Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 19:02, реферат
Цель исследования: выявить специфику использования метода проектов в системе обучения школьников физической культуре.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой в исследовании ставились следующие задачи:
• изучить проектный метод в системе физического развития и воспитания школьников;
• разработать проект и апробировать его в системе физического воспитания детей старшего школьного возраста;
Введе-ние……….……………………………………..…………………….….…...... 1. Метод проектного обучения……….........….……………………........……...5
1.1.Исторические предпосылки развития технологии проектного обуче-ния…5
1.2.Понятие проектного обучения. Основные требования к учебному проекту.
Виды проек-тов…………………………………………………………...........6
1.3.Проектная технология в шко-ле………..……………………………………10
2. Методика использования проектной технологии на уроках физической
культу-ры……………………………………………………………………...14
2.1. Проектная технология на уроках физкульту-ры……………………….…...14
2.2. Использование проектных технологий на уроках физической
культу-ры……………………………………………………………………..17
2.3. Требования к использованию проектной технологии на урок физи-ческой
культу-ры……….…………………………………...………………...……...20 Заключе-ние…...……………………………………………...……..……………….23 Список используемой литерату-ры……………...………...………………..…..…25
Организуя проектную технологию нужно учитывать следующее:
1. Проектная технология - это цельная работа, её нельзя не закончить, остановиться посередине, так как оценивается конечный продукт, представляющий собой объективно новое знание или опыт.
2. Проектная технология - сложная работа, состоящая из принципиально разных видов деятельности: составление плана, работа с информацией, работа с людьми, анализ полученных материалов, составление рекомендаций, - каждый подвид деятельности представляет собой целый пласт ЗУН, при этом все составные части проектной деятельности объединены цельностью.
3. Обязательным моментом является присутствие реальной практической деятельности (а не просто её моделирование) - практика в данном случае является системно образующим компонентом, непосредственно связанным с формированием мировоззрения ученика.
4. Выполнение проектной технологии предполагает работу с первичной информацией (не существующей до начала работы), которая реально учит делать умозаключения.
5. Проектная технология основана на активном использовании элементов игры. Игровая компонента помогает усилить мотивацию и увеличить количество обрабатываемой информации потому, что:
- отсутствует страх неудачи (может быть только большая или меньшая удача).
- существует реальная свобода проявления и выбора: когда человек имеет возможность сам задать себе правила и цель, он становится активным субъектом, свободно манипулирующим информацией, людьми, отношениями.
Применение технологии проектного обучения делает учебный процесс более увлекательным для учащихся: ребята самостоятельно собирают материал по теме, теоретически обосновывая необходимость выполнения того или иного комплекса физических упражнений или овладения теми или иными физическими умениями и навыками для собственного совершенствования, воспитания морально-волевых качеств. Некоторые проекты становятся интегрированными, охватывают содержание других учебных предметов. Так, при изучении техники исполнения некоторых видов двигательных действий используются сведения из биомеханики, физики, что способствует расширению кругозора учащихся. Защищают проект ребята на уроке, самостоятельно организовывая практическую часть его.
Данная технология обучения, предлагаемая для использования на уроках физической культуры, вытекает из ряда проблем этой дисциплины. Вряд ли кто в школе из учеников выделит урок физической культуры в качестве главного. Учитель, владеющий технологиями обучения, настроенный на творческую работу с учениками, должен сделать уроки физической культуры личностно-значимыми для каждого ученика.
Проектная технология может помочь в разрешении части проблем, так как в урок двигательной активности она привносит и интеллектуальную деятельность. У учащихся при разработке собственного проекта закладываются основы знаний в применении разнообразных методик поддержания здоровья и физического совершенствования. Такой вид работы при отсутствии у ребят учебных пособий формирует и некоторый уровень образованности в области физической культуры, закладывает основы для самообразования, самовоспитания. Информация, самостоятельно добываемая учащимися для собственных проектов, позволяет осознать жизненную необходимость приобретаемых на уроке двигательных умений. Ученики, таким образом, становятся компетентными и в теории предмета, что необходимо как условие грамотного исполнения физических упражнений.
Проектная технология на уроках физической культуры развивает у учащихся компетентность к самостоятельному осуществлению определенного круга деятельности, формирует компетенции:
учебно-познавательные (ставится и решается проблема);
социокультурные (выделение значимости проблемы для человека и общества);
ценностно-смысловые (в проекте обозначается отношение ученика к проблеме, раскрывается ее ценностный смысл).
Все это превращает урок физкультуры из урока лишь двигательной активности в урок образовательного направления, ставит его в один ряд с другими основными предметами.
2.3. Требования к использованию проектной технологии на уроках физической культуры.
Основные требования :
1) Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
2) Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
3) Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
4) Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
Отличительные черты проектной технологии.
Личностная ориентация педагогического процесса невозможна без изменения проектных технологий. Проектная технология должна способствовать раскрытию субъектного опыта ученика: формированию личностно значимых для него способов учебной работы; овладению умениями самообразования. Этим требованиям отвечают педагогические технологии практической направленности Джона Дьюи. Они в совокупности с изучаемыми информационными технологиями и современной информ средой школы обеспечивают деятельностный подход к обучению, позволяющий быстрее и легче реализовать сверхзадачу перевод обучающегося в режим саморазвития.
Дьюи рассматривал метод проектов как универсальный метод в школьной практике. Но наиболее рациональным предлагается рассматривать этот метод в сочетании с традиционными методами в качестве дополняющего элемента в организации самостоятельной работы ученика в развитой информационной среде.
Организованный учебный процесс все в большей степени превращается в процесс самообучения: обучаемый сам выбирает образовательную траекторию в детально разработанной и умело организованной учебной среде. Работая в составе мини-бригады по созданию курсового проекта, обучающийся не только приобретает опыт социального взаимодействия в творческом коллективе единомышленников, но и использует полученные знания в своей деятельности, присвоив их, обозначив тем самым свое становление субъектом познания, развивая в совокупности все стороны личностного «Я» в конкретной деятельности.
Такая форма организации обучения позволяет повысить эффективность обучения. Она обеспечивает систему действенных обратных связей, что способствует развитию личности, самореализации не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в разработке курсового проекта.
Карл Фрей выделяет 17 отличительных черт проектного метода, среди которых наиболее значимы следующие:
- участники проекта подхватывают проектную инициативу от кого-либо из жизни;
- участники проекта договариваются друг с другом о форме обучения;
- участники проекта развивают проектную инициативу и доводят ее до сведения всех;
- участники проекта организуют себя на дело;
- участники проекта информируют друг друга о ходе работы;
- участники проекта вступают в дискуссии.
Все это говорит о том, что под проектным методом имеется в виду система взаимодействий педагога и учащихся.
Н.Г. Чернилова рассматривает проектную технологию как развивающее, базирующееся «на последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических и практических знаний». Это определение относится ею к проектному обучению как типу развивающего обучения.
Проектная технология - одно из перспективных направлений деятельности школы, кроме того, это увлекательное и интересное занятие и для учащих -ся, и для учителя. И поэтому необходимо понимать, что решая вести такую ра- боту в школе учитель, в первую очередь, должен поставить перед собой ряд вопросов практического характера:
-что такое «проект» и на сколько эта деятельность будет интересна ученикам?
-как правильно организовать деятельность ученикам?
Какую пользу принесут исследования и совместная работа над проектом ученикам?
Проектная технология помогает учителю решать на уроке целый ряд задач, которые трудно реализуются в рамках традиционных подходов, к примеру: повышение мотивации учебной деятельности за счет не стандартной формы .
Следует отметить, что переводить полностью весь образовательный процесс на проектную технологию нецелесообразно.
Проектные технологии очень важны в преподавании учебных дисциплин, потому-что они дают возможность:
1. Значительное увеличение самостоятельной работы учащихся.
2. Получение навыков самостоятельного поиска и обработки необходимой информации.
3. Повышение мотивации учащихся в учебе.
4. Процесс обучения становится самомотивируемым, так как возрастает интерес и вовлеченность в работу по мере ее выполнения.
5. Активизация познавательных интересов учащихся.
6. Повышение самооценки учащихся, занимающихся выполнением проектной работы.
7. Предоставление каждому возможности самореализации.
8. Развитие творческих способностей учащихся.
9. Вовлечение всех учащихся в коллективную мысленную деятельность.
10. Развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе.
11. Получение навыков презентации себя и своей работы в различных формах: устной, письменной, с использованием новейших технологических средств.
Физкультура в школе имеет решающее значение для воспитания полноценной, целостной личности школьника. Ведь физкультура в школе решает задачи не только сохранения и укрепления здоровья, но и повышения уровня общительности, социальной активности ребенка.
Физкультура в школе продолжает дело дошкольных учреждений. А имен-но, физкультура в школе продолжает развивать выносливость, ловкость, силу рук и ног, координацию движений, навыки участия в командных играх. И делает это физкультура в школе с учетом физических и психических особенностей организма.
Проектная технология помогает учителю решать на уроке целый ряд задач, которые трудно реализуются в рамках традиционных подходов, к примеру: повышение мотивации учебной деятельности за счет не стандартной формы . Реализация проектной деятельности на уроке ведет к изменению позиции учителя.
Проектная технология на уроках физической культуры развивает у учащихся компетентность к самостоятельному осуществлению определенного круга деятельности, формирует компетенции:
учебно-познавательные (ставится и решается проблема);
социокультурные (выделение значимости проблемы для человека и общества);
ценностно-смысловые (в проекте обозначается отношение ученика к проблеме, раскрывается ее ценностный смысл).
Все это превращает урок физической культуры из урока лишь двигательной активности в урок образовательного направления, ставит его в один ряд с другими основными предметами.
Список используемой литературы:
1. Стратегия модернизации содержания общего образования. М.,2001г.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие сост. Е.С.Полат, М.Ю. Бухарина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; под ред. Е.С.Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2002
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие.-М.: Народное образование,1998.
4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М.: АРКТИ,2003г.
5. Хуторский А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. М.,2000.
6. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64с.
7. Васильев В. Проектно–исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование, 2008, № 9, c. 177 – 180.
8. Митрофанов К., Богоявленский Б. О конкурсах исследовательских работ. // Первое сентября. История, 2007, № 24, c. 1 – 3.
9. Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2006, № 7, с. 151 – 157.
10. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения // Завуч, 2005, № 6, с. 36 – 44.
11. Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – 3 – е изд., испр и доп. – М.: АРКТИ, 2007. – 96 с.
12. Патронова И. Журнал “Профессия - Педагог”. – c. 81 – 85.
Информация о работе Использование проектной технологии в преподавании физической культуры