Коллектив и индивидуальность - условия оптимального развития подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 23:59, курсовая работа

Описание

Объект исследования: проблемы взаимоотношения личности и коллектива в процессе воспитания.

Предмет исследования: процесс формирования личности в подростковом коллективе.

Целью данной курсовой работы проанализировать теорию коллективного воспитания в историческом контексте и выделить те ее аспекты, которые продолжают сохранять свою актуальность и значимость для современной школы в свете ее новой парадигмы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Развитие представлений о коллективе и личности

в истории педагогической мысли…………………………………………….5

1.1 Историко-философский аспект проблемы

взаимоотношений личности и коллектива………………………………….5

1.2 Психолого-педагогическая характеристика проблемы взаимоотношений коллектива и личности …………………………………9

1.3 Создание эффективных моделей

воспитывающего коллектива………………………………………………..14

Глава 2. Формирование личности в коллективе – ведущая идея

в гуманистической педагогике……………………………………………....20

2.1 Формирование взаимоотношений со сверстниками

в подростковом возрасте……………………………………………………...20

2.2 Оптимальная структура воспитывающего коллектива

в подростковом возрасте……………………………………………………...23

2.3 Программа развития классного коллектива и личности в подростковом возрасте………………………………………………………..30

Заключение……………………………………………………………………..33

Список использованной литературы……………………………………….34

Работа состоит из  1 файл

Коллектив и индивидуальность - условия оптимального развития подростков.doc

— 162.50 Кб (Скачать документ)
lign="justify">     Практическую  цель, которая способна увлечь и  сплотить воспитанников, он называл перспективой. При этом он исходил из положения о том, что «истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость». Понятная каждому воспитаннику, осознанная и воспринятая им перспективная цель становится мобилизующей силой, помогающей преодолевать трудности и препятствия.  

     Ответ на вопрос, мучивший Макаренко, удалось  дать в практике своей работы В.А. Сухомлинскому. Он реализовал принцип  заботы о каждом члене коллектива, о его здоровье, настроении и индивидуальных задатках. Воспитание любовью, уважением, разумом считал В.А. Сухомлинский главным в превращении ребёнка в полноценного члена общества и гражданина такого общества.

     Василий Александрович Сухомлинский (1918-70), практически, во всех  своих трудах затрагивал тему коллектива. Для В.А. Сухомлинского детский коллектив – сообщество детей, в котором есть идейная общность, интеллектуальная общность, эмоциональная общность, организационная общность. Работы В.А.  Сухомлинского по изучению коллектива не потеряли  актуальности и по сегодняшний день, так как он рассматривал наиболее распространённые коллективы в наше время: школы и класса. Такой подход В.А. Сухомлинского обусловливался его работой в школе.

     Коллектив,  по мнению, В.А. Сухомлинского должен являться авторитетом  для ребёнка, ибо, если он в нём ничего не находил для своей духовной жизни и не приобщался к высшим интересам, он для него переставал быть таковым.

     Сухомлинский рассматривал коллектив с различных сторон, поэтому он не мог не затронуть вопросы  интереса личности к коллективу: «жизнь и деятельность и деятельность коллектива удовлетворяет подростка лишь при том условии, когда он находит в коллективе удовлетворение своих разносторонних интересов».  А   коллектив, в котором ребёнок не находит ничего для своей духовной жизни, который не приобщает его к высшим интересам, для ребёнка теряет всякий авторитет. И для удовлетворения духовной жизни ребёнка, для его активной деятельности в коллективе, он предлагал  ему участвовать в нескольких коллективах, каждый из которых перед ним открывал бы  что-то своё. Но, предлагая ребёнку активно участвовать в коллективной деятельности, он признавал и необходимость длительного отдыха от коллектива после каждой учебной четверти.

     Рассмотрев  взгляды В.А. Сухомлинского, мы можем  высоко оценить его справедливое понимание сущности коллектива, взаимоотношений  личности и коллектива, в уважении к человеку и вере в него. 

     Страны  западной Европы и США  где в 20 веке, традиционным считалось индивидуальное воспитание, так или иначе проявляли интерес к коллективным или, как они нередко писали, общинным формам воспитания. Такой интерес к общинному воспитанию, по-видимому, был вызван не только поисками альтернативных форм воспитания, но и  отличием от знакомой им практики индивидуального воспитания  и отличием от жизни в семье.

     Одной из выдающихся форм коллективного воспитания является Кибуц.

     Кибуц (понятие восходит к ивритскому слову «квуца» (группа) - представлял собой изначально сельское поселение, организованное как социалистическое производственное товарищество.

     Обучение  в школе, как правило, идёт тому, что впоследствии пригодится ученику. В этот период ему прививают ту модель общения, те ценности, которые являются общепринятыми в месте, где он учится. И потому модель отношений  в ученическом коллективе является своеобразной проекцией того общества, частью которого он является.

     Кибуцное  движение в его начальной фазе характеризуется отходом от семьи  «антифэмилизм» и резко отрицательным  отношением к семье  и браку, в которых усматривали угрозу идентификации с сообществом, не приветствовалась продолжительная внебрачная связь между мужчиной и женщиной.

     В основу системы воспитания в кибуце положена концепция 2-х эмоциональных  центров которые организовывались раздельно, не только по месту их нахождения, но и по воспитательным функциям, в  которых были заняты разные в эмоциональном отношении люди.

     Первый  центр – дом интернат с метапалет, нейтральным в эмоциональном  отношении лицом и с группой  одного возраста. В группе  ребёнок должен был ориентироваться на общие с ней интересы. При этом реализовывались такие задачи как:

     1)      Воспитание чистоплотности

     2)      Привитие культуры поведения за столом

     3)      Половое воспитание

     4)      Формирование социальных норм поведения: готовность поделиться, уступить.  

     Критики кибуцного воспитания, утверждают, что оно удалось только из-за его основы -  привязанности к группе и общинной направленности поведения детей и подростков.   Кибуцное воспитания не смогло обойти подводные камни, были  в его практике и перегибы, но в целом можно признать за ними успех, который достоин изучения и дальнейшего развития. И в заключении можно отметить, что среди систем коллективного воспитания за пределами СНГ модель кибуцного воспитания является самой яркой. И, кроме того, эта модель на всём пространстве земного шара является самой долгоживущей, которая, начав свою историю в 20-е годы, до сих пор её продолжает.  
 
 

Глава 2. Формирование личности в коллективе –  ведущая идея в  гуманистической  педагогике

2.1 Формирование взаимоотношений  со сверстниками  в подростковом  возрасте

     Подростковый  возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении, трудности этого возраста связываются с половым созреванием, как причиной различных психологических и психических отношений.

     В ходе бурного роста и физиологической  перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму. Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой.

     Мадорский Л. Р. считает, что центральным психологическим  новообразованием в подростковом возрасте становится формирование у подростка  своеобразного чувства зрелости, как субъективного переживания  отношения к самому себе как к взрослому1. Физическое возмужание дает подростку ощущение зрелости, но в социальный статус его в школе и семье не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками. В результате возникает кризис подросткового возраста.

     Суть  подросткового кризиса составляет свойственные этому возрасту подростковые поведенческие реакции. К ним  относятся: реакция эмансипации, реакция  группирования со сверстниками, реакция увлечения (хобби).

     Реакция эмансипации. Эта реакция представляет собой тип поведения, посредством  которого подросток старается высвободится из-под опеки взрослых, их контроля, покровительства. Потребность высвободится связана с борьбой за самостоятельность, за утверждение себя как личности. Реакция может проявляться в отказе от выполнения общепринятых норм, правил поведения, обесценивании нравственных и духовных идеалов старшего поколения. Мелочная опека, чрезмерный контроль за поведением, наказание путем лишения минимальной свободы и самостоятельности обостряют подростковый конфликт и провоцируют подростков на крайние меры: прогулы, уходы из школы и из дома, бродяжничество.

     Реакция группирования со сверстниками.

     «Подросткам свойственно инстинктивное тяготение к сплочению, к группированию со сверстниками, где вырабатываются и апробируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, умение завоевывать авторитет и занять желаемый статус»1, пишет Кон И. С.

     В группе сверстников более эффективно отрабатывается самооценка подростка. Он дорожит мнением сверстников, предпочитая их общество, а не общество взрослых, критику которых он отвергает.

     Реакция увлечения.

     Для подросткового возраста увлечения (хобби) составляют весьма характерную особенность. Увлечения необходимы для становления личности подростка, так как благодаря увлечениям формируются склонности, интересы, индивидуальные способности подростков.

     Они делятся на следующие виды:

     . Интеллектуально - эстетические увлечения (музыка, рисование, радиотехника, электроника, история).

     . Накопительные увлечения (коллекционирование  марок, пластинок, открыток).

     . Эксцентрические (желание подростка  быть в центре внимания ведет  к увлечению экстравагантной  одеждой).

     Знание  подростковых увлечений помогает лучше понять внутренний мир и переживания подростков, улучшает взаимопонимание между подростками и взрослыми.

     В подростковом возрасте весьма высокого уровня развитие достигают все без  исключения познавательные процессы.

     Становится возможным научение подростка самым различным видам практической и умственной деятельности.

     Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, - более  высокий уровень самосознания 
- составляет главный итог переходного возраста.

     Подросток начинает всматриваться в самого себя, как открывает для себя свое «Я», стремится познать сильные  и слабые стороны своей личности. У него возникает интерес к  себе, к качествам собственной  личности, потребность сопоставления себя с другими людьми, потребность в самооценке.

     Представления, на основании которых у подростков формируется критерии самооценки, приобретаются  в ходе особой деятельности – самопознания. 
Основной формой самопознания подростков является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками.

     Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми, а прежде всего со сверстниками. Ориентация на сверстника, связана  с потребностью быть принятым и признанным в группе, коллективе, с потребностью иметь друга, кроме того, с восприятием сверстника как образца, который ближе, приятнее, доступнее по сравнению со взрослым человеком. Таким образом, на развитие самооценки подростка влияют взаимоотношения со сверстниками, с классным коллективом.

     Как правило, общественная оценка классного  коллектива значит для подростка  больше, чем мнение учителей и родителей, и он обычно очень чутко реагирует  на воздействие коллектива товарищей. Приобретенный опыт коллективных взаимоотношений прямо сказывается на развитии его личности, предъявлении требований через коллектив – один из путей формирования личности подростка.

     В этом возрасте создаются некоторые  условия для формирования организаторских  способностей, деловитости, предприимчивости и других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том числе умение налаживать деловые контакты договориться о совместных делах, распределять между собой обязанности. Подобные личностные качества могут развиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечен подросток и которые могут быть организованы на групповой основе: учение, труд, игра. 

2.2 Оптимальная структура  воспитывающего коллектива

     в подростковом возрасте

     Распределение обязанностей нередко осуществляется с учётом тех статусов и тех ролей, которые занимают ученики в классе. Социально-психологический подход к изучению положения ученика в системе межличностных отношений со сверстниками в старших классах показал, что статус его существенно связан с успеваемостью. В то же время не столько сама по себе успеваемость определяет ученика в классе, сколько те личностные качества, которые характеризуют его отношение к учёбе: трудолюбие, добросовестность. Популярными в учебном коллективе, как правило, являются ученики с широким кругом интересов и серьёзными духовными запросами. Учащиеся, занимающиеся неблагоприятное положение в структуре межличностных отношений, относятся либо к слабо успевающим, либо к неуспевающим и имеют низких статус. Правда, особенно в последнее время, стали возникать случаи, когда в классе высокий статус получали ученики с ориентациями низкого духовного уровня. Причиной этому служит, как правило, обладание ими какими либо престижными вещами или принадлежностью к определённым социальным группировкам…

Информация о работе Коллектив и индивидуальность - условия оптимального развития подростков