Экологическое воспитание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2011 в 11:51, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - рассмотреть, каким образом осуществляется экологическое воспитание младших школьников.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 541.00 Кб (Скачать документ)

- закрепить знание  классификации растений и животных;

- развивать произвольное внимание, память;

- воспитывать  любовь и бережное отношение  к природе.

Оборудование:

для учащихся –  учебник «Мир вокруг нас» для 2 класса А.А.Плешаков, рабочая тетрадь на печатной основе, набор сигнальных карточек с цифрами 1, 2, 3.;

для учителя: - конспект урока, учебник «Мир вокруг нас» для 2 класса А.А.Плешаков, рабочая тетрадь  на печатной основе, демонстрационный материал (предметные картинки, карточки со словами и д.р.). 

     Ход урока 

     
  1. Организационный момент.
 
     
  1. Повторение  ранее изученного материала

     - На одном из прошлых уроков  вы путешествовали по лесу. Сегодня  мы снова отправимся в лес,  но цель нашего путешествия  будет другая. А для того, чтобы  у нас все получилось нам  нужно вспомнить все, что мы  знаем о растениях и животных.

     Лес можно сравнить с домом в несколько этажей, как вы думаете, почему? (потому что растения в лесу расположены ярусами, этажами) 

     Наглядность:

           - Назовите мне самый верхний этаж лесного дома.

           (деревья)

     
 
      
 
      ДЕРЕВЬЯ      
     
 
     
 
     КУСТАРНИКИ      
      
 
      
     

     ТРАВЫ

     
      

       - Назовите мне второй этаж. (кустарники)

           - И какой же будет первый этаж лесного дома? (травы)

       

     

       

     - Сейчас мы с вами немного поиграем. Вам нужно расселить жильцов в нашем лесном доме на нужные этажи. У каждого из вас на парте лежит набор из трех сигнальных карточек с цифрами 1, 2 и 3.  Цифра 1 и первый этаж это травы, 2 – кустарники и 3 – деревья. В полной тишине я буду называть растение, а вы покажете на каком же этаже выдать ему квартиру.

     - А теперь давайте вспомним, чем  отличаются деревья от других растений? (у них есть толстый ствол, покрытый корой, от которого отходят ветки)

     - назовите самую главную особенность  кустарников. (у кустарников несколько тоненьких стволиков, покрытых корой)

     - А что мы можем сказать о  жителях первого этажа – травах? (у них мягкие, сочные стебли)

     А на какие еще две большие группы мы можем разделить деревья и  кустарники? (лиственные и хвойные)

     Чем отличаются лиственные деревья и  кустарники от хвойных? (у лиственных растений листья в виде пластинок, а у хвойных – в виде иголок)

     Приведите примеры. (хвойные – ель, сосна,   можжевельник ; лиственные – береза, дуб, клен, калина) 

     Хорошо, о растениях мы поговорили. А теперь скажите мне, на какие группы мы можем  разделить животных? (насекомые, рыбы, птицы, звери)

     

     

     

     

       

                                             

     - А сейчас, глядя на нашу схему,  дайте самостоятельно характеристику  каждой группе животных. (насекомые – животные, у которых шесть ног (три пары); рыбы – водные животные, тело которых покрыто чешуей есть плавники; птицы – животные, тело которых покрыто перьями, есть пара ног и крылья, звери – животные, у которых4 лапы, тело которых покрыто шерстью) 

     
  1. Изучение  нового материала

     - А сейчас послушайте внимательно: растения не любят одиночества. Они редко растут друг от друга вдали. Часто они собираются тесными компаниями, большими группами, или, как говорят ботаники, сообществами. Эту особенность давно уже подметили люди. И каждой такой группе дали свое особое имя. В каждом природном сообществе – свой, особый мир его обитателей: растений, животных и других живых организмов.

     Я хочу рассказать вам историю о  том, как в давние времена люди вздумали навести порядок в одном большом лесу. Главный лесничий рассуждал так. Лес – это деревья, все остальное – лишнее. И по его приказу вырубили кустарники. Чисто и просторно стало в лесу…

     Ребята, а как вы думаете, правильно ли поступил лесничий и почему? Останется  ли лес жить дальше или погибнет?

     Откройте  свои учебники на странице 54 и найдите  в тексте ответ на этот вопрос. 

     Прошел  год, другой, третий. И видит главный лесничий, что в его чистом, аккуратном лесу что-то неладно. Куда ни посмотришь, везде торчат высохшие, голые деревья. Призадумался лесничий: «Что же тут случилось? Отчего деревья сохнут?» 

     Что же произошло у лесничего в  лесу? 

     Когда вырубили кустарники, улетели в другие края птицы, которые  гнездились и прятались  в зарослях. Зато для жучков и гусениц, которых поедали  птицы, началось привольное житье. Развелось  их видимо-невидимо. Вот деревья и  стали сохнуть  оттого, что насекомых развелось слишком много: одни листья едят, другие корни грызут. 

     И чем же все это закончилось, как  вы думаете? (ушли животные, пак как им негде стало прятаться и нечем стало питаться. Лес умер)

       Вот такие связи в природе  между растениями и животными, живой и неживой природой называются невидимыми нитями. Они на первый взгляд невидны, но существуют в природе повсюду. Да и все действительно связано друг с другом как бы нитью. Но эта нить рвется, когда в природе что-то нарушается. И очень часто человек сам нарушает эти связи.

     Давайте прочитаем и запомним вывод, который  написан жирным шрифтом у вас  в учебнике на странице 55. 

     Невидимыми  нитями мы называем связи, которые есть в природе повсюду. Связаны между  собой живая и  неживая природа, растения и животные, различные животные. Да и человек тысячами нитей связан с окружающей его природой. 

     Посмотрите  пожалуйста на рисунок на странице 55. Если зимой в очень лютые  морозы погибнут пчелы, подумайте и  скажите к чему это может привести? (пчелы на лапках переносят пыльцу и помогают опылять растения, если не будет пчел, растения будут цвести, но не будет и плодов)

     Что произойдет, если заболеют птицы? (они не смогут есть насекомых, и тогда насекомых разведется очень много и они съедят все растения)

     Какую пользу приносят божьи коровки? Что произойдет, если их не станет? (тля уничтожит растения)

  1. Работа с тетрадью на печатной основе.

     Откройте, пожалуйста, свои тетради на печатной основе на странице 23. сейчас вам нужно  будет выполнить задание №1.  О каких четырех группах связей там говорится? (живой и неживой природы, животных и растений, разных животных, человека и природы)

  1. Физкультминутка

     Мы  сейчас все дружно встанем,

     Отдохнем  мы на привале…

     Вправо, влево повернись!

     Наклонись и поклонись!

     Лапки вверх и лапки вбок

     И на месте прыг да скок!

     А теперь бежим вприпрыжку,

     Молодцы, мои зайчишки! 

     
  1. Работа  с учебником.

           У дедушки Дерева

           Добрые  руки –

           Большие зеленые

           Добрые  руки…

           Какая-то птица

           В руках суетится.

           Какая-то птица

           На  плечи садится.

           Дедушка Дерево – славный  такой –

           Белку качает большущей  рукой…

           Жучище  примчался,

           И сел, и качался,

           И все восхищался,

           И все восхищался.

           Стрекозы  примчались

           И тоже качались.

           И мошки примчались

           И тоже качались.

           И все свиристели

           В пуховой постели

           Смеялись, качались,

           Качались, свистели!

           Дедушка Дерево пчел подхватил

           И на ладони свои усадил…

           У дедушки Дерева добрые руки – 

           Большие зеленые 

           Добрые  руки…

           Наверно, их сто…

           Или сто двадцать пять…

           Чтоб  всех покачать!

     Каждое  дерево взаимосвязано со множеством живых существ. С одним из примеров таких связей, невидимых на первый взгляд нитей, мы сейчас познакомимся. Откройте учебники на странице 58. Сейчас мы будем читать текст по цепочке, начиная с 1 ряда. 

     Осенью  на дубе созревают  плоды — жёлуди. Внутри каждого жёлудя находится одно-единственное крупное семя. Созревшие жёлуди опадают на землю. Весной из них начинают  расти   новые  деревца.

     Но  не все жёлуди сохраняются  до весны. Часть их осенью и зимой  съедят разные лесные  животные.  Для   них дуб  —  кормилец!

     Думаешь, животные только поедают жёлуди и ничем не помогают дубу? Нет, некоторые из них помогают дубу расселяться. Особенно  хорошо  это  делает  сойка.

     Сойка довольно крупная  птица. Её легко узнать по голубым перышкам на крыльях. Осенью сойка  прячет жёлуди про  запас — в мох, под корни деревьев. Прячет она их почти всегда далеко от дубов. Зимой сойка съедает припрятанные жёлуди. Но не все. Многие из них она не находит. Весной эти жёлуди дадут начало молодым дубкам. Вот и   получается,   что  сойка   расселяет дуб.

     Белки и лесные мыши тоже разносят жёлуди. 
 
 

     А сейчас мы будем с вами называть те невидимые нити, о которых мы с вами прочитали. Начну я: животные едят желуди.

     Сойка – дуб

     Белки – дуб

     Лесные  мыши – дуб.

Информация о работе Экологическое воспитание младших школьников