Коллектив как объект и субъект воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 07:04, курсовая работа

Описание

Проблема коллективного воспитания была одной из наиболее проработанных в советской педагогике. Советской школой был накоплен солидный багаж теоретических исследований и практических наработок по данному вопросу. К сожалению, очень часто они бывали порождением той тоталитарной модели общества, которая сложилась в советском союзе, и недостаточно учитывали интересы личности, целиком подчиняя её целям, стоящим перед коллективом. Воспитание — вторая после учения сторона социализации ребенка, приобретения им человеческого жизненного опыта.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…..3
Глава I. Теоретические основы понятия коллектив
Разработка теории коллектива в трудах отечественных
педагогов………………………………………………………………....6
Понятие «коллектив», его признаки и структура……….......................11
Выводы по I главе……………………………………………………………...15
Глава II. Экспериментальное изучение коллектива
2.1. Этапы и уровни развития детского коллектива…………………………16
2.2. Анализ работы в коллективе 1 класса. ………………………...................24
Выводы по II главе…………………………………………………...................27
Заключение.…………………………………………………........................28
Список использованной литературы…………………………….30
Приложения………………………………………

Работа состоит из  1 файл

ккурсовая.docx

— 56.80 Кб (Скачать документ)

     Внутри каждого  блока и между блоками существуют  многообразные функциональные взаимосвязи и взаимозависимости. Эти связи обусловливаются их местом в целостной структуре сфер жизнедеятельности группы, соединением в ней общественного и личного. Л.И. Уманский экспериментальным путем установил, что детская или юношеская группа становится коллективом при устойчивом проявлении названных признаков в их наивысшей степени.

     Низким уровнем  формирования коллектива является  группа-конгломерат, т. е. группа ранее непосредственно незнакомых детей, оказавшихся (или собранных) на одном пространстве и в одно время. Их взаимоотношения и взаимодействия поверхностны и ситуативны (например, группа ребят, только что приехавших в летний оздоровительный лагерь из разных мест и собранных вместе). Ни один из вышеназванных признаков на этом уровне не проявляется. Если группа получает свое название, она становится номинальной группой. Ей предлагаются определенные извне цели, виды деятельности, условия взаимодействия с другими группами. При этом номинальная группа может остаться группой-конгломератом, если объединенные в нее личности не примут этих целей и условий, если не произойдет хотя бы формальное, межличностное объединение. Но такие случаи в школьной практике редки.

      Если же  начальное объединение произошло,  дети приняли статус первичного  коллектива, цели каждой личности  в группе проектируются заданием, группа поднимается на одну  ступеньку — она становится группой-ассоциацией. На этом уровне начинается единая жизнедеятельность группы, появляются первые ростки ее коллективообразования, закладываются первые кирпичики формирования ее структуры как коллектива. Совместная жизнедеятельность в рамках официальной первичной группы дает ей возможность перейти к более высоким уровням организации, а главное, изменяет межличностные отношения и ведет при благоприятных условиях на следующую ступень — к кооперации.

       Группа-кооперация  отличается реальной и успешно  действующей организационной структурой, высоким уровнем групповой подготовленности и сотрудничества. Ее межличностные отношения и ее внутригрупповое общение носят сугубо деловой характер, подчиненный достижению высокого результата в выполнении конкретной задачи в том или ином виде деятельности. Направленность и психологическая совместимость здесь вторичны, зависят от единства целей и взаимодействия. Это создает условия для перехода группы-кооперации на следующую ступень — автономизацию.

    Группа-автономия  характеризуется высоким внутренним  единством по всем подструктурам  и общим качествам, кроме интергрупповой активности. Именно на этом уровне члены группы идентифицируют себя в ней («моя группа»). В ней происходит процесс обособления, эталонизации (монореферентности), внутренней слитности и спаянности, которые являются внутригрупповой основой для перехода к высшему уровню.

     Однако группа-автономия  может уйти в сторону от  коллектива, к корпорации. Это возможно в том случае, если произойдет гиперавтономизация, если обособление приведет к замкнутости, группа изолирует себя от других групп данной общности, замкнет свои цели внутри себя, если она начнет противопоставлять себя другим группам и осуществлять свои цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. В этом случае появляется корпоративная направленность как «групповой эгоизм» (Т.Н. Мальковская) и групповой индивидуализм, а сама группа превращается в группу-корпорацию — лжеколлектив.

     Напротив, если  группа выходит на межгрупповое  взаимообщение и взаимодействие, становится органичной частью более широкой общности, а через нее и общества в целом, то в такой группе наблюдается коллективистская направленность и она становится группой-коллективом.

      Исследования  показали, что названные уровни  являются не только диагностическими  срезами, но и этапами в процессе  коллективообразования (А.Г. Кирпичник). Так, в летних оздоровительных детских лагерях можно увидеть, как большинство отрядов проходит путь от групп-конгломератов и номинальных групп, через ассоциации (первых 4 дня 24-дневной смены) к кооперациям (примерно к середине смены), а затем к автономизации и временным коллективам (последняя треть смены). Следует отметить, что по разным причинам одни отряды проходили этот путь быстрее, их движение было более поступательным, а положение на высших уровнях — устойчивым и надежным. Другие отряды проходят его рывками, отступая от более высоких уровней к более низким, что называют «болезнями коллектива» (В.Г. Иванов, И.М. Чернышова), третьи — поднимаются на более высокий уровень временно.

     Исследования  дают основание считать предложенные  уровни этапами развития контактных  групп как коллективов. Каждый  предыдущий этап готовит последующий,  а преодоление противоречий между ними — это движущая сила развития конкретной группы в своеобразных внешних и внутренних условиях ее формирования.

     Детский коллектив  — важнейший фактор целенаправленной  социализации, воспитания личности. Его влияние на личность во  многом зависит от того, в какой  мере цели и задачи коллектива  осознаны его членами и воспринимаются ими как свои личные. Органическое единство личного и социального рождается в коллективной общественно полезной деятельности и проявляется в коллективизме.

      Коллективизм  — это чувство солидарности  с группой, осознание себя ее частью, готовность к действиям в пользу группы и общества. Воспитание коллективизма в школьном коллективе достигается различными путями и средствами: организацией сотрудничества и взаимопомощи в учебе, труде, общественной работе, совместным участием школьников в культурно-массовых и спортивных мероприятиях, постановкой перед учащимися перспектив (целей деятельности) и совместным участием в их осуществлении, активизацией работы детских и юношеских общественных организаций.

     Таким образом,  учебно-воспитательный коллектив  — это организованная группа, в которой ее члены объединены  общими ценностями и целями деятельности, значимыми для всех детей, и в которой межличностные отношения опосредуются социально и личностно значимым содержанием совместной деятельности.

 

2.2. Анализ работы в  коллективе учащихся 1 класса

     Анализ проводился классным руководителем 1 класса на базе МКОУ СОШ.

     Для выявления различных характеристик детского коллектива использовались следующие методики:

- Анкетирование (Приложение 1).

- Методика «Фотография  класса» (Приложение 2).

- Методика «Пьедестал» (Приложение 3).

- Социометрия (Приложение 4).

    В 1 классе обучается 7 учащихся, из них 1 девочка и 6 мальчиков. У ребят класса  сформирована учебная мотивация на основании диагностики и наблюдений. 

     При прохождении двухнедельного курса «Введение в школьную жизнь» практически все учащиеся адаптировались к новым условиям жизнедеятельности. Но были и такие дети, которые с трудом адаптируются к школьной жизни, требованиям учителя. Первые недели обучения в школе были выявлены группы детей, которые внимательны и активны на уроке, имеют достаточно высокий уровень сформированности познавательного интереса.  Также были ученики, которые пока присматривались, осторожничали. Они не проявляли на уроках высокую активность, хотя, как  правило, правильно отвечали на вопросы, справлялись с учебным заданием, осознанно воспринимали новый материал. И, конечно же, в классе были «молчуны», которые очень редко проявляли себя на уроке, хотя  на переменах общительны.  

     Прошла  большая работа по успешной адаптации детей к школьной жизни, а также по формированию коллектива, воспитанию чувства дружбы и товарищества.   

     Адаптация в новом коллективе прошла легко, ребята  общительны, вежливы со всеми детьми и взрослыми. Ребята охотно беседуют с ними на различные темы. 

       С целью изучения взаимоотношений в классе был проведен опрос, который показал, что основная масса ребят находят среди одноклассников друзей. У большинства детей этот выбор взаимный.   

    Среди детей можно выделить 2 микрогруппы, основанных на игровых и коммуникативных интересах.  В первую группу относятся дети, легко справляющиеся по учебным программам, проявляет лидерские качества, учитывая их личные качества: верность, ловкость, быстроту, самостоятельность.  Вторая группа детей не проявляет активности в учебном и внеучебном процессе,  эмоционально неустойчивы к обидам, стеснительны. Между группами нет конфликтов, раздоров, ребята тактично общаются между собой, помогают друг другу. Явного лидера в классе еще нет, но ребята проявляют уже активность. Многие ребята заняты во внеурочное время в спортивных секциях,  в музыкальных и художественных школах.

    В коллективе  положено начало самоуправлению - распределены обязанности, что  воспитывает в детях ответственность,  самостоятельность, организованность. Это оказывает огромную помощь  учителю в работе. Обязанности  менялись по учебным блокам.

    Одним из основных  направлений в формировании личности  и коллектива является работа  над культурой поведения, дисциплиной.  Наблюдаются сдвиги в плане  осознания правил и норм поведения,  но на практике дети не всегда  ведут себя, как следовало бы. В связи с этим работа над  умением правильно себя вести  будет продолжена.

      В  целом  видна динамика сплоченности  коллектива.

 

 

Выводы по II главе 

     В последнее  десятилетие развития психологической  науки проблемы коллектива, казалось  бы, потеряли актуальность. Почти  прекратились исследования коллектива  и процессов, происходящих в  нем. Но не так давно, когда  стало ясно, что без коллективной  идеи, особенно в школе, не обойтись, хотим мы этого или нет, но  коллектив имеет большой в  психологический потенциал. Именно  через классный коллектив дети  развиваются как личности, присваиваются  общественные ценности и нормы.  И чем более детский коллектив будет ориентирован на совместную деятельность, тем более зрелых граждан он будет воспитывать. Такая оценка роли коллектива вновь сделала его изучение актуальным.

     Младший школьный  возраст - особо ответственный  период, т. к. является возрастом  первоначального становления личности  ребенка. В это время в общении  ребенка со сверстниками возникают  довольно сложные взаимоотношения,  существенным образом влияющие  на развитие его личности. Знание  особенностей отношений между  детьми в классе и тех трудностей, которые у них при этом возникают,  может оказать серьезную помощь  взрослым при организации работы  с младшими школьниками. Общение  с детьми - необходимое условие  психологического развития ребенка.  Необходимо уделять больше внимания  сплоченности коллектива. Так как  сплоченность является одним  из ведущих психологических факторов  развития коллективной деятельности. Коллектив и коллективные отношения  играют ведущую роль в формировании  личности ребенка и его полноценной  социализации в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

    Итак, подведем  итоги: в разработке современной  педагогической концепции коллектива  его исследователи неизбежно  сталкиваются с трудностями, которые  невозможно преодолеть, не введя  понятия «воспитательный коллектив»  в качестве исходного. Коллектив  - важнейший фактор целенаправленной  социализации, воспитания личности. Его влияние на личность во  многом зависит от того, в какой  мере и задачи коллектива осознаны  его членами и воспринимаются  ими как свои личные. Органическое  единство личного и социального рождается в коллективной общественно полезной деятельности и проявляется в коллективизме.

     Коллективизм-это  чувство солидарности с группой,  осознание себя ее частью, готовность  к действиям в пользу группы  и общества.   
     В коллективе важную роль занимает функция — воспитание. Она определяет своеобразие его структуры: любой воспитательный коллектив — комплекс двух относительно самостоятельных коллективов — воспитателей и воспитанников, педагогов и учащихся, обучающих и обучаемых. При этом воспитательная деятельность педагогического коллектива направлена на то, чтобы обеспечить воспитывающий характер той жизнедеятельности, в которую педагоги включают своих воспитанников. Воспитательные коллективы занимают важное место в социальной структуре социалистического общества. По-разному они влияют на входящих в них воспитанников. 
     Коллектив играет огромную роль в жизни каждого человек, которую трудно переоценить. Прежде всего, в его рамках удовлетворяется естественная потребность людей в общении и деловом взаимодействии, в принадлежности к группе себе подобных; у коллектива человек в необходимых случаях обретает поддержку и защиту; в своем коллективе он в первую очередь находит признание успехов и достижений. В то же время, наряду с желанием быть в коллективе, люди хотят отличаться от других, оставаться какими они есть индивидуальностями, достойными уважения.

   Таким образом,  учебно-воспитательный коллектив-это  организованная группа, в которой  ее члены объединены общими  ценностями и целями деятельности, и  он выступает как объект и субъект воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под. ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991.
  2. Иванов, И.П. Воспитывать коллективистов: Из опыта работы / И.П. Иванов. – М., 1982.
  3. Кабуш, В.Т. Открытые воспитательные системы, проблемы и пути решения. / В.Т. Кабуш.  - Минск, 1995.
  4. Каменская, Е.Н. Ученическое самоуправление в общеобразовательном учреждении. / Е.Н. Каменская. - М., 2008.
  5. Капотов В.М. Введение в общую теорию развития личности. / В.М. Капотов. - М., 1991.
  6. Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. / В.А. Караковский. - М., 1996.
  7. Коротов, В.М. Самоуправление школьников. Изд. 2-е, доп. и перераб. / В.М. Коротов. - М., 1976.
  8. Красовицкий, М.Ю. Общественное мнение ученического коллектива. /  М.Ю. Красовицкий. - М., 1984.
  9. Макаренко, А.С. Избранные сочинения. В 2 т. / А.С. Макаренко.- М., 1977.
  10. Мухина, В.С. Возрастная психология. / В.С. Мухина. – М.: Академия, 1997.
  11. Немов, Р.С. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива. / Р.С. Немов. - М., 1988.
  12. Новикова, Л.И. Педагогика детского коллектива. / Л.И. Новикова. - М., 1978.
  13. Ночевник, М.Н. Человеческое общение. / М.Н. Ночевник. - М.: Просвещение, 1986.
  14. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Под ред. В. А. Сластёнина: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд.  центр ВЛАДОС, 2003.
  15. Петровский, А.В. Введение в психологию. / А.В. Петровский. - М.: Академия, 1995.
  16. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. / А.В. Петровский - М., 1982.
  17. Петровский,  А.В. Социальная психология коллектива. Учеб. пособие. / А.В. Петровский, В.В. Шпалинский. - М., 1978.
  18. Пидкасистый, П.И. Воспитание как педагогическое явление. / П.И. Пидкасистый. - М., 1995.
  19. Пидкасистый, П.И. Педагогика. / П.И. Пидкасистый. - М., 1998.
  20. Сухомлинский, В.А. О Воспитании / Сост. и авт. вступит. очерков С. Соловейчик. - 4-е изд. - М.: Политиздат, 1982.
  21. Фридман, Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. / Л.М. Фридман. - М., 1988.

Информация о работе Коллектив как объект и субъект воспитания