Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 12:43, дипломная работа
Цель исследования: На основе анализа научно - методической литературы и собственного педагогического опыта выявить, систематизировать и описать наиболее эффективные формы и методы эстетического развития дошкольников в процессе организации театрализованных праздников и представлений.
Объект исследования: процесс эстетического развития дошкольников.
Предмет исследования: методика работы по эстетическому развитию дошкольников в процессе организации театрализованных праздников и представлений.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно - методическую литературу по теме.
2. Рассмотреть педагогические условия работы по эстетическому развитию дошкольников.
3. Рассмотреть особенности и содержание работы по организации театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах.
4. Раскрыть содержание и методику работы педагога по эстетическому развитию дошкольников в процессе организации и проведения праздников и развлечений как наиболее массовых и традиционных форм театрализованной деятельности в детском дошкольном учреждении.
Программа «Театрализованные занятия в детском саду»
М.Д.Маханевой.
Программа способствует реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей.
«Театрализованные игры в детском саду» – авторская педагогическая технология развития ребенка дошкольного возраста в театрализованной деятельности Т.И Петровой, Е.Л. Сергеевой, Е.С.Петровой.
Представленные в технологии игры базируются на креативном принципе в обучении и воспитании (максимальная ориентация на творчество детей, на развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности)
Авторская технология согласована с программой начальной школы «Театр. Познание через игру».
Программа «Театрализованная деятельность в детском саду» Е.А. Антипиной.
Цель программы – развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность.
«Росинка» Л.В. Куцаковой, С.И.Мерзляковой - модульная педагогическая система воспитания и развития дошкольников от 3 до 7 лет.
Театрализованная деятельность включает работу по двум основным блокам:
-театральная азбука
-театрально - игровая деятельность (игры в кукольный театр, игры - драматизации, игры - спектакли, мастерим для театра).
Программа «Театрализованные игры в реабилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» И.Г.Вечкановой.
Автором выделены возможности театрализованной деятельности с детьми с недостатками интеллектуального развития.
Программа «Детство».
Театрализованная деятельность - интегративна, в ней восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевой, двигательной, музыкальной и др.)
Таким
образом, все рассмотренные нами
программы и технологии направлены на
раскрытие творческого потенциала ребенка,
развитие его коммуникативных способностей,
психических процессов; обеспечивают
выраженность индивидуальности личности
посредством театрального искусства.
1.2.3.Организация театрализованной деятельности дошкольниками с учетом возрастных особенностей
Раскроем особенности содержания работы по развитию театрализованной деятельности в разных возрастных группах детского сада.
Младшая группа (3-4 года)
В возрасте 3-4 лет ребенок ограничивается игрой с одной - двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами; у него развивается память и мышление, начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Занятия организовываются так, чтобы детям самим не приходилось воспроизводить текст сказки, они выполняют определенное действие.
Текст читает педагог, лучше 2-3 раза, это способствует повышению звуковой сосредоточенности детей и последующему возникновению самостоятельности.
З.М.Богуславская и Е.О.Смирнова считают, что малыши, действуя в соответствии с ролью, полнее используют свои возможности и легче справляются со многими задачами, учатся незаметно для себя. Игры с ролью активизируют воображение детей, готовят к самостоятельной творческой игре.
Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Их важно обучить некоторым способам игровых действий по образцу. Образец показывает воспитатель. О.С. Лапутина рекомендует с этой целью проводить игры «Наседка и цыплята, разыгрывать сценки по литературным произведениям «Игрушки» А. Барто, «Котик и козлик» В. Жуковского, использовать потешки: «Кошкин дом», «Расти коса до пояса» и др. Чтобы создать повод для возникновения самостоятельной игры – можно раздать детям игрушки, предметы. Образец показывает воспитатель.
Формирование интереса к театрализованным играм складывается в процессе просмотра кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, стимулирующий желание ребенка включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалоги героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки.
Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются, просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Театрализованные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. В ход занятий, вечеров развлечений он включает фрагменты драматизации, переодеваясь в специальный костюм, меняя голос и интонацию.
Педагог
постепенно расширяет игровой опыт
за счет освоения разновидностей игры
драматизации, что достигается
Ступени усложнения заданий:
• Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте)
• Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать)
• Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке)
• Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик»).
• Бессловесная игра-импровизация с одним персонажам по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Заинька, попляши…»)
• Игра-импровизация пo текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (З. Александрова «Елочка»)
• Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка»).(см. Приложение №1)
• Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок»).
• Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом»)
У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры – настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра.
Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений.
Первая группа умений связана с освоением позиции «зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам»)
Вторая группа умений обеспечивает первичное становление позиции «артист» (умение использовать некоторые средства выразительности: мимики, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний; правильно держать и вести куклу или фигурку героя в игре.
Третья группа - умение взаимодействовать с другими участниками игры, играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т.д.
Деятельность воспитателя должна быть направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации. Постепенно дети включаются в процесс игрового общения с куклами, затем в совместные с взрослыми импровизации типа «Знакомство», «Оказание помощи», «Разговор животного со своим детенышем» и пр.
В младшем дошкольном возрасте педагог создает условия для индивидуальных режиссерских игр с помощью насыщения предметно -игровой среды мелкими образными игрушками (куколки, матрешки, звери, технические игрушки, конструкторы, мебель и др.)
Участие педагога в индивидуальных режиссерских играх проявляется в разыгрывании им бытовых и сказочных ситуаций (из потешек, произведений В. Берестова, Е.Благининой и др.), показе пользования ролевой речью, звукоподражанием, втягивая ребенка в игру.
Средняя группа (4-5 лет)
«Для детей 4-5 лет характерны следующие особенности художественного развития:
-
направленный интерес к музыке
и театрализованной
-
возросшая познавательная и
- появляются элементы
В этом возрасте у детей должны сформироваться основы выразительных средств (интонация, мимика, жест).
Происходит дальнейшее
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение и дикция.
Происходит постепенный переход ребенка от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя; от игры, в которой главное – сам процесс, к игре, где значимы и процесс, и результат; от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные роли, к игре в группе из пяти - семи сверстников, ролевые позиции которых различны. От создания в игре- драматизации простого образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения героя, их смена.
В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм, его дифференциация (игры - драматизации и режиссерские).
Дети учатся сочетать в роли движение и текст, развивать чувство партнерства, сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму двух - четырех действующих лиц. Возможно использование обучающих упражнений типа «Представь себя маленьким зайчиком и расскажи о себе».
С
группой наиболее активных детей
целесообразно драматизировать
простейшие сказки, используя настольный
театр; с малоактивными –
Усложняются методы и приемы, используемые в младшей группе: ведение рассказа от первого лица, сопровождая текст и движения: «Я – петушок. Посмотрите, какой у меня яркий гребешок, какая бородка. Как я важно хожу, как я звонко пою: ку-ка-ре-ку!», настольный театр. Для самостоятельного показа рекомендуются произведения «Репка», «Теремок», «Колобок». Для показа воспитателем – «Два жадных медвежонка», «Лиса и гуси», «Лиса, заяц и петух». Для драматизации использовать отрывки из сказок, где есть повторы, а затем и всю сказку.
В работе с детьми используются:
•многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух-трехчастных сказок о животных и волшебных сказок («Гуси - лебеди»)
• игры-драматизации по текстам рассказов на темы «Труд взрослых»;
• постановка спектакля по произведению.
Содержательную основу составляют образно-игровые этюды репродуктивного и импровизационного характера, например: «Угадай, что я делаю», «Угадай, что со мной только что было».
Расширение игрового опыта детей происходит также за счет освоения театрализованной игры. В возрасте пяти лет ребенок осваивает разные виды настольного театра: мягкой игрушки, вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. Новым содержанием становятся действия с куклами на гапите. Доступен детям театр верховых кукол (без ширмы, а к концу года и с ширмой), театр ложек и пр.
Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь несложными действиями («Жили у бабуси.»)
Информация о работе Эстетическое развитие дошкольников в процессе театрализованной деятельности