Логопедическая работа по формированию звукопроизношения у детей дошкольного возраста с ФФН

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 23:45, курсовая работа

Описание

Цель исследования - показать возможности определения содержания коррекционной работы по преодолению нарушений звукопроизносительной стороны речи на основе комплексного подхода.
Объект исследования – процесс формирования и развития звукопроизносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – особенности состояния звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Особенности развития речи детей с фонетико – фонематическим недоразвитием…………………………………………………………………………5
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с ФФН……………………..5
1.2 Состояние фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи……………………………………………………………………6
1.3 Особенности звукопроизносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с ФФН речи…………………………………………………………………..8
Глава 2. Логопедическая работа по развитию фонетической стороны речи у детей дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи……...11
2.1 Методики изучения звукопроизносительной стороны речи детей…………….11
2.2 Состояние звукопроизносительной стороны речи у детей…………………….17
2.3 Содержание коррекционной работы по развитию фонетической стороны речи…………………………………………………………………………………….31
Заключение……………………………………………………………………………40
Список литературы……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Федеральное агентство по образованию.doc

— 386.00 Кб (Скачать документ)

Диаграмма №22

При пересказе  используют в основном простые фразы, сложные очень редко (приложение 4 таблица №26). Рассказы составляются в основном краткие, но соответствующие  картинке. Затруднения при пересказе и составлении рассказа по картинке испытывали 10 % детей. Результаты можно отразить следующей диаграммой

Диаграмма №23

После проведенного обследования состояния речи детей, на основе анализа экспериментальных данных можно сделать вывод о том, что проводимое коррекционное воздействие имеет положительную динамику. У 20% детей звукопроизношение нормализовано; у 30% детей звукопроизношение на этапе автоматизации; у 50% целесообразно продолжить коррекционную работу по преодолению нарушения звукопроизношения.

2.3 Содержание коррекционной работы по развитию фонетической стороны речи у детей дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи

Система обучения детей дошкольного возраста с ФФН включает коррекцию звукопроизношения, формирование фонематического восприятия, подготовку к обучению грамоте.

Процесс коррекции  фонетико-фонематического недоразвития строится с учетом общедидактических  и специфических принципов обучения. Основополагающим принципом является положение о том, что формирование речи осуществляется в определенной последовательности – от конкретных значений к более абстрактным, путем решения речемыслительных задач. Репродуктивные формы обучения применяются в определенных пределах для развития частных механизмов речи: развитие моторики артикуляционного аппарата; усвоение навыков слоговой структуры и др.

При организации  работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений у дошкольников, целесообразно использовать комплексный подход:

    • использование разнообразных форм работы (индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия);
    • коррекция звукопроизношения сочетается с формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания.

Преодоление фонетико-фонематического  недоразвития речи достигается путем  целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития на основании результатов обследования речи детей.

На начальных  этапах коррекции большое значение придается принципу взаимосвязи  сенсорного, умственного и речевого развития детей; он базируется на понимании  речи как речесмыслитеной деятельности, развитие которой связано с познанием  окружающего мира. По мере продвижения в исправлении звуков выдвигаются следующие принципы:

  • коммуникативно–деятельностный подход к развитию речи, учитывающий психолингвистические положения о последовательном усложнении речевых операций – от речевого навыка к речевому умению, речевым высказываниям, подчиненным задачам общения;
  • активизация речевой практики, т.е. употребление и воспитание различных форм речи в меняющихся условиях общения. Используются наиболее адекватные разнообразные приемы, обеспечивающие речевую активность детей в различных видах деятельности.

При планировании коррекционных занятий необходимо учитывать специфические особенности  детей с ФФН. Организуя логопедическую работу с ними целесообразно:

  • осуществлять сугубо индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных и психических особенностей;
  • обеспечивать положительную мотивацию выполнения заданий с тем, чтобы повысить эффективность коррекционного воздействия;
  • чередовать различные виды деятельности;
  • включать в занятия тренировочные упражнения по развитию внимания, памяти, мыслительных операций.

Коррекционное обучение также предусматривает  овладение ребенком на данном возрастном этапе определенным кругом знаний об окружающем и соответствующим объемом  словаря. Логопед и воспитатель, осуществляя коррекционное обучение совместно, должны учитывать закономерности процесса овладения звуковой стороной речи в норме.

Базисная часть  программы "Воспитание и обучение детей с фонетико–фонематическими недоразвитием (старшая группа детского сада)" направлена на формирование следующих основных линий речевой деятельности:

  1. Развитие артикуляционного и голосового аппарата:
    • постановка и первоначальное закрепление звуков речи (усвоение способов образования звуков, особенности их произнесения);
    • дифференциация звуков на слух и в произношении;
    • формирование звукослоговой структуры слов различной сложности, состоящих из правильно произносимых звуков;
    • развития умения пользоваться интонационными средствами выразительности речи в соответствии с конкретными условиями общения.

2. Формирование навыков звукового анализа слов; членения предложений на слова; знакомство с буквами русского алфавита, обозначающими сохранные и скорригированные звуки.

3. Уточнение,  обогащение и активация лексического  запаса в процессе нормализации  звуковой стороны речи:

  • развитие качественной характеристики лексических средств;
  • выработки умения правильно сочетать слова по смыслу;
  • развивать внимание и интерес к слову; выделять и правильно называть существенные признаки; уточнять понимание и употребление видовых, разовых понятий, обобщающих слов;
  • обращать внимание на правильное употребление скорригированных звуков в словах доступной звукослоговой структуры, не ограничивая при этом объем свободных детских высказываний.

4. Формирование  морфологической и синтаксической сторон речи.

5. Развитие диалогической  и монологической форм речи (в  соответствии с возрастными и  произносительными возможностями детей).

Основной формой работы с детьми по формированию правильного  произношения являются занятия: фронтальные, подгрупповые и индивидуальные.

Специфика речевого нарушения у детей с ФФН  состоит в многообразии проявлений дефектов произношения различных звуков, в вариативности их проявлений в  разных формах речи, в различном  уровне фонематического восприятия, которые требуют тщательной индивидуально ориентированной коррекции. В процессе обучения проводятся три типа занятий: индивидуальные, подгрупповые, фронтальные.

Индивидуальные. Основная цель – подбор комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи при дислалии, ринолалии, дизартрии. При этом логопед обязан установить эмоциональный контакт с ребенком, привлечь его внимание к контролю над качеством звучащей речи логопеда и ребенка, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей (речевой негативизм, фиксация на дефекте, невротические реакции и т.п.).

Подгрупповые. Основная цель – воспитание навыков коллективной работы, умения слушать и слышать логопеда, выполнять в заданном темпе упражнения по развитию силы голоса, изменению модуляции (хором, выборочно); адекватно оценивать качество речевой продукции детей. Логопед может организовать простой диалог для тренировки произносительных навыков; упражнять детей в различении сходных по звучанию фонем в собственной и чужой речи. Большую часть свободного времени дети могут проводить в любом сообществе в соответствии с их интересами.

Индивидуальные  и подгрупповые занятия носят опережающий характер и готовят детей к усвоению усложненного фонетического и лексико-грамматического материала на фронтальных занятиях.

Фронтальные фонетические занятия предусматривают усвоение (автоматизацию) произношения ранее поставленных звуков в любых фонетических позициях и активное использование их в различных формах самостоятельной речи. Одновременно обеспечивается дальнейшее расширение речевой практики в процессе ознакомления с окружающим миром. Это позволяет реализовать коррекционную направленность обучения, предоставить ребенку благоприятные условия для овладения родным языком в индивидуальных и коллективных ситуациях общения.

На фронтальных  занятиях организуются совместные игры, обеспечивающие межличностное общение, разные виды деятельности для развития коммуникативной, планирующей и  знаковой функции речи.

Задачи  и содержание индивидуальных и подгрупповых занятий:

  1. Развитие артикуляционного праксиса.
  2. Фонационные упражнения.
  3. Уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звукослоговых сочетаниях.
  4. Вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков.
  5. Первоначальный этап автоматизации исправленных звуков в облегченных фонетических условиях.

Основная цель подгрупповых занятий – первоначальное закрепление поставленных логопедом  звуков в различных фонетических условиях. Организуются они для трех-четырех детей, имеющих однотипные нарушения звуковой стороны речи.

На занятии  осуществляется:

  • закрепление навыков произношения изученных звуков;
  • отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;
  • воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов, состоящих из правильно произносимых слов;
  • расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков;
  • закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учетом исправленных на индивидуальном занятии звуков.

Для логопедической работы во время подгрупповых занятий  дети объединяются по признаку однотипности нарушения звукопроизношения. Состав детей в группах периодически меняется в течение года. Это обусловлено динамическими изменениями в коррекции речи каждого ребенка.

Индивидуальная  логопедическая работа проводится с  теми детьми, у которых имеются  затруднения при произношении слов сложного слогового состава, отдельные специфические проявления недоразвития речи, выраженные отклонения в строении артикуляционного аппарата и т.д. индивидуально-подгрупповая работа включает в себя:

  1. закрепление и автоматизацию навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков. Сюда, как правило, включаются гласные (а, о, у, и, э, я), наиболее доступные согласные звуки (м-мь, н-нь, п-пь, т-ть, к-кь, ф-фь, в-вь, б-бь, д-дь, г-гь и т.д). Нередко многие из них звучат в речевом потоке несколько смазано, произносятся с вялой артикуляцией. Поэтому необходимо произношение каждого звука уточнить, закрепить более четкую артикуляцию. Это позволит активизировать артикуляционный аппарат, создать условия для спонтанного появления в речи отсутствующих звуков;
  2. постановку отсутствующих в речи ребенка звуков, которая осуществляется общепринятыми в логопедии методами. Последовательность появления в речи детей этих звуков зависит<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439_0020_0028_0432_0435_0431_0029

Информация о работе Логопедическая работа по формированию звукопроизношения у детей дошкольного возраста с ФФН