Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 23:45, курсовая работа
Цель исследования - показать возможности определения содержания коррекционной работы по преодолению нарушений звукопроизносительной стороны речи на основе комплексного подхода.
Объект исследования – процесс формирования и развития звукопроизносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – особенности состояния звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи.
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Особенности развития речи детей с фонетико – фонематическим недоразвитием…………………………………………………………………………5
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с ФФН……………………..5
1.2 Состояние фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи……………………………………………………………………6
1.3 Особенности звукопроизносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с ФФН речи…………………………………………………………………..8
Глава 2. Логопедическая работа по развитию фонетической стороны речи у детей дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи……...11
2.1 Методики изучения звукопроизносительной стороны речи детей…………….11
2.2 Состояние звукопроизносительной стороны речи у детей…………………….17
2.3 Содержание коррекционной работы по развитию фонетической стороны речи…………………………………………………………………………………….31
Заключение……………………………………………………………………………40
Список литературы……………………………………………
Филиал НОУ ВПО «Московский психолого-социальный университет»
в г. Электростали Московской обл.
Кафедра логопедии
Курсовая работа
по дисциплине: «Логопедия»
на тему: «Логопедическая работа по формированию звукопроизношения у детей дошкольного возраста с ФФН»
Выполнила:
студентка 4 курса, гр. УЛ-09
Куликова Юлия Андреевна
Научный руководитель:
к. п. н., доц. Лямина И.П.
г. Электросталь, 2012 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Особенности развития
речи детей с фонетико – фонематическим
недоразвитием……………………………………………
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с ФФН……………………..5
1.2 Состояние фонематического
восприятия у детей с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи……………………………………………………………………
1.3 Особенности звукопроизносительной
стороны речи у детей дошкольного возраста
с ФФН речи………………………………………………………………….
Глава 2. Логопедическая работа по развитию фонетической стороны речи у детей дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи……...11
2.1 Методики изучения звукопроизносительной стороны речи детей…………….11
2.2 Состояние звукопроизносительной стороны речи у детей…………………….17
2.3 Содержание коррекционной
работы по развитию фонетической стороны
речи……………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Речь, выполняя основное свое назначение – средство общения между людьми, является одной из важных функций психики. Она развивается по мере формирования мозга человека. Как и другие психические функции, речь может подвергаться различным нарушениям.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показывает, что количество детей, имеющих отклонение в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6 летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточно развитого фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно в овладении письмом и чтением.
Формирование правильного произношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определенного уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Необходимо учесть, что сложное нарушение звукопроизношения может повлечь за собой целый ряд серьезных осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи ребенка. Известно, что в процессе экспрессивной речи и произнесении звуков возникают кинестетические ощущения от движений органов артикуляционного аппарата. Именно кинестетические раздражения играют решающую роль в формировании фонематического восприятия. Нарушение же фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию и сходные пот артикуляции звуки речи.
Человек может обладать всеми психофизическими задатками к производству и восприятию речи, но так и не сможет воспользоваться ими, т.е. если он не будет воспринимать звучащую речь, и сам не будет говорить, его задатки не превратятся в способности, он не сможет владеть речью.
Д.Б. Эльконин писал в своих работах: "Овладение звуковой стороной языка включает два взаимосвязанных процесса: формирование у ребенка восприятия звуков языка, или, как его называют, фонематического слуха, и формирование произнесения звуков речи". Фонематический слух необходимо развивать и совершенствовать с раннего возраста, когда ребенок начинает сознательно осваивать речь, и особенно с тех пор, когда он начинает знакомиться с начатками грамоты.
Иными словами, нельзя научить ребенка четко и правильно говорить, не сформировав у него способность, точно различать звуки речи.
Выстраивая свою коррекционную работу, логопед должен четко представлять себе причину, структуру дефекта и методы, с помощью которых можно достигнуть положительных результатов.
Цель исследования - показать возможности определения содержания коррекционной работы по преодолению нарушений звукопроизносительной стороны речи на основе комплексного подхода.
Объект исследования – процесс формирования и развития звукопроизносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – особенности состояния звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи.
Задачи исследования:
- Изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования.
- Изучить состояние звукопроизношения и своеобразие развития речи детей старшего дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием.
- Обследовать состояние звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.
- Разработать пути и средства коррекции нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием.
Гипотеза - недостатки произношения речи носят не временный характер, и не исчезают по мере усвоения фонетической системы языка к 4-5 годам. Коррекция речевых нарушений требует применения комплексного подхода, для достижения более высоких результатов.
Экспериментальной базой исследований состояния речи детей стало "Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 40". В эксперименте приняли участие 10 детей в возрасте 5 лет, имеющих нарушения речи.
Наша работа состоит: введение, главы, заключение, список литературы и приложения.
Глава 1.Особенности развития речи у детей с фонетико – фонематическим недоразвитием
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с фонетико – фонематическим недоразвитием
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произносительной системы языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
У детей с фонетико-
Дети с дизартрией по физическому статусу несколько отстают от детей с нормальной речью. У детей наблюдаются симптомы органического поражения ЦНС в форме стертых парезов, изменения тонуса мышц¸ гиперкинезов в мимической и артикуляционной мускулатуре, патологических рефлексов. Со стороны двигательной сферы у детей наблюдается слабо выраженный парез и изменения мышечного статуса. Сила мышц удовлетворительная. Активные движения совершаются в полном объеме, но замедленные, неловкие недифференцированные. В неврологическом статусе детей с дизартрией наблюдаются изменения вегетативной нервной системы, которые проявляются преимущественно в виде потливости ладоней и стоп, их похолодании. Интеллект страдает в разной степени. У одних отмечается норма, у других – ЗПР или олигофрения. Внимание менее устойчивое, наблюдается пониженный уровень устойчивости и переключаемости, что объясняется недостаточной подвижностью основных, нервных процессов в коре больших полушарий. Память характеризуется слабостью процессов запоминания.
Дети с ринолалией
по состоянию психического развития
составляют весьма разнородную группу:
дети с нормальным психическим развитием,
с задержкой умственного развит
При акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической дислалиях у детей нет нарушений слуха. При неврологическом обследовании обычно не отмечается симптомов органического поражения нервной системы. В целом детям, страдающим дислалией, присущ обычный психический облик ребенка соответствующего возраста. Чаще всего это живые жизнерадостные дети. Нарушений дыхания не отмечалось, голос детей ясный, громкий. При исследовании ЦНС, грубых органических нарушений не отмечалось, за исключением отдельных детей, у которых отмечалась органическая симптоматика. В основном может наблюдаться легкая сглаженность носогубной складки, беспокойство языка при высовывании, затруднение при попытке коснуться кончиком языка верхней губы, неравномерность сухожильных рефлексов и общее беспокойство в позе Ромберга. Значительно чаще отмечается нарушение вегетативной нервной системы, которое чаще проявляется в повышении потливости рук и ног. Со стороны психики большинство детей обладают нормальным интеллектуальным развитием, за исключением отдельных случаев, когда отмечается ЗПР. У некоторых детей наблюдаются незначительные изменения со стороны эмоционольно-волевой сферы: плаксивость, раздражительность, расторможенность, а в единичных случаях вспышки аффекта. Со стороны физического статуса и психики отклонений от возрастной нормы не отмечается. Чувства ущемлённости в связи с речевым дефектом у большинства детей не наблюдается, лишь у некоторых детей возникает некоторое понимание своего недостатка, особенно когда дефект подвергается насмешкам со стороны других детей.
Дети с ФФН речи
отличаются неустойчивым вниманием, слабо
сформированным произвольным вниманием,
наблюдаются трудности в
Состояние звукопроизношения
детей с фонетико-
Раннее выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием является необходимым условием для успешной коррекции недостатков в дошкольном возрасте.
1.2 Состояние фонематического восприятия у детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи
Процесс становления звуковой стороны языка проходит несколько этапов. Хорошо развитый фонематический слух с полноценной способностью артикулировать звуки способствует более интенсивному усвоению правильного звукопроизношения. Восприятие звуков у детей с нормальным речевым развитием формируется достаточно рано и в определенной последовательности. В возрасте до года ("в период дофонемного развития") ребенок улавливает лишь ритмико-мелодические структуры, фонемный состав слова не воспринимается. Непосредственное различение звуков происходит на втором году жизни. Дети начинают постепенно овладевать фонетической системой звуков русского языка независимо от их артикуляционной четкости. Фонематическое восприятие всех звуков заканчивается к концу второго года жизни.
Характер нарушенного произношения у детей с ФФН речи указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия. Они испытывают трудности, когда им предлагают, внимательно слушая, поднимать руку в момент произнесения того или иного звука. Также такие трудности возникают при повторении за логопедом слов с парными звуками, при самостоятельном подборе слов, начинающихся на определенный звук, при выделении начального звука в слове, при подборе картинок на заданный звук.
Несформированность
Нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи (в первую очередь глухих – звонких, свистящих – шипящих, твердых – мягких, шипящих – свистящих – аффрикат и т.п.).
Неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза.
Затруднениях при анализе звукового состава речи.
Уровень сформированности действия по выделению последовательности звуков в слове и умение сознательно ориентироваться в звуковых элементах слова находятся в зависимости от степени недоразвития фонематического восприятия и от того, является ли это недоразвитие первичным или вторичным.
Вторичное недоразвитие
фонематического восприятия наблюдается
при нарушениях речевых кинестезий,
имеющих место при
При первичном нарушении фонематического восприятия предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень сформированности действия звукового анализа ниже, чем при вторичном.