Конкурсно-игровая программа как форма досуга школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:43, курсовая работа

Описание

Цель – разработать сценарий конкурсно-игровой программы «Большой секрет для маленькой компании».

Объект исследования – ученики старшего школьного возраста.

Предмет исследования – методика подготовки и проведения конкурсно-игровой программы для школьников «Большой секрет для маленькой компании».

Содержание

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3

Глава I. Конкурсно-игровая программа как форма организации досуга молодежи.
Понятие «игра», «игровая деятельность», «конкурс»……………….6
Игровая форма, игровой компонент в структуре досуга. Игровая программа, ее виды……………………………………………………..11
Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста…………………………………………………………………………..17


Глава II. Особенности организации и проведения конкурсно-игровой программы для школьников «Большой секрет для маленькой компании»

2.1. Разработка идейно-тематического замысла сценария конкурсно-игро-

вой программы для школьников «Большой секрет для маленькой компании……………………………………………………………………21

2.2. Сценарий конкурсно-игровой программы «Большой секрет для маленькой компании»……………………………………………………….24

2.3. Разработка режиссерско-постановочного плана конкурсно-игровой программы «Большой секрет для маленькой компании»……………36

Заключение………………………………………………………………………39

Список использованных источников………………………………………….41

Приложения……………………………………………………………………..43

Работа состоит из  1 файл

КОНКУРСНО-ИГРОВАЯ ПРОГРАММА (курсовая).docx

— 78.38 Кб (Скачать документ)

     Среди  многочисленных  культивируемых  в  практике  видов и форм игры  заметное  место принадлежит интеллектуальным  играм.  Г. И. Щукина,  рассматривая  интеллектуальные  игры  как способ  развития  мышления, отмечает,  что эти игры,  в первую  очередь,  «развивают  догадку,  смекалку,  сообразительность.  В  интеллектуальных  играх,  в  основном  нет  развернутых  внешних  действий  с  предметами.  Интерес  возникает  потому,  что  мотивы  в  них  перемещаются  с  процесса  деятельности  на  результат. Познавательные  мотивы  обеспечиваются,  в  первую  очередь,  содержанием  игры.  Содержание,  в  свою  очередь,  обеспечивает  человеку  возможность  проявить  сообразительность,  его  захватывает  процесс  игры,  занимательность,  присущая  ей,  он  напрягает  память,  проявляет  смекалку и  в  итоге,  когда  результаты  достигнуты, получает  удовольствие.  Происходит  тот  идеальный  вариант,  когда  занимательная  форма  игры  дополняется  познавательным  содержанием,  чем  вызывается  удовольствие  от  игры.  Процесс,  который  происходит  во  время  игры,  активизирует  мыслительную  деятельность,  стимулирует  развитие  мышления,  воображения,  в  результате  чего  человек  быстро  запоминает  приобретаемые  знания,  необходимые  ему  и  в  других  видах  деятельности.  Игра  удовлетворяет  потребность  детей  в  состязательности  и  общении.  Следует  заметить,  что процесс  общения  во  время  интеллектуальных  игр  обладает  определенной  спецификой.  С  одной  стороны,  происходит  взаимный  обмен  рациональной  информацией,  а  с  другой – эмоциональной  информацией:  творческой  энергией,  настроением,  удовлетворением  от  процесса  игры,  Все это содействует  умственному  и  волевому  развитию  личности.  Человек  ставит  цель,  размышляет  над  результатом,  к  которому  должен  прийти,  моделирует  способы  действия,  стремиться  рационализировать  игровые  действия. В  результате  взаимодействия  во  время  игры  происходит  отбор  друзей,  партнеров  по  игре.  Определяется  круг  желаемого  общения. [18, с. 67-68]

     Своеобразием  любой  игры  является  то,  что  в  ней  взаимопереплетены  два  начала:  соблюдение  правил,  условий  игры  и  творческая  самодеятельность  в  рамках  этих  правил,  то  есть  самостоятельное творчество  человека.  Игровая  деятельность  носит  ярко  выраженный  творческий характер,  связанный  с  выдумкой,  изобретательностью,  фантазией  человека.  Пробуждение  к  творчеству  делает  игру  одним  из  результативнейших путей  развития  творческих  способностей. [19, с. 235]

       Конкурс – это  соревнование  на  лучшее  выполнение  определенного задания.  В  нем  могут  участвовать  как  отдельные  учащиеся,  так  и  целые  коллективы.  Конкурс  может  входить  составной  частью  в  массовые  мероприятия,  а  также  быть  самостоятельным  мероприятием.  В  ходе  проведения  конкурса  каждый  участник  может  проверить  свои  знания,  умения,  способности.  В  коллективной  борьбе  за  победу  формируются  моральные  убеждения  учащихся,  их  взгляды,  закрепляются  положительные  установки  на  овладение  теоретическими  и  практическими  умениями. [3, c.190]

     Вывод:  таким  образом,  игра  не  прекращается  в  детстве,  игровая  деятельность  не  утрачивает  своего  значения  на  протяжении  всей  жизни  человека.  Меняются  лишь  формы  и  содержание  игры  в  зависимости  от  возраста  человека.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Игровая  форма,  игровой  компонент  в  структуре  досуга.  Игровая  программа,  ее  виды.
 

     Спецификой  игры  в  социокультурной  сфере  является  то,  что  она  выступает  в  разных  качествах,  прежде  всего  как  игровая  форма  и  игровой  компонент.  Игровая  форма – это  игра  в  чистом  виде,  где  процесс  является  одновременно  и  результатом.  В  таком  виде  игра  выступает  в  социокультурной  работе  парков  культуры  и  отдыха,  клубов  любителей  игры  (шахматистов,  любителей  кроссвордов,  интеллектуальных  и  азартных  игр).  Игровая  форма  существует  «сама  по  себе»,  для  человека  привлекателен  процессуальный  характер  игры.  Кроме  того,  игровая  деятельность  характеризуется  специфическим  игровым  контекстом,  внутренним  «миром  игры»,  который  строится  и  поддерживается  с  применением  специальных  средств,  предполагает  наличие  позиций  или  ролей  участников и  особых  механизмов,  позволяющих  порождать  движение  игры,  ее  содержание.  Под  содержанием  игры  мы  понимаем:  сюжет,  правила  игры  и игровые  действия,  входящие  в  игру  для  достижения  цели. [17, c. 185]

     Сюжет – это  сфера  действительности,  которую  человек  отражает  в  игре.  Содержание – то,  что  игра  отображает,  то,  что воспроизводит играющий  в  качестве  центрального  характерного  момента.  Содержание  игры  отражает  ту  или  иную  сторону  жизни  людей  или  животных  (в  ролевых  играх),  сюжет  отражает  воспроизводимую  действительность.  Обратимся  к  психологическому  словарю.  «Сюжетом  игры  предстает  воспроизводимая  в  ней  область  действительности;  содержанием  игры  выступает то,  что  воспроизводится  в  качестве  главного  момента  деятельности  и  отношение  между  взрослыми,  их  трудовой  и  общественной  жизни» [14, c.  92].  Игра  процессуальна и то,  что дети  разных  возрастов используют  в ней одни  и те  же  сюжеты  не  означает,  что содержание  этих  сюжетов идентично.  С возрастом дети  значительно варьируют их  содержание.  Сюжет-компонент  преимущественно  ролевых  игр,  но  и  у  игр  с  готовыми  правилами  есть  свои  сюжеты.  Сюжеты  игр  черпаются  детьми  из  социальной  практики,  истории,  фантастики.  Ценность  игры – вечная  новизна  ее  сюжетов.  Сюжеты  игр  в  социокультурной  сфере  разнообразны:  профессиональные,  бытовые,  сказочные.  Сюжеты  игр  видоизменяются  в  зависимости  от  конкретных  условий  жизни  человека,  от  его  кругозора,  от  той  исторической  эпохи,  в  которой  он  живет. [17, c. 185-186]

     Правила  игры – это  положения,  в которых отражена  закономерность,  постоянное  соотношение  каких-нибудь  явлений.  Правила  игры – это  одно  из  важных  организующих  ее  элементов.  Они  определяют  последовательность  действий,  взаимоотношение  партнеров.  Правила  игры  есть  негласные  предписания,  устанавливающие  логический  порядок  игры. Правила  игры – образ  игры,  ее  интрига,  ее  нравственный  и  эстетический кодекс.  Для  организатора  игр,  правила – то,  через  что  он  доводит  до  играющих  свои  педагогические  требования,  ибо,  по  сути  правила,  отра-жают  общее  моральное  требование  к  человеку.  Если  правила  слишком  просты  или  слишком  сложны,  игра  становится  для  участников  неинтересной,  являясь  деятельностью  свободной от  каких-либо  ограничений,  игра  дает  возможность модернизировать правила,  «подгонять  под себя», что играющие  постоянно и делают.  Абсолютное  подчинение  правилам  может привести  к упразднению игры  как таковой,  если  они восстанавливают  принуждения  и  ограничения  в  сфере  детского  суверенитета.  Через  условные  или  реальные  правила  дети  предъявляют  к  себе  все  требования,  обращенные  к  ним  в  неигровой  деятельности.  Именно  это  делает  игру  мощной  сферой  самовоспитания.  Следует  отметить,  что  правила  игры,  даже  четко  дидактически  разработанные  не  могут  предсказать  ее  результата,  как  показывает  практика,  игра  всегда  построена  на  случайности.  Менять  правила  игры  следует  осторожно,  именно  потому,  что  создавались  они  в  течение  тысячелетий. [14, c. 77]

     Игровое  действие  реализует  сюжет  игры  и  включает  такие  элементы,  как  неожиданность,  загадку,  соревнование,  лаконичную  фразу.  А. Н. Леонтьев  отмечает:  «Благодаря  тому,  что  игровое  действие  носит  обобщенный  характер,  сами  способы  действия,  а,  следовательно,  и  предметные  условия  игры  могут  изменяться  в  очень  широких  пределах» [7, c. 9].

     Игровой  компонент – это  группа  игр,  выступающая  составной  частью  других  форм  деятельности  человека.  Он  является  частью  клубных  объединений,  праздников,  обрядов,  школьных  уроков,  кружковых  занятий  и  проявляется  в  разных  формах:  это  могут  быть  разнообразные  шуточные  соревнования,  ритуалы  посвящения в члены  объединения.  Кроме того,  игровой  компонент  может  быть  выражен  в  виде  «сквозной  игры»  типа  «Почта»,  «Поиск  пары»,  «Поговорим  по  телефону»,  на  балах,  карнавалах,  праздниках,  презентациях,  шоу-программах.

     Игровой  компонент  в  социокультурной  сфере  используется  также  как  средство  учебно-воспитательной  работы,  выступая  в  форме  учебной  игры.  Особое  значение  в  воспитании  тех  или  иных  качеств  имеют  учебные  игры,  направленные  на  развитие  творческой  фантазии,  культуры речи,  ритма,  пластики,  силы,  ловкости.  Учебная  игра – лучшее  средство  непринуждённого  и результативного развития  музыкального  слуха,  мимики,  пантомимики,  невербального  общения,  выносливости,  коррекции  негативных  психических  состояний. [17, c. 189]

     Игровая  программа – это  комплекс  разнообразных  игр,  объединенных  единым  сюжетом.  В  одном  случае  она  выступает  как  самостоятельная  часть  праздников,  обрядов,  вечеров  отдыха,  школьных  балов,  дискотек,  в  другом – в  качестве  конкретной  формы  социокультурной  деятельности.

     Драматургию  игровых  программ  составляют:  разнообразные  игры, хороводы,  игры-танцы,  массовое  пение,  литературные  тексты,  шуточные  монологи,  художественно – музыкальное  оформление  программы,  предметы – символы,  или  реквизит,  а  также  оригинальные  призы. [6, c. 27]

     Как в  любом  драматургическом  произведении  при  разработке  сценария  игровой  программы  присутствуют  следующие структурные компоненты:  выбор  темы,  воплощение  которой  осуществляется  викторинами, играми,  песнями,  танцами;  композиция  (экспозиция,  завязка,  развитие  действия,  кульминация,  развязка).

     Важное  значение  в  драматургии  игровой  программы  играет  конфликт.  Суть  игрового  конфликта – это  противоборство  сил,  умений,  сноровки  и  эрудиции. [6, c. 28]

     Эпизод  является  первоначальным  компонентом  сценария  программы,  который  состоит  из  текста  ведущего,  игры,  хоровода,  массового  танца  и  момента  окончания  игры,  т.  е.  выход  участников  из  игровой  ситуации.  Эпизодов  в  программе  может  быть  несколько.  Они  должны  быть  логично  связаны  между  собой  и  отвечать  общему  замыслу  игровой  программы.  Многолетние  наблюдения  за  практикой  организации  игровой  деятельности  учащихся  и  молодёжи,  собственный  опыт  позволяет  нам  выделить  следующие  виды  игровых  программ:

     1) Сюжетно-игровые,  т.  е.  комплекс  разнообразных  игр,  объединенных  сюжетом.  В практике  организации досуговой деятельности  игровые программы являются  частью  праздников,  обрядов,  в другом  случае  они представляют  игровой досуговый жанр.  Игровой жанр – это театр,  в котором  нет  кулис  и  занавеса.  Театр  без  рампы,  в  котором  артист  общается  без декораций и грима,  а публика – без театральных кресел.

     2)  Конкурсно-развлекательные,  состоящие   из  разнообразных  конкурсов,  позволяющих выделить  лидирующих  участников  или целые группы  в какой-либо  области знаний  или общественно-полезной  деятельности.  С  одной  стороны,  конкурсно-развлекательные  программы  требуют  от  организаторов  создание  оригинальных  конкурсов,  а  от  участников – общей  эрудиции,  художественно-исполнительских  способностей,  физической  ловкости,  сообразительности  и  изобретательности.  С  другой  стороны,  ведущий  должен  создать  эффективные  формы  контакта  со  зрителями.

     3)  Фольклорные,  включающие  народные  игры,  песни,  танцы,  хороводы,  обряды,  пословицы,  поговорки,  частушки.  В  сюжет  этих  программ вводятся  персонифицированные  образы,  например,  Несцерка,  Лявониха, гаспадар,  гаспадыня.  Эти  программы  включают  мощный  пласт  самобытного  народного  искусства.  Они позволяют связать прошлое с сегодняшним  днем,  показать  ответственность  молодого  поколения  за  сохранение  лучших  традиций  нашего  народа.

     4)  Шоу-программы,  состоящие  из  зрелища,  пластики,  танцев,  показа  мод,  концертных  номеров,  клоунады,  музыки,  светового  оформления. Они  занимают  заметное  место  среди  других  жанров  культурно-досуго-вых программ.  Им  характерны  разнообразные  эффектные зрелища, музыка,  световое  оформление,  театрализация.  Благодаря  этому  они  обладают  неповторимой  эстетической  привлекательностью,  дают  возможность  полазать  людям  образцы  красоты,  силы,  ловкости,  смелости,  продемонстрировать  безграничные  возможности  физического  и интеллектуального  развития  человека.

     5)  Спортивно-развлекательные  программы.  Они  включают  подвижные  игры,  шуточные  поединки,  весёлые  старты,  комбинированные  эстафеты,  спортивные  конкурсы.  Их  характерной особенностью  является  состязательный  характер,  возможность  мобилизовать  физические  способности  и  волевые  качества  человека.  При  отборе  игр  в  спортивно-развлекательные  программы  целесообразно  ориентироваться  на  особенности  их  содержания,  под которым  понимается  сюжет  игры,  правила  и  двигательные  действия. [17, c.  63-64]

     Не  претендуя  на  исчерпывающую  классификацию  программ,  следует  отметить  актуальность  предложенного  варианта  для  практики  социокультурной  деятельности.  Опыт  показывает,  что  социальные  педагоги  нередко  сталкиваются  с  трудностями  в  творческом  процессе  создания  оригинальных  моделей  досуговых  программ.  Разнообразие  этих  программ требует  от  социального  педагога  знаний,  умений  и  навыков  их  творческого  использования. [17, c. 65]

Информация о работе Конкурсно-игровая программа как форма досуга школьников