Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 23:59, курсовая работа
Объект исследования: проблемы взаимоотношения личности и коллектива в процессе воспитания.
Предмет исследования: процесс формирования личности в подростковом коллективе.
Целью данной курсовой работы проанализировать теорию коллективного воспитания в историческом контексте и выделить те ее аспекты, которые продолжают сохранять свою актуальность и значимость для современной школы в свете ее новой парадигмы.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Развитие представлений о коллективе и личности
в истории педагогической мысли…………………………………………….5
1.1 Историко-философский аспект проблемы
взаимоотношений личности и коллектива………………………………….5
1.2 Психолого-педагогическая характеристика проблемы взаимоотношений коллектива и личности …………………………………9
1.3 Создание эффективных моделей
воспитывающего коллектива………………………………………………..14
Глава 2. Формирование личности в коллективе – ведущая идея
в гуманистической педагогике……………………………………………....20
2.1 Формирование взаимоотношений со сверстниками
в подростковом возрасте……………………………………………………...20
2.2 Оптимальная структура воспитывающего коллектива
в подростковом возрасте……………………………………………………...23
2.3 Программа развития классного коллектива и личности в подростковом возрасте………………………………………………………..30
Заключение……………………………………………………………………..33
Список использованной литературы……………………………………….34
-Укреплять
здоровье детей, воспитывать
-Воспитывать бережное отношение к природе, научить беречь и уважать окружающий мир, нашу Родину, родное село
Возрастные задачи:
1.
Осознавать чувства взрослости,
«тенденции к взрослости»,
2. Осознавать себя как личность. Открывать собственное «Я», овладевать способами самооценки, самоанализа, интенсивного поиска.
3.
Обретать психосексуальную
4. Развивать моральные качества, формы сочувствия и активной помощи нуждающимся в поддержке.
Реализация задач осуществляется через изучение психологических особенностей учащихся; дискуссии, диспуты; образовательные интеллектуальные игры; соревнования; викторины; экскурсии. Опирается на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую, допрофессиональную.
Одним из приоритетных направлений работы является организация взаимодействия всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей, учителей.
Программа должна строиться по следующим направлениям: физическое воспитание, патриотическое, нравственно-эстетическое, экологическое, духовное, семейное.
Критериями оценки результатов программы развития коллектива и личности являются следующие:
Результаты программы:
- создание дружного коллектива детей и родителей, условий для саморазвития и самореализации личности обучающихся, их успешной социализации в обществе, создание положительной репутации класса.
- высокий процент удовлетворенности учащихся, родителей и педагогов - жизнедеятельностью класса и школы - регулирование межличностных отношений между обучающимися, между учителями и учениками;
- формирование навыков и привычек нравственного поведения;
- обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных чувств;
- формирование у детей ответственности за свое здоровье;
- вооружение учащихся знаниями о морали, формирование моральных норм;
- формирование коммуникативных умений и навыков, способности адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях;
- развитие органов классного ученического самоуправления;
- повышение мотивации обучающихся к учебной и воспитательной деятельности.
Система
отслеживания результатов включает в
себя разнообразные приемы и методики:
педагогическое наблюдение, использование
методов специальной диагностики, тестирование.
Заключение
Анализ литературы, проработанной в результате исследования, а также наблюдение за деятельностью ученических коллективов в современной школе, убедили автора в том, что коллективная модель воспитания ещё далеко не изжила себя, и может быть применима на практике.
В
настоящее время проблема развития
межличностных отношений
В
ходе исследования были реализованы
задачи. Проведен теоретический анализ
психолого-педагогической литературы
по проблеме развития межличностных
отношений. Большинство авторов
подчеркивало значимость переходного
возраста т.к. именно в подростковый период
происходят преобразования в самых различных
сферах психики. Именно в этот период ломаются
и перестраиваются все прежние отношения
ребенка к миру и к самому себе. Важно изучать
не только новообразования этого возраста,
но и факторы, влияющие на них. К таким
факторам, несомненно, относится взаимоотношения
в коллективе.
Список использованной литературы
Информация о работе Коллектив и индивидуальность - условия оптимального развития подростков