Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 19:02, реферат
Цель исследования: выявить специфику использования метода проектов в системе обучения школьников физической культуре.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой в исследовании ставились следующие задачи:
• изучить проектный метод в системе физического развития и воспитания школьников;
• разработать проект и апробировать его в системе физического воспитания детей старшего школьного возраста;
Введе-ние……….……………………………………..…………………….….…...... 1. Метод проектного обучения……….........….……………………........……...5
1.1.Исторические предпосылки развития технологии проектного обуче-ния…5
1.2.Понятие проектного обучения. Основные требования к учебному проекту.
Виды проек-тов…………………………………………………………...........6
1.3.Проектная технология в шко-ле………..……………………………………10
2. Методика использования проектной технологии на уроках физической
культу-ры……………………………………………………………………...14
2.1. Проектная технология на уроках физкульту-ры……………………….…...14
2.2. Использование проектных технологий на уроках физической
культу-ры……………………………………………………………………..17
2.3. Требования к использованию проектной технологии на урок физи-ческой
культу-ры……….…………………………………...………………...……...20 Заключе-ние…...……………………………………………...……..……………….23 Список используемой литерату-ры……………...………...………………..…..…25
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: Использование проектной технологии в преподавании физической культуры
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……….……………………………………..……
1.1.Исторические предпосылки развития технологии проектного обучения…5
1.2.Понятие проектного обучения. Основные требования к учебному проекту.
Виды проектов…………………………………………………………
1.3.Проектная технология в школе………..……………………………………10
2. Методика использования проектной технологии на уроках физической
культуры…………………………………………………………
2.1. Проектная технология на уроках физкультуры……………………….…...14
2.2. Использование проектных технологий на уроках физической
культуры…………………………………………………………
2.3. Требования к использованию проектной технологии на урок физической
культуры……….…………………………………...……
Введение
Воспитание и обучение человека задача сложная, всегда актуальная. В каждом ребенке заложен огромный потенциал. Его реализация во многом зависит от окружающих его людей. Учитель как никто другой, способен помочь ему стать свободной, творческой и ответственной личностью.
В рамках школьного обучения метод проектов можно определить как образовательную технологию, нацеленную на приобретение обучающимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков по средством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска. Метод проектов- это такой способ обучения, при котором ученик самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный жизненный опыт.
Овладение умениями педагогического проектирование имеет большое значение для развития автономности мышления педагога, является источником нового педагогического знания, позволяет активизировать развитие его творческих способностей, учитывать потребности и особенности педагогического пространства, способствует формированию интеллектуальной культуры специалиста. Педагогическое проектирование как самостоятельная область в структуре педагогической деятельности объединяет в себе черты преобразовательной, познавательной и ценностно-ориентационной деятельности.
Педагогическое проектирование во многом рассматривается и изучается как учебная дисциплина:
внедряются спецкурсы проектировочного направления;
создаются учебно-методические пособия, рассматривающие отдельные направления педагогического проектирования.
На основание анализа существующих исследований, а так же собственного поиска в данном направлении была сформулирована проблема исследования. Ее суть заключается в разрешении противоречия между развитием у учащихся самостоятельности и способности к самореализации; умения отстаивать свои права, развитие способности к созидательной деятельности; терпимость к чужому мнению; умению вести диалог.
Сформулированное противоречие обусловило выбор темы исследования: «Использование проектной технологии в преподавании физической культуры»
Цель исследования: выявить специфику использования метода проектов в системе обучения школьников физической культуре.
Объект исследования - учебный процесс в общеобразовательной школе.
Предмет исследования - проектная технология в процессе преподавания физической культуры.
Ход исследования определяют следующей гипотезой: применение проектной технологии в преподавании физической культуры значительно улучшает уровень методического мастерства учителя физического воспитания.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой в исследовании ставились следующие задачи:
изучить проектный метод в системе физического развития и воспитания школьников;
разработать проект и апробировать его в системе физического воспитания детей старшего школьного возраста;
сделать вывод по результатам реализации проекта по физическому воспитанию школьников.
Теоретико-методическую основу исследования составляет научно-исследовательские работы, в которых представлены ведущие идеи по исследованию инновационных технологий в современном образовании: Е.С. Полат, М.Ю. Бухарин, М.В. Моисеев, Г.К. Селевко, Дж. Дьюи, У.Х. Килпатрик.
Организация, база и этапы исследования. Теоретико - экспериментальная работа осуществлялась в Костанайском государственном педагогическом институте на факультете физической культуре спорта и туризма и проходила в три этапа.
На первом этапе - изучалась философская, психолого - педагогическая литература, авторефераты по проблеме использования проектной технологии в образовательной школе на уроках физической культуры. На основании анализа существующих концепций и теорий были сформулированы исходные позиции исследования. На дано этапе использовались следующие методы: историко-педагогический, теоретико-методологический, понятийно-терминологический анализ.
На втором этапе- анализировалась теоретическая литература, на основании которой выдвигались свои теоретические высказывания, планировалась проектная деятельность. Основные методы на данном этапе: системный анализ, педагогической моделирование, педагогический эксперимент, методы статистической обработки данных.
На третьем этапе - осуществлялось обобщение и описание полученных результатов, оформление результатов курсового исследования на данном этапе использовались следующие методы: анализ результатов, обобщение, сравнение, экспертная оценка, самоанализ.
1. Метод проектного обучения
1.1. Исторические предпосылки развития технологии проектного обучения.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также «методом проблем», и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образования, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком. Этот метод как нельзя лучше соответствует духу и укладу жизни предприимчивых и жизнелюбивых жителей США. Американцы называли метод проектов – «наш метод школьной работы» и рассматривали его как универсальный метод в школьной практике. Но, на мой взгляд, наиболее рациональным представляется этот метод в сочетании с традиционными методами, в качестве дополняющего элемента в организации самостоятельной работы ученика в развитой информационной среде.
Метод проектов привлек внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 г. была организована группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. Постановлением ЦК ВКП (б) в 1931 г. метод проектов был осужден. С тех пор в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался.
Проектирование проявлялось на разных уровнях жизнедеятельности общества как стремление активно вмешаться в несовершенство окружающего мира (а также в свое несовершенство) на основании исследовательских знаний о нем. Проектное обучение как источник развития сферы образования и разновидность профессионально-педагогической активности в истории культуры формировалась достаточно длительный период. Более трехсот лет назад великий чешский мыслитель, основоположник теоретической педагогики Я. А. Коменский высказал идею внесения в деятельность педагога исследовательского стимула для успешности обучения. Он писал: «Людей следует учить главнейшим образом тому, чтобы они черпали знания не из книг, а наблюдая сами небо и землю, дубы, буки, т. е. чтобы они исследовали и познавали самые предметы, а не помнили бы только чужие наблюдения и объяснения».
Эта идея впоследствии получила развитие в работах многих известных философов и педагогов. В частности, французский философ Ж.Ж.Руссо, советовал в ходе общения с ребенком ставить доступные его пониманию вопросы и предоставлять ему решить их. «Пусть он узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял»; «Мы должны, наткнувшись на опыт как бы случайно, мало-помалу создавать инструмент для проверки его». Настаивая на самостоятельности воспитанника в выработке понятий и рождении идей, Руссо считал необходимым использование игрового стимула для возникновения стимула познавательного. По мере развития профессионально-
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым (соорегаtive lеаrning) подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая конкретный результат, готовый к внедрению. В последнее время метод проектов становится не просто популярным в нашей стране, но и “модным” что вселяет вполне не определенные опасения, ибо где начинается диктат моды, там часто отключается разум. Теперь часто приходится слышать о широком применении этого метода на практике обучения, хотя на поверку выходит, что речь идет о работе над той или иной темой, просто о групповой работе, о каком-то внеклассном мероприятии. И все это называют проектом. На самом деле метод проектов может быть индивидуальным или групповым, если это метод, то он предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся и предполагают презентацию этих результатов. Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Умение пользоваться методом проектов показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям ХХI века, предусматривающим прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
1.2. Понятие проектного обучения. Основные требования к учебному проекту. Виды проектов
Проект- это буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности. В рамках процесса обучения проектный метод можно определить, как образовательную технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний на основе реальной жизненной практики, формирование у школьников специфических умений и навыков, посредством системной организации проблемно-ориентированного поиска. Проект- это «обучение через делание». Под проектом подразумевается – план, предложение, предварительный текст какого – либо документа и т.д.
Учебный проект – это комплекс поисковых работ, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.
Проект – это «пять П»:
Проблема – Проектирование – Поиск информации – Продукт – Презентация. (Шестое «П» - Портфолио проекта, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы).
С точки зрения школы проектный подход значим двояко. Прежде всего – это учебное средство, дающее надежду успешнее справляться с рядом «вечных» образовательных проблем, и само включение этого средства в учебный процесс, что дает учащимся жизненно-практическое умение. Без такого умения не обойтись и учителям, намеренным расширять свой педагогический инструментарий.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
развивают системное мышление.
1) Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной
социально-значимой исследовательской, информационной практической
проблемы.
2) Выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, т.е. планирования действий по разрешению проблемы.
Информация о работе Использование проектной технологии в преподавании физической культуры