Экологическое воспитание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2011 в 11:51, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - рассмотреть, каким образом осуществляется экологическое воспитание младших школьников.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 541.00 Кб (Скачать документ)

        Далее изучается тема «Мы и  наше здоровье», нацеленная на  формирование представлений о  человеке как части живой природы,  о строении и жизнедеятельности  нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены, подробно рассматривается понятие «здоровый образ жизни». Логическим продолжением данной темы является следующая – «Наша безопасность», в которой представлены основы безопасного поведения как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях. Необходимое внимание уделяется вопросам экологической безопасности.

         Важнейшие представления детей  об обществе, его устройстве, взаимосвязях  между человеком и обществом,  обществом и природой формируются в теме «Чему учит экономика». Учебный материал данной темы отобран авторами с учетом большой воспитательной, развивающей и практической значимости экономических знаний.

        Завершается программа 3 класса  темой «Путешествия по городам  и странам». Учебный материал  этой темы представлен в форме  путешествий по городам России, по странам ближнего зарубежья,  европейским странам, а также  по знаменитым местам мира. Такой  подход авторов позволяет преподносить в единстве знания из областей географии, истории, экономики, экологии.

          У ребят на каждом уроке  пополняется словарный запас.  Автор предусматривает запись  в словарик новых слов: заповедник, фильтр и др. Очень интересно,  на мой взгляд, автор дает пояснения, что будет изучаться на следующем уроке в рубрике «На следующем уроке». Он как бы ведет задушевную беседу с учеником: «На следующем уроке ты узнаешь о тайне растений, которую очень долго не удавалось разгадать ученым, поймешь, почему без растений не смогли бы жить на Земле ни люди, ни животные». Нельзя без волнения читать рубрику «Следующий урок будет тревожным». Дети узнают о больших и малых ранах, которые люди наносят природе: о загрязнении воздуха и воды, о животных, исчезнувших навсегда.

          Очень важны целенаправленные  наблюдения, проводимые во время  изучения некоторых тем. Учебник  предлагает с этой целью определенный  минимум заданий, который может  быть дополнен учителем в связи  с местной спецификой.

         Программой предусмотрена организация практических работ, как в классе, так и дома. Подробные инструкции по их применению имеются в учебнике.

          Содержание учебников решает  в некоторой степени задачу  содружества семьи и школы,  призывает к совместному действию  взрослых и детей в деле защиты природы (задания типа «Узнай у взрослых…», «Попроси взрослых…», «С помощью взрослых…»).

          Учебник содержит интересные  методические рубрики: «Подумай»,  «Проверь себя», «Ключ к практической  работе». Также в учебнике четко  выделены теоретический материал и выводы. Автор дает интересные описания жизни  ученых, например В. В. Докучаева, М.В.Ломоносова, И.П.Павлова и др. Доступно рассказано о роли ученых в науке.

          Хотелось бы также отметить  рубрику «Копилка интересных  фактов». Эта рубрика, а также рубрика «Для самых любознательных», работа с дополнительной литературой автора А.А.Плешакова «Зеленые страницы», «Великан на поляне», «Атлас – определитель» помогают расширить кругозор детей, привить интерес к  изучению предмета, подготовить их к школьным и районным  олимпиадам по окружающему миру.

         Задания типа «Поиграйте с  друзьями…», «Потренируйтесь с друзьями…», «Расскажи младшим товарищам…»  воспитывают умение общаться, доброту,  вежливость.

          Важное значение при обучении  детей имеет развитие воображения, мышления, речи. Эти задачи с успехом помогают решать задания «Изготовь модель…», «Оформи для младших товарищей книжку-малышку…», «Составь схему…», «Приготовь рассказ…», «Вылепи из пластилина…», «Найди в библиотеке книгу о …», «Придумай сказочную страну и …», «Дай свои экологические прогнозы…» и т.д.

           В 4 классе в центре внимания  учащихся находится Россия –  её природа, история, хозяйство.  При этом наша Родина рассматривается  как часть глобального мира, а  мы, ее граждане, - как часть человечества. Курс открывается темой «Земля и человечество», при изучении которой авторы предлагают учащимся посмотреть на мир с точки зрения астронома, географа, историка, эколога. Важно отметить, что в этом разделе детям впервые предлагаются в систематизированном виде элементарные сведения об истории, исторических источниках. При этом  дети в общих, наиболее существенных чертах прослеживают также и историю взаимоотношений человечества и природы, получая представление об истоках современных экологических проблем.

           Изучение курса продолжается  в теме «Природа России», которая  знакомит детей с разнообразием  природы нашей Родины, с природными  зонами, с характерными для этих  зон экологическими проблемами  и способами их решения. Далее,  в теме «Наш край – часть большой страны», изучаются формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство, охрана природы края, где живут учащиеся.

           Следующая тема – «Страницы  всемирной истории» – формирует  у учащихся представления об основных периодах развития человечества. Далее изучается тема «Страницы истории Отечества». Авторы предусматривают первоначальное знакомство детей с историей родной страны, с наиболее важными историческими событиями и яркими историческими личностями. Эта тема ориентирована на развитие у ребенка интереса к прошлому страны, формирование потребности в получении и расширении исторических знаний. Весь материал, предлагаемый авторами в данной теме доступен для понимания учащихся данного возраста, помогают учителю формировать у учащихся патриотические, гражданские и нравственные качества.

          Логическим продолжением раздела  об истории Отечества является  тема «Современная Россия», которая  знакомит детей с государственным  устройством, государственной символикой и государственными праздниками нашей страны, с многонациональным составом населения России, ее регионами. В этой теме авторами также предусмотрено изучение важнейших вопросов о правах человека и  правах ребенка.

         В учебнике 4 класса, как и в  учебнике 3 класса, получают развитие общие идеи курса: идея многообразия природы, идея экологической целостности природы, идея единства природы и человека. При этом отчетливо прослеживается развитие идеи хрупкости, уязвимости нашего природного окружения, его незащищенности перед неразумной, варварской эксплуатацией со стороны человека. Однако если  в 3 классе названные идеи раскрываются в процессе «покомпонентного» изучения природы (воздух, вода, почва, растения, животные и т.д.), то в 4 классе материал ложится на «географическую матрицу» по схеме: планета – страна – край – планета.

         Структурные элементы учебника 4 класса в основном аналогичны  таковым в учебнике 3 класса. Книга  открывается обращением автора  к ученику, где формулируется  основная мысль учебника: судьба природы – наша судьба. Каждый раздел начинается шмуцтитулом, где раскрыты задачи изучения данной темы и приведено ее оглавление. Как в учебнике для 3 класса, каждый «урок» включает основной  текст, вопросы и задания рубрик «Подумай» и «Проверь себя», краткий вывод по содержанию урока, рубрику «Задания», предназначенную в основном для самостоятельной работы дома. Почти в каждом тексте присутствует «Копилка интересных фактов» и появляется рубрика «Ларец с историями» (они аналогичны рубрике «Для самых любознательных»).  В учебнике для 4 класса появляются новые рубрики «Заповедники нашей страны» и «Боль природы».

          Рубрика «Заповедники нашей страны»  содержит дополнительные сведения  о заповедниках различных природных  зон, расширяющие природоохранный материал соответствующих уроков. В учебнике помещена схематическая карта России, на которой показано место расположения каждого заповедника.

          Рубрика «Боль природы» содержит  факты, характеризующие негативное  воздействие человека на природу.  Она существенно расширяет представления детей об этом, дополняя и конкретизируя основной материал учебника, приближает ученика к осознанию истинных масштабов поразившего природу бедствия. Здесь, в частности, приведены сведения о загрязнении Волги и Байкала, об образовании терриконов и угрожающем уплотнении почвы на полях от использования тяжелой сельскохозяйственной техники, о замусоривании рек и озер, об опасных последствиях осушения болот. Факультативный, неформальный характер данной рубрики, эмоциональность помещенных в ней рассказов рождают надежду на душевный отклик со стороны ребенка и проявление в доступной ему форме сострадания и милосердия к гибнущей природе.

          Очень важную роль в учебнике  для 4 класса играют иллюстрации.  Они составляют примерно половину объема книги и представлены географическими картами, цветными фотографиями, цветными рисунками, различного рода схемами.

             Завершая анализ учебников «Мир  вокруг  нас», хотелось бы подчеркнуть  принципиально важную его особенность  – ориентацию не на «среднего» ученика, а на обеспечение дифференцированного, индивидуализированного подхода к детям в процессе их обучения, на создание условий для развития способностей и интересов каждого ученика.

             Учебники оригинальны, интересны  своим содержанием, языком и методическим аппаратом, которые находятся в органичном единстве и направлены на развитие экологического мышления, привитие практических навыков охраны природы.

     Мы  рекомендуем всем учителям этот комплект учебников, которые написаны наиболее интересно, нетрадиционно, посильны для ребят, доступны в изложении учебного материала. Они соответствуют уровню развития школьников, объёму учебного материала, нормам времени.  Язык рукописей лаконичен, ясен, точен. Учебники рассчитаны на возможность использования его для самостоятельного изучения и для осуществления индивидуализации обучения. Методический аппарат нестандартен, хорошо разработан.

                Есть задания, которые ориентируют  ребят на развитие наблюдательности.

       В учебниках отражена межпредметная  связь с русским языком, трудовым обучением, чтением.

     Учебники  учат, как сохранить прекрасную природу  Земли и какое участие в  этой благородной работе по охране природы могут принять дети.

           Знания и умения, приобретенные  учениками за четыре года изучения  курса «Окружающий мир», дают им возможность с успехом учиться в средних классах по предметам «Природоведение», «География», «История». У детей развиты речь, воображение, мышление, а главное, интерес к изучению этих предметов. У них сформировано ценностное отношение к здоровому образу жизни и бережное отношение к природе. А не это ли мотив работы по учебникам А.А.Плешакова? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2 Изучение опыта  работы учителей  начальной школы  г. Орла по экологическому  воспитанию младших  школьников.

     Школьное экологическое образование призвано решить одну из важнейших задач - заложить основу формирования личности с новым типом мышления и типом поведения - экологическим. Учащиеся должны понять, что многообразие живых организмов и ландшафта необходимо для сохранения естественных ресурсов не только для сегодняшнего поколения, но и для будущего.

     Основная  цель экологического образования и  воспитания состоит в формировании ответственности за состояние окружающей среды.

     Любовь  к природе - великое чувство. Оно  помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот, кто ее знает и понимает, кто умеет видеть ее. А чтобы человек научился этому, мы прививаем ему любовь к природе с самого детства. Содержание экологического образования богато и разнообразно и может быть развернуто как на уроках, так и во внеклассной деятельности.

     В современных условиях развития начальной  школы стараемся работать творчески, проводить уроки увлекательно и разнообразно. Элементы экологического воспитания можно видеть практически на любом уроке.

     Мы  предлагаем рассмотреть систему  уроков по экологическому воспитанию. 

Информация о работе Экологическое воспитание младших школьников