Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 19:02, реферат
Цель исследования: выявить специфику использования метода проектов в системе обучения школьников физической культуре.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой в исследовании ставились следующие задачи:
• изучить проектный метод в системе физического развития и воспитания школьников;
• разработать проект и апробировать его в системе физического воспитания детей старшего школьного возраста;
Введе-ние……….……………………………………..…………………….….…...... 1. Метод проектного обучения……….........….……………………........……...5
1.1.Исторические предпосылки развития технологии проектного обуче-ния…5
1.2.Понятие проектного обучения. Основные требования к учебному проекту.
Виды проек-тов…………………………………………………………...........6
1.3.Проектная технология в шко-ле………..……………………………………10
2. Методика использования проектной технологии на уроках физической
культу-ры……………………………………………………………………...14
2.1. Проектная технология на уроках физкульту-ры……………………….…...14
2.2. Использование проектных технологий на уроках физической
культу-ры……………………………………………………………………..17
2.3. Требования к использованию проектной технологии на урок физи-ческой
культу-ры……….…………………………………...………………...……...20 Заключе-ние…...……………………………………………...……..……………….23 Список используемой литерату-ры……………...………...………………..…..…25
Прежде чем начнется работа над проектом, научный руководитель проекта совместно с консультантом-преподавателем ПИТ должен ответить на ряд вопросов:
Для чего создается данный проект; чем вызвана необходимость его создания; существует ли на самом деле потребность в этом проекте; как в дальнейшем будет использоваться данный проект; кто выступит в роли той целевой группы, для которой создается данный проект; найдет ли он своих потребителей?
Каким должен быть проект для того, чтобы отвечать полностью поставленным задачам?
Кто будет создавать проект, в какой мере сможет он (смогут они) воплотить творческий замысел руководителя, реализовать задуманное; какие из необходимых им для реализации проекта знаний, умений и навыков учащиеся имеют сейчас, будут иметь к моменту исполнения требуемого вида работы?
То есть на первом этапе осуществляются выбор проблемной области, постановка задач, определяются конечный вид создаваемого программного продукта, его назначение и круг пользователей, происходят формирование состава проектной бригады и распределение обязанностей. При этом соблюдается главный педагогический принцип: как можно полнее учесть интересы школьников, как можно ближе подойти к волнующим их проблемам, подобрать посильную задачу, способствующую развитию и становлению личности. Этот этап завершается формулировкой темы проекта и определением вида его завершенной формы, написанием краткой аннотации проекта.
2 Этап разработки сценария и технического задания
На данном этапе предполагается отбор содержания и определяется примерный объем проектной технологии, производится его предельная детализация, прописываются роли всех участников проекта, сроки исполнения ими каждого вида работы. Этап завершается составлением технического задания.
3 Этап практической работы
На этом этапе ведется работа по воплощению в жизнь поставленных задач, которая требует от всех участников предельной исполнительности, слаженности в действиях, а также значительных усилий от руководителя проекта по координации деятельности участников проекта и постоянного контроля за ходом и сроками производимых работ.
4 Этап предварительной защиты
На данном этапе осуществляется просмотр - версии создаваемой проекта, выявляются недоработки, намечаются пути устранения выявленных недостатков, производится отладка программного продукта, готовится его документация.
5 Этап презентации – публичной защиты проектной технологии
На этом этапе производится защита проектной работы участниками проекта на конференции, готовятся рецензии и отзывы на представляемую программу и ее описание, дается оценка проекту членами аттестационной комиссии. Реализация исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается, а организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
2. Методика использования проектной технологии на уроках физической культуры
2.1. Проектная технология на уроках физкультуры
Обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, соответствующую его личной заинтересованности именно в этом знании, через совместный труд, сотрудничество учащихся в процессе работы над проектом.
Физическое развитие школьника необходимо осуществлять с опорой на глубокие теоретические знания. Попытка развития телесной сферы без прочных знаний обречены, как правило, на неудачу. Поэтому следует прилагать особые усилия, чтобы развивать у школьников стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию, приобретению новых теоретических знаний о строении человека, о видах спорта, которыми занимаются, об умении строить занятия самостоятельно.
Существует много возможностей, чтобы пробудить интерес к теме или ситуации.
Поводом для проектной технологии на уроках физической культуры могут стать различные ситуации:
Проектная технология может
1. возникать спонтанно из конкретной ситуации;
2. возникать на основе переживаний идей, вопросов, предложений детей, воспитателей или родителей совместно планируемые проекты;
3. исходить от воспитателя.
Преимущества проектной технологии для детей:
- они размышляют о положении вещей и исследуют его вместо того, чтобы подражать;
- их деятельность очень мотивированна, они действуют от себя. Внутренняя мотивация обеспечивает, как правило, длительно сохраняющийся успех.
- они испытывают себя в истинных действиях, что усиливает информацию;
- они осознанно выполняют действия, таким образом, воспитывается самосознание и самокритика;
- они совершают действия, способные привести к решению проблемы;
- они могут идентифицировать себя со своими действиями;
- они действуют преимущественно совместно с другими детьми в рамках маленьких групп и при этом развивают способность работать в коллективе;
- они учатся думать и действовать с четким пониманием цели и систематически;
- они пробуют поступать в соответствии с ситуацией (готовность к компромиссам). Это означает, дети стараются соответствовать там, где они считают это необходимым и имеющим смысл, например для того, чтобы достичь совместную цель, понять что-то;
- они действуют ситуативно, так как проект претерпевает изменения;
- они учатся тому, что признание зависит не от конечного результата или достижения, так как путь к признанию не учитывает результат.
Обучение в условиях проектной технологии направлено на:
- Ориентация на выполнение действий:
В рамках проекта дети не являются больше зрителями, слушателями, субъектами выполняющими действия или теми кто подражает, а становятся актерами и в большей степени самостоятельно осуществляют свой процесс обучения. Они действуют, думают, играют, пробуют, делают выводы для последующих ситуаций.
- Приобретение опыта.
Конечно, ребенок может научиться выполнять определенные шаги подражая, наблюдая или следуя указаниями.
Осознание успеха таким образом не может быть достигнуто.Ограничивается получение и накопление собственного опыта.
- Обучение на примерах
Дети могут узнать, что многие другие дети имеют проблемы, похожие на их собственные и что они должны рассматриваться в связи со всем обществом.
- Комплексное получение знаний.
В рамках всестороннего развития должны создаваться возможности в которых ребенок развивался бы творчески, эмоционально, социально, эстетически, морально, физически.
- Получение знаний об обществе.
Дети учатся обосновывать свои притязания и воплощать их адекватными средствами, учитывая интересы и желания других.
Проектная деятельность направлена на сотрудничество и участие всех детей в реализации проекта.
- Развитие познавательных способностей.
Дети учатся тому, что для решения проблемы существует несколько проблемных путей, которые ведут к достижению цели.
Вступая в противоречие с другими детьми, ребенок учится искать эти возможности, пробовать их, и оценивать результат.
- Приближенность к жизни.
Этим смягчается противоречие реальных жизненных ситуаций, в которые попадает ребенок.Рассматриваются жизненные ситуации отдельного ребенка, которые касаются его непосредственно и побуждают к действиям.
Проектная технология предполагает:
- наличие проблемы требующей интегрированных знаний и исследовате- льского поиска ее решения.
- практическую, теоретическую, познавательную значимость предполгаемых результатов;
-самостоятельную деятельность ученика
-структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов
-использование исследовательских методов, т.е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения.
Использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.
Для этого учитель должен:
-владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовывать исследовательскую работу учащихся;
- уметь организовывать и проводить дискуссии;
-направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
- уметь интегрировать знания из различных областей для решения проб- лематике выбранных проектов.
При использовании проектной технологии каждый ученик:
-учиться приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;
-приобретает коммуникативные навыки и умения;
-овладевает практическими умениями исследовательской работы: собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.
Каждый проект есть результат скоординированных совместных действий учителя и ученика, т.к.
-учитель помогает ученикам в поиске источников;
-сам является источником информации;
-координирует весь процесс;
-поддерживает и поощряет учеников;
-поддерживает непрерывную обратную связь. Использование проектной технологии в роботе требует от учителя серьезной подготовительной работы.
Какую роль играет учитель в проектной технологии на уроках физичес- кой культуры:
- он формирует мотивацию участников;
- проводит консультации по выбору тем проекта, по содержанию проекта;
- оказывает помощь в подборе материала;
-отслеживает деятельность каждого участника проекта;
- координирует действия всех участников;
- выступает в качестве эксперта на защите проекта;
- делает анализ проделанной работы, оценивает каждого участника проекта.
Как мы видим, роль учителя в проектной технологии на уроке физической культуры очень велика, именно от него зависят и процесс, и результаты.
2.2. Использование проектной технологии на уроке физической культуры
Вхождение проектной технологии в педагогический контекст по времени совпадает с развитием исследовательских и экспериментальных форм обучения. Среди методистов обсуждается вопрос, что считать исследовательским методом в школе. Имеется в виду та работа, в процессе которой учащийся, непосредственно общаясь с ее объектом, с известной степенью самостоятельности констатирует новый, ему неизвестный факт или, сопоставляя ряд фактов, самостоятельно приходит к новому для него выводу. Предполагается обязательность исследовательских процедур, включающих в себя постановку проблемы, выбор объекта, предмета, формулировку цели и гипотезы; действия в определенной логике, получение результата и оценку его достоверности, новизны, значимости. В педагогике этого периода провозглашается активное начало обучения и практический характер знания. При этом речь идет об активности, направленной в будущее. Все более популярной становится трактовка знания как деятельности, преобразующей действительность (деятельное знание). Педагоги приходят к убеждению, что «живое» знание, взятое у самой жизни, возникает в ответ на пережитой вопрос. Путь к научной системе требует экспериментального опыта и объяснения себе этого опыта, свободы в целеполагании и выборе средств.
Как педагогическая идея, технология и форма учебной работы метод проектов получил распространение в первой трети XX века. Возникнув в педагогике в качестве одной из форм воплощения в образовании исследовательского метода (принципа), он вобрал в себя эвристическое, исследовательское, экспериментальное, научное начала.
В повышении физической активности учащихся играет большую роль применение технологий проектного обучения. Цели проектного обучения:
1. Обеспечить механизм развития критического мышления ребёнка, умения искать путь решения поставленной задачи.
2. Развивать у учащихся исследовательские умения, умение строить гипотезы, обобщать, развивать абстрактное и аналитическое мышление.
3. Способствовать повышению самооценки учащихся.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев). Виды проектов разнообразны. С. Хейнс выделяет четыре основные категории: информационный и исследовательский проект, обзорный проект, продукционный проект, проекты-инсценировки.
Проект - это завершенная форма творчески организованной самостоятельной работы учащегося. Этот вид обучения на уроках физической культуры возрождает интерес к предмету, наполняет его новым смыслом, так как меняет роли и позиции ученика и учителя. Проектная технология позволяет строить обучение на активной основе, через целенаправленную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом. Составляя проект, он превращается из объекта в субъект обучения, самостоятельно учится и активно влияет на содержание собственного образования. В этом случае он обучается посредством организации собственной деятельности. Такая работа дает возможность осознать, что уроки физической культуры развивают не только физически, но и интеллектуально. Учащимися могут быть выполнены два проекта в учебном году по разделам программы. Темы ребята выбирают самостоятельно или по рекомендации учителя. Желательно предлагать им то, что вызывает у них интерес, стремление высказать свою точку зрения. Проекты могут быть спортивно-тренировочной и рекреационно-оздоровительной направленности: «Значение физической культуры для моего роста и развития организма», «Моя физическая культура. Как я это понимаю», «Отрицательное воздействие малоподвижного образа жизни на мое формирование. Что этому противопоставить», «Физическая культура в повышении моей физической и умственной работоспособности», «Физическая культура в моем самоутверждении», «Забота о своей осанке», «Комплекс физических упражнений, который предложу своим друзьям» и проч.
Информация о работе Использование проектной технологии в преподавании физической культуры