Использование приема конструирования для развития творческих способностей младших школьников в процессе изучения элементов геометрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 14:54, дипломная работа

Описание

Цель исследования состоит в определении возможностей использования приема конструирования для развития творческих способностей младших школьников в процессе изучения элементов геометрии.
Объект исследования – процесс обучения математике в начальной школе. Предмет исследования – содержание и методические особенности использования конструирования для развития творческих способностей младших школьников в процессе изучения элементов геометрии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы изучения элементов геометрии
в начальной школе………………………………………………………………………7
1.1. Из истории возникновения и развития геометрии………………………..7
1.2. Аксиоматическое построение геометрии………………………………....14
1.3. Система геометрических понятий, определяющих методику
формирования геометрических представлений у младших школьников……17
Выводы по главе 1……………………………………………………………………...23

Глава 2. Методические аспекты использования приема конструирования
для развития творческих способностей младших школьников в процессе
изучения элементарной геометрии……………………………………………………24
2.1. Понятие конструктивной деятельности, виды конструирования……….24
2.2. Характеристика процесса развития творческих способностей
младших школьников...........................................................................................32
2.3. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей младших школьников в процессе изучения элементов геометрии……………………………..………………………………………….39
Выводы по главе 2…………………………………………………………...................51

Заключение……………………………………………………………………………...52

Литература………………………………………………………………………………53

Приложение…………………………………………………………………………….58

Работа состоит из  1 файл

ТОРОПКИНА.doc

— 582.50 Кб (Скачать документ)

2. Определив уровень  знания геометрии у детей, и  устранив с помощью простейших  заданий ошибки и неточности, можно перейти к более сложным  изделиям, включающим другие геометрические формы (ромб, трапеция, прямоугольник, варианты различных треугольников). Для этого можно использовать следующие изделия оригами: базовые формы “Журавлик”, ”Лягушка”, ”Катамаран”, ”Динозавр”, и фигурки ”Коршун”, ”Медуница”, ”Ракета”, ”Щенок”, ”Снегирь”, ”Звезда”, ”Лебедь”.

После выполнения этих работ  можно задать следующие вопросы:

- Какие геометрические  фигуры вы знаете?

- Где и какие геометрические  фигуры можно увидеть дома, в  школе, на улице?

- Можно ли из геометрических  фигур составить какое-либо животное или птицу?

- Можно ли найти  животное, рыбу или птицу, похожих  на геометрическую фигуру или  группу фигур?

- Из каких геометрических  фигур можно составить квадрат,  ромб, прямоугольник, трапецию?

В процессе работы учащихся над фигурками оригами следует обратить их внимание на те геометрические фигуры, которые получаются на каждом отдельном этапе работы. Так как первые работы довольно просты, особое внимание нужно обратить на технику выполнения элементов и приемы, используемые в отдельных технологических операциях. Особенность этих приемов в том, что они дают возможность детям закрепить основные геометрические понятия.

При проведении первых занятий  следует обращать особое внимание на ошибки: неравенство сторон, не параллельность сторон и линий перегибов, неравенства углов при их делении пополам. Подобные ошибки не позволят выполнить сложные изделия, где много разнообразных перегибов с несколькими слоями бумаги. Безусловно, многие из погрешностей объясняются недостаточно развитой моторикой и координацией движения детей. Но основным недочетом младших школьников является недопонимание математического смысла выполняемых фигур.

3. После 10 – 15 занятий  оригами, на которых выполняются  уже более сложные изделия  (”Цыпленок”, ”Домик”, ”Морской котик”, ”Попугай”, ”Пилотка”, ”Бабочка”, ”Тюлень” и т.п.), нужно проверить степень продвижения младших школьников в овладении геометрическими понятиями и способность ими оперировать. Для этого можно предложить им следующие задания:- раскрась все квадраты;- раскрасить все треугольники;- раскрасить все геометрические фигуры в соответствующие цвета;- подобрать необходимые геометрические фигуры и из них составить изображение лисенка;- изображение какого-либо животного, рыбы или птицы преобразить в геометрическую фигуру и разделить ее на ряд более простых и знакомых геометрических фигур. Из цветной бумаги вырезать эти элементы и сложить изображение заданного животного;- подобрать подходящую базовую форму и сложить фигурку ранее предложенного животного, рыбы или птицы.

Эти задания можно видоизменять в зависимости от возраста детей, уровня их подготовки, интересов. Особенно эффективно можно использовать геометрические основы оригами во время внеклассной работы по математике.

При выполнении оригами  строится своеобразный алгоритм деятельности, при которой ребенок, часто даже без помощи учителя, фиксирует внимание на каждом этапе работы, стремясь осознать всю используемую знаковую систему. Следует отметить и еще одну из особенностей оригами – обратимость процесса складывания, которая предполагает также обратимость мыслительной деятельности.

На контрольном этапе проводилось повторное тестирование младших школьников по основным показателям креативности, аналогичного констатирующему этапу эксперимента.

Сводная таблица основных показателей креативности младших школьников на завершающем этапе эксперимента

Значения, полученные на констатирующем этапе

Беглость

8,0

Гибкость

6,7

Оригинальность

6,0

Разработанность

21,0

Значения, полученные на завершающем этапе

9,0

7,9

10,0

23,0


 

Экспериментальным путём было выявлено, что предложенный комплекс заданий конструктивного характера эффективно влияет на развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников. Необходимо отметить, что важную роль играет систематичность и последовательность работы. Диагностика класса показала, что уровень творческих способностей детей стал выше, поскольку с ними проводилась планомерная работа, направленная на формирование и развитие творческого мышления (использование конструирования при изучении элементарной геометрии).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

 

Вторая глава выпускной  квалификационной работы посвящена  рассмотрению психолого-педагогических и методических аспектов развития творческих способностей младших школьников в процессе изучения элементарной геометрии с использованием конструирования. Здесь рассмотрены различные подходы к определению творческих способностей, выяснено, в чем состоит сущность детского творчества. Для творчества решающее значение имеет структура, психологический тип усвоенных знаний, определяемый деятельностью, в которой они приобретались.

Отдельный параграф посвящен раскрытию понятия конструктивной деятельности, как одного из средств  развития творческих способностей младших  школьников. Здесь были рассмотрены  различные виды и формы конструирования, определена специфика каждого из них. Полученные результаты исследования позволили сделать вывод о том, что целенаправленность творческих задач, определенная последовательность разных видов конструирования в учебном процессе способствуют формированию интеллектуально-практической культуры детей, которая может стать в дальнейшем надежной базой для освоения самых разных видов деятельности, в том числе и творческой.

Во второй главе исследования подобраны и классифицированы упражнения конструктивного характера. Они рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний. Мы выделили и подробно рассмотрели развивающие игры, задания на развертки поверхностей геометрических тел, задания на составление различных фигур из кубиков, а также технику оригами. Данный комплекс заданий был использован нами на формирующем этапе педагогического эксперимента. Экспериментальное исследование показало, что предложенные задания эффективно влияют на развитие творческих способностей младших школьников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В выпускной квалификационной работе были рассмотрены вопросы использования конструирования для развития творческих способностей младших школьников в процессе изучения элементарной геометрии. 

В процессе работы был решен ряд поставленных задач. Во-первых, были раскрыты теоретические основы использования конструирования в процессе изучения элементов геометрии в начальной школе. Для этого был изучен исторический аспект возникновения и развития геометрии, даны определения основных понятий геометрии. Были определены основные задачи развития геометрических представлений у младших школьников. Подробно раскрыто понятие конструктивной деятельности, как одного из средств развития творческих способностей младших школьников.

Во-вторых, были рассмотрены психолого-педагогические и методические аспекты развития творческих способностей младших школьников в процессе изучения элементарной геометрии с использованием конструирования. Раскрыли методические аспекты изучения элементов геометрии в начальной школе, рассмотрели геометрические понятия, лежащие в основе методики  изучения элементов геометрии в начальной школе.

В работе классифицированы упражнения конструктивного характера, подробно рассмотрены некоторые из них. Был разработан комплекс заданий, которые учитель может использовать в своей работе при изучении элементов геометрии с младшими школьниками. 

Экспериментально была проверена эффективность использования  предлагаемых упражнений в процессе обучения младших школьников. В ходе педагогического эксперимента доказано, что данная методика позволяет не только повысить уровень геометрических знаний  детей, интерес к предмету, но и способствует развитию творческих способностей младших школьников.

Таким образом, все поставленные задачи исследования решены, цель исследования достигнута.

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Автономова, Т. В. Основные понятия и методы школьного курса геометрии: Книга для учителя / Т.В. Автономова, Б. И. Аргунов – М.: Просвещение. – 1988г. – 127с.  
  2. Александров, А. Д. Геометрия / А.Д.Александров, А.Л.Вернар, В.И. Рыжик. – М.: Просвещение, – 1991.
  3. Андреев,В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества. Монография. / В.И.Андреев – Изд-во Казанского ун-та, – 1988.
  4. Атанасян, Л.С. Геометрия / Л.С. Атанасян, В.Т. Базылев. – М.: Просвещение, – 1998.
  5. Афонькин, С.Ю. Всё об оригами. [Справочник] / С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина. – СПб: «Кристалл». –  М: Оникс. –  2005.
  6. Бантова, М.А. Методика преподавания математики в начальных классах. / Под ред. Бантовой. Учеб.пособие для учащихся школьных отделений пед.училищ. Изд. 2-е, перераб. и доп.
  7. Бантова, М.А., Методика преподавания математики в начальных классах /М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова. – М.: Просвещение, – 1984.
  8. Белошистая, А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций: [учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. «Педагогика и методика начального образования»] / А.В. Белошистая. – М: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. – 455 с.: ил. – (Вузовское образование)
  9. Бердяев, Н.А. Философия творчества, культуры  и искусства. В   2-х т.т./ Н.А. Бердяев – М.: Политиздат. – 1994.
  10. Вахтеров, В.П. Избранные педагогические сочинения / Сост. Л.Н. Литвин, Н.Т. Бритаева – М.: Педагогика, 1987
  11. Волкова, И.С. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики./ И.С.Волкова, Н.Н. Столярова //Начальная школа. –  1993. – №7.
  12. Выгонов, В.В. Практикум по трудовому обучению:[учеб. пособие для студ.] / В.В.Выгонов. – М.: Академия. – 1999. – 256с.
  13. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6т./Л.С.Выготский. – М.: 1984. – Т.4.
  14. Гагарин Б.Г. Конструирование из бумаги / Б.Г.Гагарин. Ташкент. – 1988.
  15. Геронимус, Т. Урок труда в начальных классах./Т.Геронимус. // Народное образование. – 2003. – №8. С. 140-142.
  16. Глейзер, Г.И. История математики в школе: IV-VI классы. [Пособие для учителей ] / Г.И.Глейзер. – М.: Просвещение. – 1981 .
  17. Истомина Н. Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах./ Н. Б.Истомина – М.: Просвещение. – 1985.
  18. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011
  19. Колягин, Ю.М. Наглядная геометрия ее роль и место, история возникновения./Ю.М.Колягин, О.В. Тарасова. //Начальная школа. – 2010. –№4 
  20. Коннова В. А. Задания творческого характера на уроках математики./ В.А.Коннова. //Начальная школа. 2005 - №12 - с. 55.
  21. Корчан, Н.Г. Основные тенденции технологического образования в начальной школе/ Н.Г. Корчан //Начальная школа – 2005. – №3 – с.115-119.
  22. Кругликов, Г.И. Вовлечение в творчество – путь к успеху в обучении технологии./Г.И. Кругликов// Школа и производство – 2002 . – № 3. – с.10-11.
  23. Крылова, Н.Б. Эстетический потенциал культуры./ Н.Б.Крылова. – М.: Прометей. – 2000.
  24. Кудрякова, Л.А. Изучаем геометрию./Л.А.Кудрякова. //Начальная школа. - 2001. - №2
  25. Лаптев, Б.Л. Н.И.Лобачевский и его геометрия./ Б.Л. Лаптев. – М.: Просвещение. – 2006. – 112с.
  26. Левина М. 365 весёлых уроков труда/ М.Левина, Е.А.Беляков. – М.: Рольф, Айрис пресс. –  2009. – 256с
  27. Лиштван, З.В. Конструирование./ З.В. Лиштван. – М.: Просвещение. – 2007.
  28. Лутцева, Е.А. Технология: Ступеньки к мастерству: [Программа для 1-4 классов общеобразовательных учреждений]./ Е.А.Лутцева. – М.: Вентана-Графф. –  2008. – 32с.
  29. Маклаева, Э.В. Развитие пространственных представлений в начальном курсе математики: [учебно-методическое пособие./АГПИ им. А.П.Гайдара]./ Э.В. Маклаева – Арзамас: АГПИ – 2006. – 80 с.
  30. Межиева, М.В. Развитие творческих способностей у детей 9 – 12 лет./ М.В. Межиева. – Ярославль: Академия развития. – 2002.
  31. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию// под ред. Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой. –  М.: Просвещение. – 1979 г.
  32. Моро, М.И. Методика обучения математике в 1-3 классах. [Пособие для учителей]./ М.И.Моро, А.М. Пышкало.  – М: Просвещение. – 1975. – 304с.
  33. Пазушко Ж. И. Развивающая геометрия в начальной школе./ Ж.И.Пазушко. //Начальная школа. - 2009. - №1.
  34. Панчишина, В.А. Геометрия (часть 2): [учебное пособие]/ В.А. Панчишина, Э.Г. Гельфман, В.Н. Ксенева, Н.Б. Лобаненко. – Томск: Изд-во Томского ун-та. – 2007 – 231 с.
  35. Планируемые результаты начального общего образования/ Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.- (Стандарты второго поколения)
  36. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / Сост. Е.С. Савинов. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения)
  37. Парамонова, Л.А. Роль конструктивных задач в формировании умственной активности детей: старший дошкольный возраст./ Л.А. Парамонова, Г.В. Урадовских // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 9.
  38. Педагогическая энциклопедия, Т.II. М, 1965.
  39. Педагогическая энциклопедия. T.I. M., 1964.
  40. Перова, М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста:[Пособие для учителя]./ М.Н.Перова. – 2-е изд.,прераб. – 144с.:ил.
  41. Пономарев, Я.А. Психология творения./ Я.А. Пономарев. – М.: Моск. психолого-социал. Ин-т: Воронеж. – 2009.
  42. Программно-методические материалы. Математика. Начальная школа / Сост. И.А.Петрова, Е.О.Яременко. – 3-е изд.,перераб. – М: Дрофа. – 2000. – 192 с.
  43. Проекты «Обязательного минимума содержания образования» и «Требований к уровню подготовки выпускников» по технологии в начальной, основной и средней (полной) школе // Школа и производство. – 2002. – № 1. – с.9-13
  44. Родина, Т.В. Возможности предмета Технология в раскрытии и реализации творческого потенциала у младших школьников.// Работа с одаренными детьми в системе образовательного права России: решающий аспект.//Т.В. Родина. – АГПИ – Арзамас. – 2007 – с. 181-183.
  45. Рыбников, К.А. Возникновение и развитие математической науки./ К.А.Рыбников – М.: Просвещение. – 1987. – 157 с.
  46. Рындак, В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия): [Монография]./ В.Г. Рындак – М.: Педагогический вестник. – 1997.
  47. Савенков,А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства./ А.И. Савенков. – М.: Пед. общество России. – 1999.
  48. Свечников, А.А. Путешествие в историю математики или как люди научились считать./ А.А.Свечников. – М.: Просвещение. – 1995.
  49. Сержантова, Т.Б. Оригами для всей семьи./ Т.Б. Сержантова. – Издательство: Айрис-Пресс, 2007. – 200 с.
  50. Сержантова, Т.Б. 365 моделей оригами./ Т.Б. Сержантова. – Издательство: Айрис-Пресс, 2007. – 192 с.
  51. Стойлова, Л.П. Математика: [Учебник для студ. высш. пед. заведений]./ Л.М. Стойлова – М.: Издательский центр «Академия». – 2007. – 424 с.
  52. Сутягина, В.И. Функции геометрии в  начальном обучении математики./ В.И. Сутягина.// Начальная школа. – 2002 - №11 – С.31
  53. Трудовое обучение в начальных классах. [Пособие для учителя].//Сост. Майорова И.Г., Романина, Д.М., Тарнопольский Д.М., Гухонова А.М. – М.: Просвещение 1978 – 270с.: с ил.
  54. Хотунцев Ю.Л. Развитие творческих способностей учащихся в образовательной области «Технология»: [Методические рекомендации для учителей и студентов факультетов технологии и предпринимательства]. Ю.Л. Хотунцев, О.А.Кожина.
  55. Шадриков, В.Д. Философия образования и образовательные политики./ В.Д. Шадриков. – М.: Просвещение. – 1993.
  56. Шадриков, В.Д. Деятельность и способности./ В.Д. Шадриков. – М.: просвещение. – 1994.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Тест креативности Торранса

Краткий тест. Фигурная форма.

Сокращенный вариант изобразительной (фигурной) батареи теста креативности П. Торранса представляет собой задание «Закончи рисунок».

Тест может быть использован  для исследования творческой одаренности  детей, начиная с дошкольного  возраста (5–6 лет) и до выпускных  классов школы (17–18 лет). Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним. Если дети не умеют писать или пишут очень медленно, экспериментатор или его ассистенты должны помочь им подписать рисунки. При этом необходимо в точности следовать замыслу ребенка.

Время выполнения теста – 10 минут. Вместе с подготовкой, чтением инструкций, раздачей листов и т. д. для тестирования необходимо отвести 15–20 минут.

Прежде чем раздавать  листы с заданиями, экспериментатор  должен объяснить детям, что они будут делать, вызвать у них интерес к заданиям и создать мотивацию к их выполнению. Для этого можно использовать следующий текст, допускающий различные модификации в зависимости от конкретных условий:

«Ребята! Мне кажется, что вы получите большое удовольствие от предстоящей вам работы. Эта работа поможет нам узнать, насколько хорошо вы умеете выдумывать новое и решать разные проблемы. Вам потребуется все ваше воображение и умение думать. Я надеюсь, что вы дадите простор своему воображению и вам это понравится».

Если фигурный тест требуется  провести повторно, то объяснить это  учащимся можно следующим образом: «Мы хотим узнать, как изменились ваши способности придумывать новое, ваше воображение и умение решать проблемы. Вы знаете, что мы измеряем свой рост и вес через определенные промежутки времени, чтобы узнать, насколько мы выросли и поправились. То же самое мы делаем, чтобы узнать, как изменились ваши способности. Очень важно, чтобы это было точное измерение, поэтому постарайтесь показать все, на что вы способны».

Инструкции  к тестовым заданиям. После предварительной инструкции следует раздать листы с заданиями и проследить, чтобы каждый испытуемый указал фамилию, имя и дату в соответствующей графе. Дошкольникам и младшим школьникам нужно помочь в указании этих сведений. В этом случае будет лучше, если вы внесете данные заранее и раздадите детям листы с уже заполненными графами.

После этих приготовлений  можно приступить к чтению следующей  инструкции: «Вам предстоит выполнить увлекательные задания. Все они потребуют от вас воображения, чтобы придумать новые идеи и скомбинировать их различным образом. При выполнении каждого задания старайтесь придумать что-то новое и необычное, чего никто больше из вашей группы (класса) не сможет придумать. Постарайтесь затем дополнить и достроить вашу идею так, чтобы получился интереснейший рассказ-картинка.

Информация о работе Использование приема конструирования для развития творческих способностей младших школьников в процессе изучения элементов геометрии