Коррекция внимания у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 12:01, дипломная работа

Описание

Цель исследования – теоретически обосновать особенности развития всех видов внимания в процессе воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и разработать коррекционную работу, направленную на развитие детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. Подобрать и проанализировать психолого-педагогическую литературу по заявленной проблеме.
2. Дать психологическую характеристику отклонений при задержке психического развития.
3. Представить внимание как психологический процесс.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖСКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1 Психологическая характеристика отклонений при задержке психического развития детей
1.2 Внимание как психологический процесс
1.3 Развитие внимания в онтогенезе
1.4 Особенности внимания у детей с задержкой психического развития
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2.1 Цели, задачи и организация констатирующего эксперимента
2.2 Содержание констатирующего эксперимента
2.3 Результаты констатирующего эксперимента
2.4 Контрольный этап эксперимента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

диплом по коррекции внимания.doc

— 451.00 Кб (Скачать документ)

     СОДЕРЖАНИЕ

     ВВЕДЕНИЕ

     ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С  ЗАДЕРЖСКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

    1. Психологическая характеристика отклонений при задержке психического развития детей
    2. Внимание как психологический процесс
    3. Развитие внимания в онтогенезе
    4. Особенности внимания у детей с задержкой психического развития

    ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

    2.1 Цели, задачи и организация констатирующего эксперимента

  2.2 Содержание констатирующего эксперимента

  2.3 Результаты констатирующего эксперимента

  2.4 Контрольный этап эксперимента

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  ПРИЛОЖЕНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ

     Группа  детей с нарушениями в развитии по статистическим данным ряда стран составляет от 4,5 до 11 % в зависимости от того, какие нарушения учитываются. Число таких детей из года в год возрастает, ибо возрастают факторы риска, среди которых наиболее опасны: отягощенная наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания у родителей, неблагоприятные экологические ситуации, профессиональные вредности у родителей до рождения ребенка, курение матери во время беременности, алкоголизм родителей, неполная семья, неблагоприятный психологический микроклимат в семье и в школе.

     По  данным НИИ детства, ежегодно рождается 5-8 % детей с наследственной патологией, 8-10 % имеют выраженную врожденную или приобретенную патологию, 4-5 % составляют дети-инвалиды, значительное число детей имеют стертые нарушения развития.

     По  данным Министерства образования Российской Федерации, 85 % детей - воспитанников детских садов и учащихся школ нуждаются в помощи медицинского, психологического или коррекционно-педагогического характера. Около 25 % детей нуждаются в специализированной (коррекционной) помощи.

     Особую  тревогу вызывает значительный рост числа детей с задержкой психического развития (ЗПР). Для них нужны специальные условия обучения, которые могут быть обеспечены в специальных образовательных учреждениях, где наряду с общими задачами решаются и задачи коррекции недостатков психического развития.

     Комплексное изучение ЗПР, как специфической  аномалии детского развития развернулось в советской дефектологии в 60-е  годы и связано с именами таких  ученых, как Т.А. Власова, В.М. Астапов, Н.С. Певзнер, В.М. Лубовский и др. Первые обобщения клинических данных о детях с ЗПР и общие рекомендации по организации коррекционной работы с ними в помощь учителю были даны в книге Т.А. Власовой и Н.С. Певзнер «О детях с отклонениями в развитии».

     Особенности познавательной сферы детей с  ЗПР освещены в психологической  литературе достаточно широко (В.И. Лубовский, Л.И. Переслени, И.Ю. Кулагина, Т.Д. Пускаева и др.). В.И. Лубовский отмечает недостаточную  сформированность произвольного внимания детей с ЗПР, дефицитарность основных свойств внимания: концентрации, объема, распределения.

     Таким образом, дипломная работа на тему: «Коррекция внимания у детей ЗПР старшего дошкольного возраста» является актуальной.

     Объект  исследования –  дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

     Предмет исследования – особенности развития внимания в процессе воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

     Цель  исследования – теоретически обосновать особенности развития  всех видов внимания в процессе воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и разработать коррекционную работу, направленную на развитие детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

     Гипотеза  исследования: если использовать коррекционно-развивающие занятия для развития внимания: упражнения, игры, учитывающие психофизиологические и индивидуальные особенности детей, то развитие детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития будет более эффективным.

     Задачи  исследования:

  1. Подобрать и проанализировать психолого-педагогическую литературу по заявленной проблеме.
  2. Дать психологическую характеристику отклонений при задержке психического развития.
  3. Представить внимание как психологический процесс.
  4. Рассмотреть внимание в онтогенезе.
  5. Выявить особенности внимания у детей с ЗПР.
  6. Подобрать и апробировать диагностические методики по изучению уровня развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
  7. Разработать коррекционную работу, направленную на совершенствование внимания в процессе воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

     Методологическую  и теоретическую  основу работы составляет концепция особенностей психолого-педагогического развития детей с ЗПР (Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, М.Г. Рейдибойма,  И.А. Юрковой, М.И. Буянова, В.В. Ковалева, К.С. Лебединской, И.Ф. Марковская и др.)

     В работе применялись следующие  методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по данной теме; диагностические методы исследования: наблюдение, беседа, тестирование.

     Исследование  проводилось на базе коррекционного ДОУ № 155 города Магнитогорска.

     Дипломная работа состоит из введения, двух глав с обобщёнными выводами после каждой, заключения, списка использованной литературы и приложения.

     ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

    1. Психологическая характеристика отклонений при задержке психического развития детей

           Задержка психического развития (ЗПР) — это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного  среди всех встречающихся у детей  отклонений в психофизическом развитии. По данным разных авторов, в детской популяции выявляется от 6 до 11% детей с ЗПР различного генеза. Задержка психического развития относится к «пограничной» форме дизонтогенеза и выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций. В целом для данного состояния являются характерными гетерохронность (разновременность) проявления отклонений и существенные различия как в степени их выраженности, так и в прогнозе последствий.

           Для психической  сферы ребенка с ЗПР типичным является сочетание дефицитарных функций с сохранными. Парциальная (частичная) дефицитарность высших психических функций может сопровождаться инфантильными чертами личности и поведения ребенка. При этом в отдельных случаях у ребенка страдает работоспособность, в других случаях — произвольность в организации деятельности, в третьих — мотивация к различным видам познавательной деятельности и т. д.

           Задержка психического развития у детей является сложным  полиморфным нарушением, при котором  у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности.

           Для того чтобы понять, что является первичным нарушением в структуре данного отклонения, необходимо вспомнить структурно-функциональную модель работы мозга (по А. Р. Лурия). В  соответствии с данной моделью выделяются три блока — энергетический, блок приема, переработки и хранения информации и блок программирования, регуляции и контроля. Слаженная работа указанных трех блоков обеспечивает интегративную деятельность мозга и постоянное взаимообогащение всех его функциональных систем.

           Известно, что в  детском возрасте функциональные системы  с коротким временным периодом развития в большей степени обнаруживают тенденцию к повреждению.  Это характерно, в частности, для систем продолговатого и срединного мозга.

           Признаки же функциональной незрелости проявляют системы с более длительным постнатальным периодом развития — третичные поля анализаторов и формации лобной области. Поскольку функциональные системы мозга созревают гетерохронно, то патогенный фактор, который воздействует на разных этапах пренатального или раннего постнатального периода развития ребенка, может вызвать сложное сочетание симптомов, как негрубого повреждения, так и функциональной незрелости различных отделов коры головного мозга.

           Подкорковые системы обеспечивают оптимальный энергетический тонус коры головного мозга и регулируют ее активность. При нефункциональной или органической неполноценности у детей возникают нейродинамические расстройства — лабильность (неустойчивость) и истощаемость психического тонуса, нарушение концентрированности, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения, явления вегето-сосудистой дистонии, обменно-трофические нарушения, аффективные расстройства.

           Третичные поля ализаторов относятся к блоку получения, переработки и xpaнения информации, поступающей из внешней и внутренней среды. Морфо-функциональное неблагополучие этих областей приводит к дефицитарности модально-специфических функций, к которым относятся праксис, гнозис, речь, зрительная и слуховая память.

           Формации лобной области относятся к блоку  программирования, регуляции и контроля. Совместно с третичными зонами анализаторов они осуществляют сложную интегративную деятельность мозга — организуют совместное участие различных функциональных подсистем мозга для построения и реализации наиболее сложных психических операций, познавательной деятельности и сознательного поведения. Незрелость этих функций приводит к возникновению у детей психического инфантилизма, несформированности произвольных форм психической деятельности, к нарушениям межанализаторных корко-корковых и корко-подкорковых связей.

           Таким образом, структурно-функциональный анализ показывает, что при ЗПР  могут быть первично нарушены как отдельные вышеназванные структуры, так и их основные функции в различных сочетаниях. При этом глубина повреждений и (или) степень незрелости может быть различной. Именно этим и определяется многообразие психических проявлений, встречающееся у детей с ЗПР. Разнообразные вторичные наслоения еще более усиливают внутригрупповую дисперсию в рамках данной категории.

           При задержке психического развития у детей отмечаются разнообразные этиопатогенетические варианты, где ведущим причинообразующим фактором может быть: низкий темп психической активности (корковая незрелость), дефицит внимания с гиперактивностью (незрелость подкорковых структур), вегетативная лабильность на фоне соматической ослабленности (в силу незрелости или вследствие ослабленности самой вегетативной нервной системы на фоне социальных, экологических, биологических причин), вегетативная незрелость (как биологическая невыносливость организма), энергетическое истощение нервных клеток (на фоне хронического стресса) и другие.

           Определение «задержка  психического развития» также используется для характеристики отклонений в познавательной сфере у ребенка с педагогической запущенностью, обусловленной социальной депривацией.

           Таким образом, в  данном определении отражаются как биологические, так и социальные факторы возникновения и развертывания такого состояния, при котором затруднено полноценное развитие здорового организма, задерживается становление личностно развитого индивидуума и неоднозначно складывается формирование социально зрелой личности.

           В клинической и  психолого-педагогической литературе представлено несколько классификаций задержки психического развития у детей.

           Первая клиническая  классификация ЗПР была предложена в 1967 г. Т. А. Власовой и М. С. Певзнер. В рамках данной классификации рассматривались два варианта задержки психического развития. Один из них связывался с психическим и психофизическим инфантилизмом, при котором на первый план выступает отставание в развитии эмоционально-волевой сферы и личностная незрелость детей. Второй вариант связывал нарушения познавательной деятельности при ЗПР со стойкой церебральной астенией, для которой характерны нарушения внимания, отвлекаемость, быстрая утомляемость, психомоторная вялость или возбудимость.

           М. С. Певзнер считала, что легкие органические изменения  в ЦНС и незрелость эмоционально-волевой сферы при правильной лечебной и коррекционно-воспитательной работе должны быть обратимы. Поэтому ЗПР иногда определяли как «временную задержку психического развития». Однако, как показали данные катамнестических исследований М. Г. Рейдибойма (1971), И. А. Юрковой (1971), М. И. Буянова (1986), по мере уменьшения черт эмоциональной незрелости с возрастом ребенка на первый план нередко выступают признаки интеллектуальной недостаточности, а зачастую и психопатоподобные нарушения.

Информация о работе Коррекция внимания у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста