Использование проектной технологии в преподавании физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 19:02, реферат

Описание

Цель исследования: выявить специфику использования метода проектов в системе обучения школьников физической культуре.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой в исследовании ставились следующие задачи:
• изучить проектный метод в системе физического развития и воспитания школьников;
• разработать проект и апробировать его в системе физического воспитания детей старшего школьного возраста;

Содержание

Введе-ние……….……………………………………..…………………….….…...... 1. Метод проектного обучения……….........….……………………........……...5
1.1.Исторические предпосылки развития технологии проектного обуче-ния…5
1.2.Понятие проектного обучения. Основные требования к учебному проекту.
Виды проек-тов…………………………………………………………...........6
1.3.Проектная технология в шко-ле………..……………………………………10
2. Методика использования проектной технологии на уроках физической
культу-ры……………………………………………………………………...14
2.1. Проектная технология на уроках физкульту-ры……………………….…...14
2.2. Использование проектных технологий на уроках физической
культу-ры……………………………………………………………………..17
2.3. Требования к использованию проектной технологии на урок физи-ческой
культу-ры……….…………………………………...………………...……...20 Заключе-ние…...……………………………………………...……..……………….23 Список используемой литерату-ры……………...………...………………..…..…25

Работа состоит из  1 файл

Проектная технология _ФИЗРА2003.doc

— 221.00 Кб (Скачать документ)

     3) Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

           4)Результатом работы над проектом является продукт, презентация продукта и защита самого проекта.

Проект может быть групповым и персональным. Каждый из них имеет свои неоспоримые достоинства.

Современная классификация учебных проектов сделана на основе доминирующей деятельности учащихся:

1) практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций).

2) исследовательский проект – исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования.

3)  информационный проект – сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет).

4)  творческий проект -  максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт - альманахи, видеофильмы, театрализации и т.д.

5)  ролевой проект – литературные, исторические и т.п. ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.

               По комплексности проекты могут быть монопроектами и межпредметными.

Монопроекты реализуются в рамках одного учебного предмета или одной области знаний.

Межпредметные – выполняются во внеурочное время под руководством специалистов из разных областей знаний.

               По характеру контактов проекты бывают внутриклассными, внутришкольными, региональными и международными. Два последних, как правило, реализуются как телекоммуникационные проекты, с использованием возможностей Интернета и средств современных компьютерных технологий.

               По продолжительности различают:

      Минипроекты – укладываются в один урок или даже его часть (например, историческая справка и т.д.);

      Краткосрочные – на 4-6 уроков;

      Недельные, требующие 30-40 часов; предполагается сочетание классных и внеклассных форм работы;

      Долгосрочные (годичные) проекты как индивидуальные, так и групповые; выполняются, как правило, во внеурочное время.

         С целью выделения систем действий учителя и учащихся предварительно важно определить этапы разработки проекта. Обязательное требование – каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.

Выбор технологии и типа проекта

В выборе технологии  проекта я руководствуюсь следующими критериями:

      ориентир на личность обучающихся;

      деятельный подход в обучении;

      практическая значимость результата работы;

      творчество;

      интерактивный характер учебно-воспитательного процесса.

Метод проектов – это комплексный обучающий  метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс. Он дает ребенку возможность проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. В соответствии с доминирующим методом (видом деятельности) можно выделить следующие типы проектов, которые я использую в своей практике:

      исследовательские

      информационные

По продолжительности проведения: минипроекты, краткосрочные, годичные.

Выбор темы

Конечно, инициатива ученика при выборе темы ограничивается на первых порах рамками школьного курса и возможностями преподавателя, который изначально выступает в роли научного руководителя проекта.

         Избираемые темы должны быть з начимыми, интересными и усложняться в зависимости от  возраста обучающихся.  Наиболее высокий уровень проектов предусмотрен, как и должно быть, для старшеклассников. Темы сужаются, требуя обращения к специальной литературе и источникам.

Проектная деятельность рассматривает применение  компьютерных технологий как составную часть  над проблемой: поиск информации через интернет, «визуальное мышление» через презентацию, построение статических схем и диаграмм  через графические примитивы текстового редактора. Структура обу- чения на основе проектов трансформирует обучающую деятельность: она боль- ше фокусирует вокруг того, что говорит учитель, а концентрирует  на том, что делает ученик. 

 

               Защита проекта

Завершается работа над проектом его защитой, которая может и должна проходить не по единому образцу, как на экзамене, а в наиболее подходящей для данного труда и конкретного автора форме.

         Виды презентации проектов: научный доклад, деловая игра, демонстрация видеофильма, экскурсия, телепередача, научная конференция, инсценировка, театрализация, игры с залом, защита на Ученом Совете, спектакль, путешествие, реклама, пресс-конференция и т.д. Возможно широкое обсуждение в учебной группе, где назначаются рецензенты и оппоненты, организуется знакомство класса  с текстом.

         На завершающем этапе подводятся итоги работы учеников, дается качественная оценка проделанной работы по осуществлению проекта. Она, безусловно, положительная, даже если проект осуществлен не на 100% или что-то не получилось. Подводятся итоги воспитательного характера. Групповая работа, совместное взаимодействие, творчество учеников, самостоятельность: проявленная, приобретенная, закрепленная - все это, несомненно положительные результаты, требующие обобщения и оглашения. Презентация важна, прежде всего, для ученика. Ученик сам видит, насколько удачно он поработал, отметка становится менее важным фактором по сравнению с достижением цели проекта или его промежуточных результатов. Не менее весомой для ученика становится оценка учителем его личностных качеств, проявленных в процессе работы (усидчивость, находчивость и т.д.)

 

Критерии оценки проекта

Критерии оценки проекта должны быть понятны. Их должно быть не боле 7-10. Оцениваться, прежде всего, должно качество работы в целом, а не только презентация. Очевидно, что эти критерии должны быть известны всем проектантам задолго до защиты. Приведу перечень критериев, которые я использую при оценке:

               1.     важность темы проекта;

2.     глубина исследовательской проблемы;

3.     оригинальность предложенных решений;

4.     качество выполнения продукта;

5.     убедительность презентации.

Таким образом, метод проектов играет важную роль в процессе обучения, т.к. способствует активизации познавательной деятельности, позволяет развивать самостоятельность обучающихся .

 

 

 

1.3.   Проектная  технология в школе

Современный педагогический процесс имеет в своей основе развитие новой образовательной среды, создание которой позволит существенно усилить влияние школы как социального института на ход самореализации личности обучающегося. Это веление времени, во многом определяющее содержание преобразований учебного процесса современной школы, явилось одной из причин непрерывного поиска новых, более эффективных педагогических технологий.

Новая образовательная парадигма, утверждая приоритет личностной ориентации педагогического процесса, в ходе которого осуществляются поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом индивидууме, построение личностно ориентированной педагогической системы, требует произвести основательную ревизию имеющихся в распоряжении традиционной средней школы содержания, форм и методов общеобязательного образования.

Современные педагогические технологии отдают предпочтение формам и методам обучения, призванным содействовать выявлению и формированию компетенции учеников в зависимости от их личных склонностей и интересов. При этом, учитывая всё возрастающий объем подлежащей усвоению информации, концентрирующей накопленный социальный опыт, следует отдавать предпочтение формам и методам обучения, способным обеспечить процесс интериоризации знаний, а значит, и решить обострившуюся в последнее время «вечную» проблему, которую ученые, рассматривающие процесс обучения с точки зрения его информационной природы, сформулировали следующим образом: «Объем подлежащей ретрансляции, но каналу «образования» информации заведомо превышает пропускную способность приемника информации, что ведет к нежелательным последствиям».

Избираемые формы и методы обучения должны воздействовать на процесс присвоения знаний обучающимся таким образом, чтобы в течение всего периода обучения актуализировать приобретаемые знания, умения и навыки, составляющие базовую основу предполагаемой компетенции, и провоцировать мотивацию учеников к самостоятельно инициируемому опережающему обучению. На наш взгляд, этим требованиям в полной мере отвечает организация проектной технологии в развитой школьной информационной среде.

Проектирование личностно ориентированного образовательного процесса, побудившее нас к ревизии методов обучения, утвердило деятельностный подход к обучению, позволяющий быстрее и легче реализовать сверхзадачу — перевод обучающегося в режим саморазвития, изменить статус ученика: утвердить его в роли субъекта учебной деятельности.

Таким образом, разработанный еще в первой половине XX века на основе прагматической педагогики Джона Дьюи метод проектов становится особенно актуальным в современном информационном обществе, приобретая новую популярность в связи со сменой образовательных парадигм.

Если обратиться к этимологии названия педагогики Дьюи (а слово «прагматическая» произошло от лат. pragma — дело, действие), то можно отметить, что основным принципом обучения здесь является «обучение посредством деления», освоение знаний через их практическое применение. Ценность метода проектов для организации личностно ориентированного обучения определяется, прежде всего, тем, что этот метод позволяет каждому обучающемуся найти и выбрать дело по душе, в соответствии со своими устремлениями и возможностями, освоить необходимые знания и навыки, способствуя зарождению интереса к последующей деятельности.

Считая ребенка центром педагогической системы, основоположник использования метода проектов в педагогике видный американский социолог, философ и педагог-реформатор Джон Дьюи (1859—1952) призывал постоянно следить за развитием обучающегося и именно его рост принимать за меру успешности обучения.

Дьюи доказывал, что обучение и усвоение знаний должно осуществляться в процессе активной деятельности. Будучи автором ставшего ныне расхожим афоризма: «Ребенок—это не сосуд, который необходимо наполнить, а светильник, который надо зажечь», американский ученый считал, что процесс познания включает в себя четыре стадии: обоснование проблемы; выдвижение гипотез и альтернативных способов или методов ее решения; прогнозирование последствий, которые возникнут в результате реализации той или иной гипотезы; выбор оптимального решения данной проблемы.

Им была разработана теория мышления как рефлексивного акта, основными этапами которого являются:

• возникновение затруднения,

• наблюдение, сбор данных и выявление возможных последствий,

• определение проблемы,

• составление плана действий,

• действия для проверки плана.

Опираясь на эти идеи, Джон Дьюи видел сущность процесса учения в открытии нового ребенком, который учится, совершая творческий акт при каждом решении задачи. Дьюи предлагал заменить пассивное обучение, основанное на запоминании, активной формой социального взаимодействия в стенах школы, реализуемого через тематику проектов, обеспечивая тесное соприкосновение с окружающей природой и социальной средой.

Последнее обстоятельство для нас особенно важно, так как позволяет провести параллель:

творческая деятельность учащихся — среда; для нашего случая уточним: творческая деятельность с использованием новых информационных технологий в развитой образовательной инфросреде, что приблизит нас к реализации одной из основных целей и задач образования, перечисленных в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации»: «Система образования призвана обеспечить подготовку высоко­образованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий...» .

Внедрение метода проектов в образовательный процесс сопряжено с рядом его преобразований, начиная от подготовки кадрового и материально-технического обеспечения и заканчивая созданием особых условий организации учебного процесса. Первостепен­ным среди этих преобразований является преобразование педагогической системы: смена образовательных приоритетов, изменение состава субъектов и их позиций, взглядов всех участников педагогического процесса на образовательные цели и задачи. Это своеобразная мировоззренческая составляющая организационно-педагогических условий, формирование новой философии обучения, без осознания которой использование метода проектов не принесет ожидаемых результатов.

Проектирование личностно ориентированного образовательного процесса предполагает:

• выделение ученика как субъекта, признание его основной ценностью всего образо­вательного процесса;

• развитие его способностей как индивидуальных возможностей, признание того, что развитие индивидуальных способностей — основная цель образования;

• предоставление каждому обучающемуся возможности проектировать собственную образовательную траекторию на основе выбора содержания образования в соот­ветствии с направленностью приоритетных образовательных областей и с прогно­зируемым уровнем достижений по учебному предмету;

• создание условий для осуществления деятельностного подхода к обучению, раз­работку обучающих технологий, обеспечивающих перевод обучающихся в режим саморазвития.

По мнению теоретиков личностно ориентированного обучения, «образование должно обеспечивать своеобразную «встречу» уже имеющегося субъектного опыта с общественно значимым опытом и виде обмена и согласования ценностей, смыслов, значений. Задача проектной технологии   образовать, т.е. обогатить, «окультурить» субъектный опыт как жизненно значимый.

         1  Проблемно-целевой этап

Информация о работе Использование проектной технологии в преподавании физической культуры