Коррекция внимания у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 12:01, дипломная работа

Описание

Цель исследования – теоретически обосновать особенности развития всех видов внимания в процессе воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и разработать коррекционную работу, направленную на развитие детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. Подобрать и проанализировать психолого-педагогическую литературу по заявленной проблеме.
2. Дать психологическую характеристику отклонений при задержке психического развития.
3. Представить внимание как психологический процесс.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖСКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1 Психологическая характеристика отклонений при задержке психического развития детей
1.2 Внимание как психологический процесс
1.3 Развитие внимания в онтогенезе
1.4 Особенности внимания у детей с задержкой психического развития
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2.1 Цели, задачи и организация констатирующего эксперимента
2.2 Содержание констатирующего эксперимента
2.3 Результаты констатирующего эксперимента
2.4 Контрольный этап эксперимента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

диплом по коррекции внимания.doc

— 451.00 Кб (Скачать документ)

     Иными словами, результаты катамнестических данных в известной степени также  является подтверждением:

     1) эффективности проведенной нами  диагностической и коррекционно-педагогической  работы в специальных дошкольных  группах по отношению к основной  массе шестилетних детей с  ЗПР;

     2) прогностической значимости психологических  диагностических методик, эффективности их использования в качестве средства контроля за развитием детей с ЗПР в специально организованных условиях;

     3) необходимости дальнейшего совершенствования  работы с коррекционно-педагогической  дошкольниками ЗПР, осложненной  с раннего детства неблагоприятными факторами психического развития микро социального и микро педагогического характера.

 

      Выводы по 3 главе:

     Проведенное исследование позволило сделать  следующие общие выводы.

  1. Выдвинутые нами в исследовании теоретические гипотезы изучения ряда неразработанных в детской психологии проблем раннего онтогенеза общей способности к усвоению знаний (учению) - условия, причины, конкретные особенности проявления, возможности преодоления низкого уровня способностей к усвоению знаний (пониженная успеваемость) у шестилетних детей с ЗПР - получили подтверждение. Подтверждены гипотезы о психологической сущности и специфике формирования общей способности к учению у шестилетних детей, органической связи этого процесса с индивидуальными особенностями личности ребенка как субъекта интеллектуальной (учебной - в старшем дошкольном возрасте) деятельности; о возможностях диагностики индивидуального уровня ее формирования (характерных актуальных и потенциальных особенностей формирования) в диапазоне от оптимально реализованных возрастных возможностей в типичных условиях воспитания и обучения в дошкольном учреждении до нижних границ нормы; о типологии пониженной обучаем ости, способствующей созданию типовой и индивидуализированной модели коррекционно-педагогической работы с детьми др.
  2. Теоретическая модель изучения и коррекции пониженной обучаем ости у шестилетних детей с ЗПР в специально созданных педагогических условиях - в условиях диагностико-коррекционных групп - оправдала себя. Организованная в них практика изучения и целенаправленного обучения и воспитания детей позволила получить объективно новые данные как в плане выявления конкретного качественного своеобразия формирования у них способностей к усвоению знаний, так и в направлении решения ряда теоретических и организационн-методических проблем диагностики и коррекции задержки психического развития. На этом основании можно считать, что в исследовании получили теоретическую и экспериментальную разработку некоторые аспекты большой и сложной проблемы организации средствами дошкольного воспитания реальной педагогической помощи шестилетним детям, отстающим в развитии от своих нормально развивающихся сверстников. Полученные данные могут быть использованы в решении задач дифференцированной подготовки шестилетних детей с ЗПР к обучению в школе.
  3. Выполненное экспериментальное исследование имеет выраженную общую практическую (прикладную) направленность.

     Во - первых, разработанная в нем  система диагностики ЗПР (программа  комплексного изучения детей, конкретные диагностические методики, направленные на выявление характерных негативных и позитивных особенностей формирования общей способности к учению) и ее коррекции (создания для каждого ребенка адекватных его состоянию педагогических условий) может быть использована в массовой практике работы с детьми: в практике работы групп и классов выравнивания в детском саду и школе при организации дифференцированной помощи шестилетним детям в подготовке к обучению в 1 классе.

     Во - вторых, обнадеживающие результаты многолетней  экспериментальной проверки системы диагностики и коррекции задержки психического развития у шестилетних детей в практике работы диагностико-коррекционных групп дают нам определенные основания считать, что подобные группы в системе дошкольного воспитания могут обеспечить каузально генетические условия изучения этой формы отклонения в развитии и оказание детям реальной педагогической помощи в сенситивные периоды развития.

     В - третьих, опыт работы экспериментальных  диагностико-коррекционных групп  может оказаться полезным при создании единой системы изучения и коррекции задержки психического развития у детей в дошкольном учреждении и специальной школе.

  1. Мы надеемся, что выполненное исследование послужит началом работы по созданию единой системы психолого-педагогического изучения и коррекции задержки психического развития у детей на протяжении всего дошкольного детства.
  2. Рекомендации по развитию внимания

     Опираясь  на положительные стороны психики  и сохранные возможности ребенка  можно подобрать ряд заданий, которые значительно улучшат его возможности. На этом основании можно предложить следующие рекомендации:

     - изучить индивидуальные особенности  речи и внимания каждого ребенка  и определить динамику развития.

     - необходимо разработать систему  заданий для развития и коррекции  речи и внимания с учетом индивидуального развития каждого ребенка.

     - занятия должны проводиться в  системе и на протяжении длительного  времени.

     - задания должны быть интересны,  их не должно быть много  в пределах одного занятия.

     - включать данные задания не  только на фронтальных занятиях, но и в индивидуальной работе, а так же в форме игры, в свободное от занятий время Эриксон Э. Ребёнок и общество. М.: Академия 2000. - С. 193.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Задержка  психического развития (ЗПР) — это  психолого-педагогическое определение для наиболее встречающейся патологии в психофизическом развитии детей старшего дошкольного возраста.

     Задержка  психического развития характеризуется  неравномерным формированием процессов  познавательной деятельности, обусловленное недоразвитием речи и мышления, а также присутствием расстройств в эмоционально-волевой сфере. Таким образом, задержка психического развития проявляется как в эмоционально-волевой незрелости, так и в интеллектуальной недостаточности.

     Возникновение задержек развития связано с действием как разнообразных неблагоприятных факторов социальной среды, так и с различными наследственными влияниями.

     Основные  группы причин, которые могут обусловливать  задержку психического развития ребенка:

     1) Органические причины, задерживающие  нормальное функционирование центральной нервной системы.

     2) Дефицит общения детей со сверстниками и взрослыми.

     3) Частично сформированная ведущая  деятельность возраста.

     К причинам органического характера  относятся, прежде всего, различные  нейроинфекции — энцефалиты, менингиты, менингоэнцефалиты, а также осложнения при различных инфекционных и вирусных заболеваниях, травмы головного мозга. Поражение нервной системы чаще возникает у недоношенных детей и в случаях внутриутробной гипоксии и асфиксии при родах.

     Причины возникновения ЗПР многообразны, следовательно, и сама группа детей с задержкой психического развития крайне неоднородна.

     У одних из них на первый план выступает  замедленность становления эмоционального развития и произвольной регуляции  поведения, нарушения же в интеллектуальной сфере выражены не резко. При других формах задержки психического развития преобладает недоразвитие различных сторон познавательной деятельности.

     Г. Е. Сухарева, исходя из этиопатогенетического  принципа, выделила следующие формы нарушения интеллектуальной деятельности у детей с задержанным темпом развития:

     1) Интеллектуальные нарушения в  связи с неблагоприятными условиями  социальной среды.

     2) Интеллектуальные нарушения при  длительных психосоматических расстройствах.

     3) Нарушения при различных формах инфантилизма.

     4) Вторичная интеллектуальная недостаточность  в связи с сенсорными нарушениями.

     М. С. Певзнер в группе детей с  ЗПР описывает разные варианты психофизического инфантилизма, интеллектуального нарушения  при цереброастенических состояниях.

     Т.А. Власова и М.С. Певзнер (1967) выделили среди детей с ЗПР две наиболее многочисленные группы:

     1) Дети с нарушенным темпом физического  и умственного развития.

     Причины: медленный темп созревания коры головного  мозга.

     Дети  данной группы уступают сверстникам в физическом развитии, отличаются инфантилизмом в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии.

     2) Дети с функциональными расстройствами  психической деятельности.

     Причины: минимальное органическое повреждение головного мозга.

     Для детей данной группы характерны слабость нервных процессов, нарушения внимания, быстрая утомляемость и сниженная работоспособность.

     К. С. Лебединская (1980) предложила медицинскую  классификацию детей с ЗПР. Ею были выделены четыре основных варианта ЗПР:

     1. Конституционального происхождения. Причины: нарушения обмена веществ, специфика генотипа. Симптомы: задержка физического развития, становления статодинамических психомоторных функций; интеллектуальные нарушения, эмоционально-личностная незрелость, проявляющаяся в аффектах, нарушениях поведения.

     2. Соматогенного происхождения. Причины:  длительные соматические заболевания, инфекции, аллергии. Симптомы: задержка психомоторного и речевого развития; интеллектуальные нарушения; невропатические расстройства, выражающиеся в замкнутости, робости, застенчивости, заниженной самооценки, несформированности детской компетентности; эмоциональная незрелость.

     3. Психогенного происхождения. Причины:  неблагоприятные условия воспитания на ранних этапах онтогенеза, травмирующая микросреда. Симптомы: несформированность детской компетентности и произвольной регуляции деятельности и поведения; патологическое развитие личности; эмоциональные расстройства.

     4. Церебрально-органического происхождения.  Причины: точечное органическое  поражение ЦНС остаточного характера, вследствие патологии беременности и родов, травм ЦНС и интоксикации. Симптомы: задержка психомоторного развития, интеллектуальные нарушения, органический инфантилизм.

     Представленные  клинические типы наиболее стойких  форм ЗПР в основном отличаются друг от друга именно особенностью структуры и характером соотношения двух основных компонентов этой аномалии развития: преобладанием интеллектуальных или эмоциональных нарушений. В замедленном темпе формирования познавательной деятельности с инфантилизмом связана недостаточность интеллектуальной мотивации, а с эмоциональными расстройствами — подвижность психических процессов.

     Чаще  других из названных выше типов встречаются  ЗПР церебрально-органического происхождения. Этот тип обладает большой стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности. Изучение анамнеза детей с этим типом ЗПР в большинстве случаев показывает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы, чаще остаточного характера вследствие патологии беременности, недоношенности, асфиксии и травмы при родах, постнатальных нарушений первых трёх лет жизни детей.

     Психологическая классификация детей с задержкой  психологического развития выделяет три формы ЗПР в зависимости от их основания:

     1) эмоциональная незрелость (психический  инфантилизм);

     2) низкий психический тонус (длительная  астения);

     3) нарушения познавательной деятельности, связанные со слабостью памяти, внимания, подвижности психических процессов.

     Две первые формы задержки психического развития — наиболее легкие и преодолимые, а третья форма граничит с легкой степенью умственной отсталости.

  М. В. Коркина, Н. Д. Лакосина и А. Е. Личко  предложили следующую классификацию  задержки темпа психического развития:

  • дизонтогенные формы, проявляющиеся в задержанном или искаженном психическом развитии;
  • задержанное развитие, обусловленное органическим поражением головного мозга;
  • интеллектуальная недостаточность, зависящая от дефицита информации;
  • интеллектуальная недостаточность, связанная с нарушениями сенсорной системы.

Информация о работе Коррекция внимания у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста