Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 07:04, курсовая работа
Проблема коллективного воспитания была одной из наиболее проработанных в советской педагогике. Советской школой был накоплен солидный багаж теоретических исследований и практических наработок по данному вопросу. К сожалению, очень часто они бывали порождением той тоталитарной модели общества, которая сложилась в советском союзе, и недостаточно учитывали интересы личности, целиком подчиняя её целям, стоящим перед коллективом. Воспитание — вторая после учения сторона социализации ребенка, приобретения им человеческого жизненного опыта.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…..3
Глава I. Теоретические основы понятия коллектив
Разработка теории коллектива в трудах отечественных
педагогов………………………………………………………………....6
Понятие «коллектив», его признаки и структура……….......................11
Выводы по I главе……………………………………………………………...15
Глава II. Экспериментальное изучение коллектива
2.1. Этапы и уровни развития детского коллектива…………………………16
2.2. Анализ работы в коллективе 1 класса. ………………………...................24
Выводы по II главе…………………………………………………...................27
Заключение.…………………………………………………........................28
Список использованной литературы…………………………….30
Приложения………………………………………
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава I. Теоретические основы понятия коллектив
педагогов………………………………………………………
Выводы по I главе……………………………………………………………..
Глава II. Экспериментальное изучение коллектива
2.1. Этапы и уровни развития
детского коллектива…………………………
2.2. Анализ работы в коллективе 1 класса. ………………………...................24
Выводы по II главе…………………………………………………......
Заключение.…………………………………………………
Список использованной литературы…………………………….30
Приложения……………………………………………………
Введение
Проблема коллективного воспитания была одной из наиболее проработанных в советской педагогике. Советской школой был накоплен солидный багаж теоретических исследований и практических наработок по данному вопросу. К сожалению, очень часто они бывали порождением той тоталитарной модели общества, которая сложилась в советском союзе, и недостаточно учитывали интересы личности, целиком подчиняя её целям, стоящим перед коллективом. Воспитание — вторая после учения сторона социализации ребенка, приобретения им человеческого жизненного опыта. В отличие от обучения, где центром внимания является становление познавательных процессов человека, его способностей, приобретение им знаний, умений и навыков, воспитание нацелено на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям. Общими для обучения и воспитания являются основные механизмы приобретения человеком социального опыта, а специфическими — результаты учения. Применительно к воспитанию ими являются свойства и качества личности, формы ее социального поведения, а применительно к обучению — знания, умения и навыки.
Воспитанием,
его научным обоснованием, кроме
психологии, занимаются философия,
социология и педагогика. Главная
задача воспитания — формирование и развитие ребенка как
личности, обладающей теми полезными
качествами, которые ей необходимы для
жизни в обществе.
Воспитание - это преднамеренно
и сознательно организованный
целенаправленный процесс социального
формирования личности, состоящий в установлении
определенных социальных отношений между
воспитателем и воспитуемым и включающий
как те или иные виды педагогического
воздействия, так и деятельность воспитуемого.
В процессе формирования, развития и воспитания
личности определяющую роль играют различные
институты воспитания. В целом система
институтов воспитания направлена на
воспроизводство социально необходимого
типа личности человека. При этом каждый
из них имеет специфические воспитательные
возможности и ведущие воспитательные
функции, определяемые этими возможностями.
Каждый институт воспитания на формирование,
развитие и воспитание личности школьника,
имеет нечто общее и особенное. Особенное
определяется задачами, возможностями
и функциями каждого института. Общее
состоит в том, что во всех институтах
воспитания воспитанники получают для
решения своих возрастных задач те или
иные возможности, которые целенаправленно
создаются взрослыми. Таким образом, развитие
личности происходит в них под определенным
педагогическим воздействием и в определенной
мере регулируется педагогами. В связи
с этим все институты воспитания оказывают
формирующее воздействие на школьников.
В педагогике
в качестве одного из ведущих
принят принцип коллективного
воспитания. Коллектив представляет
собой единство организации и
социально-психологической
В коллективе
каждого института воспитания
организуется целенаправленное
педагогическое воздействие на
формирование воспитанника, т.е.
собственно процесс воспитания
личности. При этом личность становится
доступной эффективному
Именно будучи субъектом, социально-педагогических
отношений, которые создают педагоги при
организации взаимодействия в процессе
этой жизнедеятельности, личность воспитанника
становится объектом воспитания. Другими
словами, он становится объектом воспитания
в той мере, в какой он становится субъектом
процесса воспитания.
Педагоги рассматривают коллектив как важнейший инструмент воспитания личности. Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, его уровня развития, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива. Поэтому тема нашей курсовой работы актуальна.
Цель работы: раскрыть теоретические основы
коллективного воспитания.
Объект – процесс
формирования коллектива.
Предмет исследования: коллектив
как объект и субъект воспитания.
Задачи исследования:
· Изучить педагогическую литературу
по проблеме исследования;
· Выделить особенности изучения учебно-воспитательного
коллектива.
Методы исследования:
1. Анализ педагогической литературы по данной теме.
2. Анкетирование.
3. Наблюдение за учебно-
База исследования: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа,1 класс.
Глава I. Теоретические основы понятия коллектив
1.1. Разработка теории коллектива
в трудах отечественных
С первых лет создания советской школы одной из центральных ее задач было создание самодеятельного сплоченного коллектива школьников. В «Основных принципах единой трудовой школы» подчеркивалось, что «в воспитании самой прекрасной задачей является создание школьного коллектива, спаянного радостным и прочным товариществом...». Необходимость развития коллективизма у учащихся в условиях целенаправленной учебно-воспитательной работы широко пропагандировали А.В.Луначарский, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, С.Т. Шацкий и другие видные педагоги и общественные деятели.
Основной целью воспитания, считал А.В.Луначарский, должно быть всестороннее развитие такой личности, которая умеет жить в гармонии с другими, которая умеет содружествовать, которая связана с другими сочувствием и мыслью социально. «Мы хотим, — писал он, — воспитать человека, который был бы коллективистом нашего времени, жил бы общественной жизнью гораздо больше, чем личными интересами». В то же время он отмечал, что только на основе коллектива могут быть развиты наиболее полно особенности человеческой личности. Воспитывая индивидуальность на базе коллективизма, необходимо обеспечить единство личной и общественной направленности, считал А. В. Луначарский.1
Н.К.Крупская дала всестороннее обоснование
преимуществ коллективного
Особо весомый вклад в разработку теории и практики коллектива внес А.С.Макаренко. Он доказал, что «никакой метод не может быть выведен из представления о паре: учитель + ученик, а может быть выведен из общего представления об организации школы и коллектива»2. Он первым глубоко обосновал стройную концепцию воспитательного коллектива, пронизанную гуманистическими идеями. Педагогические принципы, положенные им в основу организации детского коллектива, обеспечивали четкую систему обязанностей и прав, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива. Система перспективных линий, принцип параллельного действия, отношения ответственной зависимости, принцип гласности и другие были направлены на то, чтобы вызвать лучшее в человеке, обеспечить ему радостное самочувствие, защищенность, уверенность в своих силах, сформировать постоянную потребность движения вперед.
Последовательное развитие идеи А. С. Макаренко получили в педагогических трудах и опыте В.А.Сухомлинского. Усматривая задачу школы в обеспечении творческого саморазвития личности школьника в коллективе, он предпринял и реализовал удачную попытку построения целостного педагогического процесса. В основу своей воспитательной системы творческого развития личности В.А.Сухомлинский положил идею направленного развития у ребенка субъектной позиции.
Многолетняя педагогическая деятельность
В.А.Сухомлинского в качестве директора
школы и учителя позволила
ему сформулировать совокупность принципов,
которые должны быть положены в основу
формирования школьного коллектива:
организационное единство школьного
коллектива; руководящая роль школьного
коллектива; руководящая роль педагога;
богатство отношений между
С начала 20-х до 60-х гг. XX в. проблема коллектива считалась традиционно педагогической, хотя отдельные аспекты коллективной жизни изучались и в рамках других наук. С начала 60-х гг. интерес к коллективу в силу изменившихся социально-политических условий проявился со стороны всех общественных наук. Философия исследует коллектив как социальную общность людей в его отношении к личности, закономерности и тенденции соотношения личного и общественного интереса и их учет в управлении развитием общества. Социальная психология интересуется закономерностями коллективообразования, взаимоотношениями коллектива и личности на психологическом уровне, структурой и становлением системы деловых и личных, интерперсональных связей и отношений. Социологи изучают коллектив как социальную систему в целом и как систему более низкого порядка по отношению к системе более высокого уровня, т.е. к обществу. Юриспруденция и ее отрасль — криминалистика рассматривают коллектив как одну из разновидностей социальных групп с позиции среды, формирующей мотивы и условия отступления от норм общественной жизни. Педагогику, как и раньше, интересуют вопросы создания коллектива и использования его возможностей для гармоничного развития личности, т. е. как инструмента для целенаправленного влияния на личность не непосредственно, а опосредованно через коллектив.
В последние десятилетия
В настоящее время исследуются такие вопросы теории коллектива, как массовое, групповое и индивидуальное в коллективе, проблема коллективного целеполагания; формирование социальной направленности личности и развитие творческой индивидуальности членов коллектива; идентификация и обособление в коллективе в их единстве; единство педагогического руководства, самоуправления и саморегуляции; тенденции развития коллектива как субъекта воспитания и др. В основе сплочения детского коллектива может лежать не только труд, но и общение, познание, игра и другие виды деятельности, организации которых необходимо уделять специальное внимание.4
1.2. Понятие «коллектив», его признаки и структура
Коллектив
– это взаимодействующая
Информация о работе Коллектив как объект и субъект воспитания