Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 00:41, курсовая работа
Мышление, память, внимание, воображение – все это психофизиологические мыслительные процессы. Их хорошее развитие зависит от того, что и как делал человек для их развития в самом начальном этапе своей жизни. Этот этап называется школа, а именно начальные классы. Так как именно там человек получает самые важные и нужные знания, которые использует на протяжении всей своей жизни.
Введение_____________________________________________________3-4
1.глава. Влияние приема моделирования на развитие мышления у младших школьников__________________________________________5-26
1.1 Смысл понятия «мышления»_______________________________ 5-9
1.2 Виды мышления__________________________________________9-10
1.3 Развитие мышления в процессе обучения_____________________10-20
1.4 Моделирование как средство развития мышления_____________20-26
2.глава. Приемы моделирования при формировании вычислительных навыков в теме сложение и вычитание пределах 100_______________27-44
2.1 Методика сложения и вычитания в пределах 100_________________27-29
2.2. Примеры использования различных приемов моделирования при формировании вычислительных навыков в теме сложение и вычитание в пределах 100__________________________________________________29-44
Заключение_____________________________________________________45
Список литературы
1.4 Моделирование
как средство развития
Моделирование – это процесс построения моделей, а также изучения
на них соответствующих явлений, процессов, систем объектов (оригиналов). Он заключается в том, что для исследования какого-либо явления или объекта выбирается или строится другой объект (модель), в каком-то отношении подобный исследуемому. Построенный или выбранный объект изучают, с его помощью решают исследовательские задачи, а затем результаты решения этих задач переносят на первоначальное явление или объект.(14;33)
Пример. Метод моделирования во многих науках является средством, позволяющим устанавливать более глубокие и сложные взаимосвязи между теорией и опытом и способным заменить эксперимент. ( 10, 89)
Целый ряд исследований вообще невозможен без моделирования потому, что:
а) эксперименты могут
проводиться лишь на ныне существующих
объектах, так как невозможно распространить
эксперимент в область
б) вмешательство в некоторые системы иногда имеет такой характер, что невозможно установить причины появившихся изменений (вследствие вмешательства или по другим причинам);
в) некоторые теоретически возможные эксперименты неосуществимы вследствие низкого уровня развития экспериментальной техники или ее высокой стоимости;
г) большую группу экспериментов, связанных с человеком, следует отклонить по морально этическим соображениям.
Однако моделирование находит широкое применение не только из-за того, что может заменить эксперимент. Оно имеет большое самостоятельное значение и свои преимущества:
1. С помощью метода
моделирования на одном
разработать целый ряд различных моделей, по-разному интерпретировать
исследуемое явление и выбрать наиболее плодотворную из них для теоретического истолкования.
2. В процессе построения
модели можно сделать
3. В случае сложных
моделей можно применять
4. Существует возможность
проведения модельных
что среди большого
многообразия моделей выделяется особый
класс математических моделей.(17;77).
Математической моделью достаточно сложного оригинала служит система уравнений (и неравенств) в самом широком понимании. Они могут содержать обыкновенные дифференциальные уравнения, уравнения в частных производных, интегральные уравнения, алгебраические и трансцендентные уравнения (и неравенства), набор вероятностно-статистических данных и т.д. К математическим моделям можно отнести и программы, составленные для компьютеров, которые отражают (моделируют) определенные процессы, описанные средствами математики, положенными в основу алгоритмов. Построение модели, адекватно отражающей объект, – дело непростое, требующее специальных знаний и хорошей математической подготовки.
Метод математического моделирования сводит исследование внешнего мира к математическим задачам. Процесс математического моделирования
состоит из четырех этапов:
1) формализации, т.е. перехода от реальной практической задачи (исследуемой ситуации) к построению адекватной математической модели и формулировке на ее основе абстрактной математической задачи;
2) решения задачи путем преобразования модели (проведение математического исследования), т.е. получение в результате анализа в исследования модели выходных данных (теоретических сведений);
3) интерпретации полученного результата, когда решение формальной математической задачи исследуется на предмет его соответствия с исходной ситуацией, истолковывается в терминах исходной ситуации и применяется к ней;
4) модернизации модели, т.е. построение новой, более совершенной модели в связи с накоплением данных об изучаемом объекте или процессе.
Но это чаще всего относится к более высоким математическим материям. (2; 121 -122)
Наша задача –
рассмотреть метод
Использование моделирования
имеет два аспекта. Во-первых, моделирование
является тем содержанием, которое
должно быть усвоено учащимися в
результате обучения, тем методом
познания, которым они должны овладеть.
Во-вторых, моделирование является
тем учебным действием и
На самом деле это просто – это истина
Необходимо овладение младшими школьниками методом моделирования
Во-первых, это способствует формированию диалектико-материалистического мировоззрения.
Для того чтобы «вооружить» учащихся моделированием как способом познания, учителю недостаточно лишь демонстрировать им разные научные модели и показывать процесс моделирования отдельных явлений. Нужно, чтобы школьники сами строили модели, сами изучали какие-либо объекты, явления с помощью моделирования. Когда учащиеся, решая практическую математическую (сюжетную) или физическую, химическую задачу, понимают, что она представляет собой знаковую модель некоторой реальной ситуации, составляют последовательность различных ее моделей, затем изучают (решают) эти модели и, наконец, переводят полученное решение на язык исходной задачи, то тем самым школьники овладевают методом моделирования.(4, 65) Метод моделирования – это сложное, интегративное образование. Согласно классификации дидактических
методов Н.Г. Казанского и Т.С. Назаровой, метод моделирования имеет трехкомпонентную структуру (см. схему).Таким образом, в структуре метода
моделирования внешняя сторона – это конкретная форма взаимодействия
учителя и учащихся; внутренняя сторона – это совокупность общеучебных
приемов (анализа, синтеза, обобщения и т.д.) и способов учебной работы; технологическая сторона – это совокупность специфических приемов данного метода (предварительный анализ, построение модели, работа с ней, перенос информации с модели на искомый объект – оригинал).(16,235)
Решая общую учебную задачу по овладению младшими школьниками методом моделирования, мы определили следующие этапы обучения искомому методу.
1. Подготовительный этап – формирование приемов внутренней стороны
метода моделирования в единстве с внешней стороной.
2. Основной этап – формирование приемов технологической стороны
метода моделирования в единстве с внутренней и внешней сторонами. Основные моменты отражены в схеме ( 10; 181-182)
Судя по схеме, можно говорить, что метод моделирования может проявляться во всех формах , иметь различные приемы и проявлять во всех сферах умственной деятельности.
Таким образом, можно
сделать вывод, что моделирование
в математике играет одну из важнейших
ролей в математической деятельности
и в общей жизнедеятельности
ученика. Так как не только помогает
ученику овладеть тем или иным
математическим материалом, но и развивает
все сферы мышления, а именно абстрактного,
конкретно-действенного и конкретно-образного.
2.глава. Приемы моделирования при формировании вычислительных навыков в пределах 100
2.1 Методика сложения и вычитания в пределах 100
Рассмотрим методические
особенности формирования умений складывать
и вычитать числа в пределах 100,
которые нашли отражение в
учебниках математики 1 класса, 1-2
части у М.И. Моро М.А Бантовой и Г.В.Бельтюковой.
40+20=