Конкурсно-игровая программа как форма досуга школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:43, курсовая работа

Описание

Цель – разработать сценарий конкурсно-игровой программы «Большой секрет для маленькой компании».

Объект исследования – ученики старшего школьного возраста.

Предмет исследования – методика подготовки и проведения конкурсно-игровой программы для школьников «Большой секрет для маленькой компании».

Содержание

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3

Глава I. Конкурсно-игровая программа как форма организации досуга молодежи.
Понятие «игра», «игровая деятельность», «конкурс»……………….6
Игровая форма, игровой компонент в структуре досуга. Игровая программа, ее виды……………………………………………………..11
Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста…………………………………………………………………………..17


Глава II. Особенности организации и проведения конкурсно-игровой программы для школьников «Большой секрет для маленькой компании»

2.1. Разработка идейно-тематического замысла сценария конкурсно-игро-

вой программы для школьников «Большой секрет для маленькой компании……………………………………………………………………21

2.2. Сценарий конкурсно-игровой программы «Большой секрет для маленькой компании»……………………………………………………….24

2.3. Разработка режиссерско-постановочного плана конкурсно-игровой программы «Большой секрет для маленькой компании»……………36

Заключение………………………………………………………………………39

Список использованных источников………………………………………….41

Приложения……………………………………………………………………..43

Работа состоит из  1 файл

КОНКУРСНО-ИГРОВАЯ ПРОГРАММА (курсовая).docx

— 78.38 Кб (Скачать документ)

Содержание  

Введение………………………………………………………………………….  3  

Глава  I.  Конкурсно-игровая   программа как форма организации досуга  молодежи.

    1. Понятие  «игра»,  «игровая  деятельность»,  «конкурс»……………….6
    2. Игровая  форма,  игровой  компонент  в  структуре  досуга.  Игровая  программа,  ее  виды……………………………………………………..11
    3. Психолого-педагогическая  характеристика  подросткового  возраста…………………………………………………………………………..17
 

Глава  II.  Особенности организации и проведения  конкурсно-игровой программы для школьников  «Большой  секрет  для маленькой компании»

2.1.  Разработка  идейно-тематического  замысла  сценария  конкурсно-игро-

    вой  программы  для  школьников  «Большой  секрет  для  маленькой  компании……………………………………………………………………21

    2.2.  Сценарий  конкурсно-игровой   программы  «Большой  секрет  для  маленькой  компании»……………………………………………………….24

    2.3.  Разработка  режиссерско-постановочного  плана  конкурсно-игровой  программы   «Большой  секрет  для  маленькой   компании»……………36 

    Заключение………………………………………………………………………39 

    Список  использованных  источников………………………………………….41 

    Приложения……………………………………………………………………..43

ВВЕДЕНИЕ 

     Культурно-досуговая  деятельность  означает  специфическую  активность  людей  во  время  досуга.  Формы  активности  выбирает  сам  человек, исходя  из  своих предпочтений,  возможностей  и уровня  культурного развития,  а  также  с  учетом  традиций,  моды,  влияния  окружающих  людей.

     Особого  внимания  требует  организация  досуга  детей  юного  возраста,  когда  на  первый  план  выходит  необходимость  в  повышенной  физической  активности,  в  познавательной  деятельности,  а  также  стремление  проводить  свободное  время  со  сверстниками  ради  общения.  И. В. Бестужев-Лада  отмечает:  «Для  молодежи  «посидеть  компанией» - жгучая потребность,  один  из  факультетов  жизненной  школы,  одна  из  форм  самоутверждения!..  При  всей  важности  и  силе  социализации  молодого  человека  в  учебном  и  производственном  коллективе,  при  всей  необходимости  содержательной  деятельности  на  досуге,  при  всей  масштабности  роста  «индустрии  свободного  времени» - туризма,  спорта,  библиотечного и  клубного  дела – при  всем  этом  молодежь  упрямо  «сбивается»  в  компании  сверстников.  Значит,  общение  в  молодежной  компании – это  форма  досуга,  в которой юный  человек нуждается органически» [3, с. 15].  Досуг является  не  просто  частью  свободного  времени,  но  и культурным  пространством,  предоставляющим огромные  возможности для развития  и формирования  культуры  личности  старшеклассника.  В этом  случае  важное  значение  приобретает  педагогический  потенциал  сферы  досуга  с  ее  огромным  багажом  форм  и  методов  воспитательного  воздействия  на  личность  учеников  старших  классов. [2, с. 8]

     Современная  наука  связывает  сущность  досуга  с одним  из  полюсов человеческой  деятельности,  носящей  в целом  двухфазный  характер: «усилие – расслабление»,  «работа – отдых». [2, с. 9].  Представление об  отдыхе  приобретает широкий характер,  как любое воспроизводство готовности  человека  к новым усилиям.  Отсюда  формируется представление об  отдыхе  как  о  деятельности,  имеющей  многофункциональное  назначение,  приобретающей  сложное  содержание,  многообразные  формы  организации.

     В  широком  смысле  феномен  отдыха  сближается  с  явлением  реакции  (от  лат.  Rekreatio – возвращение  к  здоровью, восстановление) [2, с. 10]. Ныне  реакция трактуется  как целостное физическое  и  социально-культурное  оздоровление.  Виды  культурно-рекреационной  деятельности  многообразны,  также  многообразны  и  формы,  одной  из  которых  является  конкурсно-игровая  программа.

     Конкурсно-игровая  программа – это  театрализованное  представление, основой  которого  являются  игры,  конкурсы,  забавы,  розыгрыши.  Главное отличие  конкурса  от  игры  заключается  в  том,  что  конкурс  предполагает  обязательное  наличие  победителя,  в  игре  же  могут  быть  варианты.

     Забава  – массовая  форма  игрового  действия,  связанная  с  музыкально-ритмическими  или  пластическими  играми.  Например,  в  песне  «В  лесу  родилась  елочка»  вместо  буквы  «р»  играющие  хлопают  в  ладоши.

     Розыгрыш  – игровое  действие,  эстетический  смысл  которого – неожиданность  результата. [3, с. 35]

     Игра  в  значительной  мере  определяет  сущность  и  природу  праздника.  Без  нее  праздник  существовать  не  может.  Игровая  природа  праздника  нашла  свое  развернутое  отражение  в  исследованиях  М. М. Бахтина, Д. М. Генкина,  К. Кереньи,  А. А. Кановича. [1, c. 4]

     Интерес  к  феномену  игры  проявил  Платон,  Ф. Шиллер,  И. Кант,  Й. Хейзинга,  Э. Берн,  К. С. Станиславский,  М. М. Бахтин,  Ю. М. Лотман,  Г. П. Щедровицкий,  Л. С.  Выготский,  Д. Б. Эльконин,  Т. А. Кривко-Апинян, Н. Т. Казакова,  Л. Т. Ретюнских.  Их  взгляды  на  сущность  и  природу  игры  значительно  обогатили  философско-культурологическую  мысль,  а  гипотеза  о  том,  что  логика  истории – игрологическая  (М. М. Бахтин,  Ю. М. Лотман)  стала  иметь  под  собой  гораздо  больше  объективных  оснований [1, с. 8]  Эта тема  является  действительно актуальной  в наше  время,  так  как  для  школьных  и  внешкольных  педагогов-организаторов  по-прежнему  востребована  такая  форма  общения  старшеклассников,  как  игровая  деятельность.  Одной  из  важнейших  разновидностей  игровой  деятельности  является  конкурсно-игровая  программа.

     Цель – разработать сценарий  конкурсно-игровой программы «Большой  секрет  для  маленькой  компании».

     Объект  исследования – ученики старшего  школьного возраста.

     Предмет  исследования – методика  подготовки  и проведения  конкурсно-игровой  программы  для  школьников  «Большой  секрет  для  маленькой  компании».

     Задачи  исследования:

  1. Проанализировать  специальную  литературу  по  теме  исследования.
  2. Дать  психолого-педагогическую  характеристику  подросткового  возраста.
  3. Раскрыть  особенности  конкурсно-игровых  программ.
  4. Разработать  сценарий  конкурсно-игровой  программы  для  школьников  «Большой  секрет  для  маленькой  компании».
  5. Предложить  рекомендации  по  улучшению  методики  подготовки  и  проведения  конкурсно-игровой  программы.

     Методы  исследования:  теоретический анализ  литературы,  наблюдение,  устный  опрос,  беседа.

     База  исследования:  Горецкий  районный  центр культуры. 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА I.  КОНКУРСНО-ИГРОВАЯ ПРОГРАММА КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА  МОЛОДЕЖИ 

     
    1. Понятие  «игра»,  «игровая  деятельность»,  «конкурс».
 

     Истоки  существования  термина  «игра»  уходят  в  далекое  прошлое. Упоминание  об  игре  встречается  в  индийских  Ведах,  Библии,  сочинениях  древних  философов.  Величайшие  мыслители  Платон  и  Аристотель  высоко  оценивали  педагогическое  значение  игры. [9, с.10]

     Многие  исследователи  связывают  игру  с  трудом,  определяя  ее  место  в  филогенезе  как  порожденную  им  и  вытекающую  из  него,  а  в  онтогенезе,  как  деятельность,  предшествующую  труду. [9, с. 10]

     С  возникновением  таких  способов  производства,  которые  недоступны  детям  и  требуют  подготовки  к  ним,  появляются  уменьшенные  орудия  труда,  приспособления  для  детей.  На  этой  ступени  развития  общества  и  возникает  игра,  в  которой  дети  удовлетворяют  свое  стремление  к  совместной  жизни  со  взрослыми,  то  есть  удовлетворяют  свою  социальную  потребность,  которая  не  может  быть  удовлетворена  при  отсутствии  участия  в  труде  взрослых. [9, с. 10]

     Уже  на  ранних  этапах  развития  общества  игра  аккумулировала  в  себе  рациональные  способы  труда.  Ставя  человека  в  игровой  ситуации  в активную  позицию,  она  позволяет  ему  понять  творческий  аспект  труда, создавать  предпосылки  творческого  отношения  к  труду. [9, с. 11]

     Советский  психолог  С. Л. Рубинштейн  по  этому  поводу  спрашивает:  «Что  же  такое  игра – доступная  для  ребенка  и  непостижимая  для  ученого?» [15, с. 48]

     Педагогическая  энциклопедия  определяет  игру  как  вид  деятельности  детей,  заключающий  в  воспроизведении  действий  взрослых  и  отношений  между  ними  и  направленный  на  ориентировку  и  познание  предметной  и  социальной  действительности;  одно  из  средств  физического,  умственного  и нравственного воспитания  детей. [10, c. 17]

     С  приходом  ребенка  в  школу  игровая  деятельность  у  него  не  исчезает,  а  сохраняется  на  протяжении  всего  периода  обучения.  Несмотря  на  то,  что  игра  не  является  ведущей,  она  проникает  в  другие  виды  деятельности,  то  есть  учебную,  познавательную,  спортивную.

     Философско-энциклопедический  словарь  определяет  игру  как  широкий  круг  деятельности  животных  и  человека,  противопоставленный  обычно  утилитарно-практической  деятельности.  Это  определение  важно  тем,  что  раскрывает  суть  игры  как  явления.  Наиболее  полное  определение  игры,  на  наш  взгляд,  дал  С. Л. Рубинштейн.  «Игра  человека - порождение  деятельности,  посредством  которой  человек  преобразует  действительность» [15, с. 49].  Это высказывание  достаточно  четко раскрывает  игру  как  человеческую  деятельность,  которая  отражает  стремление  и  формирует  потребность  личности  вступать  во  взаимодействие  с  окружающим  миром.  Стремления  личности  носят  серьезный,  естественный  характер,  полны  реальных  переживаний,  чувств,  мыслей,  наполнены  подлинными  действиями,  направленными  на  действительность  и  ее  изменения.  Тем  самым  человек  изменяет  свою  собственную  природу,  одновременно  развивая  все  присущие  ему  способности.  Играть  для  человека – значит  действовать,  возбуждать  в  себе  чувства,  желания,  стремиться  к  их  осуществлению,  ощущать воспринимать  и творчески отображать  мир в своем  воображении,  вступать  в  общение  с  другими  людьми  и  таким  путем  развивать  в  себе  навыки  общественного  поведения. [18, с. 84]

     Второе  фундаментальное  положение  С. Л. Рубинштейна  состоит  в  том,  что  в  игре  совершаются  лишь  действия,  значимые  для  индивида  по  их  собственному  внутреннему  содержанию.  Здесь  определяется  важнейший  методологический  подход  к  изучению  игровой  деятельности  человека.  Эта  деятельность  всегда  порождается  мотивами  внутреннего  порядка:  впечатлениями,  интересами,  личностными  потребностями.  Здесь подчеркивается  специфическая  особенность  игры  ценности  как  деятельности:  для  человека  важен  не  её  результат,  а  сам  процесс,  процесс  переживаний,  связанных  с  игровым  действием.  Хотя  ситуации,  проигрываемые  человеком,  воображаемые,  но  чувства,  переживаемые  им,  реальны.  Отсюда  следует,  что  в  содержании  игры  заложен  огромный  воспитательный  потенциал. [15, с. 50]

     Управляя  содержанием  игры,  включая  в  содержание  определённые  ценности,  мы  тем  самым  можем  воздействовать  на  чувства  человека.

     Предмет  игровой  деятельности, как  указывает  А. Н. Леонтьев,  лежит в  её  содержании.  Там,  где  предмет  деятельности  вне  её  содержания,  там уже нет игры – там рождается иная  деятельность.  И,  наоборот,  если  мотив деятельности  определяется  её  содержанием,  то  эта деятельность  есть  игра,  независимо  от  того,  каково  это содержание. [7, с. 8]

     Словарь  русского  языка  определяет  игру  как  тот  или  иной  способ, каким  развлекаются,  как  комплекс  предметов  для  игры.  Конечно  игра – это  развлечение.  Однако,  сведение  игры  к  развлечению  в  самом  прямом понимании  этого  слова  приводит  к  тому,  что  содержание  её  недооценивается.  Особенно  это  характерно  в  практике  игр  со  взрослыми  людьми. Ограниченность  содержания  игр,  однообразие игровых действий  привело к тому,  что игровая культура  молодежи,  взрослых  совершенно  не  развита. [11, с. 23]

     Нам  кажется  совершенно  справедливой  позиция  Д. Н. Узнадзе,  который  утверждает,  что  не  одна  лишь  игра  доставляет  нам  развлечение.  Развлечение  больше,  чем  игра,  однако  и  игра  не  является  только  развлечением,  и  она  больше,  чем развлечение.

     Сегодня  многие  исследователи  культурно-досуговой  деятельности  уделяют  внимание  игре.  Игра  рассматривается  ими  как  часть  досуга,  идеальной  формой  развлечения.  Однако  исследователи  указывают,  что  во  время  развлекательно-игровой  деятельности  человек  в  первую  очередь стремиться  рассеять  скуку  и  монотонность,  снять  стрессовые  состояние,  эмоциональную  нагрузку,  получить  познавательную  информацию,  поданную  в  развлекательной  форме. [14,  с. 106]

Информация о работе Конкурсно-игровая программа как форма досуга школьников