Логопедическая работа по формированию звукопроизношения у детей дошкольного возраста с ФФН

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 23:45, курсовая работа

Описание

Цель исследования - показать возможности определения содержания коррекционной работы по преодолению нарушений звукопроизносительной стороны речи на основе комплексного подхода.
Объект исследования – процесс формирования и развития звукопроизносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – особенности состояния звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Особенности развития речи детей с фонетико – фонематическим недоразвитием…………………………………………………………………………5
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с ФФН……………………..5
1.2 Состояние фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи……………………………………………………………………6
1.3 Особенности звукопроизносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с ФФН речи…………………………………………………………………..8
Глава 2. Логопедическая работа по развитию фонетической стороны речи у детей дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи……...11
2.1 Методики изучения звукопроизносительной стороны речи детей…………….11
2.2 Состояние звукопроизносительной стороны речи у детей…………………….17
2.3 Содержание коррекционной работы по развитию фонетической стороны речи…………………………………………………………………………………….31
Заключение……………………………………………………………………………40
Список литературы……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Федеральное агентство по образованию.doc

— 386.00 Кб (Скачать документ)

У детей с ФФН речи нередко имеется определенная зависимость  между уровнем фонематического  восприятия и количеством дефектных  звуков, т.е. чем большее количество звуков не сформировано, тем ниже фонематическое восприятие. При наличии большого количества дефектных звуков, как правило, нарушается произношение многосложных слов со стечением согласных. Подобные отклонения в собственной речи детей также указывают на недостаточную сформированность фонематического восприятия. Однако не всегда имеется точное соответствие между произношением и восприятием звуков. Относительное благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие фонематических процессов.

1.3 Особенности звукопроизносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с фонетико–фонематическим недоразвитием речи

На современном этапе  развития логопедии квалификация дефекта  опирается на совокупность критериев  разных дисциплин изучающих речь.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение  процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем.

В фонетико-фонематическом развитии детей выделяется несколько  состояний: недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно. Это наиболее легкая степень ФФН;

недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной артикуляции в устной речи. В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо: при глубоком фонематическом недоразвитии ребенок "не слышит" звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность. 

Несформированность произношения звуков выражается вариативно. Наиболее распространенной формой нарушения  является искаженное произнесение звуков, при котором сохраняется некоторая  сходность звучания с нормативным  звуком. Такая форма нарушения, как отсутствие или замена близким по артикуляции, создает условия для смешения соответствующих фонем и осложнений при овладении грамотой. При смешении близких звуков у ребенка формируется артикуляция, но процесс фонемообразования еще не закончен. В таких случаях затрудняется различение близких звуков из нескольких фонетических групп, происходит смешение соответствующих букв. Произношение может быть нарушено в разной степени: от совсем невнятного и искаженного, когда неправильно произносится много звуков, до достаточно разборчивого, с дефектами произношения единичных звуков. В некоторых случаях отмечается лишь общая смазанность и нечеткость речи. Т.О., недостатки звукопроизношения могут быть сведены к следующим характерным проявлениям:

Отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков. Сложные по артикуляции звуки заменяются простыми по артикуляции, например: вместо [с], [ш] - [ф], вместо звонких – глухие; свистящие и шипящие заменяются звуками [т], [т’], [д], [д’]. Отсутствие звука или замена его другим по артикуляционному признаку создает условия для смешения соответствующих фонем. При смешении звуков, близких артикуляционно или акустически, у ребенка формируется артикулема, но сам процесс фонемообразования не заканчивается. Трудности различения близких звуков, принадлежащих разным фонетическим группам, приводят к их смешению при чтении и письме. Количество неправильно произносимых или неправильно употребляемых в речи звуков может достигать большого числа – до 16-20.

Замены группы звуков диффузной артикуляцией. Вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков произносится средний неотчетливый звук, вместо [ш] и [с] – мягкий звук [ш], вместо [ч] и [т] – нечто вроде смягченного [ч].

Причинами таких замен  является недостаточная сформированность фонематического слуха или его нарушения. Такие нарушения, где одна фонема заменяется другой, что ведет к искажению смысла слова, называют фонематическими.

Нестойкое употребление звуков в речи. Некоторые звуки по инструкции изолированно ребенок произносит правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются другими. Иногда ребенок одно и тоже слово в разном контексте или при повторении произносит различно. Бывает, что у ребенка звуки одной фонетической группы заменяются, звуки другой - искажаются. Такие нарушения называют фонетико-фонематические.

Искаженное произношение одного или нескольких звуков. Ребенок может искаженно произносить 2-4 звука или говорить без дефектов, а на слух не различать большее число звуков из разных групп. Относительное благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие фонематических процессов. Произносительные ошибки необходимо оценивать с точки зрения их значимости для речевой коммуникации. Одни из них затрагивают лишь основание оттенков фонем и не нарушают смысла высказывания, другие ведут к смешению фонем, их неразличению. Последние являются наиболее грубыми, так как нарушают смысл высказывания. При наличии большого количества дефектных звуков, как правило нарушается произношение многосложных слов со стечением согласных. Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность артикуляционной моторики или ее нарушения. Неправильная артикуляция мешает развитию четкого восприятия звуков, нарушает артикуляционно-акустическое взаимодействие. Деятельность речедвигательного и речеслухового анализаторов в речевом акте теснейшим образом взаимосвязана и взаимообусловлена. При недоразвитии фонематического слуха вследствие нарушения речеслухового анализатора затруднено не только слуховое восприятие, но и формирование четких кинестезий, необходимых для правильного произношения. Нарушение этого взаимодействия может препятствовать фонемообразованию и привести к нарушениям не только устной речи, но и письма и чтения.

Нарушение произношения при ФФН может проявляться в виде замены и смешения звуков и сопровождаться недоразвитием фонематических процессов. Речевой дефект при этом распространяется на всю звуковую сторону речи. Поскольку в этом случае страдают фонематические процессы, у таких детей замедленно и с определенными пробелами формируются спонтанные предпосылки к анализу и синтезу звукового состава слова. Все это, вместе взятое, достаточно серьезно затрудняет обучение грамоте, а затем и родному языку в целом. При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФН нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных. При исправлении произношения все внимание уделяется выработке правильной артикуляции звуков, что не всегда устраняет нарушения в звуковом анализе слов. У некоторых детей несформированность звуковой стороны речи сочетается с пробелами в формировании лексико-грамматических средств языка. Нередко отдельные дети с ФФН затрудняются в произношении слов со сложной слоговой структурой и со стечением согласных, а также предложений, содержащих подобные слова (это относится в первую очередь к малознакомым и трудным словам). При проговаривании такого лексического материала они искажают звуко-буквенный рисунок слов: опускают слоги, переставляют их местами и заменяют, могут пропустить или, наоборот добавить звук внутри слога и т.д.

Чтобы обнаружить отклонения в речи детей, необходимо провести тщательное обследование речи детей, что позволит выявить все проблемы у ребенка  и грамотно спланировать коррекционную  работу.

Овладение звуковым строем родного языка происходит в двух взаимосвязанных направлениях. Ребенок  усваивает артикуляцию (т.е. движения и позиции речевых органов, нужные для произнесения звуков) и одновременно с этим – систему дифференциальных признаков, необходимых для их различения. Восприятие речевых звуков формируется в процессе активного артикуляторного опыта и в дошкольном возрасте обычно приобретает законченный характер.

Однако без специального коррекционного воздействия ребенок  не научится различать и узнавать фонемы на слух, анализировать звуко-слоговой состав слов, что приведет к появлению стойких ошибок при овладении письменной речью.

Глава 2. Логопедическая работа по развитию фонетической стороны речи у детей дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи

2.1 Методики изучения звукопроизносительной стороны речи у детей

Обследование звуковой стороны речи ребенка является важным звеном в общей системе изучения речевой деятельности. Овладение  звуковым строем родного языка происходит в двух взаимосвязанных направлениях. Ребенок усваивает артикуляцию (т.е. движения и позиции речевых органов, нужные для произнесения звуков) и одновременно с этим – систему дифференциальных признаков, необходимых для их различения. Восприятие речевых звуков формируется в процессе активного артикуляционного опыта и в дошкольном возрасте обычно приобретает законченный характер.

Формирование звуковой стороны речи зависит, в основном, от степени сформированности кинестетического и фонематического восприятия, а также от их взаимодействия между собой в речевой практике.

При проведении обследования состояния звукопроизношения речи детей, была использована методика Лопатиной  Л.В. "Обследование речи детей с  фонетико-фонематическим нарушением речи".

Приступая к обследованию, логопед знакомится с историей развития ребенка, с данными неврологического и отоларингологического обследований, в процессе краткой беседы устанавливает с ним контакт и получает, таким образом, общее представление об особенностях звуковой стороны речи.

Обследование речи детей  с ФФН проводится по нескольким параметрам, результаты которых отражаются в  речевой карте (приложение №1):

Тест №1. Анкетные данные.

В данном параметре  фиксируются данные о ребенке:

  • фамилия, имя ребенка;
  • дата рождения;
  • домашний адрес;
  • откуда поступил (а);
  • заключение ПМПК.

Тест №2. Анамнез.

При сборе анамнестических  данных следует обратить внимание на:

1. Наличие речевых,  нервно-психических и хронических  заболеваний у родителей и  родственников до рождения ребенка.

2. Протекание беременности:

  • от какой по счету беременности ребенок;
  • характер беременности (токсикоз, хронические заболевания матери; простудные, инфекционные заболевания; применение медикаментозных средств; психические травмы матери).

3. Протекание  родов:

    • роды в срок, досрочные (нормальные, стремительные, затяжные (обезвоженные);
    • характер родов (слабость родовой деятельности матери; применение средств родовспоможения (стимуляция); наличие асфиксий (синей, белой); травмы во время родов; резус-фактор(совместимый, отрицательный); вес и рост ребенка при рождении.

4. Ранее постнатальное  развитие ребенка:

  • вскармливание;
  • раннее психомоторное развитие (с какого времени ребенок удерживает голову, сидит, стоит, ходит, время появления первых зубов).

5. Перенесенные  заболевания:

  • до года;
  • после года;
  • ушибы, травмы головы;
  • судороги при высокой температуре;
  • наличие или отсутствие оперативного вмешательства (закрытие небной расщелины, удаление аденоидов и т.д.).

Тест№3. Речевое развитие ребенка.

При изучении характера  речевого развития отметить время появления и характер изменения лепета, первых слов, фразовой речи, речевая среда, оказывалась ли ранее логопедическая помощь.

Тест № 4. Логопедическое обследование.

Логопедическое  обследование включает в себя изучение:

1. Состояние  артикуляционного аппарата:

- губы (тонкие, толстые, укороченная верхняя губа; расщелина верхней губы: частичная, полная, односторонняя, двусторонняя);

- зубы (отсутствие зубов, зубы редкие, мелкие, неправильной формы, вне челюстной дуги, сверхкомплектность);

- язык (макроглоссия, микроглоссия; короткая, укороченная, толстая утолщенная подъязычная связка, наличие послеоперационного узла);

- твердое и мягкое неба (высокое или готическое; низкое; укорочения мягкого неба; отсутствие, укорочение, раздвоение маленького язычка; рубцовые изменения неба и боковых стенок глотки; носовые полипы; аденоиды; опухоли носовой полости; искривление носовой перегородки).

2. Состояние  артикуляционной моторики:

  • движения губ ("улыбка" с оскалом резцов; попеременно "улыбка" - "хоботок");
  • движения языка (высунуть язык, удержать по средней линии); сделать язык широким ("лопаточкой"), узким ("иголочкой"), попеременно узким – широким; поднять кончик языка за верхние резцы, опустить за нижние резцы; узким кончиком языка коснуться правого, затем левого углов рта.

3. Состояние  звукопроизношения.

При исследовании состояния звукопроизношения определяется характер нарушения произношения гласных  и согласных звуков (отсутствие, замена на другие звуки; искаженное, дефектное  произношение, назализованность ротовых и неназализованность носовых звуков) в различных условиях произношения (изолированно; в слогах открытых, закрытых, со стечением согласных в словах – в начале, в конце, в середине; во фразах).

4. Состояние  фонематических функций:

а) способность  к фонематическому анализу:

  • выделение ударного гласного в начале слова (Аня, аист, осы, утро, иней;
  • выделение звука из слова:

звук [с]: сом, мак, нос, коса, утка, миска, дерево, автобус;

звук [ш]: дым, шар, нога, душ, книга, кошка, подушка, камыш;

звук [р]: рак, дом, перо, стакан, пирамида, машина, помидор;

звук [л]: сад, лом, шум, лапа, бумага, весло, самокат, булавка.

  • определение первого, последнего звука в слове (мак, топор, ландыш, самолет, палец);
  • способность осуществлять сложные формы фонематического анализа и фонематический синтез;
  • определение последовательности и количества звуков в слове (дым, ваза, коза, кошка, волк);
  • составление слова из последовательно названных звуков (: н, о, с; л, у, ж, а; т, а, п, к, а).

Информация о работе Логопедическая работа по формированию звукопроизношения у детей дошкольного возраста с ФФН