Коллективные творческие дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 13:49, курсовая работа

Описание

Что такое КТД? Методика его проведения была разработана И.П. Ивановым. "Прежде всего - это общественно-важное дело. Первейшее его назначение - забота об улучшении жизни своего коллектива и окружающей жизни, сплав практических и организаторских действий на общую радость и пользу. Оно - творческое, потому что, планируя и осуществляя задуманное, оценивая сделанное и извлекая уроки на будущее, все воспитанники вместе с воспитателями и во главе с ними ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно-важных практических задач. И оно не может превратиться в догму, делаться по шаблону, ведь оно, прежде всего, частица жизни. Оно - коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями, как младшими и старшими товарищами по гражданской заботе".

Содержание

Введение 3
Глава I. Понятие о КТД. 6
1.1. Групповая деятельность. 6
1.2. Стадии организации КТД. 8
1.3. Воспитательный характер носит этапно-циклический характер. 11
1.4. Практическая реализация КТД. 13
1.5. Организация КТД. 13
Глава II. Роль учителя в организации коллективных творческих дел. 17
2.1. Методика проведения коллективно творческих дел. 17
2.2. Пять условий педагогического успеха. 20
2.3. Приемы проведения КТД. 22
2.4. Условия проведения КТД. 24
Глава III. Экспериментальная часть. 25
3.1. Характеристика класса на основе социометрии и других исследований. 25
3.2. Технология проведения КТД. Этапы. 28
3.3. Разработки коллективных творческих дел. 33
3.3.1. Разработка классного часа: "Права несовершеннолетних" 33
3.3.2. Разработка классного часа «Ко дню защитника отечества». 37
3.4. Выявление лидеров в коллективе. 40
Заключение 45
Литература 46

Работа состоит из  1 файл

ктд.doc

— 302.00 Кб (Скачать документ)

Для команды 2-ого ряда:

  • предусмотренное уголовным законом виновно совершенное общественно опасное деяние физического лица (преступление);
  • главные защитники прав ребенка (родители);
  • способность лица иметь права и обязанности (правоспособность).
  • объявление в установленном законом порядке несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным (эмансипация);
  • правонарушение, посягающее на установленный законом общественный порядок (административный проступок);

Для команды 3-его ряда:

  • способность лица своими действиями осуществлять принадлежащие ему права и исполнять возложенные на него обязанности (дееспособность);
  • человек, не достигший 14-летнего возраста (малолетний);
  • выраженные в конституционных нормах требования государства к поведению любых лиц (обязанности);
  • мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда лицу, признанному виновным в совершении преступления (наказание);
  • одна из форм защиты личных и имущественных прав граждан, устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет (опека);
 

3. Конкурс капитанов.

    Это задание поможет определить уровень  теоретической подготовки учащихся и знание правовых норм по правам несовершеннолетних. Капитан каждой команды должен выбрать  номер вопроса (любой с 1-ого по 14-ый) и ответить на него. Каждому  всего по три вопроса, отвечают по очереди. При неправильном ответе капитан дает возможность ответить любому участнику своей команды. Правильный ответ оценивается в 1 балл и засчитывается как участнику, давшему правильный ответ, так и команде.  

Вопросы к Конкурсу капитанов

1. В любом  ли возрасте лицо может быть  привлечено к уголовной ответственности  (УК ст.20, с 16, а по отдельным  случаям – с 14 лет).

2. Может ли  быть привлечен к уголовной  ответственности 14-летний подросток,  вымогавший деньги у одноклассников? (УК ст.20, 163, да).

3. Можно ли  расценивать как шалость заведомо  ложное сообщение о готовящемся  взрыве в школе учащимся, не  желающим писать контрольную  работу? (УК ст.20, 207, преступление). 
4. С какого возраста учет мнения ребенка в ходе судебного или административного разбирательства обязателен? (СК ст.57, с 10 лет).

5. Откуда может  взяться имущество в собственности  несовершеннолетнего? (СК ст.60, доходы, дар, наследование, приобретение  на средства ребенка).

6. Кто пользуется  преимущественными правами в отношении детей – отец или мать? (СК ст.62, равенство прав родителей).

7. На ком по  закону должен лежать основной  груз выполнения обязанностей  в отношении детей – на отце  или на матери? (СК ст.62, равенство  прав и обязанностей).

8. У 15-летней  Петровой родился ребенок. Кто вправе осуществлять родительские права? (СК ст.62, до 16 лет совместно с опекуном).

9. Освобождаются  ли родители от обязанности  содержать своего ребенка в  случае лишения их родительских  прав? (СК ст.72, не освобождаются).

10. Что могут самостоятельно делать со своим имуществом несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет? (ГК ст.26, с письменного согласия родителей продавать, дарить и т.д. Самостоятельно совершать мелкие сделки).

11. С какого  возраста ребенок приобретает  право на уважение его человеческого достоинства? (Конституция РФ, ст.17, с рождения).

12. Кем, в соответствии  с законодательством, осуществляется  защита прав и интересов ребенка? (СК ст.56, родителями, органами опеки,  прокурором, судом).

13. Можно ли  уважать человеческое достоинство ребенка, который делает все наперекор родителям и не уважает их? (Конституция РФ ст.21, обязаны).

14. Какие обязанности  государств по отношению к  детям сформулированы в Конвенции  о правах ребенка? (охранять и  защищать права детей). 

4. Юридическая консультация.

    Этим  этапом проверяются знания нормативных  документов, форм и методов защиты прав несовершеннолетних. Каждая команда  выполняет роль юридической консультации. По заранее заготовленным ситуациям  команда 1-ого ряда консультируется  у команды 2-ого, команда второго у 3-его ряда, команда третьего у команды 1-ого ряда. Команда выбирает адвоката, который и должен разъяснить ситуацию, дать ей правовую оценку. Желательно, чтобы ситуация излагалась от первого лица, например: "В Конституции записано, что каждый имеет право на образование. Это значит, что человек сам решает – воспользоваться ему этим правом или нет. “Я учиться не хочу, а родители заставляют, и от этого у меня одни неприятности. Как мне защитить это мое право?”. Правильный ответ оценивается в 1 балл и засчитывается как участнику, давшему правильный ответ, так и команде. 

5. Подведение  итогов.

Подсчитываются  баллы и объявляется команда  победительница, а также лучшие участники  команд. 

      1.   Разработка классного часа «Ко дню защитника отечества»

Содержание:

    1. Вступительное слово.

    2. Представление команд.

  1. «Военные учения»:

    - «Пройди по болоту»;

     - «Зашифрованное послание»;

     - «Вычисли шпиона»;

     - «Заслужи награду»;

  1. Итоги и поздравления одноклассниц.
 

1. Вступительное  слово

     Скоро у всех мужчин большой праздник – День Защитника Отечества. Поэтому мы обращаемся с добрыми пожеланиями и приветствиями к защитникам нашего отечества и домашнего очага. Поздравляем самую сильную, самую благородную, ловкую и смелую половину нашего класса. Мальчишки, представьте, что все вы хотите стать самоотверженными бойцами Российской Армии, для этого вам предстоит пройти сложные военные учения и доказать свою силу, ловкость и смелость. 

2. Представление  команд 

     Мальчикам предлагается разделиться на две  команды и, назвав свою команду, рассказать о самых положительных сторонах службы в армии. После представления - каждой команде отдельные аплодисменты девчонок. 

3. «Военные учения» 

     Состоят из четырех этапов. К первому этапу  команды приступают в звании «Рядовых». После прохождения каждого этапа под аплодисменты девчонок команды повышаются в званиях. 1-ый этап они заканчивают «Сержантами», 2-ой – «Лейтенантами», 3-ий - «Полковниками», а четвертый уже «Генералами».  

    1-ый  этап «Пройди по болоту».

    Мальчикам разъясняется, что все они направляются в разведку. Предстоит сложный путь по болоту, пройти которое можно наступая только на кочки. Кочки (картонки, либо бумажные листы) должны заранее заготовить девочки. Дойдя до пункта назначения (черты), они должны вернуться назад в часть, если только не утонут в болоте. Этап завершается аплодисментами и повышением в звании. 

    2-ой  этап «Зашифрованное послание».

    Каждая  команда получает секретное зашифрованное  послание от своего командования, отдельные  слова из которых надо составить  две пословицы. Пословицы:

  • Жить – Родине служить
  • Герой – за Родину горой

   Этап  завершается аплодисментами и повышением в звании. 

    3-ий  этап «Вычисли шпиона».

    Из  каждой команды выбирается по одному участнику. Его усаживают на стул и завязывают глаза. Затем в течении 5-ти секунд ему дают подержать руку настоящего шпиона (шпионом может быть как мальчик так и девочка). После этого все, кто желают, протягивают участнику свою руку, в том числе и шпион. Задача – вычислить шпиона. Этап завершается аплодисментами и повышением в звании. 

    4-ый  этап «Заслужи награду».

    По  одному участнику от команды берут  заранее заготовленные палочки  с веревкой. По середине веревки  висит большая нарисованная медаль. Кто быстрее намотает веревку  на палочку и достигнет медали, тот ее и заслужил. Этап завершается аплодисментами и повышением в звании. 

4. Итоги и  поздравления одноклассниц.

     Команда-победительница определяется количеством  отданных за нее «женских сердец». Каждая девочка  должна заранее нарисовать свое сердечко, которое она и отдаст понравившейся команде. А поздравления и подарки от одноклассниц получают все мальчики класса. Лучше это сделать в следующей форме: даря подарок мальчику, девочка называет самые его лучшие качества (например, почему именно ему дарит: самый внимательный к девочкам, хорошо учится и т.д.). 

   3.4. Выявление лидеров  в коллективе

     Нами  были разработаны два коллективно творческих дела и  проведенные в 4 классе, которые способствовали эффективному развитию лидерских качеств младших школьников.

1. Коллективное  творческое дело “Радуга творчества”.

2. Коллективное  творческое дело “Путешествие  в страну Знаний”. 

     Цель  первого КТД: Развитие организаторских  способностей лидеров классных коллективов. 

     Задачи:

  1. Формирование межличностных отношений, навыков общения и навыков групповой работы в разновозрастных группах.
  2. Выявление потенциала лидеров.
  3. Обучение организации проведения КТД в процессе игровой деятельности.
 

Этапы проведения КТД “Радуга творчества”:

  1. Формирование разновозрастных групп из учащихся 1-4 классов (по цветам радуги)
  2. Знакомство с консультантами – учащимися педагогического класса (10-11 кл.)
  3. Подготовка к представлению команды (защита своего цвета): 
    - эмблема; 
    - девиз; 
    - визитная карточка.
  4. Представление команд.
  5. Подготовка проекта “Школа будущего”.
  6. Защита проектов.
  7. Подведение итогов.
 

     Цель  второго КТД: создать условия  для проявления лидерских качеств  младших школьников 10 лет. 

     Задачи:

  1. Формирование умений самоорганизации, индивидуальной и коллективной деятельности, умение налаживать отношения с людьми.
  2. Воспитывать общность интересов, чувство локтя, взаимовыручки.
  3. Способствовать развитию творческого мышления учащихся, активизировать познавательную деятельность.
 

     КТД проводилось в форме путешествия  по станциям для учащихся 1 класса:

  • “Театр – экспромт”
  • “Музыкальная”
  • “Литературная лихорадка”
  • “Зажигательные танцы”
  • “Игровая”
  • “Веселый эрудит”
 
 

Этапы КТД “Путешествие в страну Знаний”:

  1. Старт КТД (сообщение темы, выбор совета дела, распределение поручений)
  2. Промежуточный этап (ребята находили новую информацию, составляли сценарий итогового КТД, изготавливали костюмы, продумывали станции, репетировали)
  3. Итоговое КТД “Путешествие в страну Знаний”.

После проведения КТД были подведены итоги на общем  сборе класса в форме коллективного  обсуждения. 

При коллективном обсуждении ребята ответили на следующие вопросы:

  • Что удалось?
  • Что не удалось?
  • Почему?
  • Что нужно учесть на будущее?

     Планирование, подготовку и проведение КТД осуществили  ученики самостоятельно. Учитель  выступил в роли координатора. 

Информация о работе Коллективные творческие дела