Экологическое воспитание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2011 в 11:51, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - рассмотреть, каким образом осуществляется экологическое воспитание младших школьников.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 541.00 Кб (Скачать документ)

     Тема: Возьми под защиту (2 класс).

     Цели: расширить и углубить знания детей о животных и растениях, обобщить представления учащихся о факторах, угрожающих живой природе, учить школьников уважительному отношению к живым организмам, повторить и обобщить изученное по теме «Будь природе другом», проверить знания и умения детей;

     Развивать память, мышление, внимание, расширять  кругозор, знания об окружающем мире, развивать умение и навыки делать выводы, выстраивать полученные знания в определенную систему;

     Воспитывать бережное отношение к природе, аккуратность, чувство коллективизма, товарищества.

     Оборудование: учебные пособия, экологические знаки, иллюстрация насекомых, растений, животных, кроссворд. 

     
  1. Организационный момент.

     Звучит  музыка «Край, в котором ты живешь». 

     «Есть твердое правило: встал по утру,

     Умылся, привел себя в порядок – 

     И сразу же приведи в порядок

     Свою  Планету».

     А. де Сент-Экзюпери 

     Моя планета - человеческий дом.

     Ну, как ей жить под дымным колпаком,

     Где сточная канава – океан,

     Где вся природа поймана в капкан,

     Где места нет ни аисту, ни льву,

     Где стонут травы: «Больше не могу!»

     Вот она летит, маленькая такая!

     В космосе грустит, в думы свои вникая,

     Вот она плывет, зыбкой прохладой веет,

     Все еще живет! Все еще людям верит!

     Вот она плывет сквозь грозовую полночь,

     Всех  людей зовет, просит: «Приди на помощь!»

     -Ребята, о чем это стихотворение?

     (о  том, что мы должны беречь  и любить все, что нас окружает).

  1. Повторение пройденного материала.

     - Мы, люди, хозяева в этом доме. Но за тысячелетия своей деятельности  мы в нашем доме сотворили  небольшой погром. И наша задача, как хозяев этого большого  общего дома, - навести в нем  порядок. Для этого мы должны знать все об обитателях нашего дома.

     - А знаете ли вы, как вести  себя в лесу. Проверим:

     1 конкурс.

     1. Я должен над цветами наклониться 

         Не для того, чтоб рвать или  срезать,

         А чтоб увидеть добрые их  лица

         И доброе лицо им показать.

     - Как правильно собирать в лесу грибы, ягоды, букеты цветов?

     Замечали  ли вы, как красива поляна в цветах, и как сиротливо смотрит она  в спину тем, кто опустошил  ее охапками набрав цветов? Зачем же обрывать лесные и полевые цветы? Гораздо лучше научиться по-настоящему, слышать и видеть их, и они многое расскажут о красоте, о времени, о погоде.

     2. Лес – не только для нашей  забавы,

         Он – богатство страны.

         Все деревья в нем, ягоды,  травы

         Нам на пользу, друзья, взращены.

         Каждый куст берегите, ребята!

     - Почему нельзя обрывать все  ягоды на кустах?

     Что за странные замашки

     Появились у ребят:

     Ягоды с кустами вместе

     Рвут  ребята все подряд!

     Мы  гостей иного рода

     В драгоценный лес наш ждем,

     Чтоб  защитники природы

     Подрастали  с каждым днем.

     - Знаете ли вы, через сколько лет на месте выдернутых кустов земляники, черники, брусники вырастают новые?

     Земляника – 4 года

     Брусника  – 10 лет

     Черника – 100лет.

     3. В весенний день мальчишка  злой

         Пронзил ножом кору березы,

         И капли сока, точно слезы

         Текли прозрачною слезой!

     - Из березы течет сок, что  нужно предпринять?

     4. Нор звериных, птичьи гнезда

         Разорять не будем никогда!

         Пусть птенцам и маленьким  зверятам

         Хорошо живется с нами рядом!

     - Почему нельзя дотрагиваться  до яиц в гнезде?

     -Ребята, а можете ли вы предложить свои правила? (не разорять муравейники, не жечь костры, не шуметь в лесу).

     2 конкурс «Ситуация».

     У участников команд набор карточек с  цифрами «1, 2, 3». По сигналу поднимается  карточка, указывающая правильный ответ.

     Вы  приглашены на день рождения, ваша подруга очень любит ландыши. Что вы подарите любимой подруге?

  1. Искусно сделанный пластмассовый или стеклянный букетик.
  2. Несколько благоухающих цветов.
  3. Огромный букет этих нежных цветов.

     Вы  всей семьей или всем классом выехали  в лес. Там вы жгли костер, пекли картошку, ели конфеты, пили лимонад и варили суп из консервов. Прежде чем уйти домой, вы…

  1. Сложили бумажки, бутылки и банки аккуратно под кустик.
  2. Все бросили в костер.
  3. Бумагу сожгли, а железные и стеклянные бутылки взяли домой.

     Птенец  выпал из гнезда. Как вы поступите?

  1. Оставите на том же месте, даже не прикоснувшись к нему.
  2. Положите птенца в гнездо.
  3. Возьмете домой и будете держать в клетке.
 

     Вы  были на пикнике в лесу и жгли костер. Перед тем как уйти, вы…

  1. Сложите все оставшиеся дрова в костер, чтобы не пропали, и уйдете.
  2. Зальете костер водой или засыпите землей.

    3. Разбросаете  недогоревшие головешки по поляне.

     -Ответ  обоснуйте.

     -Молодцы!

  1. Изучение нового материала.

     -Ребята, узнав о Красной книге, Серёжа  и Надя решили составить свою  Красную книгу.

     -Расскажите  мне, что вы знаете о Красной  книге?

     -Хорошо, открыли учебники на стр. 88, прочитайте  текст.

     -Рассмотрите  иллюстрации и попробуйте назвать  эти растения и животных.

     -А  сейчас каждый из вас выберет  какое-нибудь животное или растение, которое встречалось тебе в природе. Что ты можешь о нем рассказать?

     Что ты можешь для его охраны?

  1. Физкультминутка.

     Скок  – поскок, скок – поскок,

     Зайка прыгнул на пенек.

     В барабан он громко бьет,

     В чехарду играть зовет.

     Зайцу холодно сидеть,

     Нужно лапочки погреть.

     Лапки вверх, лапки вниз,

     На  носочки подтянись.

     Лапки ставим на бочок,

     На  носочках скок-скок-скок.

     А затем вприсядку,

     Чтоб  не мерзли лапки.

     Работа  по учебнику.

     -А  теперь откройте учебники на  стр.90. Прочитаем рассказ.

     -Как  вы думаете, правильно поступил  мальчик, отпустив кузнечика? Почему?

     -Что  бы вы сделали в этой ситуации, если бы увидели кузнечика?

  1. Закрепление изученного материала.

     Кроссворд. 

     

     

     

     

     

       
 

     
  1. Копытное  животное, родственник коровы –  живет в лесах. Крупный зверь, мощный и красивый.
  2. Ценнейшее лекарственное растение, в переводе с китайского языка: «Человек – корень».
  3. У нее четыре крыла, тело тонкое, словно стрела, и большие, большие глаза. Называют ее . . .
  4. Кто нектар цветочный пьет, полосатый, а не кот?
  5. Один из самых крупных наземных хищников, сохранился только в густой дальневосточной тайге.
  6. Прячет цветок сладкий медок. И в названье мед таится. Узнаете?

     -Назовите  правила, которые изображены следующими  значками.

     -Для  чего заносят в Красную книгу  растения и животных?

     -Как нужно себя вести, если вдруг увидишь насекомое или животное?

     -Назови  растения и животных, которые  занесены в Красную книгу?

  1. Итог урока.

     -Мы  все в ответе за свою планету.  Каждый должен вносить посильный  вклад в охрану природы. Если  каждый это уяснит, то наша окружающая среда будет лишь расцветать и жить. 

     Берегите  Землю! Берегите!

     Жаворонка в голубом зените,

     Бабочку на листьях повилики,

     На  тропинке солнечные блики,

     На  камнях играющего краба,

     На  могиле тень от баобаба,

     Ястреба, парящего над полем,

     Полумесяц над речным покоем,

     Ласточку, мелькающую в жите,

     Берегите  Землю! Берегите!

     Чудо  песен, городов и весей,

     Мрак  глубин и волю поднебесий,

     Старости  последнюю отраду,

     Женщину, идущую к детсаду,

     Нежности  беспомощное пенье

     И любви железное терпенье.

     Берегите  молодые всходы

     На  зеленом празднике природы,

     И в бессмертье верящую душу – 

     Всех  судеб связывающие нити.

     Берегите  Землю! Берегите! 

     
  1. Домашнее  задание.

     -Ребята, дома вы еще раз прочитаете рассказ на стр.90-91, поразмышляйте и нарисуйте рисунки на тему: «Возьми под защиту».

Тема  урока: «Невидимые нити» (2 класс)

Цели:

- дать представления  о невидимых нитях в природе;

Информация о работе Экологическое воспитание младших школьников