Коллектив как объект и субъект воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 07:04, курсовая работа

Описание

Проблема коллективного воспитания была одной из наиболее проработанных в советской педагогике. Советской школой был накоплен солидный багаж теоретических исследований и практических наработок по данному вопросу. К сожалению, очень часто они бывали порождением той тоталитарной модели общества, которая сложилась в советском союзе, и недостаточно учитывали интересы личности, целиком подчиняя её целям, стоящим перед коллективом. Воспитание — вторая после учения сторона социализации ребенка, приобретения им человеческого жизненного опыта.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…..3
Глава I. Теоретические основы понятия коллектив
Разработка теории коллектива в трудах отечественных
педагогов………………………………………………………………....6
Понятие «коллектив», его признаки и структура……….......................11
Выводы по I главе……………………………………………………………...15
Глава II. Экспериментальное изучение коллектива
2.1. Этапы и уровни развития детского коллектива…………………………16
2.2. Анализ работы в коллективе 1 класса. ………………………...................24
Выводы по II главе…………………………………………………...................27
Заключение.…………………………………………………........................28
Список использованной литературы…………………………….30
Приложения………………………………………

Работа состоит из  1 файл

ккурсовая.docx

— 56.80 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Анкетирование.

Важным показателем  психологического климата в классе является проявление дружбы, взаимопомощи и взаимной ответственности.

В каждой из трех предлагаемых ниже анкет обведите кружком  номер того утверждения, которое в наибольшей степени соответствует Вашему мнению о классе.

Анкета 1.

Мнение о дружбе и приемлемости в классе.

1.   Наш класс очень дружный и сплоченный.

2.   Наш класс дружный.

3.   В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.

4.   В нашем классе изредка бывают ссоры, но конфликтным его назвать нельзя.

5.   Наш класс недружный, возникают ссоры.

6.   Наш класс очень недружный, трудно учиться в таком.

Анкета 2.

Мнение о взаимопомощи в классе.

1.   В нашем классе принято помогать друг другу без напоминания,

2.   В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.

3.   В нашем классе помогают только тогда, когда  просят об этом.

4.   В нашем классе помощь оказывают только тогда, когда заставляет преподаватель.

5.   В нашем классе не принято помогать друг другу.

6.   В нашем классе отказываются помогать друг другу. 

Анкета 3.

Мнение о взаимной ответственности  в классе.

1. У нас в классе принято нести ответственность друг за друга. Все мы боремся за искоренение недостатков.

2. В нашем классе неудачи и плохие поступки беспокоят хотя и не всех, но большинство ребят.

3.  Виновные в нарушении дисциплины и лодыри осуждаются только активом класса.

4. Мы стараемся  не обращать внимания на нарушителей дисциплины и лодырей. За свои поступки они отвечают только перед учителем.

5. В нашем классе  не принято «выносить сор из  избы». Мы стараемся, чтобы о проступках меньше знали учителя.

6. В нашем классе  нет взаимной ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Методика «Фотография  класса».

     Детям предлагается  выступить в роли «фотографов» - сделать снимок своего класса. На листе бумаги в квадратиках  учащиеся размещают себя и  своих одноклассников, как на  групповой фотографии. Каждое «фото»  ученик заменяет именем своего  одноклассника. Классный руководитель  обращает внимание на то, в  каком месте на фотографии  ученик располагает себя, своих  одноклассников, с каким настроением  выполняет работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

Методика «Пьедестал».

     Учащимся класса предлагается построить пьедестал для награждения, на который они имеют право поставить своих одноклассников. Для этого ребята должны сами определить, за что они ставят своих одноклассников на ступеньки пьедестала. Всех ступенек — 5. У учащихся есть возможность среди этих пяти ступенек одну определить для себя, если ученик считает нужным это сделать.

 

      

Данная методика позволяет увидеть взаимоотношение учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4.

Социометрия.

     Целью социометрического  исследования является изучение  взаимоотношений учащихся в коллективе и определение лидеров в классе. Каждый ученик получает список всего класса и выполняет следующие задания.

Задание 1. У тебя есть деньги, сумма которых позволяет тебе купить подарки только трём одноклассникам. Отметь, кому ты хотел бы сделать подарок.

Задание 2. Прошло десять лет после окончания школы. У тебя появилась возможность встретиться только с тремя бывшими одноклассниками. С кем бы ты хотел встретиться? Запиши их фамилии.

Задание 3. Ты победил на выборах, и у тебя есть возможность сформировать свою команду для работы из бывших одноклассников. Их должно быть не более трёх. Кого ты предпочтешь?

 

1 Иванов И.П. Воспитывать коллективистов: Из опыта работы. — М., 1982.

2 Коротов В.М. Самоуправление школьников. Изд. 2-е, доп. и перераб. — М., 1976.

3 Красовицкий М.Ю. Общественное мнение ученического коллектива. — М., 1984.

4 Коротов В.М. Самоуправление школьников. Изд. 2-е, доп. и перераб. — М., 1976.

5 Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. В. А. Сластёнина: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд.  центр ВЛАДОС, 2003.

6 Макаренко А.С. Трудовое воспитание. / Макаренко А.С. - М., 1977.

7 Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. / Новикова Л.И. -  М., 1978.


Информация о работе Коллектив как объект и субъект воспитания