1. Общая социально-значимая
цель. Цель есть у любой группы:
ее имеют и пассажиры, севшие
в трамвай, и преступники, создавшие
воровскую шайку. Все дело в
том, какая это цель, на что
она направлена. Цель коллектива
обязательно совпадает с общественными
целями, поддерживается обществом
и государством, не противоречит
господствующей идеологии, конституции
и законам государства.
2. Общая совместная
деятельность для достижения
поставленной цели, общая организация
этой деятельности. Люди объединяются
в коллективы для того, чтобы
совместными усилиями быстрее
достичь определенной цели. Для
этого каждый член коллектива
обязан активно участвовать в
совместной деятельности, должна
быть общая организация деятельности.
Членов коллектива отличает высокая
личная ответственность за результаты
совместной деятельности.
3. Отношения
ответственной зависимости. Между
членами коллектива устанавливаются
специфические отношения, отражающие
не только единство цели и
деятельности (рабочее сплочение), но
и единство связанных с ними
переживаний и оценочных суждений
(моральное единение).
4. Общий выборный
руководящий орган. В коллективе
устанавливаются демократические
отношения. Органы управления
коллективами формируются при
прямом и открытом избрании
наиболее авторитетных членов
коллектива.
Отдельные
из этих характеристик могут
быть присущи и другим видам
групповых объединений (ассоциации,
корпорации и т.д.) Но особенно
отчетливо они проявляются лишь
при коллективной организации.
Кроме названных
признаков коллектив отличается
и другими очень важными особенностями.
Это характеристики, отражающие
внутриколлективную атмосферу, психологический
климат, отношения между членами коллектива.
Одна из таких характеристик – сплоченность,
характеризующая взаимопонимание, защищенность,
«чувство локтя», причастность к коллективу.
В хорошо организованных коллективах
проявляются взаимопомощь и взаимоответственность,
доброжелательность и бескорыстие, здоровая
критика и самокритика, соревнование.
Группа формально сотрудничающих людей
может обходиться без этих качеств, коллектив
без них теряет свои преимущества.
В коллективе,
обладающем всеми перечисленными
признаками, формируется иная система
отношений к труду, к людям,
к своим личным и общественным
обязанностям. В дружном, сплоченном
коллективе система отношений
определяется разумным сочетанием
личных и общественных интересов,
умением подчинять личное общественному.
Такая система формирует ясную и уверенную
позицию каждого члена коллектива, знающего
свои обязанности, преодолевающего субъективные
и объективные препятствия.
Наиболее
стабильное звено в официальной
структуре школьного коллектива
– коллектив класса, в рамках
которого протекает основная
деятельность школьников – учение.
Именно в классном коллективе
между школьниками образуется
густая сеть межличностных связей
и отношений. В силу этого
он выполняет роль того своеобразного
фундамента, на базе которого формируются
различные школьные коллективы.
Для практической
работы в школе большое значение
имеет вопрос о структуре коллектива
и его органов. Опыт показывает,
что общешкольный коллектив должен
иметь не более 400 – 500 учащихся.
Кроме того, он не оказывает непосредственного
влияния на каждую личность в отдельности.
Это осуществляется только через первичный
коллектив, т.е. такой, в котором воспитанники
находятся в постоянном деловом и межличностном
взаимодействии.
При организации
коллективной жизнедеятельности
школьников необходимо стремиться
к сочетанию различных форм
первичных коллективов, одни из
которых могут быть постоянными,
а другие временными. По характеру
деятельности все многообразие
первичных коллективов можно
разделить на три группы: организованные
на основе разнообразной, в
том числе учебной, деятельности
(классы, отряды и т.п.); организованные
на основе какого-то одного
вида деятельности (кружки, секции,
клубы и т.п.); организованные на
основе игровой и других видов
деятельности по месту жительства.
По возрастному составу первичные
коллективы могут быть одновозрастными
и разновозрастными. Принципиально
важно, чтобы сочетание первичных
коллективов было таким, чтобы
позволяло наилучшим образом
решать не только практические,
но и на этой основе воспитательные
задачи, стоящие перед педагогической
системой.
Успешное функционирование
детского коллектива требует
наличия в нем органов, координирующих
и направляющих деятельность
на достижение общих целей.
Главным органом коллектива является
собрание воспитанников. Для решения
оперативных задач, как правило,
формируется актив и избирается
староста. Во многих случаях для
организации и осуществления
какого-либо мероприятия создаются
временные и коллективные органы
(советы, штабы). В них входят избираемые
или уполномоченные учащиеся, которым
первичный коллектив поручает
планирование, разделение поручений,
проверку исполнения и другие
управляющие функции.
Проецируя
на школьный класс выделенные
признаки коллектива, приходим к
выводу, что ученический коллектив
– это группа учеников, объединенная
общей социально значимой целью, деятельностью,
организацией этой деятельности, имеющая
общие выборные органы и отличающаяся
сплоченностью, общей ответственностью,
взаимной зависимостью при безусловном
равенстве всех членов в правах и обязанностях.
Выводы по
I главе
В советской школе была принята
концепция коллективистского воспитания,
суть которой в следующем. В социалистическом
обществе людей связывают подлинно коллективистские
отношения, поскольку у них общая собственность,
социальные идеалы и деятельность. Солидарность
трудящихся и коллективизм являются идеологией
социалистического общества, принципом
жизни. Коллектив выступает как средство
достижения свободы развития личности.
На этом в педагогике обосновывается
принцип воспитания в коллективе и через
коллектив, согласно которому коллектив
учеников является средством воспитания
личности. Создателями и разработчиками
педагогической теории коллектива были
А. Макаренко, Н. Крупская, позднее В.А.
Сухомлинский и др.
Коллектив — высокоразвитая
группа с такими характеристиками,
как сплоченность, целеустремленность,
ценностно-ориентационное единство
и пр. Педагогика понимает воспитательный
коллектив как объединение воспитанников,
жизнь и деятельность которых
определяется социально значимыми
целями, органами самоуправления, а
межличностные отношения являются
коллективистскими, т.е. определяются
через отношение к общему делу.
Глава II. Экспериментальное
изучение коллектива
2.1. Этапы и уровни развития
детского коллектива
Коллектив
как специально организованное
объединение учащихся формируется
не сразу. Ни одно объединение людей изначально
не проявляет существенных признаков,
которые характеризуют коллектив. Процесс
формирования коллектива длительный и
проходит ряд этапов.
Этапы развития
коллектива, где требование выступает
основным параметром, определяющим его
становление, впервые были обоснованы
А.С. Макаренко.6 Необходимым путем в развитии
воспитательного коллектива он считал
закономерный переход от категорического
требования педагога к свободному требованию,
предъявляемому каждой личностью к себе
на фоне требований коллектива.
На первом
этапе в качестве средства, сплачивающего
детей в коллектив, должно выступать
единоличное требование педагога
к учащимся. По А.С. Макаренко,
требование, высказанное в форме,
не допускающей возражений (категорическое),
необходимо на первых порах
в каждом коллективе. Следует
отметить, что большинство воспитанников,
особенно младших возрастных
групп, практически сразу и
безоговорочно принимают требования
педагога. Показателями, по которым
можно судить о том, что диффузная
группа переросла в коллектив, являются
мажорный стиль и тон, качественный уровень
всех видов предметной деятельности и
выделение реально действующего актива,
о наличии которого можно судить по проявлениям
инициативы со стороны учащихся и по общей
стабильности группы.
На втором
этапе развития коллектива основным
проводником требований к личности
должен быть актив. Педагогу
в связи с этим необходимо
отказаться от злоупотребления
прямыми требованиями, направленными
непосредственно к каждому воспитаннику.
Здесь вступает в силу метод параллельного
действия, поскольку педагог имеет возможность
опереться в своих требованиях на группу
учащихся, которые его поддерживают. Однако
сам актив должен получить реальные полномочия,
и только с выполнением этого условия
педагог вправе предъявить требования
к активу, а через него — и к каждому воспитаннику.
Таким образом, категорическое требование
на этом этапе должно стать требованием
коллектива. Если этого нет, то нет и коллектива.
Третий этап
органично вырастает из второго,
сливается с ним. «Когда требует
коллектив, когда коллектив сближается
в известном тоне и стиле, работа воспитателя
становится математически точной, организованной
работой», — писал А.С. Макаренко. Положение
«когда требует коллектив» говорит о сложившейся
в нем системе самоуправления. Это не только
наличие органов коллектива, но и, главное,
наделение их реальными полномочиями,
переданными педагогами. Только с полномочиями
появляются обязанности, с а ними и необходимость
в самоуправлении.
В настоящее
время существует и иной подход
(Л.И. Новикова, А.Т. Куракин и др.) к определению
стадии развития коллектива. Признается,
что не только требования могут выступать
сплачивающим детей средством. Л.И. Новикова
выделяет стадию сплочения коллектива,
стадию превращения коллектива в инструмент
воспитания всех учащихся и стадию, когда
важнейшей заботой коллектива становится
корректировка социального опыта и
развития творческой индивидуальности
каждого воспитанника.7
В последние
десятилетия наметилась отчетливая
тенденция считать, что коллектив
— это группа людей высокого
уровня развития, отличающаяся сплоченностью,
интегративной деятельностью, коллективистской
направленностью (Я.Л. Коломинский, А.В.
Петровский, Л.И. Уманский). Самое существенное
качество группы — уровень ее социально-психологической
зрелости. Именно высокий уровень такой
зрелости превращает группу в качественно
новое социальное образование, новый социальный
организм — в группу-коллектив.
Для осознания
возможностей детского коллектива
в воспитании личности рассмотрим уровни
развития группы как коллектива. Изучая
детские коллективы, Л.И. Уманский выделил
признаки социально-психологической зрелости
группы, которые проявляются по-разному
в зависимости от уровня ее развития. Он
объединил их в три блока: общественный
блок с подструктурами социальной направленности,
организованности и подготовленности,
отражающими соответственно идеологическую,
управленческую и деловую сферы групповой
жизнедеятельности; личностный блок с
подструктурами интеллектуальной, эмоциональной
и волевой коммуникативности, отражающими
единство трех сторон сознания входящих
в группу личностей и соответствующих
сфер жизнедеятельности группы; блок общих
характеристик (интегративность, микроклимат,
референтность, лидерство, интрагрупповая
и интергрупповая активность) жизнедеятельности
группы.
Общие характеристики
групповой жизнедеятельности изучены
в отечественной психологии достаточно
полно. Их можно представить следующим
образом: интегративность — мера единства,
слитности, общности членов группы друг
с другом, а отсутствие интегративности
— это разобщенность, дезинтеграция (А.Н.
Лутошкин, А.В. Петровский, В.В. Шпалинский
и др.); микроклимат определяет самочувствие
каждой личности в группе, ее удовлетворенность
группой, комфортность в ней (А.В. Лутош-кин,
А.А. Русалинов и др.); референтность —
степень принятия членами группы группового
эталона, их идентификация с эталоном
групповых ценностей (Е.В. Щедрина); лидерство
— степень ведущего активного влияния
отдельных личностей на группу в целом
в направлении осуществления групповых
задач (Е.М. Зайцева); интрагрупповая активность
— мера активизации группой составляющих
ее личностей (Л.И. Уманский); интергрупповая
активность — степень влияния данной
группы на другие группы в более широкой
общности, например класса на класс в школе
(А.И. Кузнецов, В.А. Агеев).
Все общие
качества, характеризуя уровень
развития группы как коллектива,
тесно связаны друг с другом,
каждое из них раскрывается через
подструктуры двух первых блоков — общественного
и личностного.
Общественный блок. Под
направленностью группы понимается
социальная ценность принятых ею целей,
мотивов деятельности, ценностных ориентации
и групповых норм, т. е. идеологическая
сфера группового сознания. Сущность организованности
группы состоит в реальной и эффективной
способности к самоуправлению—групповой
самоуправляемости (А.С. Чернышов).
Реально
действующая группа всегда активна
в отношении той или иной
конкретной деятельности (общественно-политической,
управленческой, трудовой, познавательной,
спортивной, культурно-массовой, игровой).
Групповая деятельность требует от каждой
личности и группы в целом соответствующих
знаний, умений и навыков, т. е. опыта групповой
подготовленности.
Личностный
блок. Интеллектуальная коммуникативность
— это процесс межличностного восприятия
и установления взаимопонимания, нахождения
общего языка. Она реализуется путем обмена
взаимоинформацией, определения общих
позиций, суждений, принятия групповых
решений. Эмоциональная коммуникативность
— это межличностные связи эмоционального
характера, преобладающий эмоциональный
настрой группы, ее эмоциональные потенциалы,
это та объективно существующая в группе
атмосфера, которая характеризует эмоциональную
сторону ее жизнедеятельности. Волевая
коммуникативность понимается как способность
группы противостоять трудностям и препятствиям,
ее своеобразная стрессоустойчивость
и надежность в экстремальных ситуациях.