Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 12:43, дипломная работа
Цель исследования: На основе анализа научно - методической литературы и собственного педагогического опыта выявить, систематизировать и описать наиболее эффективные формы и методы эстетического развития дошкольников в процессе организации театрализованных праздников и представлений.
Объект исследования: процесс эстетического развития дошкольников.
Предмет исследования: методика работы по эстетическому развитию дошкольников в процессе организации театрализованных праздников и представлений.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно - методическую литературу по теме.
2. Рассмотреть педагогические условия работы по эстетическому развитию дошкольников.
3. Рассмотреть особенности и содержание работы по организации театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах.
4. Раскрыть содержание и методику работы педагога по эстетическому развитию дошкольников в процессе организации и проведения праздников и развлечений как наиболее массовых и традиционных форм театрализованной деятельности в детском дошкольном учреждении.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Проблема эстетического развития личности средствами искусства была и будет актуальна во все времена. Она неоднократно рассматривалась как в трудах известных педагогов и психологов (Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский, Н.И.Пирогов, Л.С. Выготский, Ш.А. Амонашвили, В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, Н.Д.Никандров, Х.Бек, Э.Б. Абдуллин, М. Мадер, Ж.Ф.Лиотар, М.Фуко, Л.Улмер, Т. Мак Крекен и др.), так и деятелей искусства (А.Эфрос, Г.Товстоногов, М.Кнебель, Б.М.Неменский, Н.И. Сац). Особое внимание всегда уделялось роли театрального искусства в воспитательном и образовательном процессе (работы Н.Н. Бахтина, Л.В. Артемовой, Е.Е. Кравцовой, Э.Г. Чуриловой, А.П.Ершовой, Ю.И.Рубиной, М.Н.Ахмедовой, И.Л.Люблинскогой, А.Я.Михайловой, Н.Н.Шевелёва и др.).
Не менее актуальны эти вопросы и для дошкольного воспитания, так как именно в этот период закладываются основы всего дальнейшего развития: физического, нравственного, эстетического, творческого.
Театрализованная деятельность способствует развитию воображения, памяти, мышления. В процессе занятий дошкольники знакомятся с лучшими образцами народного творчества, авторскими произведениями различных видов искусства, учатся общаться, видеть и ценить красоту окружающего мира.
Эстетическое воспитание необходимо начинать с самого раннего возраста, и существующие на сегодня виды и формы работы по театрализованной деятельности дошкольников позволяют педагогу добиваться необходимого результата. Особенно эффективны в этом отношении праздники и развлечения в детском саду.
С изменением идеологических, нравственных, культурных приоритетов в обществе изменяется тематика праздников и развлечений в детском саду, но неизменным остается стремление педагогов привить любовь к прекрасному, развить эстетический вкус ребенка.
Несмотря на то, что методическое обеспечение музыкально-театрализованной деятельности в детском саду всегда отличалось добротной методологической выверенностью, наличием разнообразных, интересных разработок, проблема поиска эффективных форм и методов эстетического развития подрастающего поколения всегда остается достаточно актуальной.
Цель исследования: На основе анализа научно - методической литературы и собственного педагогического опыта выявить, систематизировать и описать наиболее эффективные формы и методы эстетического развития дошкольников в процессе организации театрализованных праздников и представлений.
Объект исследования: процесс эстетического развития дошкольников.
Предмет исследования: методика работы по эстетическому развитию дошкольников в процессе организации театрализованных праздников и представлений.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно - методическую литературу по теме.
2.
Рассмотреть педагогические
3. Рассмотреть особенности и содержание работы по организации театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах.
4. Раскрыть содержание и методику работы педагога по эстетическому развитию дошкольников в процессе организации и проведения праздников и развлечений как наиболее массовых и традиционных форм театрализованной деятельности в детском дошкольном учреждении.
Теоретическая значимость работы заключается в систематизации научно - методических подходов к организации эстетического воспитания дошкольников в процессе театрализованных праздников и представлений. Практическая значимость заключается в разработке методических рекомендаций, которые могут быть использованы музыкальными руководителями, педагогами, работающими с детьми дошкольного возраста.
Методологической основой исследования стали работы Л.В. Артемова, Н.А. Ветлугиной, Л.С. Выготского, Т.С. Комаровой, Л.Г. Стрелкова, Е.Л. Трусова, Н.А.Карпинской, А.В.Николаичевой, Л.Г. Фурминой, Л.А. Ворошниной, Р.С. Сигуткиной, И.Е. Реуцкой, Л.В.Бочкаревой, И.Д. Медведевой, Т.В. Шишовой и др. исследователей.
В
процессе работы над темой мы обратились
также к программно-
Методы исследования: теоретические, эмпирические, сравнительный, экспериментальный.
Структура
работы. Выпускная квалификационная
работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ
ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1.Особенности организации и содержания работы по эстетическому воспитанию дошкольников
Важнейшим условием полноценного эстетического воспитания является среда, которая окружает ребенка, и прежде всего здание детского сада, участок с его оборудованием и зелеными насаждениями, предметная среда: мебель, игрушки, инструменты и материалы для организации художественной деятельности детей на занятиях и вне их.
Своим внешним видом, гармонией линий и форм, цветом, разнообразием содержания они способствуют формированию эстетического восприятия, эстетических чувств, оценок, основ эстетического вкуса. Оснащение педагогического процесса необходимыми для эстетического развития детей пособиями, материалами, инструментами способствует более эффективному формированию детских интересов, склонностей, художественных навыков и умений, самостоятельного творчества.
В детском саду организуются зоны для самостоятельной художественной деятельности детей: музыкальной, изобразительной, художественно-игровой, театральной и т. д. В таких зонах располагаются необходимые материалы, которые предоставляются детям в свободное пользование.
Так,
в зоне музыкальной деятельности
следует иметь комплекты
Второе условие — насыщенность быта произведениями искусства: картины, эстампы, скульптура, произведения декоративно-прикладного народного искусства, художественная литература, музыкальные произведения и т. д. Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства. И хотя он еще может не осознавать ни содержания, ни выразительных средств, но то, что закладывается в эти годы, «ложится прочно, становится второй природой человека». Приобщение к истинной красоте формирует эстетические эмоции ребенка, которые станут основой эстетического вкуса, эстетических чувств, восприятий, суждений.
Третье условие — активная деятельность самих детей (их разнообразная художественная деятельность и стойкий интерес к ней). Создание эстетической среды еще не определяет успех эстетического воспитания ребенка: можно жить среди прекрасных произведений искусства или прекрасной природы и быть слепым к ним. Только через активную, посильную деятельность ребенок приобщается к пониманию прекрасного, овладевает элементарными художественными навыками и умениями и учится вносить элементы прекрасного в жизнь.
Четвертое
условие — индивидуальный подход
(учет возрастных и индивидуальных
особенностей и создание соответствующих
условий для эстетического
Средствами эстетического воспитания является все то, что педагог сознательно отбирает из окружающей среды для целенаправленного воздействия на эстетическое развитие детей,— это эстетика быта, природа, искусство, художественная деятельность самих детей, обучение как решающее средство их эстетического формирования, поведение самого педагога, создающего творческую атмосферу в детском учреждении. Большое внимание в дошкольных учреждениях уделяется эстетике быта. Каждая деталь оформления детского сада — цвет стен, мебели, штор, расположение картин и скульптур, размещение растений, одежда детей и взрослых — все это должно способствовать эстетическому развитию воспитанников дошкольных учреждений. Эстетика быта в детском саду и в семье определяется задачами охраны жизни и здоровья детей, содержанием воспитательной работы с ними, задачами художественного развития. Поэтому обстановка должна быть целесообразной и обеспечивать разнообразную деятельность детей. Одновременно нужно избегать украшательства, загромождения.
Оформление дошкольных учреждений выдерживается в едином ансамбле. В понятие ансамбля входит единство цветовой гаммы помещения, мебели и других предметов, комплектность мебели, ее расстановка, подбор произведений прикладного и других видов искусства, озеленение интерьеров.
Особенно тщательно отбираются картины, скульптура, графика, произведения декоративно-прикладного и народного искусства местного края.
Эстетическое воздействие на детей оказывает внешний облик окружающих взрослых и детей: их одежда, прическа, умение держаться, культура общения и т. д. Одежда взрослых и детей должна соответствовать сезону, отвечать эстетическим и гигиеническим требованиям. Не меньшее значение имеют все предметы, окружающие ребенка: игрушки, пособия, посуда. Предметы, которые используются в быту, должны отвечать требованиям эстетики, храниться в определенных местах. В воспитании детей нет мелочей.
Важнейшим
средством эстетического
В целях эстетического воспитания в детском саду широко используются произведения искусства различных видов и жанров (живопись, скульптура, музыка, народное прикладное искусство, литература и т. д.).
Искусство в детском саду используется для оформления быта, в процессе обучения и самостоятельной деятельности детей. Для художественного оформления детского сада наибольшее значение имеет живопись, которую М. Горький называл великим искусством, потому что живопись наиболее полно, чувственно и весомо создает образ. Эти качества живописи делают картину доступной ребенку с самого раннего возраста, наглядно показывая то, что дети не могут увидеть в данный момент. Художник как бы останавливает время, приближает явление пространственно, дает возможность рассмотреть то, что в жизни мгновенно, позволяя глубже осознать каждую деталь и образ в целом. Всякое произведение изобразительного искусства не столько украшение детского сада, сколько средство эстетического воспитания детей. Детей знакомят с различными жанрами живописи (натюрморт, пейзаж, бытовой и сказочный жанр, портрет).
Информация о работе Эстетическое развитие дошкольников в процессе театрализованной деятельности