Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 12:43, дипломная работа
Цель исследования: На основе анализа научно - методической литературы и собственного педагогического опыта выявить, систематизировать и описать наиболее эффективные формы и методы эстетического развития дошкольников в процессе организации театрализованных праздников и представлений.
Объект исследования: процесс эстетического развития дошкольников.
Предмет исследования: методика работы по эстетическому развитию дошкольников в процессе организации театрализованных праздников и представлений.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно - методическую литературу по теме.
2. Рассмотреть педагогические условия работы по эстетическому развитию дошкольников.
3. Рассмотреть особенности и содержание работы по организации театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах.
4. Раскрыть содержание и методику работы педагога по эстетическому развитию дошкольников в процессе организации и проведения праздников и развлечений как наиболее массовых и традиционных форм театрализованной деятельности в детском дошкольном учреждении.
Не менее важную роль в создании эстетической среды играет музыка. Музыка имеет звуковую природу, временной характер, обобщенность образов, являясь «искусством чувств», как говорил П. И. Чайковский. Музыка должна звучать не только на музыкальных занятиях, но и в быту, в играх детей, включаться в другие виды их деятельности, служить развлечением и отдыхом. Музыка начинает звучать с утренней зарядки, создавая радостное, бодрое настроение у детей, активизируя, повышая их жизненный тонус. В теплое и сухое время года песня должна исполняться на экскурсиях, на прогулках, в хороводных играх, создавая общность переживаний, приподнятость настроения. Песня сплачивает детей во время труда на участке, организует ритм их движений, делает труд радостным. В вечернее время дети слушают пластинки с записями любимых песен, инструментальных произведений.
Игры с пением и хороводы строятся на произведениях народного творчества, являясь прекрасным материалом нравственно-эстетического воспитания детей. Усваивая народные интонации и образы, дети начинают чувствовать красоту родных напевов, выразительность, гармоничность языка, его ладовые особенности. Это способствует воспитанию патриотических чувств, формирует музыкальный вкус, подготавливает к восприятию классической и современной музыки.
В хороводах и играх с пением дети учатся одновременно петь и двигаться, согласуя несложные танцевальные или имитационные движения.
Получая
разнообразные музыкальные
К
важнейшим средствам
Средством
эстетического воспитания является
и самостоятельная
В
целях эстетического воспитания
используются следующие формы организации
учебной и самостоятельной
Большое значение в эстетическом воспитании детей имеют общенародные праздники, празднику Победы, Международному женскому дню, Дню Защитника Отечества, Новому году. Все они в яркой, эмоциональной форме знакомят детей с различными событиями общественной жизни.
Внешняя сторона праздничного утренника должна содействовать пониманию детьми его идейного содержания. Эстетические переживания, связанные с проведением утренника, торжественно-радостная обстановка прежде всего обеспечиваются комплексностью различных видов искусства: музыкально-поэтическим сценарием, декоративным оформлением зала, костюмами детей, коллективными и индивидуальными выступлениями, музыкальными играми и развлечениями.
Одним из самых веселых и радостных детских праздников является Новый год. Сама украшенная елка — это уже эстетическое зрелище для детей, дополняющееся веселыми хороводами детей и любимых сказочных героев, сюрпризами и подарками. Стали традиционными проводы в школу, коллективное празднование дней рождения, вечера сказок, любимых песен, стихов и плясок. Радостное настроение детей на таких вечерах обеспечивается единством художественного слова, музыки, изобразительного искусства, театрального представления, активностью каждого ребенка.
Проводимые в детском саду тематические вечера могут посвящаться общественным событиям (День космонавтики), явлениям природы («Проводы зимы», «Навстречу весне»), родному городу («Знай и люби свой город»), любимым книгам и др.
На такие вечера, кроме детей, могут привлекаться для выступления музыканты-профессионалы, а также родители, учащиеся музыкальных школ, воспитатели, сотрудники детского сада.
Самым простым зрелищем для младших дошкольников является театр игрушек, которые движутся в сопровождении художественного слова, пения, как бы оживая и вызывая глубокое эмоционально-эстетическое восприятие. Кукольный театр или театр Петрушки — более сложное представление для детей. В образах кукол подчеркиваются отдельные черты характера, а динамичность действия углубляет полноту эстетических впечатлений. Дети 6—7 лет сами могут научиться управлять куклами, используя их в творческой игре. Разновидностью театрального искусства является теневой театр.
Участвуя в театрализованных играх и представлениях, дети развивают свои актерские способности, овладевают навыками выразительной речи; у них формируется и совершенствуется пластика движений и т. д. В вечерних развлечениях особенно нуждаются дети, круглосуточно находящиеся в детском саду. Для них целесообразно исполнить любимую сказку, колыбельную песню, нежную ласковую музыку (например, в грамзаписи).
Большую
роль в эстетическом воспитании детей
играют музыкальные передачи для
дошкольников. В современную семью
прочно вошло телевидение, а в
жизнь детей — детские
Воспитательная ценность праздников, зрелищ и развлечений определяется их содержанием, музыкальным, поэтическим и изобразительным оформлением, педагогически продуманной организацией. Через яркие, радостные эмоции, формирующие эстетическую отзывчивость, дети приобщаются к общественным идеалам.
Особая роль в решении задач эстетического воспитания детей принадлежит занятиям. Это специальная форма организации педагогического процесса. Она имеет обязательный характер, осуществляется под руководством взрослых и предусматривает планомерный охват педагогическим воздействием всех детей группы. Все это позволяет строить эстетическое воспитание детей по программе, целенаправленно передавая эстетические и художественные знания, умения и навыки, формировать эстетическое развитие ребенка, постепенно и последовательно приобщая детей к эстетической культуре общества. Занятия позволяют сообщать детям программный материал в четком темпе одновременно всей группе.
В детском саду эстетическое воспитание осуществляется на всех занятиях: и на занятиях по ознакомлению с окружающим, и на занятиях по развитию речи, и на занятиях по природе, и на занятиях по формированию у детей элементарных математических представлений. Воспитатель развивает у детей наблюдательность, глазомер, чувство цвета, формы, величины и т. д., формирует умения видеть красоту в окружающем мире, эмоционально ее воспринимать, беречь и ценить.
Специальные
занятия по изобразительной деятельности,
музыке, по ознакомлению детей с
разными видами и жанрами искусства
позволяют педагогам наиболее экономно,
целенаправленно, систематически и
с постепенным усложнением
В
процессе занятий по ознакомлению детей
с изобразительными, литературными
произведениями и музыкальным искусством
педагог специально учит детей вслушиваться
в звуки певческой и
Воспитатель использует каждое занятие с тем, чтобы формировать у детей элементы творчества и самостоятельности. Например, в изобразительной деятельности он учит детей задумывать тему изображения, искать выразительные средства для передачи содержания, передавать характерные черты жизненных явлений и т. д. В словесном творчестве воспитатель учит детей находить слова в выразительном сочетании, искать разнообразные эпитеты, рифмы, ритм поэтической речи, композицию рассказа; в пении — музыкальные интонации, несложные мотивы, выражающие переживания детей; в игре — образные характерные движения персонажей.
В
процессе занятий создаются наилучшие
условия для развития интересов,
склонностей и способностей всех
детей. Педагог, систематически осуществляя
дифференцированный подход к каждому
ребенку, способствует наиболее полному
развитию общих эстетических и специально
художественных дарований ребенка. Итак,
эстетическое воспитание, пронизывая
все стороны гармонического развития
личности, способствует осуществлению
задачи подготовки будущего члена общества.
1.2. Организация театрализованной деятельности в ДОУ: психолого-педагогический и методический аспекты
Изучение
психолого-педагогической и методической
литературы, передового опыта показывает,
что в настоящее время накоплен
большой теоретический и
Под театрализованной деятельностью ученые понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям».
«Театрализованное творчество развивается на основе элементов народной пляски, пантомимы, драматизации. Дети, прислушиваясь к музыкальной речи произведения, по - своему варьируют знакомые движения. На эту особенность указывают музыканты и психологи».1
Было установлено, что театрализованные игры отличаются от сюжетно-ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой деятельности. Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемое детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы.
А театральная деятельность – это деятельность по созданию, распространению и сохранению театрального искусства. В этом заключается разница между театрализованной и театральной деятельностью.
Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, определяющий все стороны личности ребенка и создающий «зону ближайшего развития» (Л.С. Выготский). А в ДОУ созданы все условия для игровой деятельности детей.
Среди
сюжетно-ролевых игр
Выявлена взаимосвязь изобразительной и театрализованной деятельности детей. Например, в оформлении декораций к спектаклю.
Информация о работе Эстетическое развитие дошкольников в процессе театрализованной деятельности