Экологическое воспитание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2011 в 11:51, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - рассмотреть, каким образом осуществляется экологическое воспитание младших школьников.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 541.00 Кб (Скачать документ)

     Правильно, ребята, все эти животные помогают разносить семена дуба по лесу. Как видите. животным туго бы пришлось без дуба-кормильца, а дубу туго пришлось бы без животных-помощников.

     Мы  продолжаем наше путешествие по лесу. Посмотрите, рядом с дубом растет  кустарник орешник. Это довольно высокий кустарник. У него много тонких гибких стеблей, кора серая, гладкая. Плоды орешника – орехи. Созревая, они падают на землю под кустом. Расселятся ему помогают животные, в основном белки и лесные мыши.

       А вот, на соседней полянке  растет рябина – это невысокое  деревце. Ствол у рябины обычно тонкий и гладкий.. Живет рябина 100-200 лет. Осенью на рябине созревают плоды – маленькие ярко-красные яблочки, собранные в грозди. Внутри каждого яблочка несколько семян. Плоды рябины – любимый корм для птиц, особенно дроздов-рябинников. На богатое угощение они слетаются шумными стаями. Птицы для рябины – желанные гости. Ведь они разносят повсюду ее семена. Происходит это так: мякоть съеденных птицами плодов переваривается, а твердые семена остаются целыми и невредимыми. Вместе с пометом они попадают в почву. 

     О каких связях я вам сейчас рассказала? (О связях между орешником и животными, рябиной и животными)

     Кто мне еще раз четко скажет, что  же такое невидимые нити? (Это связи между растениями и животными, живой и неживой природой, которые существуют повсюду) 

     
  1. Домашнее  задание

     Дома  вам нужно будет прочитать  рассказ «Белкин запас» на странице 61 и ответить на вопросы, выполнить  упражнения 1 и 2 в рабочей тетради  на странице 24. 

     
  1. Итог  урока

     Что сегодня на уроке мы повторили? С  чем новым познакомились? Что вам больше всего понравилось?

     Про всех на свете 

                             Все-все,

                             Все на свете,

                             На свете нужны!

                             И Мошки

                             Не меньше нужны,

                             Чем Слоны.

                             Нельзя обойтись

                             Без чудищ нелепых

                             И даже без хищников – 

                             Злых и свирепых.

                             Нужны все на свете!

                             Нужны все подряд – 

                             Кто делает мед

                             И кто делает яд!

                             Плохие дела

                             У Кошки без Мышки,

                             У Мышки без Кошки

                             Не лучше делишки!

                             И, если мы с кем-то

                             Не очень дружны – 

                             Мы все-таки очень

                             Друг другу нужны!

                             А если на кто-нибудь

     Лишним  покажется,

     То  это, конечно,

     Ошибкой окажется!

     Все-все,

     Все на свете,

     На  свете нужны,

     И это все дети

     Запомнить должны!

                 Б.Заходер.

Внеклассное мероприятие по экологии. Игра "Счастливый случай"

(3 класс)

Ход игры

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на игре “Счастливый случай”. Эта игра необычная. Она посвящена отношениям человека и природы.

Ты, человек, любя природу, 
Хоть иногда ее жалей; 
В увеселительных походах 
Ты не топчи родных полей.

В вокзальной суматохе века  
Ты оценить ее спеши:  
Она давно твой добрый лекарь.  
Она – союзница души.

Не жги ее напропалую  
И не вычерпывай до дна.  
И помни истину простую:  
Нас много, а она одна!

Звучит  классическая музыка.

Ведущий: А теперь позвольте познакомить вас с условиями нашей игры. В игре участвуют 2 команды по 5 человек. Чтобы ответить на вопросы, нужно было хорошо подготовиться. Изучить рекомендованную литературу. У каждой команды свое название.

Игра состоит  из 6 геймов. Последний гейм – это  блицтурнир, во время которого конкурсанты за 1 минуту должны дать как можно больше ответов (всего 20 вопросов). Представляю вам наше уважаемое жюри...

Сегодня играют 2 команды. Поприветствуем их! Команда  “Знатоки” и команда “Эрудиты”.

I гейм. “Чьи это  строки?”

  1. Гонимы  вешними лучами 
    С окрестных гор уже снега 
    Сбежали мутными ручьями 
    На потопленные луга. 
    (А.С.Пушкин)
  2. Люблю грозу в начале мая, 
    Когда весенний первый гром, 
    Как бы резвяся и играя, 
    Грохочет в небе голубом. 
    (Ф.И.Тютчев)

II гейм. “Легенды о  цветах”

Звучит музыка.

Ведущий: Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов – этого хрупкого и драгоценного дара природы. Нет ничего на земле поэтичнее и живописнее цветов – этой чудесной музыки, удивительной гармонии форм, линий красоты. Легенды и сказки о цветах вдохновили многих поэтов и композиторов. Поэзия и музыка, созданные ими, звучат как гимн природе, нежности, любви. Цветы, как люди, на добро щедры. И щедро нежность, людям отдавая, Они цветут, сердца отогревая, Как маленькие теплые костры.

Цветы способны “задеть” самые сокровенные струны человека, его души. А сколько нежности в их названиях: ветреница, маргаритка, незабудка... Знаете ли вы названия цветов? И так задания командам.

  1. Латинское название этого цветка “галактус” происходит от греческих слов “гала” – молоко и “актус” – цветок, т.е. молочно-белый цветок. Древняя легенда гласит: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве было холодно. Тогда, чтобы как-то успокоить ее и согреть, несколько снежинок превратились в цветы. Отсюда символом этого цветка стала надежда. (Подснежник.).
  2. В Англии этот цветок воспет поэтами, в сказках он служит колыбелькой для маленьких фей и нежных эльфов. Его родина Персия, оттуда он перекочевал в Турцию, а в 19 веке попал в Европу. В Голландии существовал культ этого цветка. В Амстердаме на 3 луковицы цветка были куплены 2 каменных дома.(Тюльпан.)

III гейм. “Если вы  сбились с дороги”

(М.  Пришвин. “Кладовые  солнца”)

Человек оказался в лесу один. Куда идти? Как ориентироваться  по деревьям, муравейникам, солнцу, растениям, птицам: Итак, каждая команда получает свой ориентир.

  1. Вы заблудились в лесу и перед вами муравейник. Поможет ли он вам? (Башня муравейника всегда находится в направлении к югу от дерева или пня.)
  2. Перед вами только сосна и ель. Как ориентироваться? (Смола на стволе больше на той стороне, что обращена к югу.)
  3. Вам стал попадаться подорожник... (Значит, где-то рядом тропа.)
  4. Вы собирали ягоды и заблудились. Подскажет ли вам ягода, где север и где юг? (Самая спелая ягода расположена на южной стороне.)

IV гейм. “Живые барометры”

Вам предлагается стать предсказателями: по сегодняшнему состоянию природы определите завтрашнее.

  1. Дым столбом... (к морозу).
  2. Длинные сосульки... (к затяжной весне).
  3. Иней на деревьях... (к морозу).
  4. Кошка весь день, свернувшись в клубок, прикрыв нос – спит... (к морозу).

V гейм. “Назови картину  художника”

Сейчас в борьбу вступят капитаны. Этот гейм посвящен нашим русским художникам-пейзажистам. Они перенесли красоту русской  природы на холст при помощи кисти  и красок. Картины этих удивительных художников хранятся в Третьяковской галерее г. Москвы.

Рекламная пауза. (Обзор книг по экологии)

VI гейм. “Блицтурнир”

Молодцы ребята! А сейчас будет блиц-гейм. Я задаю  вопрос, вы сразу даете ответ.

  1. Какое растение дает лучший мед. (Липа.)
  2. Название, какого растения связано со звоном? (Колокольчик.)
  3. Косой ли заяц? (Нет.)
  4. Соком, каких растений выводят бородавки? (Чистотел.)
  5. Какая самая маленькая птица? (Колибри.)
  6. Самое быстрое морское животное? (Дельфин.)
  7. Каких птиц больше всего на земле? (Куры, воробьи.)
  8. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина.)
  9. Кит – рыба или зверь? (Морской зверь.)
  10. Самое быстрое животное суши? (Гепард.)
  11. Никто не пугает, а вся дрожит. Какое дерево? (Осина.)
  12. Где у кузнечика ухо? (На ножке.)
  13. День весеннего равноденствия? (22 марта.)
  14. Какой зимний месяц самый холодный? (Январь.)
  15. Какой зверь любит малину? (Медведь.)
  16. Растет ли дерево зимой? (Нет.)
  17. Какое национальное дерево России? (Береза.)
  18. Какой великой реке посвящали свои стихи русские поэты? (Волга.)
  19. Чего в решете не унесешь? (Воду.)
  20. Название, какого цветка состоит из частицы, предлога и сторожевой будки? (Незабудка.)

Дополнительные вопросы:

  1. Какая птица кричит как “драная кошка”? (Иволга.)
  2. Какая змея самая большая? (Анаконда.)
  3. Какая змея плюется? (Кобра.)
  4. Что делает зимой уж? (Спит.)
  5. Чего на свете нет сильнее? (Огонь.)

Ведущий: Вот и закончилась наша игра. Слово для подведения итогов предоставляем жюри...

(Звучит тихая мелодия.)

– Итак, игра закончилась, итоги подведены, можно было бы спокойно разойтись по домам. Но мне почему-то хочется еще раз вернуться к главной теме разговора и вспомнить о природе и о нашем отношении к ней. О том, как Природа учит человека мудрости и осторожности в отношении к себе, написано много книг и поучительных историй, некоторые из них рассказывают о страшных трагедиях и бедствиях, обрушившихся на эгоистичных людей. Другие проникнуты нежным и трогательным чувством любви к природе...

У писателя Сладкова есть статья “Вечный источник жизни”, где он рассуждает о нашем отношении  к живой природе, он рассказал о судьбе простого лесного букета, собранного такими же, как вы, веселыми и незадачливыми школьниками.

Вот его рассказ: “На помойку выбросили охапку вырванных с корнями одуванчиков. Каждое утро они раскрывались навстречу  солнцу – как и положено одуванчикам. Каждый вечер сметали свои лепестки – закрывали глаза, “засыпали”. Они даже предсказывали погоду: сжимались в кулачок перед дождем и раскрываясь перед погожим днем. Даже и там все до одного и из последних сил они выполняли свое жизненное назначение, свой долг перед природой”.

Разве такое  поразительное свойство жизни не найдет отклика в нашем сердце? Не заставит нас задуматься? Не натолкнет  нас на мысль, что живое – это  нечто совсем особенное, отличное от всего, требующее к себе обостренного внимания? И что надеяться ему, живому, сегодня приходится именно на нас.

Ведь Михаил Пришвин сказал: “Все прекрасное на земле – от человека”. Подумайте, ребята, над этими словами, они  помогут вам стать истинными  друзьями и защитниками природы.

Подведение  итогов. 

     Таким образом, теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения и воспитания, развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания, учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.

Информация о работе Экологическое воспитание младших школьников