Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 07:04, курсовая работа
Проблема коллективного воспитания была одной из наиболее проработанных в советской педагогике. Советской школой был накоплен солидный багаж теоретических исследований и практических наработок по данному вопросу. К сожалению, очень часто они бывали порождением той тоталитарной модели общества, которая сложилась в советском союзе, и недостаточно учитывали интересы личности, целиком подчиняя её целям, стоящим перед коллективом. Воспитание — вторая после учения сторона социализации ребенка, приобретения им человеческого жизненного опыта.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…..3
Глава I. Теоретические основы понятия коллектив
Разработка теории коллектива в трудах отечественных
педагогов………………………………………………………………....6
Понятие «коллектив», его признаки и структура……….......................11
Выводы по I главе……………………………………………………………...15
Глава II. Экспериментальное изучение коллектива
2.1. Этапы и уровни развития детского коллектива…………………………16
2.2. Анализ работы в коллективе 1 класса. ………………………...................24
Выводы по II главе…………………………………………………...................27
Заключение.…………………………………………………........................28
Список использованной литературы…………………………….30
Приложения………………………………………
Внутри каждого
блока и между блоками
Низким уровнем
формирования коллектива
Если же
начальное объединение
Группа-кооперация отличается реальной и успешно действующей организационной структурой, высоким уровнем групповой подготовленности и сотрудничества. Ее межличностные отношения и ее внутригрупповое общение носят сугубо деловой характер, подчиненный достижению высокого результата в выполнении конкретной задачи в том или ином виде деятельности. Направленность и психологическая совместимость здесь вторичны, зависят от единства целей и взаимодействия. Это создает условия для перехода группы-кооперации на следующую ступень — автономизацию.
Группа-автономия
характеризуется высоким
Однако группа-автономия может уйти в сторону от коллектива, к корпорации. Это возможно в том случае, если произойдет гиперавтономизация, если обособление приведет к замкнутости, группа изолирует себя от других групп данной общности, замкнет свои цели внутри себя, если она начнет противопоставлять себя другим группам и осуществлять свои цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. В этом случае появляется корпоративная направленность как «групповой эгоизм» (Т.Н. Мальковская) и групповой индивидуализм, а сама группа превращается в группу-корпорацию — лжеколлектив.
Напротив, если
группа выходит на
Исследования
показали, что названные уровни
являются не только
Исследования
дают основание считать
Детский коллектив
— важнейший фактор
Коллективизм — это чувство солидарности с группой, осознание себя ее частью, готовность к действиям в пользу группы и общества. Воспитание коллективизма в школьном коллективе достигается различными путями и средствами: организацией сотрудничества и взаимопомощи в учебе, труде, общественной работе, совместным участием школьников в культурно-массовых и спортивных мероприятиях, постановкой перед учащимися перспектив (целей деятельности) и совместным участием в их осуществлении, активизацией работы детских и юношеских общественных организаций.
Таким образом,
учебно-воспитательный
2.2. Анализ работы в коллективе учащихся 1 класса
Анализ проводился классным руководителем 1 класса на базе МКОУ СОШ.
Для выявления различных характеристик детского коллектива использовались следующие методики:
- Анкетирование (Приложение 1).
- Методика «Фотография класса» (Приложение 2).
- Методика «Пьедестал» (Приложение 3).
В 1 классе обучается 7 учащихся, из них 1 девочка и 6 мальчиков. У ребят класса сформирована учебная мотивация на основании диагностики и наблюдений.
При прохождении двухнедельного курса «Введение в школьную жизнь» практически все учащиеся адаптировались к новым условиям жизнедеятельности. Но были и такие дети, которые с трудом адаптируются к школьной жизни, требованиям учителя. Первые недели обучения в школе были выявлены группы детей, которые внимательны и активны на уроке, имеют достаточно высокий уровень сформированности познавательного интереса. Также были ученики, которые пока присматривались, осторожничали. Они не проявляли на уроках высокую активность, хотя, как правило, правильно отвечали на вопросы, справлялись с учебным заданием, осознанно воспринимали новый материал. И, конечно же, в классе были «молчуны», которые очень редко проявляли себя на уроке, хотя на переменах общительны.
Прошла большая работа по успешной адаптации детей к школьной жизни, а также по формированию коллектива, воспитанию чувства дружбы и товарищества.
Адаптация в новом коллективе прошла легко, ребята общительны, вежливы со всеми детьми и взрослыми. Ребята охотно беседуют с ними на различные темы.
С целью изучения взаимоотношений в классе был проведен опрос, который показал, что основная масса ребят находят среди одноклассников друзей. У большинства детей этот выбор взаимный.
Среди детей можно выделить 2 микрогруппы, основанных на игровых и коммуникативных интересах. В первую группу относятся дети, легко справляющиеся по учебным программам, проявляет лидерские качества, учитывая их личные качества: верность, ловкость, быстроту, самостоятельность. Вторая группа детей не проявляет активности в учебном и внеучебном процессе, эмоционально неустойчивы к обидам, стеснительны. Между группами нет конфликтов, раздоров, ребята тактично общаются между собой, помогают друг другу. Явного лидера в классе еще нет, но ребята проявляют уже активность. Многие ребята заняты во внеурочное время в спортивных секциях, в музыкальных и художественных школах.
В коллективе
положено начало самоуправлению
- распределены обязанности, что
воспитывает в детях
Одним из основных
направлений в формировании
В целом видна динамика сплоченности коллектива.
Выводы по II главе
В последнее
десятилетие развития
Младший школьный
возраст - особо ответственный
период, т. к. является возрастом
первоначального становления
Заключение
Итак, подведем
итоги: в разработке
Коллективизм-это
чувство солидарности с
В коллективе важную роль
занимает функция — воспитание. Она определяет
своеобразие его структуры: любой воспитательный
коллектив — комплекс двух относительно
самостоятельных коллективов — воспитателей
и воспитанников, педагогов и учащихся,
обучающих и обучаемых. При этом воспитательная
деятельность педагогического коллектива
направлена на то, чтобы обеспечить воспитывающий
характер той жизнедеятельности, в которую
педагоги включают своих воспитанников.
Воспитательные коллективы занимают важное
место в социальной структуре социалистического
общества. По-разному они влияют на входящих
в них воспитанников.
Коллектив играет огромную роль в жизни
каждого человек, которую трудно переоценить.
Прежде всего, в его рамках удовлетворяется
естественная потребность людей в общении
и деловом взаимодействии, в принадлежности
к группе себе подобных; у коллектива человек
в необходимых случаях обретает поддержку
и защиту; в своем коллективе он в первую
очередь находит признание успехов и достижений.
В то же время, наряду с желанием быть в
коллективе, люди хотят отличаться от
других, оставаться какими они есть индивидуальностями,
достойными уважения.
Таким образом,
учебно-воспитательный
Список использованной литературы
Информация о работе Коллектив как объект и субъект воспитания