Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2011 в 11:51, курсовая работа
Цель курсовой работы - рассмотреть, каким образом осуществляется экологическое воспитание младших школьников.
Далее изучается тема «Мы и
наше здоровье», нацеленная на
формирование представлений о
человеке как части живой
Важнейшие представления детей
об обществе, его устройстве, взаимосвязях
между человеком и обществом,
обществом и природой
Завершается программа 3 класса
темой «Путешествия по городам
и странам». Учебный материал
этой темы представлен в форме
путешествий по городам России,
по странам ближнего зарубежья,
У ребят на каждом уроке пополняется словарный запас. Автор предусматривает запись в словарик новых слов: заповедник, фильтр и др. Очень интересно, на мой взгляд, автор дает пояснения, что будет изучаться на следующем уроке в рубрике «На следующем уроке». Он как бы ведет задушевную беседу с учеником: «На следующем уроке ты узнаешь о тайне растений, которую очень долго не удавалось разгадать ученым, поймешь, почему без растений не смогли бы жить на Земле ни люди, ни животные». Нельзя без волнения читать рубрику «Следующий урок будет тревожным». Дети узнают о больших и малых ранах, которые люди наносят природе: о загрязнении воздуха и воды, о животных, исчезнувших навсегда.
Очень важны целенаправленные
наблюдения, проводимые во время
изучения некоторых тем.
Программой предусмотрена организация практических работ, как в классе, так и дома. Подробные инструкции по их применению имеются в учебнике.
Содержание учебников решает
в некоторой степени задачу
содружества семьи и школы,
призывает к совместному
Учебник содержит интересные
методические рубрики: «
Хотелось бы также отметить рубрику «Копилка интересных фактов». Эта рубрика, а также рубрика «Для самых любознательных», работа с дополнительной литературой автора А.А.Плешакова «Зеленые страницы», «Великан на поляне», «Атлас – определитель» помогают расширить кругозор детей, привить интерес к изучению предмета, подготовить их к школьным и районным олимпиадам по окружающему миру.
Задания типа «Поиграйте с друзьями…», «Потренируйтесь с друзьями…», «Расскажи младшим товарищам…» воспитывают умение общаться, доброту, вежливость.
Важное значение при обучении детей имеет развитие воображения, мышления, речи. Эти задачи с успехом помогают решать задания «Изготовь модель…», «Оформи для младших товарищей книжку-малышку…», «Составь схему…», «Приготовь рассказ…», «Вылепи из пластилина…», «Найди в библиотеке книгу о …», «Придумай сказочную страну и …», «Дай свои экологические прогнозы…» и т.д.
В 4 классе в центре внимания
учащихся находится Россия –
её природа, история,
Изучение курса продолжается
в теме «Природа России»,
Следующая тема – «Страницы
всемирной истории» –
Логическим продолжением
В учебнике 4 класса, как и в учебнике 3 класса, получают развитие общие идеи курса: идея многообразия природы, идея экологической целостности природы, идея единства природы и человека. При этом отчетливо прослеживается развитие идеи хрупкости, уязвимости нашего природного окружения, его незащищенности перед неразумной, варварской эксплуатацией со стороны человека. Однако если в 3 классе названные идеи раскрываются в процессе «покомпонентного» изучения природы (воздух, вода, почва, растения, животные и т.д.), то в 4 классе материал ложится на «географическую матрицу» по схеме: планета – страна – край – планета.
Структурные элементы учебника 4 класса в основном аналогичны таковым в учебнике 3 класса. Книга открывается обращением автора к ученику, где формулируется основная мысль учебника: судьба природы – наша судьба. Каждый раздел начинается шмуцтитулом, где раскрыты задачи изучения данной темы и приведено ее оглавление. Как в учебнике для 3 класса, каждый «урок» включает основной текст, вопросы и задания рубрик «Подумай» и «Проверь себя», краткий вывод по содержанию урока, рубрику «Задания», предназначенную в основном для самостоятельной работы дома. Почти в каждом тексте присутствует «Копилка интересных фактов» и появляется рубрика «Ларец с историями» (они аналогичны рубрике «Для самых любознательных»). В учебнике для 4 класса появляются новые рубрики «Заповедники нашей страны» и «Боль природы».
Рубрика «Заповедники нашей
Рубрика «Боль природы»
Очень важную роль в учебнике
для 4 класса играют иллюстрации.
Они составляют примерно
Завершая анализ учебников «
Учебники оригинальны,
Мы рекомендуем всем учителям этот комплект учебников, которые написаны наиболее интересно, нетрадиционно, посильны для ребят, доступны в изложении учебного материала. Они соответствуют уровню развития школьников, объёму учебного материала, нормам времени. Язык рукописей лаконичен, ясен, точен. Учебники рассчитаны на возможность использования его для самостоятельного изучения и для осуществления индивидуализации обучения. Методический аппарат нестандартен, хорошо разработан.
Есть задания, которые
В учебниках отражена
Учебники учат, как сохранить прекрасную природу Земли и какое участие в этой благородной работе по охране природы могут принять дети.
Знания и умения, приобретенные
учениками за четыре года
2.2 Изучение опыта работы учителей начальной школы г. Орла по экологическому воспитанию младших школьников.
Школьное экологическое образование призвано решить одну из важнейших задач - заложить основу формирования личности с новым типом мышления и типом поведения - экологическим. Учащиеся должны понять, что многообразие живых организмов и ландшафта необходимо для сохранения естественных ресурсов не только для сегодняшнего поколения, но и для будущего.
Основная цель экологического образования и воспитания состоит в формировании ответственности за состояние окружающей среды.
Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот, кто ее знает и понимает, кто умеет видеть ее. А чтобы человек научился этому, мы прививаем ему любовь к природе с самого детства. Содержание экологического образования богато и разнообразно и может быть развернуто как на уроках, так и во внеклассной деятельности.
В современных условиях развития начальной школы стараемся работать творчески, проводить уроки увлекательно и разнообразно. Элементы экологического воспитания можно видеть практически на любом уроке.
Мы
предлагаем рассмотреть систему
уроков по экологическому воспитанию.
Информация о работе Экологическое воспитание младших школьников