Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 13:49, курсовая работа
Что такое КТД? Методика его проведения была разработана И.П. Ивановым. "Прежде всего - это общественно-важное дело. Первейшее его назначение - забота об улучшении жизни своего коллектива и окружающей жизни, сплав практических и организаторских действий на общую радость и пользу. Оно - творческое, потому что, планируя и осуществляя задуманное, оценивая сделанное и извлекая уроки на будущее, все воспитанники вместе с воспитателями и во главе с ними ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно-важных практических задач. И оно не может превратиться в догму, делаться по шаблону, ведь оно, прежде всего, частица жизни. Оно - коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями, как младшими и старшими товарищами по гражданской заботе".
Введение 3
Глава I. Понятие о КТД. 6
1.1. Групповая деятельность. 6
1.2. Стадии организации КТД. 8
1.3. Воспитательный характер носит этапно-циклический характер. 11
1.4. Практическая реализация КТД. 13
1.5. Организация КТД. 13
Глава II. Роль учителя в организации коллективных творческих дел. 17
2.1. Методика проведения коллективно творческих дел. 17
2.2. Пять условий педагогического успеха. 20
2.3. Приемы проведения КТД. 22
2.4. Условия проведения КТД. 24
Глава III. Экспериментальная часть. 25
3.1. Характеристика класса на основе социометрии и других исследований. 25
3.2. Технология проведения КТД. Этапы. 28
3.3. Разработки коллективных творческих дел. 33
3.3.1. Разработка классного часа: "Права несовершеннолетних" 33
3.3.2. Разработка классного часа «Ко дню защитника отечества». 37
3.4. Выявление лидеров в коллективе. 40
Заключение 45
Литература 46
Коллективный анализ является обязательной составной частью методики КТД. Вопросы для обсуждения прошедшего дела (по работам И.П.Иванова):
Любой
этап КТД - это творчество ребенка, которое
необходимо заметить. Если один сшил костюм,
другой сделал своими руками атрибутику,
а третий использовал и костюм, и атрибутику
в своей роли, то успех следует разделить
на всех. Это и есть коллективный успех.
2.2. Пять условий педагогического успеха
Первое
условие – общая забота: наша
цель – счастье людей!
Организация постоянной многосторонней
заботы каждого о своих товарищах, о людях
близких и далеких, о малышах и взрослых
– вот, по нашему убеждению, самый краткий
ответ на вопрос, что организовывать, строя
воспитательную работу.
Что включает в себя подлинно заботливое
отношение к людям?
– Привычку и умение быть внимательным
и чутким, вглядываться в окружающую жизнь.
Искать и находить нужное людям, возможность
приносить им пользу и радость.
– Привычку и умение строить личную и
коллективную перспективу, планировать,
распределять во времени решение разнообразных
жизненно важных задач.
– Привычку и умение преодолевать трудности
в выполнении задуманного, доводить начатое
до конца, воодушевлять товарищей, передавать
им свой опыт и использовать опыт других.
– Привычку и умение оценивать собственный
опыт и опыт других, учиться на собственном
опыте и опыте других, извлекать уроки
на будущее.
Уже из этого далеко не полного перечня
внутренних сторон и условий подлинной
заботы о других людях видно, с какой необходимостью
соединяются в ней культура отношений,
поведения и деятельности, как органически
она сочетается с глубокой заботой человека
о себе, о своем самосовершенствовании.
А именно эти условия, усложняясь по своему
содержанию и формам в условиях дружеского
общения со взрослыми (не опеки!), ведут
ребенка и подростка по ступеням самосознания
и самовоспитания.
Говоря кратко, воспитывать – значит действовать заодно с воспитанниками как сотрудниками по общей творческой (общественно-политической, трудовой, познавательной, художественной, спортивной) заботе. Ведь только в такой заботе у ребят рождается и крепнет гражданское отношение к окружающей жизни – людям, труду, природе, культуре – как источнику общей радости и пользы, ответственное отношение к самим себе.
Второе условие – товарищество. Воспитатель должен всегда проявлять внутреннее, духовное отношение к воспитаннику как младшему товарищу. Для такого отношения характерно единство товарищеского уважения и товарищеской требовательности. Исходным является товарищеское уважение: вера в творческие силы, возможности человека как все более умелого и увлеченного участника – в настоящем и будущем – общей гражданской заботы; понимание сильных и слабых сторон человека, стремление раскрывать, развивать лучшие стороны и преодолевать недостатки, слабости. Из товарищеского уважения вытекает и товарищеская требовательность действий на общую радость и пользу, в которых нужно участвовать, чтобы улучшать, совершенствовать себя как товарища других людей. Тогда возникает ответное отношение воспитанников к воспитателю, которое делает весомым, успешным каждое его воздействие, создается и крепнет “истинный авторитет” (по выражению А.С.Макаренко) взрослого. Это отношение, в котором неразрывно соединены уважение и требовательность воспитанников к воспитателю как старшему товарищу: младших членов семьи к их родным, учащихся к учителю.
Третье
условие – единство мыслей и действий,
воли и чувств Воздействовать так, чтобы
развивать в единстве все три стороны
личности растущего человека: познавательно-
В жизни
же нередко делается упор на одну из сторон
личности. Особенно часто – на формирование
знаний, а другие внутренние силы – чувства,
потребности, привычки – оказываются
постоянно на втором плане, играют по преимуществу
вспомогательную роль, да к тому же воздействия
оказываются обособленными друг от друга,
рядоположенными, случайными.
Именно поэтому и получается разрыв между
знаниями и взглядами-убеждениями, между
знаниями и интересами, между умениями
и потребностями. И что особенно нетерпимо
– разрыв между всем этим и деятельностью.
Четвертое условие – единый коллектив. Влиять так, чтобы способы воздействия воспитателей на воспитанников были бы и способами воздействия самих воспитателей на себя, а также способами воздействия воспитанников друг на друга, на воспитателей и каждого из воспитанников на самого себя. Тогда воспитательный процесс идет в единстве всех своих звеньев: воспитания воспитателями воспитанников, самовоспитания воспитанников – взаимного и личного, самовоспитания воспитателей, воспитание воспитанниками воспитателей. Тогда каждую личность воспитывает единый воспитательный коллектив – старших и младших, воздействуя на общую жизнь, улучшая ее и обеспечивая ее воспитательную результативность.
2.3. Приемы проведения КТД
Коллективные творческие дела могут быть самые различные, они постоянно рождаются в работе объединений, использующих эту методику. Каждое КТД неповторимо, но можно назвать некоторые примеры, использующиеся на всех стадиях подготовки и проведения КТД. Прежде всего, невозможно начать поиск, побудить к творчеству без четко поставленной проблемы или задачи. Важно, чтобы она была определена самими детьми. При этом та или иная проблема обозначается школьниками в результате создания специальных ситуаций. Если задача поставлена педагогом, необходимо убедиться, что она привлекательна и понятна воспитанникам. В зависимости от того, сколько проблем и какие из них выбраны для решения, определяется методика организации коллективной работы.
Один из эффективных приёмов, применяемых почти на всех стадиях проведения коллективных творческих дел, - это создание микроколлективов, групп, бригад для решения конкретной задачи или выполнения творческого задания. В зависимости от содержания, вида КТД формирование групп может идти с учетом желания, интересов, способностей учащихся или по случайному принципу (с помощью считалки или жребия).
Другим необходимым приёмом этой методики является «мозговая атака», когда ученики в группах путем обмена индивидуальными мнениями ищут наилучшие варианты решения проблемы, задачи. В ходе «мозговой атаки» может создаваться «банк идей», то есть набор возможных предложений по решению какой – либо проблемы или задачи.
Часто используется ещё один приём – отбор идей, когда нужно из множества возможных решений, вариантов выбрать один или два – три. Выбор этих идей может осуществляется с помощью голосования или естественным путем, то есть участники поиска определяют характер, форму своего участия реальным добровольным действием.
Когда выбор осуществить сложно, используется ещё один приём – защита идей. Каждый член коллектива или микроколлектив аргументируют свой вариант, подводится итог этого поиска, и в результате рождается окончательное решение.
2.4. Условия проведения КТД
Чтобы обеспечить реализацию воспитательных возможностей КТД, педагогу необходимо соблюдать определённые условия.
Во – первых, нельзя нарушать последовательность действий (стадий) при подготовке и проведении любого КТД, допускать извращение позиций, роли, которая определена педагогу, как старшему товарищу.
Во – вторых, подготовка и проведение КТД требуют того, чтобы взрослые вместе с детьми опирались на опыт предшествующих дел.
В – третьих необходимо учитывать опыт и знания учащихся, полученные в учебно – воспитательном процессе; ранее используемые формы КТД – лишь один из компонентов общей системы средств воспитания.
В – четвёртых, важнейшим условием является реализация и развитие идей заботы о себе, друг друге, родителях, близких и далёких людях, окружающем мире.
Глава III. Экспериментальная часть
3.1. Характеристика класса на основе социометрии и других исследований
Социометрия класса 9 «Е» школы №1 г. Салават.
№ | ФИ | Те, кого выбирают | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | итого | ||
1 | Васильева Татьяна | █ | 1 | 1 | 1 | |||||||
2 | Дюднева Алина | █ | 1 | |||||||||
3 | Петров Вова | 1 | █ | |||||||||
4 | Ребиков Павел | █ | 2 | |||||||||
5 | Семенова Галина | █ | 1 | |||||||||
6 | Старожук Александр | 2 | █ | |||||||||
7 | Сулаев Евгений | █ | 1 | |||||||||
8 | Тимченко Виктория | 1 | 2 | █ | ||||||||
9 | Филипов Андрей | █ | ||||||||||
10 | Шаманин Виталий | 1 | 1 | █ | ||||||||
Количество выборов | - | 2 | 1 | - | 1 | 1 | 1 | - | 1 | - | 16 | |
Количество взаимных выборов | 2 | - | 2 | 2 | - | - | - | 3 | - | - | 9 |
1. Актив класса.
Актив класса: Тимченко Виктория, Васильева Татьяна, Рябиков Павел, Старажук Александр.
Характеристика выбранного актива класса: В актив класса входят Тимченко Виктория, Васильева Татьяна, Рябиков Павел, Старажук Александр. Девочки общительные, активные, целеустремленные.
Содержание деятельности актива: В основном актив действует как единое целое, хотя внутри актива бывают ссоры, связанные с борьбой за лидерство. Девочки не приказывают, не любят подчиняться (не позволяют собой командовать, руководить). В случаях, если следует кого-то убедить, могут быть очень настойчивыми. В любом новом деле сразу берут инициативу в свои руки и всегда справляются с поставленной задачей. Для класса являются авторитетами, очень требовательны и к себе, и к другим.
Неофициальный актив: Как такового неофициального актива нет, но есть неофициальные лидеры (дети, не входящие в КСК, но стремящиеся попасть в актив), это – Петров Вова (среди мальчиков) и Марьина Алена (среди девочек).
Лидеры: Лидеры класса входят в официальный актив класса, о неофициальных лидерах было сказано ранее.
2. Уровень развития класса как коллектива.
Общие сведения о классе: 9 «Е» класс является общеобразовательным, т.е. в этом классе собраны разные дети. Класс был сформирован два года назад. До сих пор состав класса остается неизменным.
Состав класса: В 9 «Е» учится 29 человек, из них 19 девочек и 10 мальчиков. Все дети примерно одного возраста, самая маленькая Дюднева Алина, т.к. она пошла в школу с 6 –ти лет.
Официальная структура: В 9 «Е» учится 29 человек:
Васильева Татьяна, Восколович Наталья, Гоцман Дарья, Дебелова Кристина, Дюднева Алина, Жилкина Юлия, Исмаилова Гульнар, Карсакова Кристина, Карпенко Алексей, Луцкова Ксения, Лубяная Маргарита, Моргунова Настя, Нагулевич Дмитрий, Найденова Ирина, Петров Вова, Пожидаев Антон, Рудзинская Евгения, Рубиков Павел, Садченко Максим, Семенова Галина. Старажук Александр, Сулаев Евгений, Тимченко Виктория, Филипов Андрей, Шамонин Виталий, Морозенко Дарья, Марьина Алена, Кряцкая Марина, Смоленцева Анна.
Общий уровень развития учащихся, их интересы, кругозор: Общий уровень развития учащихся 9 «Е» выше среднего. Дети читают, и не потому, что надо, а потому что интересно. Некоторые ходят в спортивные секции, посещают кружки, входят в школьные клубы. Но в основном дети 9 «Е» - это дети танцующие, поющие, рисующие. Большинство детей ходят сразу в несколько кружков или секций, родители многих детей для дополнительного развития своего ребенка нанимают репетиторов. Поэтому дети очень заняты и в течение учебного дня, учитывая помимо всего прочего и необходимость готовить уроки к каждому предмету и на каждый учебный день, у детей практически нет свободного времени.