Коллективные творческие дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 13:49, курсовая работа

Описание

Что такое КТД? Методика его проведения была разработана И.П. Ивановым. "Прежде всего - это общественно-важное дело. Первейшее его назначение - забота об улучшении жизни своего коллектива и окружающей жизни, сплав практических и организаторских действий на общую радость и пользу. Оно - творческое, потому что, планируя и осуществляя задуманное, оценивая сделанное и извлекая уроки на будущее, все воспитанники вместе с воспитателями и во главе с ними ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно-важных практических задач. И оно не может превратиться в догму, делаться по шаблону, ведь оно, прежде всего, частица жизни. Оно - коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями, как младшими и старшими товарищами по гражданской заботе".

Содержание

Введение 3
Глава I. Понятие о КТД. 6
1.1. Групповая деятельность. 6
1.2. Стадии организации КТД. 8
1.3. Воспитательный характер носит этапно-циклический характер. 11
1.4. Практическая реализация КТД. 13
1.5. Организация КТД. 13
Глава II. Роль учителя в организации коллективных творческих дел. 17
2.1. Методика проведения коллективно творческих дел. 17
2.2. Пять условий педагогического успеха. 20
2.3. Приемы проведения КТД. 22
2.4. Условия проведения КТД. 24
Глава III. Экспериментальная часть. 25
3.1. Характеристика класса на основе социометрии и других исследований. 25
3.2. Технология проведения КТД. Этапы. 28
3.3. Разработки коллективных творческих дел. 33
3.3.1. Разработка классного часа: "Права несовершеннолетних" 33
3.3.2. Разработка классного часа «Ко дню защитника отечества». 37
3.4. Выявление лидеров в коллективе. 40
Заключение 45
Литература 46

Работа состоит из  1 файл

ктд.doc

— 302.00 Кб (Скачать документ)

Анализ  проведенных коллективных творческих дел.

     В ходе первого КТД, чтобы самостоятельность  детей проявилась в полной мере, были созданы разновозрастные группы под руководством старших школьников. Именно они выполняли роль консультантов. Это надо было сделать обязательно, чтобы авторитет учителя не оказывал давление на учащихся и не снижал желание проявлять самостоятельность, активность, инициативу. На этом этапе учитель наблюдал за учениками, а учащиеся стали активными участниками коллективной деятельности. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что педагог на данном этапе должен обязательно поменять свою позицию, отказаться от мелочной опеки учащихся, постоянных назиданий и руководства. Важно специально создать ситуацию, которая освободила бы младшего школьника от давления авторитета учителя. Ситуация “учитель – наблюдатель”, а роль учителя – консультанта выполняли старшеклассники педагогического класса, оказалась результативна в плане создания обстановки свободы, открытости для всех без исключения учащихся. Это способствовало развитию активности, самостоятельности, творчества учащихся.

     Во  втором КТД роль педагога изменилась. Если в первом он выступал в роли наблюдателя, то во втором он стал координатором  деятельности. Ребята сами придумали, подготовили и провели мероприятие  для учащихся 1 класса. Данное КТД направлялось на стимулирование самостоятельности учащихся, воспитание ответственности за порученное дело. Каждый ребенок, выполняя индивидуальное задание, вносил свою лепту в общее дело, тем самым сопереживал и стремился к успешной реализации общей цели.

     Активное  включение учащихся в специально разработанные КТД, анализ результатов  позволил выделить ряд педагогических условий, учет которых необходим  при использовании КТД в начальной  школе. 

     1) Педагог должен изменить свою позицию, отказаться от мелочной опеки. Для этого требуется:

  • обладание личностными качествами (открытость, расположенность к детям, инициативность, креативность и др.);
  • знание теоретических и методических основ проблемы развития лидерских качеств у младших школьников;
  • знание психологических особенностей учащихся начальной школы;
  • умение создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий; стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка;
  • создание ситуации “успеха”;
  • освободить учащихся от давления авторитета учителя;
 

     2) КТД должно быть личностно-значимым для каждого ученика.

     Эффективность КТД определяется не только содержанием, но и формой. Игровые формы КТД  соответствуют внутренней мотивации  учащихся и обеспечивают гармоничное  развитие личности.

     Рассмотренная проблема не исчерпала себя, и требуется, на наш взгляд, дополнительная работа по поиску эффективных условий, направленных на развитие лидерских качеств младших школьников. Поэтому исследование может быть продолжено в различных аспектах и направлениях.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Заключение

    В процессе подготовки к традиционным школьным праздникам и участия в  них ребенок может самореализоваться, развивать коммуникативные способности, получить ценностные ориентации, присвоить  достижения культуры, выразить свой внутренний мир.

    Личность  формируется и развивается в  деятельности, и чем богаче, содержательнее будет организована эта деятельность, тем больше создастся – возможностей для становления социально-ценностных отношений ребёнка к действительности, к формированию его самосознания и самовоспитания.

    Коллективное  творческое дело имеет огромное влияние  как на личность каждого человека, на класс, который является первичным  коллективом, так и на весь большой  ученическо-учительский коллектив  школы. Это подтверждают результаты диагностики, анализ КТД в классных коллективах и самоанализ участников.

    В процессе КТД ребята приобретают  навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с  другими, узнают друг о друге много  нового, наконец, просто знакомятся и  приобретают друзей.

     Групповая деятельность воспитанников -  это  уникальное и в тоже время естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в  основу всей деятельности коллектива, это бесценный опыт воспитанникам, который пригодится им в дальнейшей жизни. Как педагогическая технология групповая деятельность или её отдельные элементы могут быть использованы при подготовке и проведении различных форм работы. Сегодня можно спорить о жизнеспособности групповой деятельности как социально – педагогического явления, но совершенно очевидно, что многие идеи, методические рекомендации по организации групповой деятельности успешно используются практиками и сегодня. 
 

   Литература

  1. И. П. Иванов, «методика коммунарского воспитания», Москва, 1999 г.
  2. Б. Т. Лихачев, «Педагогика», Курс лекций, Москва,1992 г.
  3. М. И. Рожкова, «Классному руководителю», Москва, ВЛАДОС, 1999 г.
  4. М.П. Павлова, «Педагогическая система А.С. Макаренко», Москва, «Высшая школа», 1972 г.
  5. Л. П. Уманский, «Психология организаторской деятельности», Москва, Просвещение, 1980 г.
  6. А. Б. Добрович, «Воспитатель о психологии и психологии общения», Просвещение, 1987 г.
  7. В. Н. Макаревич, «Групповая работа как метод конструктивной социологии» Социальные исследования, № 10, 1993 г.
  8. В. С. Агеев, «Межгрупповое воздействие: Социально – психологические проблемы», Москва, МГУ, 1989 г.
  9. Г. М. Андреева, «Социальная психология», Москва, Аспект пресс, 1998 г.
  10. А. В. Петровский,  «Психологическая теория коллектива», Педагогика, 1989 г.
  11. Н. Е. Щуркова, «Практикум по педагогической психологии», Москва, Педагогическое общество, 1998 г.

Информация о работе Коллективные творческие дела