Использование приема конструирования для развития творческих способностей младших школьников в процессе изучения элементов геометрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 14:54, дипломная работа

Описание

Цель исследования состоит в определении возможностей использования приема конструирования для развития творческих способностей младших школьников в процессе изучения элементов геометрии.
Объект исследования – процесс обучения математике в начальной школе. Предмет исследования – содержание и методические особенности использования конструирования для развития творческих способностей младших школьников в процессе изучения элементов геометрии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы изучения элементов геометрии
в начальной школе………………………………………………………………………7
1.1. Из истории возникновения и развития геометрии………………………..7
1.2. Аксиоматическое построение геометрии………………………………....14
1.3. Система геометрических понятий, определяющих методику
формирования геометрических представлений у младших школьников……17
Выводы по главе 1……………………………………………………………………...23

Глава 2. Методические аспекты использования приема конструирования
для развития творческих способностей младших школьников в процессе
изучения элементарной геометрии……………………………………………………24
2.1. Понятие конструктивной деятельности, виды конструирования……….24
2.2. Характеристика процесса развития творческих способностей
младших школьников...........................................................................................32
2.3. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей младших школьников в процессе изучения элементов геометрии……………………………..………………………………………….39
Выводы по главе 2…………………………………………………………...................51

Заключение……………………………………………………………………………...52

Литература………………………………………………………………………………53

Приложение…………………………………………………………………………….58

Работа состоит из  1 файл

ТОРОПКИНА.doc

— 582.50 Кб (Скачать документ)

Термин «конструирование»  означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов, от латинского слова constructio - построение.

Под детским конструированием принято понимать разнообразные  постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно и изобразительной деятельностью и игрой - в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки - для игры, поделки - для украшения елки, для подарка маме и т. д.), поэтому должны соответствовать своему назначению [32].

Конструктивная деятельность - это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.

Конструирование является довольно сложным видом деятельности для детей. В ней мы находим  связь с художественной, конструктивно-технической деятельностью взрослых.

Конструирование относится  к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение  определенного продукта.

Выделяются два типа конструирования: техническое и  художественное.

К техническому типу конструкторской  деятельности относятся: конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы); конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления.

К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги, картона, природного материала.

Детское конструирование  имеет следующие формы:

  • Конструирование по образцу
  • Конструирование по модели
  • Конструирование по условиям
  • Конструирование по простейшим чертежам и схемам
  • Конструирование по замыслу
  • Конструирование по теме
  • Каркасное конструирование

Каждая из этих форм обучения конструированию может оказывать  развивающее влияние на те или  иные способности детей при определенных условиях, то есть наполнение новым  развивающим содержанием каждой формы обучения с учетом специфики вида конструирования (из деталей конструкторов, из бумаги и др.); обеспечение взаимосвязи всех форм обучения.

Можно выделить несколько  видов конструирования из различных  материалов:

1.Конструирование из  природных материалов

2.Конструирование из  глины и пластилина

3.Конструирование из  папье-маше

4.Конструирование из  ткани других текстильных материалов

5.Конструирование из  бумаги и картона

Конструирование из природных  материалов

Программа трудового  обучения предполагает использование растительных природных материалов. К ним относятся шишки, желуди, орехи, гибкие ветки, солома, кора, сухие плоды, семена, листья деревьев и т.д. Особенности поделок из этого материала в том, что используется его естественная форма. Качество и выразительность достигается умением подметить в природном материале сходства с предметами действительности, усилить это сходство и выразительность дополнительной обработкой с помощью инструментов.

Использование природных  материалов позволяет решать ряд  общих учебных задач, поставленных программой и связанных в первую очередь с развитием основ конструкторских (технических и художественных) умений и способностей детей. Работая с природным материалом, дети учатся подходить к изделию как к конструкции, состоящей из определенного количества деталей различных размеров, соединенных установленным способом и собранных в определенной последовательности с помощью инструментов и приспособлений [54].

Окружающая нас природа  радует обилием форм и цвета. Каждое время года богато своими природными дарами: от красивых зеленых травинок и цветочных лепестков до богатых плодов осени и сухих, на первый взгляд, неприметных растений, которые мы считаем сорняками. Природа богата материалом, который дети могут использовать в игре. Ценность таких игр состоит в том, что ребенок черпает вдохновение непосредственно из природы и создает неповторимые вещи, радующие глаз своей красотой. В природных материалах ребята видят красоту и согласованность форм, гармонию, кроме того, они узнают характерные особенности материалов: запах, цвет, форму, строение. В дальнейшем, имея определённый опыт, они способны ответить на разнообразные вопросы: что бывает твердым, сочным, мягким? Что растет на соснах и елках? Какие деревья бывают лиственными и хвойными? Что растет на лугу, в поле? Что бывает большим и маленьким, закругленным и острым? У детей не только обогащается словарный запас, но и развивается аналитическое мышление: они стремятся соотнести с увиденным свои поделки, дать им образные названия. Практически нет такого природного материала (за исключением ядовитых растений), который нельзя было бы использовать для поделок, нет и установленных правил, как его использовать.

Конструирование из глины  и пластилина

Глина и пластилин служат основным пластическими материалами в начальных классах. Они обладают свойствами легко поддаваться механическому воздействию и сохранять приданную им форму. Глина – это природный материал, который встречается повсеместно. Глины различаются по цвету (белые, красные, голубые, желтые и др.) и по составу (тощие и жирные). Пластилин – искусственный пластический материал, который широко применяется для лепки. Основа пластилина – белая глина, в которую добавляют глицерин, вазелин или другое несохнущее вещество. Работа с глиной и пластилином часто проводится в сочетании с природными материалами.[54]

Уроки лепки способствуют формированию таких качеств личности, которые являются для человека не какими-то специфическими (необходимыми только для этой и подобной работы), а общезначимыми. Эти занятия развивают умственные способности учащихся, расширяют их художественный и политехнический кругозор, формируют нравственные представления и содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру. Особое внимание уделяется декоративно-прикладному искусству. Дети с удовольствием лепят декоративные игрушки по мотивам народных образцов, посуду, настенные рельефы, декоративные маски, знакомятся с народными промыслами. Кроме того, все эти изделия очень отчетливо тяготеют к настоящему декоративно-прикладному искусству, связаны с жизнью. 

Конструирование из папье-маше

Папье-маше – техника  изготовления изделия из пропитанной  клейстером бумаги. Способом папье-маше многие объемные учебные пособия  по природоведению, математике, рисованию, разнообразные макеты, бутафорию для спектаклей, головки для кукольного театра, предметы народного быта. В начальных классах изделия из папье-маше обычно изготавливают способом выклейки формы, сделанной из глины, или пластилина кусочками бумаги, пропитанной клейстером.[54]

Конструирование из ткани других текстильных материалов

По сравнению с обработкой других материалов работа с текстильными изделиями имеет свои особенности. Работа с тканью позволяет осуществлять на практике межпредметные связи. Так, учащиеся значительно расширяют свой кругозор, словарный запас, знакомясь с названиями инструментов, материалов, трудовых процессов. Изготовление выкроек способствует упражнениям в вычислениях, в сопоставлении и отработке понятий «больше», «меньше», «уже», «короче», «длиннее». При изготовлении изделий по выкройке и обработке деталей, представляющих собой различные геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, окружности) закрепляется геометрический материал, изученный на уроках математики. При снятии мерок учащиеся имеют дело с цифрами. Они сопоставляют полученные данные с размерами ткани, выполняют различные расчеты. Уроки рукоделия также взаимосвязаны с уроками рисования. Дети приучаются подбирать цвета ниток для вышивания, узнают, что в зависимости от особенности изделия, его конструкции и назначения подбираются ткани соответствующего качества и цвета. Кроме того, большое значение имеет подбор узора для вышивания, умение красиво выполнять отделку изделия. Практические упражнения в обработке текстильных материалов развивают глазомер. Качество работы при этом во многом зависит от точности и аккуратности, соблюдаемых при составлении выкройки, при разметке, резании, сшивании и других операциях. Обработка текстильных материалов по сравнению с другими требует более кропотливого и упорного труда.

Работа по шитью и  вышиванию, плетению привлекает детей  своими результатами. Сколько радости  получают младшие школьники от сделанной  своими руками закладки, салфетки! Не меньшее  удовольствие доставляет изготовление подарков для родителей, друзей, малышей. Перечень практических работ включает изделия, которые по их назначению можно сгруппировать следующим образом: хозяйственно-бытовые, учебные, игровые сувениры и подарки.

Конструирование из бумаги и картона

Для младших школьников самый доступный и легко поддающийся обработке материал - бумага. Работа с бумагой - это работа с материалом, имеющим свое лицо, обладающим конструктивными и пластическими свойствами. Изготовление красочных поделок из бумаги приемами многократного складывания, сгибания и склеивания - увлекательное занятие для детей. Конструируя из цветной бумаги, дети создают модели предметов и объектов действительности, отображая характерные их признаки в обобщенном виде, выделяя наиболее яркие и привлекательные детали. Такая деятельность имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умении бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, стремиться к получению положительного результата. Изготовление изделий из бумаги способствует развитию мышц кистей рук, совершенствует глазомер у ребенка, подготавливает его к выработке навыков письма.

Существует разная техника  работы с бумагой: сминание, разрывание, разрезание, сгибание. Последние две являются более сложными и одновременно более распространенными в педагогической практике, и начиная с пяти лет дети успешно овладевают ими.

А такую технику конструирования, как  сминание и разрывание бумаги, можно давать гораздо раньше — в три-четыре года. Однако дети с удовольствием используют эту технику и в дальнейшей более сложной деятельности, создавая отдельные элементы поделки — бантик у клоуна, куклы; цветы в корзине; опушка шубы у снежной королевы и т.п.

Техника получения поделок  из бумаги путем ее многократного сгибания в разных направлениях пришла к нам из Японии. Называется она оригами (ори — сгибать, гами — бумага). И в настоящее время в Японии оригами продолжает культивироваться как выражение любви к родственникам, друзьям, близким. Изящное бумажное изделие — лучший подарок.

В других странах, в том  числе и в нашей, оригами не имеет такого символического значения, а используется для создания разных поделок из бумаги как средство отражения окружающего мира и выражения отношения к нему.

Близка к этой технике и другая, также пришедшая к нам из Японии, —киригами. Она включает в себя складывание бумаги и вырезание ее в разных направлениях. Так создаются различные фигурки животных, забавных человечков, разные снежинки, цветы и т.п. Техника оригами и киригами отличается большой трудоемкостью, она требует многократно повторяющихся действий и строгого соблюдения определенного их порядка.

Бумажная скульптура — еще одна из разновидностей техники конструирования из бумаги — заключается в создании огромного разнообразия поделок (по тематике, по конструкции) путем комбинирования разных бумажных форм, которые делают сами дети. [36]

Учащиеся знакомятся с обработкой бумаги и картона, резанием, сгибанием, прокалыванием, пробиванием; с соединением деталей из бумаги и картона с помощью клея, ниток, проволоки, путем переплетения, щелевым замком. Дети узнают на практике, что во влажном состоянии бумаге и картону можно придать любую форму, при высыхании эта форма сохраняется.[36]

Для конструирования  из бумаги и картона нужны простейшие инструменты и приспособления: линейка, угольник, цветные и простые карандаши, шаблоны, трафареты, ножницы, иглы, шило, кисточки для клея.[54]

Ребенок самостоятельно открывает новые способы и  формы сгибания для полученного  нужного элемента. При этом ярко проявляется фантазия ребенка, поскольку он создает все новые и новые комбинации и порой сам удивляется тому, что у него получилось из первоначальной затеи. Дети могут очень долго заниматься этим видом поделок, не желая признавать, что работа закончена, поскольку у них постоянно рождаются новые идеи.

Каждый вид конструирования  имеет свою специфику, связанную  с особенностями материала, из которого дети создают конструкции. Учет этой специфики позволяет, во-первых, разработать развивающие технологии обучения детей для каждого вида конструирования, во-вторых, на основе этого определить сущностные их взаимосвязи с целью создания целостной системы, формирования творческого конструирования.[38]

При обучении детей конструированию  развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.

Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе - умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т.д.) и работать дружно, не мешая друг другу.

Информация о работе Использование приема конструирования для развития творческих способностей младших школьников в процессе изучения элементов геометрии