Коллектив и индивидуальность - условия оптимального развития подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 23:59, курсовая работа

Описание

Объект исследования: проблемы взаимоотношения личности и коллектива в процессе воспитания.

Предмет исследования: процесс формирования личности в подростковом коллективе.

Целью данной курсовой работы проанализировать теорию коллективного воспитания в историческом контексте и выделить те ее аспекты, которые продолжают сохранять свою актуальность и значимость для современной школы в свете ее новой парадигмы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Развитие представлений о коллективе и личности

в истории педагогической мысли…………………………………………….5

1.1 Историко-философский аспект проблемы

взаимоотношений личности и коллектива………………………………….5

1.2 Психолого-педагогическая характеристика проблемы взаимоотношений коллектива и личности …………………………………9

1.3 Создание эффективных моделей

воспитывающего коллектива………………………………………………..14

Глава 2. Формирование личности в коллективе – ведущая идея

в гуманистической педагогике……………………………………………....20

2.1 Формирование взаимоотношений со сверстниками

в подростковом возрасте……………………………………………………...20

2.2 Оптимальная структура воспитывающего коллектива

в подростковом возрасте……………………………………………………...23

2.3 Программа развития классного коллектива и личности в подростковом возрасте………………………………………………………..30

Заключение……………………………………………………………………..33

Список использованной литературы……………………………………….34

Работа состоит из  1 файл

Коллектив и индивидуальность - условия оптимального развития подростков.doc

— 162.50 Кб (Скачать документ)

     -Укреплять  здоровье детей, воспитывать здоровый  образ жизни, развивать такие  качества, как скорость, ловкость, быстроту.

     -Воспитывать  бережное отношение к природе,  научить беречь и уважать окружающий мир, нашу Родину, родное село

     Возрастные  задачи: 

     1. Осознавать чувства взрослости, «тенденции к взрослости», проявлять  повышенную активность, стремление  войти в контакт с возможно  большим числом сверстников. 

     2. Осознавать себя как личность. Открывать собственное «Я», овладевать способами самооценки, самоанализа, интенсивного поиска. 

     3. Обретать психосексуальную идентичность, осознавать и ощущать себя  как достойного представителя  определенного пола. 

     4. Развивать моральные качества, формы сочувствия и активной помощи нуждающимся в поддержке.

     Реализация  задач осуществляется через изучение психологических особенностей учащихся;  дискуссии, диспуты; образовательные интеллектуальные  игры; соревнования; викторины; экскурсии. Опирается на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую, допрофессиональную.

     Одним из приоритетных направлений работы является организация взаимодействия всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей, учителей.

     Программа должна строиться по следующим направлениям: физическое воспитание, патриотическое, нравственно-эстетическое, экологическое, духовное, семейное.

     Критериями  оценки результатов программы развития коллектива и личности  являются следующие:

    • Уровень сформированности классного коллектива.
    • Уровень вовлечённости обучающихся в коллективно-творческую деятельность, в работу актива класса.
    • Уровень состояния психического и физического здоровья учащихся.
    • Уровень удовлетворённости обучающихся и их родителей воспитательной моделью класса.

     Результаты  программы:

     - создание дружного коллектива детей и родителей, условий для саморазвития и самореализации личности обучающихся, их  успешной социализации в обществе, создание положительной репутации класса.

     - высокий процент удовлетворенности учащихся, родителей и педагогов - жизнедеятельностью класса и школы - регулирование межличностных отношений между обучающимися, между учителями и учениками;

     - формирование навыков и привычек нравственного поведения;

     - обогащение эмоционального мира детей и формирование у них  нравственных чувств;

     - формирование у детей ответственности за свое здоровье;

     - вооружение учащихся знаниями о морали, формирование моральных норм;

     - формирование коммуникативных умений и навыков, способности адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях;

     - развитие органов классного ученического самоуправления;

     - повышение мотивации обучающихся к учебной и воспитательной деятельности. 

     Система отслеживания результатов включает в себя разнообразные приемы и методики: педагогическое наблюдение, использование методов специальной диагностики, тестирование. 

     Заключение 

     Анализ  литературы, проработанной в результате исследования, а также наблюдение за деятельностью ученических коллективов в современной школе, убедили автора в том, что коллективная модель воспитания ещё далеко не изжила себя, и может быть применима на практике.

     В настоящее время проблема развития межличностных отношений подростков привлекла внимание многих психологов и педагогов во всем мире. Этот интерес далеко не случаен. В подростковом возрасте у ребенка возникают сложные и разнообразные виды отношений со сверстниками, которые в значительной степени определяют становление его личности. Общение со своими сверстниками - ведущий тип деятельности в этом возрасте. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. От успешности развития отношений в коллективе в этом периоде зависит дальнейшее развитие личности в целом.

     В ходе исследования были реализованы  задачи. Проведен теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития межличностных  отношений. Большинство авторов  подчеркивало значимость переходного возраста т.к. именно в подростковый период происходят преобразования в самых различных сферах психики. Именно в этот период ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе. Важно изучать не только новообразования этого возраста, но и факторы, влияющие на них. К таким факторам, несомненно, относится взаимоотношения в коллективе. 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы

  1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для вузов.-М.;Екатеринбург: Аспект Пресс; Деловая книга, 2-е издание, 2008.
  2. Аверин, В.А. Психология детей и подростков/ В.А. Аверин- С-Пб.,2008.
  3. Агеев, В.С. Психология межгрупповых отношений: учеб. пособие для вузов./В.С.Агеев- М.,2009г.
  4. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник.-М.; Аспект Пресс, 2006..
  5. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком.: учеб. пособие для вузов -М.,1982г.
  6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: учебник.-М.;1968- 446с.
  7. Выготский, Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии.: собр. соч.,1984г.
  8. Гуревич, К.М. Психодиагностика: учеб. пособие.-М.,2006.
  9. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: учеб. пособие для вузов/ В.Н. Колюцкий.-М.: тц Сфера, 2008.
  10. Мясищев, В.Н. Психология отношений: под ред. А.А. Бодалева/ Вступительная статья А.А. Бодалева.-М.: изд. «Институт практической психологии», 2009.
  11. Немов, Р.С. Психология: учебник для студ. высш. пед. Учеб. заведений: в 3 кн.-4-е изд.-М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2003-кн.3: психодиагностика. Введение в науч-е психологическое исследование с элементами математической статистии.
  12. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учеб. пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2006.
  13. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив.-М.: Знание,1982г
  14. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие: в 2 кн.- М.: изд-во Владо-Пресс,- 2003- кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста.
  15. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн.- СПб.: Питер, 2-е издание, 2008.
  16. Сидоренков, В.С. Конференция по психологии отношений/ В.С. Сидоренков// Научная жизнь.- 2007.-№1.-С.42-48.
  17. Шевандрин, Н.Н. Психодиагностика. Коррекция и развитие личности: учеб. пособие.-М.,Владос,-2009г.
  18. Энциклопедия психологических тестов.(Общение, лидерство, межличностные отношения.)-М.,2007г.
  19. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: учеб. пособие для студ. пед. Вузов/ сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов.-М.,2008г.

Информация о работе Коллектив и индивидуальность - условия оптимального развития подростков