Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 13:49, курсовая работа
Что такое КТД? Методика его проведения была разработана И.П. Ивановым. "Прежде всего - это общественно-важное дело. Первейшее его назначение - забота об улучшении жизни своего коллектива и окружающей жизни, сплав практических и организаторских действий на общую радость и пользу. Оно - творческое, потому что, планируя и осуществляя задуманное, оценивая сделанное и извлекая уроки на будущее, все воспитанники вместе с воспитателями и во главе с ними ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно-важных практических задач. И оно не может превратиться в догму, делаться по шаблону, ведь оно, прежде всего, частица жизни. Оно - коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями, как младшими и старшими товарищами по гражданской заботе".
Введение 3
Глава I. Понятие о КТД. 6
1.1. Групповая деятельность. 6
1.2. Стадии организации КТД. 8
1.3. Воспитательный характер носит этапно-циклический характер. 11
1.4. Практическая реализация КТД. 13
1.5. Организация КТД. 13
Глава II. Роль учителя в организации коллективных творческих дел. 17
2.1. Методика проведения коллективно творческих дел. 17
2.2. Пять условий педагогического успеха. 20
2.3. Приемы проведения КТД. 22
2.4. Условия проведения КТД. 24
Глава III. Экспериментальная часть. 25
3.1. Характеристика класса на основе социометрии и других исследований. 25
3.2. Технология проведения КТД. Этапы. 28
3.3. Разработки коллективных творческих дел. 33
3.3.1. Разработка классного часа: "Права несовершеннолетних" 33
3.3.2. Разработка классного часа «Ко дню защитника отечества». 37
3.4. Выявление лидеров в коллективе. 40
Заключение 45
Литература 46
Учащиеся с ослабленным здоровьем: В классе ослабленное здоровье почти у всех детей. На учете у врача стоят почти 85% детей класса. Очень сильно ослаблено здоровье у Дюдневой Алины. У многих детей слабое зрение, наблюдается нарушение осанки и т.д.
Неполные семьи: У Сулаева Евгения семья неполная, но, когда учитель заполняет журнал, то Евгений говорит, что семья полная, то есть ребенок не хочет признаваться в том, что вместе с ними не живет папа. У Лубяной Риты родители развелись.
3. Отношения учащихся к общественно-полезному труду.
Класс
в большинстве случаев
4. Отношение учащихся к учебе.
Уровень успеваемости: В классе качественная в целом выше среднего, но есть и неуспеваемость. По итогам четверти: 7 человек закончили на «5», 10 человек закончили на «5» и «4», несколько человек закончили с одной «3». Есть такие, которые периодически получают двойки: Шамонин Виталий, Садченко Максим, Семенова Галина (только из-за лени, потому что способности есть и очень хорошие), Луцкова Ксения (время от времени остается на осень), Карпенко Алексей («2» по математике, очень волновался из-за этого).
5. Отношение учащихся к дисциплине.
Как сказал классный руководитель, что если бы он оценивал дисциплинированность в баллах, то в первые год существования класса балл был бы высокий. Но в этом году, что во многом связано с переходным возрастом, когда детям больше всего хочется показать себя, выставиться перед другими, балл был бы не выше «4», даже, скорее всего, где-то между «3» и «4».
Из своих наблюдений могу дополнить, что дети ведут себя недисциплинированно на уроках тех учителей, которые предоставляют им свободу.
6. Традиции в классе.
По словам классного руководителя, поскольку класс сформирован сравнительно недавно, как таковых устоявшихся традиций нет. Есть только примерные черты этих традиций, которые, может, быть более четко проявятся в будущем. Это, например, устраивание чаепития в конце последней учебной недели перед каникулами, посещение одноклассника, который лежит в больнице, дарить друг другу подарки на 8 марта, 23 февраля, 14 февраля, а так же классному руководителю в день рождения. Все они только начинают становиться традициями.
3.2. Технология проведения КТД. Этапы
1.1. Предварительная работа педагога.
а) Внутриколлективные
отношения в классе: скорее всего
деловые, нежели личностные. Близкие личностные
доверительные отношения наблюдаются
только в микрогруппах. Это связано в большей
мере с тем, что коллектив класса создан
недавно (в школе предусмотрено профильное
обучение, классы были расформированы).
Что касается эмоционального настроя,
то в основном все положительные эмоции
детей направлены на ожидание предстоящих
праздников, каникул, они с большим оживлением
строят планы: говорят о том, как собираются
справлять праздники, о фильмах, которые
собираются посмотреть, о том, куда поедут
и пр. Детей также волнуют итоговые оценки
за 3-ю четверть. Стиль руководства классного
руководителя либеральный.
б) В плане воспитательной работы КТД являются одним из основных направлений. Предусмотрены такие развлекательные КТД, как: «День знаний», «Золотая осень», «День учителя», «День матери», «Новогодние праздники», «Татьянин день», «День Святого Валентина», «Дороги мужества и славы», «А, ну-ка, девочки!», «Мы поздравляем женщин всей планеты», «Счастливый случай», «День юмора и смеха», Мероприятия, посвященные Дню Победы, Последний звонок. Спортивные КТД предусмотрены направлением «Здоровье». Познавательные КТД предполагаются как направлением «Патриотическое воспитание», так и направлением «Здоровье».
Таким
образом, можно сделать вывод, что
в системе воспитательных мероприятий
КТД занимают значительное место и
являются основой воспитательной работы.
Участником КТД будет классный коллектив.
Теоретически, самый лучший вариант, когда
инициаторами КТД выступают сами дети,
либо инициативная группа. Практически
же, КТД является одним из заданий практики,
поэтому, предстоит задача направлять
действия детей. Проводить КТД нам бы хотелось
в школе, но окончательное решение зависит
от детей.
Цели игры:
Задачи:
Выбор КТД мы обсудили сначала с преподавателем права. Он предложил нам сводить детей в педагогический колледж, рассказать о колледже, проблемах поступления и т.д. Но детям эта идея не очень понравилась (может быть потому, что перед ними пока еще не стоит проблема выбора дальнейшего пути образования). Дети предложили сходить в суд. Действительно, это было бы очень познавательно, интересно, но класс слишком большой, нам отказали. Тогда ученица Наташа сказала: «Может быть, придумать, как поздравить мальчиков?». Все были очень заинтересованы, мы с девочками договорились встретиться, и все обговорить подробнее.
Образовали Совет дела, в который вошли: Павленко Алена, Кривовяз Наташа, Вильне Яна и Ермаченко Саша. Они должны были обговорить идею с классом подробнее.
С
девчонками мы разработали план КТД.
Зачитали план всему классу. Затем
подкорректировали его, разделили
обязанности. Больше всего девочкам
понравилось то, что они будут
дарить мальчикам свои сердечки. Мальчишкам
же понравилась идея военных учений.
Название КТД: «Ко дню защитника отечества».
Обоснование темы: Прежде всего, мы исходили из интересов детей. Как ранее отмечалось, настрой у детей праздничный, поэтому тема КТД предстоящий праздник сильной половины класса.
Возраст: 15 лет.
Количество: 18 человек.
Место проведения: кабинет истории и права.
Время проведения:
1-ый урок.
План КТД:
Реализация:
Во время проведения КТД план немного
изменился. То есть дети отошли от плана.
Они полностью взяли инициативу
в свои руки. Подведение итогов немного
затянулось, пришлось задержать класс
на перемене. Дети очень увлеклись, разыгрались,
все хотели участвовать, даже девочки,
хотя сами предлагали, чтобы в конкурсах
соревновались только мальчики. Очень
понравилось, что они аплодировали всем
участникам, в каждом конкурсе.
Результаты подготовки:
«+» - у детей был интерес, старательно все подготовили.
«–» - требовалось немного больше контроля с нашей стороны, не все смогли включиться в подготовку КТД.
Результаты проведения:
«+» - всем понравилось, были довольны.
«–» - дети привыкли
к руководству, иногда мы сами хотели вмешаться,
не хватило времени.
По-моему,
класс стал немного дружнее. Они
были довольны тем, что сами все сделали,
хотя боялись инициативы. У них
появилось много общих тем
для разговоров. Обострения негативных
отношений между некоторыми учениками
класса не произошло, а вот улучшения уже
можно наблюдать.
3.3. Разработки коллективных творческих дел
Цели игры:
Задачи игры:
Содержание игры:
Каждый ряд класса представляет собой единую команду, которая должна пройти следующие этапы игры:
1. Представление команды.
На
данном этапе каждая команда выбирает
капитана, придумывает себе название и
объясняет смысловое содержание названия.
Например: команда "ВЕРА" – обозначает
веру в то, что права ребенка будут так
же уважаемы, как и права взрослых, или
команда "НАДЕЖДА" – означает надежду
на то, что права ребенка будут не только
декларироваться, но и исполняться. После
того как каждая команда представится,
и будут выставлены оценки, команды переходят
ко второму этапу игры.
2. Разминка.
Задача – ввести учащихся в круг понятий, которые будут использоваться в ходе игры, напомнить и повторить понятия. Команде зачитывается определение. После чего команда должна назвать понятие, к которому оно относится. Если команда не знает ответ, либо дает неправильный ответ, то право ответа переходит к следующей команде. Правильные ответы оцениваются по 1 баллу команде в целом. Каждой команде – по 5 вопросов.
Определения для Разминки
Для команды 1-ого ряда: