Конкурсно-игровая программа как форма досуга школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:43, курсовая работа

Описание

Цель – разработать сценарий конкурсно-игровой программы «Большой секрет для маленькой компании».

Объект исследования – ученики старшего школьного возраста.

Предмет исследования – методика подготовки и проведения конкурсно-игровой программы для школьников «Большой секрет для маленькой компании».

Содержание

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3

Глава I. Конкурсно-игровая программа как форма организации досуга молодежи.
Понятие «игра», «игровая деятельность», «конкурс»……………….6
Игровая форма, игровой компонент в структуре досуга. Игровая программа, ее виды……………………………………………………..11
Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста…………………………………………………………………………..17


Глава II. Особенности организации и проведения конкурсно-игровой программы для школьников «Большой секрет для маленькой компании»

2.1. Разработка идейно-тематического замысла сценария конкурсно-игро-

вой программы для школьников «Большой секрет для маленькой компании……………………………………………………………………21

2.2. Сценарий конкурсно-игровой программы «Большой секрет для маленькой компании»……………………………………………………….24

2.3. Разработка режиссерско-постановочного плана конкурсно-игровой программы «Большой секрет для маленькой компании»……………36

Заключение………………………………………………………………………39

Список использованных источников………………………………………….41

Приложения……………………………………………………………………..43

Работа состоит из  1 файл

КОНКУРСНО-ИГРОВАЯ ПРОГРАММА (курсовая).docx

— 78.38 Кб (Скачать документ)

     Таким  образом,  игровая  программа  имеет  свою  специфику  построения,  в  основе  которой  лежат  разнообразные  игры.  Кроме  того,  выделенные  нами  разнообразные  виды  игровых  программ  активно  культивируются  в  практической  деятельности  учреждений  социокультурной  сферы.   

          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3  Психолого-педагогическая  характеристика  подросткового   возраста. 

     Прежде  чем  рассмотреть  мотивы  включения  подростков  и  молодежи  в  игровую  деятельность,  остановимся  на  особенностях  развития  интеллекта  в  этом  возрасте.

     Индивид  в  подростковом  возрасте  выходит  на  качественно  новую  социальную  позицию,  когда  формируется  его  сознательное  отношение  к себе  как  к  члену  социума.  В  качестве  ведущей  деятельности  в этом  возрасте  рассматривается усвоение  норм  взаимоотношений в общественно полезной  деятельности.  И не  случайно  многие  исследователи указывают на  то,  что центральный психический процесс  переходного возраста – развитие  самосознания,  в основе  которого  лежит открытие  подростком своего  внутреннего мира.  Возникновение нового  уровня  самосознания  порождает стремление  к самоутверждению,  т. е.  проявлению  себя  в тех качествах,  которые он  считает наиболее  ценными.  В основе  механизма развития  самосознания  лежит рефлексия.  Под влиянием  растущих  требований  со  стороны  окружающих  к  учению,  трудовой  деятельности,  социальной  и  бытовой  сферам  подростки  начинают  осознавать  две  системы отношений – со  сверстниками  и  со  взрослыми – и  по-разному  проявляться в  них. [12]

     Важнейшее  новообразование  этого  периода – потребность  в  неформальном,  доверительном  общении  со  взрослыми.

     Главное  психологическое  приобретение  ранней  юности – это  открытие  своего  внутреннего  мира.  По  сравнению  с  учениками  средних  классов  у  старшеклассников  заметно  активизируются  теоретическое  мышление  и  самостоятельность  в  обсуждении  различных  проблем. [8, c. 153]

     Юношеский  возраст  по  сравнению  с  подростковым  характеризуется большей  дифференцированностью  эмоциональных  реакций  и  способов  выражения  эмоциональных  состояний,  а  также  повышением  самоконтроля  и  саморегуляции.  В  качестве  новообразования  этого  периода  возникает  самоопределение,  которое  характеризуется  пониманием  самого  себя,  своих  возможностей  и  стремлений,  своего  места в обществе  и своего на-значения  в жизни. [1, c. 122]

     Наблюдения  за  организацией  проведения  игр  показали,  что  молодежь  относится  к  ним  по-разному.  Одни  активно  участвуют,  другие  избирательно  относятся  к  ним,  третьи  редко  принимают  участие  в  игре,  занимая  позицию  наблюдателя.  Среди  множества  предполагаемых  мотивов  участия  в  игре  наиболее  типичными  являются:  мотивы  познавательной  ориентации,  связанные  с  потребностью  в  познании;  мотивы  признания  и  самоутверждения;  мотивы  коммуникативной ориентации,  связанные  с  потребностью  в  общении;  мотивы  рекреативной  ориентации,  связанные  с  потребностью  в  развлечении  и  отдыхе;  мотивы  достижения,  связанные  с возможностью  показать  в игре  приобретенные практические  навыки  и умения  тем,  самым совершенствуя свои  профессиональные  способности.  Мало  знать мотивы  участия молодежи  в игре,  им  необходимо  приложить  большие  организаторские  и  педагогические  усилия, чтобы  их  реализовать,  ибо  наличие  даже  самых  глубоких  и  осознанных  мотивов  механически  не  влечет  за  собой  соответствующей  деятельности.

     Задача  состоит  не  в  том,  чтобы  обязательно  перестраивать  мотивационные  структуры  в  плане  гармонизации,  а  в  том,  чтобы  стимулировать  социально  значимые  и  личностные  мотивы  участия  молодежи  в  игровой  деятельности.  При  этом  важно  знать,  какие  мотивы  для  человека являются  побудительными,  а  какие  регулирующими  и  определяющими  их  поведение. [9,  с. 34-35]

     Юношеский  возраст – это  период  выработки  мировоззрения,  убеждений,  характера  и  жизненного  самоопределения.  Нравственные  и  социальные  качества  старшеклассников  формируются  ускоренными  темпами.  Этому  способствует  изменение  характера  деятельности,  положение  в  обществе  и  коллективе,  интенсивность  общения.  Более  отчетливыми  становятся  моральные  понятия,  оценки,  крепнут  этические  убеждения.  Появляется  стремление  выразить  свою  индивидуальность. [13]

     Характерная  черта  юношеского  возраста –  формирование  жизненных  планов.  Это  явление  одновременно  социального  и  этического  порядка.  Это  план  деятельности,  который  заземляется  на  выбор  профессии.  Стремление  к  самоутверждению  сменяется  более  реалистическим  и  критическим  самоанализом  и  самовоспитанием [18, с. 92].

     Старшеклассники  требуют  более  решительного  и  интенсивного  вовлечения  их  в  общественную  жизнь  и  производительный  труд  для  обеспечения  эффективного  нравственного,  физического  и  гражданского  созревания.  Потребность  в  значимых  для  жизненного  успеха  знаниях – одна  из  самых  характерных  черт  нынешнего  старшеклассника. [20]

     У  старшеклассников  усиливаются  сознательные  мотивы  поведения. Важное  значение  имеет  статус (положение)  личности  в  коллективе,  характер  общения  и  отношения  между  членами  коллектива.  Жизненные планы,  ценностные  ориентации  старших школьников,  стоящих на  пороге  выбора  профессии,  отличаются  резкой  дифференциацией по  интересам и намерениям,  но  совпадают в главном – каждый  хочет занять  достойное место  в  жизни,  получить  интересную  работу,  хорошо  зарабатывать,  иметь  счастливую  семью. [20]

     Таким  образом,  проанализировав  основные  проблемы  самовыявления,  характерные  черты  умонастроения  юности,  учитывая  ведущую  потребность – настойчивое  стремление  определить  свое  место  в  жизни,  можно  сделать  вывод  о  том,  что  в  юношеском  возрасте  жизненная  позиция  неотделима  от  мировоззрения  личности,  убеждений,  характера и жизненного  самоопределения.

     Очень  важную  роль  играют  самосовершенствование,  самовоспитание,  общественные  отношения,  проявление  своей личности  и индивидуальности,  которые  более  полно  проявляются  в  творчестве.  Особое  место в  юном  возрасте  занимает  общение  со  сверстниками,  которому  юноша  и девушки  посвящают  свое  свободное  время.  Как  мы  уже  отмечали  выше, является  востребованной  такая  форма  общения  старшеклассников,  как  конкурсно-игровая  деятельность.  Одной  из  важнейших  разновидностей  которой  является  игра,  где  одним  из  главных  компонентов  наряду  с  игровой  программой  является  общение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА  II.  ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ  КОНКУРСНО-ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ  «БОЛЬШОЙ  СЕКРЕТ  ДЛЯ МАЛЕНЬКОЙ КОМПАНИИ» 

2.1. Разработка  идейно-тематического  замысла   сценария  конкурсно-игровой   программы  «Большой  секрет  для  маленькой  компании» 

     Любое  массовое  зрелище  или  камерная  программа,  эстрадное  пред-ставление  или  отдельный  номер  начинается  с  творческого  замысла,  в  котором  в  образной  художественной  форме  находят  отражение  глубоко  осмысленные  автором  (сценаристом,  режиссером,  исполнителем)  отдельные  факты  или  целые  явления  социальной  и  частной  жизни  человека  и общества [4, c. 266].

     Зачастую  замысел  понимается  в  двух  смыслах:  как  задуманный  план  действий  или  деятельности  и,  как  идея,  основная  мысль  художественного  произведения [4; с. 8].

     Определив  для  себя  круг  интересующих  нас  вопросов  и  проблем,  которые  мы  хотим  отразить  в  сценарии,  учитывая  форму  нашей  культурно-досуговой  программы,  потребности  и  особенности  социума,  мы  разработали  следующий  идейно-тематический  замысел  конкурсно-игровой  программы  для  школьников  «Большой  секрет  для  маленькой  компании».

     Тема:  найти секрет  маленькой компании.

     Идея: показать,  что такая форма конкурсно-досуговой программы,  как конкурсы  и игры,  является  одной из  востребованных  форм  проведения  досуга  школьников.

     Цель: показать разнообразие  игр и конкурсов,  развивать умение  раз-влекаться,  веселиться.

     Очень  большое  значение  в  подготовке  сценария  играет  композиционное  построение,  задачей  которого  является  соединение  всех  элементов в  единое  целое,  придание  будущей  программе  логичности,  стройности,  целостности.  Мы  разработали  следующее  композиционное  построение  сценария:

     Экспозиция:  игровая площадка,  фойе  украшено  разноцветными шарами,  гирляндами  из  цветов.  На  стенах  вестибюля  плакаты,  приветствующие  участников  программы;  на  игровой  площадке  расставлены  стулья  и  столы  для  участников;  столы  для  реквизита.  Пока  собираются  участники,  звучит  инструментальная  мелодия.  Участников  конкурсно-игровой  программы  встречает  ведущий.  При  входе  каждому  он  вручает  программку,  в  которой  можно  найти  содержимое  конкурсов  и  игр.  В фойе  работает  площадка  «Русское  лото»  (конкурсы,  викторина  «Угадайка»).

     Завязка: все зрители проходят  на  игровую площадку.  На  сцену выходит  ведущий.  Он  объявляет  о  начале  конкурсно-игровой  программы. Проводится  небольшой  розыгрыш  в  исполнении  ведущего.

     Развитие  действия: звучит  инструментальная  музыка,  из  зрителей  формируются команды-компании.  После этого выбирается  судейское жюри.  Конкурсная  программа проводится  по  принципу – игра  в зале.  На игровой площадке  проводятся  конкурсы,  игры,  розыгрыши.  Во  время всей  конкурсно-игровой программы работают:  игровая площадка  «Русское  лото»,  фотовыставка  «Русская  забава».

     Кульминация:  конкурсы  для определения победителей программы.

     Развязка:  жюри  объявляет  победителей;  награждение  призами.

     Финал:  объявляется лидер «маленькой  компании».  Ведущий раскрывает  ее  секрет.

     При  написании  сценария  были  использованы  литература  по  данной теме,  методические  рекомендации,  электронные  ресурсы.

     Действие  в  сценарии  развивается  от  эпизода  к  эпизоду,  которые  соединяются  связками  (слова  ведущих,  музыкальные  паузы,  пластика).  Каждое  событие-эпизод  раскрывается  разнообразными  средствами  выразительности  по  теме  сценария.  Используют  художественные  средства  выразительности  (различные  виды  искусства,  технические  средства)  и  документальные  (реальные  факты,  документы).  Важнейшим  методом  в  создании  сценария  является  монтаж,  который  позволяет  скомпоновать  выступления  реальных  лиц,  цитаты  из  документов,  отрывки  из  литературных  произведений,  музыкальные  фрагменты  и  другие  элементы [10, с. 283].  В нашем сценарии  использованы  такие принципы  монтажа,  как идейность,  композиционная  целостность материала,  учёт  логики  и целесообразности  материала,  блоков  и  эпизодов.

     Важное  место  занимает  литературная  запись  сценария,  в  которую  входят:  оформленный  титульный  лист,  оформление  работы,  приложение, список  использованной  литературы.

     Таким  образом,  можно  сделать  вывод  о  том,  что  идейно-тематический  замысел,  композиционное  построение,  монтаж  играют  важную  роль  в  написании  сценария  культурно-досуговой  программы.  Содержание  идейно-тематического  замысла  непосредственно  зависит  от  формы  культурно-досуговой  программы;  круга  вопросов  и  проблем,  которые  необходимо  раскрыть  в  сценарии;  интересов,  потребностей  и  особенностей  социума,  на который  рассчитана  данная  программа. 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2. Сценарий  конкурсно-игровой   программы  «Большой  секрет  для  маленькой  компании 

     Время  проведения:  17:00 – 20:00.

     Место  проведения:  Горецкий  районный  центр культуры  (фойе,  игровая площадка,  кафе).

Информация о работе Конкурсно-игровая программа как форма досуга школьников