Коллективные творческие дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 13:49, курсовая работа

Описание

Что такое КТД? Методика его проведения была разработана И.П. Ивановым. "Прежде всего - это общественно-важное дело. Первейшее его назначение - забота об улучшении жизни своего коллектива и окружающей жизни, сплав практических и организаторских действий на общую радость и пользу. Оно - творческое, потому что, планируя и осуществляя задуманное, оценивая сделанное и извлекая уроки на будущее, все воспитанники вместе с воспитателями и во главе с ними ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно-важных практических задач. И оно не может превратиться в догму, делаться по шаблону, ведь оно, прежде всего, частица жизни. Оно - коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями, как младшими и старшими товарищами по гражданской заботе".

Содержание

Введение 3
Глава I. Понятие о КТД. 6
1.1. Групповая деятельность. 6
1.2. Стадии организации КТД. 8
1.3. Воспитательный характер носит этапно-циклический характер. 11
1.4. Практическая реализация КТД. 13
1.5. Организация КТД. 13
Глава II. Роль учителя в организации коллективных творческих дел. 17
2.1. Методика проведения коллективно творческих дел. 17
2.2. Пять условий педагогического успеха. 20
2.3. Приемы проведения КТД. 22
2.4. Условия проведения КТД. 24
Глава III. Экспериментальная часть. 25
3.1. Характеристика класса на основе социометрии и других исследований. 25
3.2. Технология проведения КТД. Этапы. 28
3.3. Разработки коллективных творческих дел. 33
3.3.1. Разработка классного часа: "Права несовершеннолетних" 33
3.3.2. Разработка классного часа «Ко дню защитника отечества». 37
3.4. Выявление лидеров в коллективе. 40
Заключение 45
Литература 46

Работа состоит из  1 файл

ктд.doc

— 302.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

     КТД (коллективные творческие дело на сплочение  группы, развитие волевых, умственных способностей и коммуникативных качеств.)

     Что такое КТД? Методика его проведения была разработана И.П. Ивановым.  "Прежде всего - это общественно-важное дело. Первейшее его назначение - забота об улучшении жизни своего коллектива и окружающей жизни, сплав практических и организаторских действий на общую радость и пользу. Оно - творческое, потому что, планируя и осуществляя задуманное, оценивая сделанное и извлекая уроки на будущее, все воспитанники вместе с воспитателями и во главе с ними ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно-важных практических задач. И оно не может превратиться в догму, делаться по шаблону, ведь оно, прежде всего, частица жизни. Оно - коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями, как младшими и старшими товарищами по гражданской заботе".

    Коллективные  творческие дела: все – творчески, иначе – зачем!  
Основными условиями воспитательной эффективности коллективных творческих дел (КТД) являются:

  • единство жизненно-практической (улучшение жизни коллектива и окружающей жизни) и воспитательной направленности. Каждое дело – это форма творческого содружества воспитателей и воспитанников, их общей творческой гражданской заботы – практической, организаторской, воспитательной;
  • творческий характер каждого дела: осуществление непрерывного поиска лучших решений жизненно важной задачи на всех стадиях организации;
  • единство шести отдельных стадий организации каждого дела.

     В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового, наконец, просто знакомятся и приобретают друзей.

      Таким образом, идут два важных процесса одновременно - формирование и сплочение классного коллектива и формирование личности школьника. В процессе общей работы происходит взаимодействие людей разных возрастов, старшие помогают младшим, младшие учатся у старших.

      Во  время планирования и организации  коллективных творческих дел взрослые и дети приобретают большой опыт организаторских навыков, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за организацию определенного этапа коллективного творческого дела.

     Коллективные  творческие дела становятся мощной силой, притягивающей в школу, обеспечивают широкую внеурочную занятость детей. Положительный эмоциональный настрой, гарантированная ситуация успеха высвобождают добрые чувства, сопереживание всех всем.

     Таким образом, коллективные творческие дела как крупные воспитательные акции создают в школе периоды повышенного эмоционального напряжения положительной направленности, яркие события школьной жизни, подготовленные сознательно и осуществленные большинством, содержат в себе ценные нравственные ориентиры, на которых строится жизнь этого большинства, позволяют перевести ценности системы в личные ценности каждого из ее участников.        

 КТД —  это верный путь соединения  и создания школьной общности на длительное время, создание и расширение пространства, способствующего развитию личности.

     С учетом вышеизложенного был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим  образом: какова роль учителя в организации  коллективных творческих дел?

   Тема  исследования: Роль учителя в организации КТД.

   Задачи  исследования:

    1. Анализ литературы по данной проблеме.
    2. Дать понятие о КТД.
    3. Выявить роль учителя в организации КТД.
    4. Разработать со школьниками КТД и проведение различных мероприятий.

  Для решения поставленных задач использовался  комплекс методов исследования: теоретический  анализ источников, систематизация, обобщение, реферирование и др.

  Источники исследования: труды отечественных  психологов и педагогов, документальные материалы, издания периодической  печати, учебные планы, программы, методические пособия и учебники.

   Теоретическая значимость исследования: выявить роль учителя и  дать понятие о КТД.

   Практическая  значимость исследования: содержащиеся  практические положения и выводы могут изменить педагогические оценки, сформулировать новые профессиональные педагогические установки учителей, методистов и студентов. 

 

Глава I. Понятие о КТД

    1. Групповая деятельность

      Групповая деятельность является одной из форм работы учителя с учащимися. Групповая  деятельность подразумевает создание коллектива, в котором она непосредственно  и происходит.

      Слово “коллектив” происходит от латинского colligo, что в переводе на русский  означает “объединяю”, а латинское collectivus- собирательный. Таким образом, понятие коллектива указывает на объединение людей, на существование  между ними связующих отношений. “Коллектив – это контактная совокупность людей, основанная на следующих принципах: общая цель; общая деятельность; дисциплина; органы самоуправления; связь данного коллектива с обществом”. (М.П. Павлова, «Педагогическая система А.С. Макаренко»)

      Коллектив выступает как важная форма организации воспитания, как мощный педагогический инструмент.

      Развитие  и формирование личности можно успешно  осуществлять только в коллективе и  через коллектив, что является одной  из важнейших закономерностей воспитания. Осмысливая важность этой закономерности, следует иметь в виду два следующих положения.

      Первое  из них состоит в том, что важной целью воспитания является формирование личности в духе коллективизма, развития у нее товарищеских черт и качеств. Указанная цель может быть достигнута только при условии, что личность будет воспитываться в хорошо организованном и здоровом в социальном и духовном отношениях коллективе.

      Второе  положение связано с тем, что  воспитание не может быть ограничено лишь личным влиянием педагога на каждого воспитанника. Оно обязательно должно подкрепляться разносторонним влиянием коллектива, который не только обеспечивает свободу и защищенность личности, но и

выступает как  носитель здоровой морали и аккумулирует в себе богатство нравственных и  художественно- эстетических отношений. Поэтому в процессе педагогической работы необходимо создавать здоровый и сплоченный воспитательный коллектив и умело использовать его для разностороннего развития личности. Без такого коллектива трудно рассчитывать на высокую эффективность воспитания.

      Формы групповой деятельности отличаются от других форм прежде всего характером постановки воспитательных задач и  освоения опыта учащимися. В процессе групповой деятельности воспитатель  тоже ставит задачи перед учащимися, но делает это незаметно. Школьники как бы сами «открывают» их, вместе со взрослыми и под их руководством создают новый опыт, применяют ранее усвоенные знания и умения, приобретая новые.

      Основу, сущность этой методики составляет тесное сотрудничество, совместная деятельность всех членов коллектива – старших и младших, взрослых и детей, педагогов и школьников. При этом они сообща планируют, готовят, проводят и оценивают работу, отдавая свои знания, умения и навыки на общую пользу. На каждой стадии групповой деятельности члены коллектива ведут поиск лучших путей, способов, средств решения практических задач, находя каждый раз новый вариант.

      К формам групповой деятельности во вне  учебное время относят коллективные творческие дела, чередование традиционных поручений (ЧТП), сюжетно – ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ и др.

      Наиболее  распространенными являются коллективные творческие дела (КТД), организация  которых предусматривает шесть  стадий (И. П. Иванов, «Методика коммунарского  воспитания»).

    1. Стадии организации КТД

      ПЕРВАЯ  СТАДИЯ – предварительная работа. Педагоги и взрослые устанавливают  место предстоящего коллективного  творческого дела в воспитательной работе, планируемой на новый период с данным коллективом, определяют конкретные воспитательные задачи, выясняют различные варианты, которые затем могут быть предложены детям, продумывают способы реализации своих замыслов, намечают действия, которые помогут настроить школьников на работу, увлечь перспективой, определяют возможности активизации деятельности каждого участника.

      Таким образом, педагог отвечает на следующие  вопросы:

  • Какова основная идея КТД?
  • В какой форме будет проходить КТД?
  • Кого привлечь к участию?
  • К кому обратиться за помощью?
  • Когда провести стартовую беседу?

   В конце  данной стадии учитель и проводит стартовую беседу. Ее суть заключается в том, что руководитель детского коллектива “зажигает” детей интересным и полезным делом. Здесь в черновом варианте обсуждается Где? Что? Когда?

      ВТОРАЯ СТАДИЯ – коллективное планирование. Теперь действуют сами дети. Они ищут ответы на поставленные вопросы в микро коллективах (группах, звеньях): что лучше сделать? С кем вместе? Для кого? Когда? Взрослые в этом случае – это равноправные участники диалога с детьми.

      Этот  разговор условно называют сбором – стартом. Успех его во многом обеспечивает ведущий. Он обобщает предложенные варианты, задает наводящие, уточняющие вопросы, предлагает обосновать выдвинутые идеи, ставит дополнительные задачи «на размышление». Завершает поиск выбором совета дела.

      ТРЕТЬЯ  СТАДИЯ – коллективная подготовка дела. Руководящий орган, совет дела уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения КТД, затем организует его выполнение, побуждая и поощряя  инициативу каждого участника. Подготовка может идти по группам.

     Самая сложная и ответственная стадия. Для подготовки и проведения выбранного КТД создается специальный орган-Совет дела, в который входят представители каждого микроколлектива. Это объединение действует только во время подготовки и проведения данного КТД. Для следующего дела подобный орган создается уже в новом составе. Проект КТД уточняется и конкретизируется сначала Советом дела, с участием руководителя коллектива, затем в микроколлективах, которые планируют и начинают работу по воплощению общего замысла.

      Возможна ситуация, когда дети слабо включаются, а то и вовсе не включаются в практическую работу. Бывает так, когда в самом начале некоторые ученики увлекаются, а потом быстро охладевают, поскольку у них нет ещё способности преодолевать трудности. Здесь велика роль взрослого, старшего товарища, характер его воздействия на детей, взаимодействия с ними. Не допускается открытого давления, принуждения к работе, взрослый по – товарищески побуждает детей к целенаправленному, творческому и самостоятельному участию в осуществлении общего замысла. Как ? может увлечь добрым сюрпризом или заинтересовать «трудного» секретным договором с ним, оказать особое доверие ответственным поручением: «Только ты  сможешь это выполнить». В некоторых случаях педагог подсказывает варианты выполнения работы, дает совет по использованию источников для поиска и т. п.

      ЧЕТВЁРТАЯ СТАДИЯ – проведение КТД, подведение итогов подготовки. На этой стадии осуществляется конкретный план, осуществляемый советом  дела, с учетом того, что наработано группами (бригадами, звеньями). Воспитанники в разных формах демонстрируют опыт, накопленный в ходе планирования и подготовки дела. Не нужно боятся отклонений от замыслов, возникающих во время проведения КТД из – за разных непредвиденных обстоятельств. Не следует также боятся и ошибок, допущенных участниками в ходе процесса выполнения и организации дела. Все это тоже школа жизни. Педагог по возможности незаметно для всех участников дела, для тех людей для которых организуется дело, направляет детей, регулирует их настроение, помогает сгладить неудачу.

      ПЯТАЯ СТАДИЯ – коллективное подведение итогов КТД. Это может быть общий  сбор коллектива. На кругу или по группам каждый высказывает своё мнение, обсуждаются положительные  и отрицательные стороны подготовки и проведения КТД.

Информация о работе Коллективные творческие дела