Использование приемов моделирования при формировании вычислительного навыка как средство рзвития мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 00:41, курсовая работа

Описание

Мышление, память, внимание, воображение – все это психофизиологические мыслительные процессы. Их хорошее развитие зависит от того, что и как делал человек для их развития в самом начальном этапе своей жизни. Этот этап называется школа, а именно начальные классы. Так как именно там человек получает самые важные и нужные знания, которые использует на протяжении всей своей жизни.

Содержание

Введение_____________________________________________________3-4
1.глава. Влияние приема моделирования на развитие мышления у младших школьников__________________________________________5-26
1.1 Смысл понятия «мышления»_______________________________ 5-9
1.2 Виды мышления__________________________________________9-10
1.3 Развитие мышления в процессе обучения_____________________10-20
1.4 Моделирование как средство развития мышления_____________20-26
2.глава. Приемы моделирования при формировании вычислительных навыков в теме сложение и вычитание пределах 100_______________27-44
2.1 Методика сложения и вычитания в пределах 100_________________27-29
2.2. Примеры использования различных приемов моделирования при формировании вычислительных навыков в теме сложение и вычитание в пределах 100__________________________________________________29-44
Заключение_____________________________________________________45
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 166.64 Кб (Скачать документ)

2.2. Примеры использования различных приемов моделирования при формировании вычислительных навыков в теме сложение и вычитание в пределах 100                                                                                                                                       У М.И Моро даются приемы моделирования при формировании вычислительных навыков в теме сложения и вычитания в пределах 100, основанные на применении  палочек, пучков палочек. Примеры заданий

 

30+5=35       10+2=12          3=20=

35-5=30            - ии=                -      =

35-30=5            -      =              -      =

2)(11;6)

Десятки Единицы

+35    - 59     -  59                                                                                                                                                24        24       35

3) Вычисли устно с объяснением. Используй следующий рисунок:

                                                                                      38-6=

                38-20=     

    4)Правильно ли Катя  составила выражение  по рисунку ?  Если нет, исправь

         

          64-3=61

                                                                                                                                                               Объясни ошибку, допущенную  Катей.

  1. Составь выражения по рисунку и вычисли их.                                                           1.

          

         2. 

          

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Благодаря использованию таких приемов моделирования не только формируются вычислительные навыки, но и ученики  лучше усваивают разрядный состав чисел, потому что дети сопоставляют модели  и числа, выстраивают соответствия. Таким образом, у детей развивается и конкретно – действенное , конкретно –образное и абстрактное мышление.                                                          В 1 классе в учебнике Н. Б. Истоминой даются другие приемы моделирования, основанные на использовании треугольников. Заданий гораздо больше, чем у М.И. Моро. Некоторые примеры заданий:

  1. Посмотри рисунок, что нужно сделать, чтоб получились следующие числа: 40; 45; 60. Ответ обоснуй.  Запиши получившиеся равенства.                                                                                                                                                                      

     

  1. Посмотри рисунок. Что нужно сделать  для того,  чтобы получились следующие  числа: 25; 19; 9?Обоснуй свой ответ. Запиши получившиеся равенства.
 
 
 
  1. Запиши верные равенства, используя рисунок.(8; 137)

       

     
     

    Маша записала такие равенства:                                                                                                             30+0=39; 9+30 =39.                                                                                                        Миша –  такие:                                                                                                                                             39-9=30, 39-30=9.                                                                                                       Объясни, как рассуждали Миша и Маша

  1. Расскажи, что обозначают выражения.(8;143)

 

45+4                                                                                                                                                           49-4                                                                                                                                                    49-45

5 )   Уменьши число 58 1) на 1; 2) на 2 3) на 3; 4) на 6(8;396)                

 

 

Запиши ответ равенствами.                                                                                                      Наблюдай, какая цифра изменится  в записи числа 58.                                                                                    Какие другие числа можно вычесть из числа58, чтобы в его записи изменилась только цифра в разряде единиц?(8; 156)

6 ) Увеличь число 40: 1) на 2 дес.; 2) на 3 дес.; 3) на 5 дес.(8; 130)

      

7) Запиши равенства Что изменилось? Запиши ответы равенствами.(8; 132)

1. 

 

                                                                                                                                                       

2.      

   

 

 

 
 
 

3.

 
 

 

 
 
 

 
 

8) Что изменилось? Запиши ответы равенствами.

    1. 

 

 
 

2. 

 

 
 
 
 
 

9) Подходит ли выражения рисункам. Если выражения неверные, исправь, напиши правильно вычисли его.

  1. 20+2

                                               

  1. 14 +31

 
 
 

10)Рассмотри рисунки. Что изменилось? Какое действие соответствует изменению? Запиши получившиеся равенства:

   1. 

 

2.

 

 

 
 

3. 

 

11) Подходит ли равенство рисунку,  если нет, исправь его.                                           36-9 = 27

 

12) Посмотри рисунки. Назови, что не хватает в рисунках, чтоб  соответствующие равенства стали верными. Объясни свой ответ.

  1. 22 +13=35
 

   

              

 
 

  1. 60 -9 =51

 

 

 
 

  1. 40+30=70
 

 

 
 

13) Соотнеси равенства с рисунками, так чтоб получившиеся пары были верными. Ответ обоснуй.                                                                                                    1.22+5=27                                                                                                                          2. 35-3 =32                                                                                                                             3. 16+3=19

       1.

 

    2.

 

3.

 

 

14)  Выбери выражения, соответствующие рисунку, и объясни, что они обозначают.(8; 133)                                                                                                                                   50+20     50+10      40+20     60-40                                                                                                     20+40      70-50      60- 20     40-20

 
 

15) Пользуясь рисунком, найди значения выражений (8; 159 ):

1.                                                                                                                                                                                                                            

      

2.                                                  

 

3. 

 
 

16) Выбери рисунок, который поможет тебе найти значение каждого выражения:

49-4                              29-2                     33+4                                                                                 27+2                             37-4                      45+4                                                                          29-27                            49-45                     37-33

1.

 
 
 

2.

 

3.

 

Такие приемы моделирования, как у  Истоминой Н.Б. помогают ученикам легко представить числа и действия над ними , поэтому у детей хорошо  развивается конкретно –действенное , конкретно –образное и абстрактное мышление. В 1 классе таких заданий очень много, зато в 2, 3, 4 классах почти нет заданий с использование этих приемов моделирования.                                                                                                                            

Таким образом, мы рассмотрели главные аспекты методики  сложения вычитания в пределах 100. У Моро М. И. и Истоминой Н.Б. эти аспекты немного отличаются, но принцип приемов моделирования фактически одинаков. У Моро М.И – сложение вычитание десятков в виде пучков, в котором 10 палочек и единицы – в виде отдельных палочек, у Истоминой Н.Б. – в виде треугольников и кружков. В итоге, мы пришли к выводу, что моделирование при формировании вычислительных навыков в теме сложение и вычитание в пределах 100 оказывает значительное влияние на развитие всех видов мышления, так задействованы все мыслительные операции.  Ребенку легче и быстрей представлять числа и выполнять необходимые вычисления. Работать на уроке достаточно интересно и нет особых трудностей в понимании данного материала

                                                                
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                           
 
 
 
 

                                                              Заключение

В нашей курсовой работе мы акцентировали свое внимание на том, как влияет математика на развитие мыслительного психофизиологического процесса.

Информация о работе Использование приемов моделирования при формировании вычислительного навыка как средство рзвития мышления