Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:43, курсовая работа
Цель – разработать сценарий конкурсно-игровой программы «Большой секрет для маленькой компании».
Объект исследования – ученики старшего школьного возраста.
Предмет исследования – методика подготовки и проведения конкурсно-игровой программы для школьников «Большой секрет для маленькой компании».
Содержание
Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава I. Конкурсно-игровая программа как форма организации досуга молодежи.
Понятие «игра», «игровая деятельность», «конкурс»……………….6
Игровая форма, игровой компонент в структуре досуга. Игровая программа, ее виды……………………………………………………..11
Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста…………………………………………………………………………..17
Глава II. Особенности организации и проведения конкурсно-игровой программы для школьников «Большой секрет для маленькой компании»
2.1. Разработка идейно-тематического замысла сценария конкурсно-игро-
вой программы для школьников «Большой секрет для маленькой компании……………………………………………………………………21
2.2. Сценарий конкурсно-игровой программы «Большой секрет для маленькой компании»……………………………………………………….24
2.3. Разработка режиссерско-постановочного плана конкурсно-игровой программы «Большой секрет для маленькой компании»……………36
Заключение………………………………………………………………………39
Список использованных источников………………………………………….41
Приложения……………………………………………………………………..43
Таким образом, игровая программа имеет свою специфику построения, в основе которой лежат разнообразные игры. Кроме того, выделенные нами разнообразные виды игровых программ активно культивируются в практической деятельности учреждений социокультурной сферы.
1.3 Психолого-педагогическая
характеристика подросткового
возраста.
Прежде чем рассмотреть мотивы включения подростков и молодежи в игровую деятельность, остановимся на особенностях развития интеллекта в этом возрасте.
Индивид в подростковом возрасте выходит на качественно новую социальную позицию, когда формируется его сознательное отношение к себе как к члену социума. В качестве ведущей деятельности в этом возрасте рассматривается усвоение норм взаимоотношений в общественно полезной деятельности. И не случайно многие исследователи указывают на то, что центральный психический процесс переходного возраста – развитие самосознания, в основе которого лежит открытие подростком своего внутреннего мира. Возникновение нового уровня самосознания порождает стремление к самоутверждению, т. е. проявлению себя в тех качествах, которые он считает наиболее ценными. В основе механизма развития самосознания лежит рефлексия. Под влиянием растущих требований со стороны окружающих к учению, трудовой деятельности, социальной и бытовой сферам подростки начинают осознавать две системы отношений – со сверстниками и со взрослыми – и по-разному проявляться в них. [12]
Важнейшее новообразование этого периода – потребность в неформальном, доверительном общении со взрослыми.
Главное психологическое приобретение ранней юности – это открытие своего внутреннего мира. По сравнению с учениками средних классов у старшеклассников заметно активизируются теоретическое мышление и самостоятельность в обсуждении различных проблем. [8, c. 153]
Юношеский возраст по сравнению с подростковым характеризуется большей дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а также повышением самоконтроля и саморегуляции. В качестве новообразования этого периода возникает самоопределение, которое характеризуется пониманием самого себя, своих возможностей и стремлений, своего места в обществе и своего на-значения в жизни. [1, c. 122]
Наблюдения за организацией проведения игр показали, что молодежь относится к ним по-разному. Одни активно участвуют, другие избирательно относятся к ним, третьи редко принимают участие в игре, занимая позицию наблюдателя. Среди множества предполагаемых мотивов участия в игре наиболее типичными являются: мотивы познавательной ориентации, связанные с потребностью в познании; мотивы признания и самоутверждения; мотивы коммуникативной ориентации, связанные с потребностью в общении; мотивы рекреативной ориентации, связанные с потребностью в развлечении и отдыхе; мотивы достижения, связанные с возможностью показать в игре приобретенные практические навыки и умения тем, самым совершенствуя свои профессиональные способности. Мало знать мотивы участия молодежи в игре, им необходимо приложить большие организаторские и педагогические усилия, чтобы их реализовать, ибо наличие даже самых глубоких и осознанных мотивов механически не влечет за собой соответствующей деятельности.
Задача состоит не в том, чтобы обязательно перестраивать мотивационные структуры в плане гармонизации, а в том, чтобы стимулировать социально значимые и личностные мотивы участия молодежи в игровой деятельности. При этом важно знать, какие мотивы для человека являются побудительными, а какие регулирующими и определяющими их поведение. [9, с. 34-35]
Юношеский возраст – это период выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения. Нравственные и социальные качества старшеклассников формируются ускоренными темпами. Этому способствует изменение характера деятельности, положение в обществе и коллективе, интенсивность общения. Более отчетливыми становятся моральные понятия, оценки, крепнут этические убеждения. Появляется стремление выразить свою индивидуальность. [13]
Характерная черта юношеского возраста – формирование жизненных планов. Это явление одновременно социального и этического порядка. Это план деятельности, который заземляется на выбор профессии. Стремление к самоутверждению сменяется более реалистическим и критическим самоанализом и самовоспитанием [18, с. 92].
Старшеклассники требуют более решительного и интенсивного вовлечения их в общественную жизнь и производительный труд для обеспечения эффективного нравственного, физического и гражданского созревания. Потребность в значимых для жизненного успеха знаниях – одна из самых характерных черт нынешнего старшеклассника. [20]
У старшеклассников усиливаются сознательные мотивы поведения. Важное значение имеет статус (положение) личности в коллективе, характер общения и отношения между членами коллектива. Жизненные планы, ценностные ориентации старших школьников, стоящих на пороге выбора профессии, отличаются резкой дифференциацией по интересам и намерениям, но совпадают в главном – каждый хочет занять достойное место в жизни, получить интересную работу, хорошо зарабатывать, иметь счастливую семью. [20]
Таким образом, проанализировав основные проблемы самовыявления, характерные черты умонастроения юности, учитывая ведущую потребность – настойчивое стремление определить свое место в жизни, можно сделать вывод о том, что в юношеском возрасте жизненная позиция неотделима от мировоззрения личности, убеждений, характера и жизненного самоопределения.
Очень
важную роль играют самосовершенствование,
самовоспитание, общественные отношения,
проявление своей личности и индивидуальности,
которые более полно проявляются
в творчестве. Особое место в
юном возрасте занимает общение
со сверстниками, которому юноша
и девушки посвящают свое свободное
время. Как мы уже отмечали
выше, является востребованной
такая форма общения старшеклассников,
как конкурсно-игровая деятельность.
Одной из важнейших разновидностей
которой является игра, где
одним из главных компонентов
наряду с игровой программой
является общение.
ГЛАВА
II. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ
КОНКУРСНО-ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
«БОЛЬШОЙ СЕКРЕТ ДЛЯ МАЛЕНЬКОЙ
КОМПАНИИ»
2.1. Разработка
идейно-тематического замысла
Любое массовое зрелище или камерная программа, эстрадное пред-ставление или отдельный номер начинается с творческого замысла, в котором в образной художественной форме находят отражение глубоко осмысленные автором (сценаристом, режиссером, исполнителем) отдельные факты или целые явления социальной и частной жизни человека и общества [4, c. 266].
Зачастую замысел понимается в двух смыслах: как задуманный план действий или деятельности и, как идея, основная мысль художественного произведения [4; с. 8].
Определив для себя круг интересующих нас вопросов и проблем, которые мы хотим отразить в сценарии, учитывая форму нашей культурно-досуговой программы, потребности и особенности социума, мы разработали следующий идейно-тематический замысел конкурсно-игровой программы для школьников «Большой секрет для маленькой компании».
Тема: найти секрет маленькой компании.
Идея: показать, что такая форма конкурсно-досуговой программы, как конкурсы и игры, является одной из востребованных форм проведения досуга школьников.
Цель: показать разнообразие игр и конкурсов, развивать умение раз-влекаться, веселиться.
Очень большое значение в подготовке сценария играет композиционное построение, задачей которого является соединение всех элементов в единое целое, придание будущей программе логичности, стройности, целостности. Мы разработали следующее композиционное построение сценария:
Экспозиция: игровая площадка, фойе украшено разноцветными шарами, гирляндами из цветов. На стенах вестибюля плакаты, приветствующие участников программы; на игровой площадке расставлены стулья и столы для участников; столы для реквизита. Пока собираются участники, звучит инструментальная мелодия. Участников конкурсно-игровой программы встречает ведущий. При входе каждому он вручает программку, в которой можно найти содержимое конкурсов и игр. В фойе работает площадка «Русское лото» (конкурсы, викторина «Угадайка»).
Завязка: все зрители проходят на игровую площадку. На сцену выходит ведущий. Он объявляет о начале конкурсно-игровой программы. Проводится небольшой розыгрыш в исполнении ведущего.
Развитие действия: звучит инструментальная музыка, из зрителей формируются команды-компании. После этого выбирается судейское жюри. Конкурсная программа проводится по принципу – игра в зале. На игровой площадке проводятся конкурсы, игры, розыгрыши. Во время всей конкурсно-игровой программы работают: игровая площадка «Русское лото», фотовыставка «Русская забава».
Кульминация: конкурсы для определения победителей программы.
Развязка: жюри объявляет победителей; награждение призами.
Финал: объявляется лидер «маленькой компании». Ведущий раскрывает ее секрет.
При написании сценария были использованы литература по данной теме, методические рекомендации, электронные ресурсы.
Действие в сценарии развивается от эпизода к эпизоду, которые соединяются связками (слова ведущих, музыкальные паузы, пластика). Каждое событие-эпизод раскрывается разнообразными средствами выразительности по теме сценария. Используют художественные средства выразительности (различные виды искусства, технические средства) и документальные (реальные факты, документы). Важнейшим методом в создании сценария является монтаж, который позволяет скомпоновать выступления реальных лиц, цитаты из документов, отрывки из литературных произведений, музыкальные фрагменты и другие элементы [10, с. 283]. В нашем сценарии использованы такие принципы монтажа, как идейность, композиционная целостность материала, учёт логики и целесообразности материала, блоков и эпизодов.
Важное место занимает литературная запись сценария, в которую входят: оформленный титульный лист, оформление работы, приложение, список использованной литературы.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что идейно-тематический замысел, композиционное построение, монтаж играют важную роль в написании сценария культурно-досуговой программы. Содержание идейно-тематического замысла непосредственно зависит от формы культурно-досуговой программы; круга вопросов и проблем, которые необходимо раскрыть в сценарии; интересов, потребностей и особенностей социума, на который рассчитана данная программа.
2.2.
Сценарий конкурсно-игровой
программы «Большой секрет
для маленькой компании
Время проведения: 17:00 – 20:00.
Место проведения: Горецкий районный центр культуры (фойе, игровая площадка, кафе).
Информация о работе Конкурсно-игровая программа как форма досуга школьников