Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 23:59, курсовая работа
Объект исследования: проблемы взаимоотношения личности и коллектива в процессе воспитания.
Предмет исследования: процесс формирования личности в подростковом коллективе.
Целью данной курсовой работы проанализировать теорию коллективного воспитания в историческом контексте и выделить те ее аспекты, которые продолжают сохранять свою актуальность и значимость для современной школы в свете ее новой парадигмы.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Развитие представлений о коллективе и личности
в истории педагогической мысли…………………………………………….5
1.1 Историко-философский аспект проблемы
взаимоотношений личности и коллектива………………………………….5
1.2 Психолого-педагогическая характеристика проблемы взаимоотношений коллектива и личности …………………………………9
1.3 Создание эффективных моделей
воспитывающего коллектива………………………………………………..14
Глава 2. Формирование личности в коллективе – ведущая идея
в гуманистической педагогике……………………………………………....20
2.1 Формирование взаимоотношений со сверстниками
в подростковом возрасте……………………………………………………...20
2.2 Оптимальная структура воспитывающего коллектива
в подростковом возрасте……………………………………………………...23
2.3 Программа развития классного коллектива и личности в подростковом возрасте………………………………………………………..30
Заключение……………………………………………………………………..33
Список использованной литературы……………………………………….34
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Развитие представлений о коллективе и личности
в истории педагогической мысли…………………………………………….5
1.1 Историко-философский аспект проблемы
взаимоотношений личности и коллектива………………………………….5
1.2 Психолого-педагогическая характеристика проблемы взаимоотношений коллектива и личности …………………………………9
1.3 Создание эффективных моделей
воспитывающего
коллектива………………………………………………..
Глава 2. Формирование личности в коллективе – ведущая идея
в
гуманистической педагогике……………………………………………...
2.1 Формирование взаимоотношений со сверстниками
в
подростковом возрасте……………………………………………………..
2.2 Оптимальная структура воспитывающего коллектива
в
подростковом возрасте……………………………………………………..
2.3
Программа развития
классного коллектива
и личности в подростковом
возрасте……………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы……………………………………….34
Введение
Человек - существо социальное. Личность индивида развивается в обществе, в котором он живет и зависит от системы отношений, в которые он включается. В подростковом возрасте наблюдается высокая потребность в межличностных отношениях со сверстниками и роль развития этих взаимоотношений огромна. Общение со сверстниками очень важный специфический канал информации, позволяющий получить от сверстников ту информацию, которую которые им по тем или иным причинам не сообщают взрослые.
Система воспитания, сложившиеся в нашей стране, получила название коллективистической. В ее основе лежит тезис, согласно которому воспитание, и, следовательно, полноценное развитие личности возможны только в коллективе и через коллектив. Своими практическими делами А.С. Макаренко доказал, что развитый детский коллектив играет важную роль в перевоспитании личности. Другой исследователь этой проблемы, В.М. Бехтерев, провел серию экспериментов, в которых доказал, что влияние группы, напоминающей средний, реальный коллектив, на индивида не всегда и не во всем только положительное. Например, им было установлено, что такой коллектив может подавлять особо творческую, одаренную личность, невольно препятствуя ее развитию, не принимая и из-за непонимания, зависти и нездоровых агрессивных тенденций даже активно отвергая ее творения. Таким образом, влияние коллектива на личность может быть как положительным, так и отрицательным. В данной работе рассматриваются условия оптимального развития подростков в коллективе.
Объект исследования: проблемы взаимоотношения личности и коллектива в процессе воспитания.
Предмет исследования: процесс формирования личности в подростковом коллективе.
Целью данной курсовой работы проанализировать теорию коллективного воспитания в историческом контексте и выделить те ее аспекты, которые продолжают сохранять свою актуальность и значимость для современной школы в свете ее новой парадигмы.
Задачи:
1. Изучить историю становления коллективного воспитания.
2.
Определить, насколько конкретно-
3. Выявить воспитывающий потенциал, содержащийся в коллективных моделях воспитания.
4.
Определить модель коллектива, наиболее
подходящую для целей
5.
Выявить оптимальную структуру
воспитывающего коллектива.
Глава 1. Развитие представлений о коллективе и личности в истории педагогической мысли
1.1
Историко-философский
аспект проблемы
взаимоотношений
личности и коллектива
Начиная рассмотрение истории ученического коллектива, безусловно, просто необходимо обратиться, прежде всего, к самому термину и его определению, что бы с точностью знать предмет рассмотрения.
Само слово коллектив происходит от латинского collectivus и представляет собой относительно компактную социальную группу, объединяющую людей, занятых решением конкретной общественной задачи. Коллективы бывают разными: трудовыми, военными, спортивными... и ученическими, на которых в соответствии со спецификой выбранной темы мы и остановимся. Его понятие строится на основании определения коллектива и потому под ним подразумевается объединение учащихся на основе общественно полезной учебной деятельности. Узнав, что из себя представляет ученический коллектив, мы получили средство выявления его следов на всех этапах истории человека. Но перед этим хотелось бы затронуть определённые нюансы и сложности, которые неизбежно возникают при таком анализе истории. Одним таким нюансом является сам термин «ученический коллектив». Дело в том, что широкое употребление он получил недавно, более того, он имеет значительное число синонимов и в наши дни. В связи с этим было бы верным оговориться, что предметом исследования данной работы будет не сам термин ученический коллектив, а понятие, которое он раскрывает.
Оговорив некоторые сложности изучения темы, мы смело обращаемся к истории, начиная со времени появления самого человека.
Философский аспект взаимоотношений коллектива и личности состоит в самой истории становления личности в коллективе. С самого начала человеческой истории существо рода Homo было общественным. Справедливо будет заметить, что на этапе первобытности человеческий индивид не являлся личностью, поскольку не осознавал своих характерологических особенностей, отличавших его от окружающего. Человек в тот период вообще не выделял себя из среды, о чём говорят тотемические верования в зверей-прародителей.
В эпоху рабовладения мы тоже не можем говорить об отдельной человеческой личности. Как утверждает философ А.Ф. Лосев, отчуждённый характер общественных отношений, при котором раб является «телом без головы», а рабовладелец – «головой без тела», тоже не способствовал осознанию своей личностной самости. Именно на этой почве произрастали многочисленные гражданские доблести греков и римлян – личность по-прежнему не воспринималась обществом как самостоятельная общественная единица.
В строгом смысле слова, мы имеем право говорить о становлении личности лишь с периодом наступления средневековья, когда отдельный человек стал самостоятельной производственной единицей в поле или в мастерской. Наступил этап развития индивидуальности. Но для понимания и восприятия человека, как личности, потребовалась эпоха Возрождения, которая суммировала индивидуалистическое сознание самостоятельного производителя и духовные представления, выросшие на почве христианской морали и подкреплённые античной традицией.
С
этого времени в истории
Остаётся открытым вопрос, почему человек так упорно ищет коллектив, а котором чувствует себя комфортно, даже невзирая на то, что зачастую, это требует от него поступаться интересами собственной личности?
Ответ на этот вопрос неоднократно пытались дать различные философы, но один из наиболее убедительных предложен американским психоаналитиком Эрихом Фроммом: "Человек вырван из изначального единства с природой, которое характерно для животного существования. Обладая одновременно разумом и воображением, он сознаёт своё одиночество и отделённость, своё бессилие и незнание, случайность своего рождения и смерти. Он не смог бы находиться перед лицом такого состояния бытия ни секунды, если бы не был способен находить новые связи со своими ближними, взамен старых, определяемых инстинктами… Необходимость единства с другими живыми существами, связанность с ними - насущная потребность, он неё зависит психическое здоровье человека… есть несколько способов, которыми это единство может быть найдено и достигнуто. Человек может попытаться достичь единства с миром путём подчинения человеку, группе, учреждению, Богу. На этом пути он преодолевает отделённость своего индивидуального существования, становясь частью кого-то или чего-то большего, чем он сам, и ощущает идентичность в своей связи с той силой, которой он подчинился. Или… человек может попытаться объединить себя с миром путём обретения власти над ним, делая других частью себя…"
Такой тип взаимодействия личности и коллектива Фромм называет симбиотическим. И утверждает, что именно такой тип взаимодействия был наиболее присущ человеку на разных этапах развития общества:
"В развитии человеческого рода степень осознания человеком себя как отдельного Я зависит от степени, в которой он отделился от клана, и от степени развитости процесса его индивидуализации. Член примитивного клана мог бы выразить своё чувство идентичности формулой "Я - это Мы", он ещё не постиг себя как "индивидуума", существующего отдельно от группы. В средневековом мире индивид идентифицировался со своей социальной ролью в феодальной иерархии. Крестьянин не был человеком, который случайно оказался крестьянином, а феодал - человеком, который случайно оказался феодалом. Он был либо крестьянином, либо феодалом, и это чувство неизменности позиции было неотъемлемой частью его чувства идентичности. Когда рухнула феодальная система, его чувство идентичности было поколеблено, и встал острый вопрос "Кто я?"…
Развитие западной культуры шло в направлении создания основы для полного выражения индивидуальности. Политическое и экономическое освобождение человека, приучение его думать за себя и избавление от авторитарного давления давали надежду, что он сможет ощутить своё Я как центр и активный субъект своих способностей, каким оно и является. Но лишь меньшинство пришло к новому переживания Я. Для большинства же индивидуализм был не больше, чем фасад, за которым скрывалась неудача в обретении индивидуального чувства идентичности… Вместо доиндивидуалистической клановой идентичности формируется новая, стадная идентификация, в которой чувство идентичности основывается на чувстве неоспоримой принадлежности толпе".
Столь
обширная цитата приведена здесь
для того, чтобы определить основную
философскую предпосылку оптимального
развивающего взаимодействия личности
и коллектива. Оказывается, коллектив
может способствовать саморазвитию личности
ровно в той мере, в какой осознают себя
личностями его члены. Поэтому основная
философско-педагогическая задача воспитателя
- построить коллектив, в котором каждая
личность будет ощущать себя субъектом продуктивной
деятельности, осознавать, насколько коллективная
деятельность способствует развитию творческой
индивидуальности, принимает её. Чувство
продуктивной общности, а не иллюзия конформной
защищённости - вот идеал отношений, которых
каждая личность должна ждать от коллектива,
к которым должна стремиться, продуцировать
их собственной деятельностью в обществе.
1.2
Психолого-педагогическая
характеристика проблемы
взаимоотношений коллектива
и личности
Начиная рассмотрения данной темы, невольно сталкиваешься с определенными сложностями, которые возникают из-за принципиальных различий в источниках по педагогике и психологии относительно понятия и структуры ученического коллектива даже в работах одного автора. Так, например Столяренко, с одной стороны разделяет понятия учебной группы и коллектива, а с другой стороны признаёт существование учебного коллектива, что по существу нарушает первый закон логики: тождества мышления. В связи, с чём здесь же у автора наблюдаются, и определённые неточности в структуре учебной группы или ученического коллектива которые никаким образом не разъясняются. Практически во всех источниках возникает сложность при употреблении понятия коллектив, под которым в педагогической литературе может пониматься: общешкольный коллектив города, ученический коллектив школы, ученический коллектив параллелей классов, ученический коллектив класса а также коллективы клубного типа ( кружки, секции), добровольные общества и микрогруппы .и.т.д. Вероятнее всего такой разнобой употребления латинского термина «коллективус» связан с весьма неоднозначным переводом его понятия (сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа). Проблему с интерпретацией этого латинского термина затрагивает и И.П. Подласый: «Неудивительно, что оно стало нечётким. Ясно лишь то, что коллектив – это группа людей».
Самое большое распространение получило мнение о существовании 4х стадий развития. Среди тех, кто его придерживается можно выделить Петровского. Он выделяет следующие стадии развития коллектива:
1 диффузия (межличностные отношения есть, но они не опосредованы содержанием цели)
2 ассоциация (на ней межличностные отношения опосредованы личностно-значимым содержанием)
3
корпорация (на ней межличностные
отношения опосредованы
4
коллектив (на ней группа
Определяя коллектив как группу, в которой взаимодействие и взаимозависимость индивидов опосредуется общественно-ценным и личностно-значимым содержанием совместной деятельности Петровский выделяет основные признаки развитого коллектива:
Информация о работе Коллектив и индивидуальность - условия оптимального развития подростков