Коррекция внимания у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 12:01, дипломная работа

Описание

Цель исследования – теоретически обосновать особенности развития всех видов внимания в процессе воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и разработать коррекционную работу, направленную на развитие детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. Подобрать и проанализировать психолого-педагогическую литературу по заявленной проблеме.
2. Дать психологическую характеристику отклонений при задержке психического развития.
3. Представить внимание как психологический процесс.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖСКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1 Психологическая характеристика отклонений при задержке психического развития детей
1.2 Внимание как психологический процесс
1.3 Развитие внимания в онтогенезе
1.4 Особенности внимания у детей с задержкой психического развития
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2.1 Цели, задачи и организация констатирующего эксперимента
2.2 Содержание констатирующего эксперимента
2.3 Результаты констатирующего эксперимента
2.4 Контрольный этап эксперимента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

диплом по коррекции внимания.doc

— 451.00 Кб (Скачать документ)

     Примерно  в этом же возрасте внимание ребенка  начинает обретать особенности, характерные  для внимания взрослого человека: оно становиться не только произвольным, но и опосредованным. Ребенок начинает обучаться тому, на что, когда и на какое время ему следует обращать внимание. До 5 лет опосредствование детского внимания – прежде всего - внешнее. В качестве ведущих средств организации внимания ребенка выступают указательные жесты и речь взрослого. Например, мать называет предмет или указывает на него, и в результате ребенок выделяет этот предмет среди прочих и сосредотачивается на нем. Потом ребенок сам может назвать предмет, чтобы выделить его и сосредоточиться. Таким образом, внимание ребенка сначала опосредованно речью взрослого, а потом - своей собственной речью, которая тогда же приобретает функцию планирования действий. К 7 годам управление вниманием и его опосредствование постепенно становиться внутренним.

     Наконец, к 10 – 12 годам, когда происходит значительный скачок в умственном развитии ребенка, складываются абстрактное мышление и логическая память, вновь изменяются и показатели свойств внимания. Возрастают его объем и концентрация, оно делается более устойчивым. Эти изменения обусловлены уже не столько созреванием мозга, сколько завершением становления всей системы высших психических функций ребенка, их взаимопроникновением и слаженной совместной работой.

     Развитие  внимания продолжается на протяжении всей жизни человека, но организм стареет, а вместе с ним стареет и  мозг. Нейронная активность лобных долей мозга, связанная с направлением и удержанием внимания, тоже снижается, что приводит к снижению функционирования различных видов внимания и к ухудшению показателей его свойств. Внимание становится рассеянным, резко снижается его переключаемость, в мышлении нередки персеверации, заметно ухудшается память, возрастает отвлекаемость. Данный процесс называется процессом когнитивного замедления.

     1.4 Особенности внимания у детей с задержкой психического развития

     Разные  формы задержки психического развития у детей сопровождаются нарушением произвольного внимания. Типичным является снижение его концентрации, которое отрицательно сказывается на процессе обучения. Недостатки внимания обусловлены функциональными или органическими нарушениями центральной нервной системы и приводит к неспособности сосредотачиваться на выполнении заданий игрового или учебного характера.

     У детей с задержкой психического развития встречается повышенная истощаемость, что выражается в кратковременной продуктивности при выполнении заданий с быстрым нарастанием ошибок по мере достижения цели. Нередко при этом нарастающая рассеянность выражается в постоянном переключении внимания на различные объекты.

     Значительные  недостатки произвольного внимания у детей с задержкой психического развития встречаются при утомлении, на фоне астении, при отсутствии мотивации  к учебной деятельности.

     Выявляются различные особенности проявления расстройств внимания у детей с задержкой психического развития (З. Тржесоглава):

     1) Повышенная истощаемость произвольного внимания.

     2) Недостаточная способность концентрации внимания.

     3) Чрезвычайное ограничение объема внимания, при котором дети воспринимают недостаточное количество информации, что приводит к фрагментарности восприятия и искажению результата деятельности.

     4) «Неселективное» внимание, которое проявляется в неумении сосредоточиться на существенных признаках воспринимаемых объектов.

     5) Частая переключаемость внимания. В этом случае подразумевается спонтанная реакция детей на разные внешние раздражители. Они долго не могут сосредоточиться на выполнении заданий.

     6) инертность внимания, выражающаяся  в снижении способности переключать внимание с одного вида деятельности на другой.

     Указанные особенности нарушения произвольного  внимания у детей с задержкой  психического развития препятствуют реализации мыслительной деятельности, не активизируют сосредоточенность и избирательность познавательной деятельности, затрудняют реализацию процессов восприятия и памяти.

     При задержке психического развития с синдромом  гиперактивности наблюдается расстройство непроизвольного внимания в виде высокой отвлекаемости на несущественные внешние раздражители. При задержке психического развития с церебрастеническим синдромом нарушение внимания нарастают в момент в момент утомления и резкого падения работоспособности. При явлениях психофизического инфантилизма – при утрате интереса к данному виду деятельности.

     Недостаточность объема произвольного внимания нередко  отмечается у детей с задержкой  психического развития с церебрастеническим и астеническими синдромами, при  выраженном психофизическом инфантилизме, при задержке психического развития с психопатоподобным синдромом.

     Устойчивость  произвольного внимания часто страдает у детей с задержкой психического развития с астеническим и церебрастеническим синдромами и у детей с ДЦП.[6]

     Таким образом, в отличие от нормального развития внимания, внимание у детей с задержкой психического развития развивается иначе. При различных формах задержки психического развития у детей сопровождается нарушение произвольного внимания. Типичным является нарушение его концентрации, которое отрицательно будет сказывается на процессе обучения. Нередко при этом нарастающая рассеянность выражается в его неустойчивости.

  Для большинства детей с ЗПР характерно ослабленное внимание к вербальной (словесной) информации. Даже во время увлекательного, интересного, эмоционального рассказа такие дети начинают зевать, отвлекаться на посторонние дела, теряют нить повествования. Особенно ярко проявляются эти особенности, когда в окружающей среде присутствуют отвлекающие факторы. Неожиданный стук в дверь, посторонний человек в группе, упавший предмет - все это отвлекает внимание детей настолько, что они полностью забывают задание воспитателя. Педагогу потребуется немало усилий для возврата детей в рабочее состояние. 
 
 
 
 

     Выводы по 1 главе:

  1. Задержка психического развития это синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных её функций, замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма. Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящимися в условиях социальной депривации. В рамках психолого-педагогического подхода накоплен достаточно большой материал, свидетельствующий о специфических особенностях детей с задержкой психического развития, отличающий их с одной стороны, от детей с нормальным психическим развитием, а с другой – от умственно отсталых. Психологи отмечают характерные для этих детей слабость волевых процессов, эмоциональную неустойчивость, импульсивность или вялость и апатичность. У детей с задержкой психического развития отмечается проявление синдромов гиперактивности, импульсивности, а также повышения уровня тревоги и агрессии.
  2. В отличие от нормального развития внимания, внимание у детей с задержкой психического развития развивается иначе. При различных формах задержки психического развития у детей сопровождается нарушение произвольного внимания. Типичным является нарушение его концентрации, которое отрицательно сказывается на процессе обучения. Нередко при этом нарастающая рассеянность выражается в его неустойчивости.
 
 
 

  ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

     2.1 Цели, задачи и организация констатирующего эксперимента

     У детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития непроизвольное внимание развито значительно лучше, чем произвольное. Все новое неожиданное, яркое, интересное само по себе привлекает внимание детей безо всяких усилий с их стороны. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности или на деятельности интересной, но требующей умственного напряжения. Дети способны удержать внимание на интеллектуальных задачах, но это требует колоссальных усилий воли и организации высокой мотивации. Попробуем полученные нами знания подтвердить практически.

     Экспериментальная часть нашего исследования состояла из нескольких этапов. На первом этапе  был проведён констатирующий эксперимент, целью которого было выявление особенностей внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

     Исследование проходило в ДОУ № 155 комбинированного вида. В эксперименте приняли участие 2 группы детей старшего дошкольного возраста, в количестве 20 детей с диагнозом задержка психического развития.

     Констатирующий  эксперимент проходил в течение 4-х недель 2011 года.

     Задачи  констатирующего эксперимента:

     - сделать обобщающие выводы об  особенностях внимания и у  детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

     Эксперимент проводился во второй половине дня. Все  необходимые условия для проведения эксперимента были соблюдены, а именно:

     - хорошо освещённое помещение;

     - отсутствие в помещении посторонних  лиц, различных отвлекающих моментов;

     - спокойная обстановка;

     - хорошо подготовленный демонстративный  и тестовый материал.

     2.2 Содержание констатирующего  эксперимента

     При исследовании нами были подобраны задания, направленные на выявление особенностей внимания, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Во время работы с рядом заданий время, отведённое, для их выполнения ограничивалось.

     Для проведения констатирующего эксперимента были использованы следующие задания:

     - диагностика продуктивности и  устойчивости внимания у детей  старшего дошкольного возраста с ЗПР;

     - определение концентрации и распределения  внимания;

     - методика «Отыскивание сходства»;

     - методика выявления уровня развития  устойчивости, объема

     переключения  и распределения произвольного  внимания ребенка;

     Методика  №1: диагностика продуктивности и устойчивости внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

     Описание: ребенок работает по инструкции с  рисунком, на котором в случайном  порядке изображены простые фигуры. Ему дано задание искать и разными  способами зачеркивать две неодинаковые фигуры, например: звездочку перечеркивать вертикальной линией, а кружок - горизонтальной. Ребенок работает 2,5 минуты, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 минут) ему говорят «начинай» и «стоп». Экспериментатор отмечает на рисунке ребенка то место, где даются соответствующие команды.

     Оборудование: «рисунок с изображением простых фигур, часы с секундной стрелкой, протокол для фиксации параметров внимания, простые карандаши.

     Инструкция: «На картинке нарисовано много разных знакомых вам предметов. По команде «начинай», надо искать и зачеркивать названные экспериментатором фигуры. Это необходимо будет делать до тех пор, пока не будет команды «стоп». В это время необходимо остановиться и показать то изображение предмета, которое ты увидел последним (Приложение 1).

     Экспериментатор отметит на рисунке то место, где  ты остановился, и снова скажет «начинай». После этого ты продолжишь искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы.

     Так будет несколько раз, пока не скажет слово «конец». На этом выполнение задания завершится».

     Методика  №2: определение концентрации и распределения  внимания.

     Задачей данного исследования является выявление  концентрации, точности и продуктивности внимания.

     Цель: выявление концентрации, точности и  продуктивности внимания, а также динамики этих характеристик в процессе кратковременной работы.

Информация о работе Коррекция внимания у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста