Коррекция внимания у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 12:01, дипломная работа

Описание

Цель исследования – теоретически обосновать особенности развития всех видов внимания в процессе воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и разработать коррекционную работу, направленную на развитие детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. Подобрать и проанализировать психолого-педагогическую литературу по заявленной проблеме.
2. Дать психологическую характеристику отклонений при задержке психического развития.
3. Представить внимание как психологический процесс.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖСКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1 Психологическая характеристика отклонений при задержке психического развития детей
1.2 Внимание как психологический процесс
1.3 Развитие внимания в онтогенезе
1.4 Особенности внимания у детей с задержкой психического развития
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2.1 Цели, задачи и организация констатирующего эксперимента
2.2 Содержание констатирующего эксперимента
2.3 Результаты констатирующего эксперимента
2.4 Контрольный этап эксперимента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

диплом по коррекции внимания.doc

— 451.00 Кб (Скачать документ)

  Таким образом, несмотря на неоднородность группы детей с ЗПР, можно выделить общие  черты:

  1) При ЗПР нарушения наступают  рано, поэтому становление психических  функций происходит неравномерно, замедленно.

  2) Для детей с ЗПР характерна  неравномерная сформированность  психических процессов.

  3) Наиболее нарушенными оказываются  эмоционально-личностная сфера,  общие характеристики деятельности, работоспособности: в интеллектуальной  деятельности наиболее яркие нарушения проявляются, прежде всего, и на уровне внимания, которое характеризуется неустойчивостью, что приводит к неравномерной работоспособности, детям с ЗПР трудно собрать, сконцентрировать внимание.

     Проанализировав теоретические аспекты данной проблематики, и проверив их экспериментальным путем, можно сформулировать следующие основные теоретические и практические выводы.

     В констатирующем эксперименте принимало  участие 20 детей с разным уровнем  речевого и психического развития. Все испытуемые были воспитанниками ДОУ№ 155 комбинированного вида с двумя подгруппами дошкольников по 10 детей в каждой. Экспериментальная часть исследования была направлена на выявление особенностей внимания детей дошкольного возраста с ЗПР.

     У детей с задержкой психического развития, в результате проведённого констатирующего эксперимента, были ярко выражены следующие недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения, замедленное переключение, малый объём. К особенностям внимания этих дошкольников также можно отнести слабость произвольного внимания, которая проявляется в частой смене объектов внимания и в невозможности длительного сосредоточения на каком-то одном объекте.

     Предполагаемая  гипотеза получила подтверждение. Полученные нами данные указывают на то, что  необходимо своевременно обращать внимание на трудности, возникающие у детей с задержкой психического развития, проводить коррекционно-развивающие мероприятия. Своевременная психолого-педагогическая помощь детям с ЗПР является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания.

     В результате проведенного теоретического и экспериментального исследования нами были достигнуты поставленная цель и задачи и доказана выдвинутая гипотеза.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / под. ред. К.С. Лебединской; – М.Педагогика, 1982.
  2. Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержанным психическим развитием / Н.Ю. Борякова. - М. Гном-Прес,1999.
  3. Власова, Т.А.  Дети с задержкой психического развития: Обзорная информация / Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Н.А. Никашена. – М., 1976.
  4. Власова, Г.А. Задержанное психическое развитие и пути его преодоления / Г.А. Власова.- М., 1979.
  5. Гальперин, П.Я. Экспериментальное формирование внимания / П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая.- М.: Изд. МГУ, 1974.
  6. Дети с временными задержками развития / Под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер. – М. : Педагогика,1971.
  7. Дети с задержанным психическим развитием / под. ред. Т.А.Власова, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной.- М., 1984.
  8. Дети с ЗПР/ под ред. Власовой Т. А. 1983
  9. Дефектология: Словарь-справочник \ под. ред. Б.П. Пузанова; – М,1996. – 88с.
  10. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.А.Венгера, В. В Холмаковской.- М.,1978.
  11. Ермолаева, М.В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками / М.В. Ермолаева.- М.: Издательство "Институт практической психологии"; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 1998.
  12. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с ЗПР// Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Библиотека журнала «Логопед» .- М., 2005.
  13. Лебединский, В.В. Нарушение психического развития детей / В.В. Лебединский - М., 1984.
  14. Лурия, А. Р. Курс общей психологии. Психология внимания / А.Р. Лурия.- М.: Изд. МГУ, 1970.
  15. Мухина, В.С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов / В.С. Мухина.- М.: Издательский центр «Академия». - 2001.
  16. Мухина, В.С.Детская психология / В.С. Мухина.- М.,1992.
  17. Немов, Р.С. Психология: 2т. / Р.С. Немов.- М., Просвещение, 1995.
  18. Осипова, А.А.  Общая психокоррекция: учебное пособие для студентов ВУЗа / А.А. Осипова. - М.- Сфера, 2001.
  19. Осипова А.А. , Л.И. Малашинская «Диагностика и коррекция внимания / А.А. Осипова, Л.И. Малашинская.- М.,2001.
  20. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. – СПб.: Питер,2001.
  21. Пузанов, Б.П. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Б.П.Пузанов, В.И.Селиверстов - 3-е изд., доп. - М.: Академия, 2001.
  22. Петрова, В.Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? / Петрова В.Г., Белякова И.В.- М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.
  23. Развитие, воспитание и обучение дошкольников с нарушением интеллекта: Хрестоматия /состав. Л.Б. Баряева. А.П. Зарин, Ложко Е.Л.. - СПб., 1996.
  24. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн.- СПб: изд. Питер, 2000.
  25. Соколова, Н.Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. -  М.: ООО «Аспект», 2005.
  26. Соколова, Е.И. Готовимся к школе: Время и пространство задачи, игры, упражнения для детей 5 – 7 лет / Е.И. Соколова. – М., 2004.
  27. Стребелева Е.А. Подходы к созданию единой системы раннего выявления и коррекции отклонений в развитии детей / Е.А. Стребелева //Дошк. воспитание. - 1998. - №1. - С. 70 – 73.
  28. Стребелева, Е.А. Специальная дошкольная педагогика / Е.А. Стреблева.- М.: Медиа, 2002.
  29. Специальная психология / Под. ред. В.И. Лубовского. - М., Академия, 2005.
  30. Ульенкова, У.В. Дети с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова.- Н.Новгород, 1994.
  31. Ульенкова, У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития / У. В. Ульенкова. – М, 1990.
  32. Шевченко, С.Г. Подготовка к школе детей с ЗПР. Кн1 / С.Г. Шевченко.- М.,2004.
  33. Эриксон, Э. Ребёнок и общество / Э. Эриксон. - М.: Академия 2000.
  34. Энциклопедия психологических тестов: I-III том.- М., 2000.
  35. Шамарина, Е.В. Обучение детей с ЗПР: организация индивидуальных и групповых занятий в классе коррекционно-развивающего обучения: методическое пособие / Е.В.Шамарина. – М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2003.
  36. http: ⁄⁄ www. Liveinternet / ry ⁄ click.
  37. http: ⁄⁄ yurpzy / total. ry ⁄ leontev /
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                            Приложение 1

МЕТОДИКА  «НАЙДИ И ВЫЧЕРКНИ»

 

                                                      Приложение 2

МЕТОДИКА  «ПОСТАВЬ ЗНАЧКИ» 

 
 

                                                      Приложение 3

МЕТОДИКА  «ЗАПОМНИ И ПОСТАВЬ  ТОЧКИ»

 
 
 
 

Информация о работе Коррекция внимания у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста