскрашены одним цветом. Переведите разные развертки поверхности этого куба на лист бумаги и раскрасьте их соответствующим образом. [35]

Задания на составление  различных фигур из кубиков также  являются одним из основных видов  конструктивных упражнений. Предлагаем несколько заданий, в которых используются конструкции из кубиков.

  1. Посчитайте, из скольких кубиков составлена конструкция, которая спереди выглядит так:

 

сверху имеет следующий  вид:

 

а слева – такой:

 

Постарайтесь решить задачу двумя способами: 1. не собирая  на столе конструкцию из кубиков, а только представив ее мысленно; 2. собрав на столе конструкцию из кубиков.

  1. Выясните, из скольких кубиков составлены конструкции, три вида – вид спереди, вид сверху, вид слева – которых указаны на чертеже. Соберите эти конструкции на столе и проверьте, правильно ли вы решили задачу.

а)


 

б)

 

в)

 

 

г)

 

 

д)

 

  1. Начертите вид слева конструкций из кубиков, для которых указаны два вида – вид спереди и вид сверху. Укажите все возможные решения задачи.

а)


 

б)

 

 

в)

 

г)

 

Как уже было сказано, одним из важных методических принципов изучения геометрического материала является связь его с другими предметами, в том числе и трудовым обучением, где она носит действенный характер. Ян Амос Коменский сказал: «Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи».[35]

Интеграция – средство, обеспечивающее целостное познание мира и способности человека системно мыслить при решении практических задач.

Ещё в 19 веке немецкий педагог Ф.Фребель основал интегрированный курс обучения математике при помощи оригами, на основе которого можно улучшить и упрочить геометрические знания и умения, а также развивать творческие способности учащихся. Обращая внимание детей на те геометрические фигуры, которые получаются в процессе складывания, учащиеся отрабатывают основные геометрические понятия. Какие же основные пункты могут войти в курс изучения геометрии при помощи оригами в начальной школе?[18]

1. Определение знаний  по геометрии на начальной  стадии обучения по данным  заданиям и подбор соответствующих изделий оригами для исправления ошибок:- определить горизонтальные, вертикальные и наклонные линии; -дать названия изображениям;- найти на изображении все треугольники;-найти на изображении все квадраты;-сложить квадрат, смежные стороны, диагональ.

При помощи этих заданий, а также изготовления несложных базовых форм (”Подушка”, ”Бумажный змей”, ”Шляпа”, ”Квадрат”, ”Рыба”, ”Пони”, ”Створки двери”, ”Шлем”) и фигурок оригами (“Зайчонок”, ”Зверята”, ”Голубь”, ”Зайчик”, ”Бульдог”, ”Стаканчик”, ”Гусь”, ”Птичка”), в которых присутствуют данные понятия, определяем, какими знаниями обладают учащиеся.

Информация о работе Использование приема конструирования для развития творческих способностей младших школьников в процессе изучения элементов геометрии