Логопедическая работа по формированию звукопроизношения у детей дошкольного возраста с ФФН

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 23:45, курсовая работа

Описание

Цель исследования - показать возможности определения содержания коррекционной работы по преодолению нарушений звукопроизносительной стороны речи на основе комплексного подхода.
Объект исследования – процесс формирования и развития звукопроизносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – особенности состояния звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Особенности развития речи детей с фонетико – фонематическим недоразвитием…………………………………………………………………………5
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с ФФН……………………..5
1.2 Состояние фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи……………………………………………………………………6
1.3 Особенности звукопроизносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с ФФН речи…………………………………………………………………..8
Глава 2. Логопедическая работа по развитию фонетической стороны речи у детей дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи……...11
2.1 Методики изучения звукопроизносительной стороны речи детей…………….11
2.2 Состояние звукопроизносительной стороны речи у детей…………………….17
2.3 Содержание коррекционной работы по развитию фонетической стороны речи…………………………………………………………………………………….31
Заключение……………………………………………………………………………40
Список литературы……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Федеральное агентство по образованию.doc

— 386.00 Кб (Скачать документ)

б) дифференциация звуков:

    • слуховая дифференциация звуков, не смешиваемых в произношении (бочка-почка, мошка-ложка, мышка-мишка, корка-горка);
  • слуховая дифференциация звуков, смешиваемых в произношении (рак-лак, гроза-глаза, угорь-уголь, суп-зуб, коса-коза, Луша-лужа, кочка-кошка, миска-мышка);
  • при повторении серий слогов:

та-да, ба-ма, да-га, ва-та, ка-га, ма-ка,

ба-на-ба, ка-ка-га, са-та-са, за-за-жа, ца-са-ца.

  • слухо-произносительная дифференциация звуков.

в) фонематические представления:

  • нахождение картинки, в названии которой есть заданный звук;
  • подбор слов с заданным звуком.

5. Состояние  лексики:

а) для изучения состояния словаря существительных  предлагается:

- обобщение картинок, одним словом;

- называние целого  предмета и его частей:

стул - ножки, сиденье, спинка;

чайник –  донышко, носик, крышка, ручка.

б) для изучения состояния глагольного словаря  предлагается:

- называние действий  по картинкам или по демонстрации:

птица – летает,

рыба – плавает,

заяц – прыгает,

собака –  лает, кусает, играет, грызет.

- называние профессиональных  действий (с использованием наименований профессий):

врач – лечит,

учитель – учит,

строитель –  строит,

музыкант –  играет,

маляр – красит.

в) для изучения состояния словаря прилагательных предлагается:

- называние цвета:  красный, синий, желтый, зеленый,  сиреневый, голубой, оранжевый;

- подбор определение  к слову:

еж – колючий, серый,

роза – красивая, красная, алая,

машина –  большая, грузовая,

небо – голубое.

6. Состояние  грамматического строя речи. Особенности  связной речи:

  • словообразование;

- изменение имен  существительных по числам:

- изменение имен  существительных по падежам:

У меня есть ручка (карандаш).

У меня нет ручки (карандаша).

Я пишу (рисую) ручкой.

Я говорю о ручке.

- употребление формы родительного падежа множественного числа:

Много чего?

- употребление  предлогов (простых и сложных)  на материале картинок и демонстрации  действия.

- согласование имен прилагательных с существительными (называние цвета):

шар – красный.

кофта – красная

небо – красное

- согласование  имен существительных с числительными  два и пять:

гриб – два  гриба – пять грибов

ночь – две  ночи – пять ночей

окно – два  ночи – пять ночей

- образование  относительных прилагательных от  существительных:

стакан из стекла – стеклянный

мяч из резины –  резиновый

варенье из яблок  – яблочное

одеяло из шерсти – шерстяное

  • связная речь;

- пересказ рассказа, составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Логопедическое  обследование проводится в начале коррекционно-воспитательного  воздействия. После проведения обследования, логопед анализирует полученные результаты и делает логопедическое заключение. Самое сложное в обследовании – оценка и определение диагностических критериев уровня сформированности языковых средств. При оценке результатов обследования важно суметь отграничить проявления патологии от особенностей, являющихся результатом естественного развития речи или влияния диалектов.

В зависимости  от результатов обследования следует  наметить путь коррекционной работы и дифференцированного обучения детей с нарушениями речи.

2.2 Состояние звуковой стороны речи у детей

Нарушения звуковой стороны речи ребенка носят многообразный характер. Констатирующий эксперимент "Исследование состояния звукопроизношения речи детей". В эксперименте приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста. После проведения обследования речи детей, были получены результаты:

Тест №1:

Дети, посещающие группу, проживают в микрорайоне, в котором расположено МДОУ №41. 90% детей поступили в МДОУ из дома. По заключению ПМПК 100% детям выставлено логопедическое заключение – ФФН у ребенка со стертой формой дизартрии (приложение 2 таблица №1).

Тест № 2:

Проведя анализ полученных анамнестических данных (приложение 2 таблица №2) можно сделать  вывод о том, что70 % детей рождены  от первых беременностей и 30 % детей  от вторых беременностей. Физическое развитие соответствует норме. Характер протекания беременности можно отразить следующей диаграммой:

Диаграмма № 1

Тест № 3

Речевое развитие детей соответствует возрастным особенностям развития (приложение 2 таблица №3). По заключениям врачей (отоларинголога, окулиста, невролога) развитие детей соответствует норме. При восприятии речи детей у всех наблюдается нечеткость, смазанность речи.

Тест №4. Логопедическое обследование:

Артикуляционный аппарат характеризуется (приложение 2 таблица №4): у 90% детей состояние губ и зубов в норме; у 10% губы малоподвижные, зубы мелкие, отсутствуют передние резцы, глубокий прикус; у 40% детей высокое или готическое небо; у 80 % детей наблюдается тремор языка, затруднено поднимание языка вверх, повышенная саливация, что свидетельствует об органическом поражении головного мозга.

Состояние артикуляционной  моторики (приложение 2 таблица №5) характеризуется: движения языка не точные, не полного  объема, язык в гипертонусе. Слабо развита артикуляционная моторика. Затруднено поднимание языка вверх. Наблюдается гиперсаливация. Результаты можно отобразить следующей диаграммой:

Диаграмма №2

Анализ результатов  обследование состояния звукопроизношения  показал (приложение 2 таблица №6), что  у детей нарушены следующие звуки:

[ж] – щечное  – 30%, замена на [з] – 20%;

[з, з’] – межзубное  – 10%;

[л] – губное  – 50%;

[л’] – отсутствует  – 50%;

[р] – отсутствует – 40%, горловое – 50%, замена [л] – 10%;

[р’] – замена [j] – 90%, замена на [л’] – 10%;

[ш] – щечное – 30%;

Результаты обследования можно отразить диаграммой:

Диаграмма №3

Обследование фонематического  слуха и фонематического восприятия показало (приложение 2 таблица №7), что фонематический слух у детей снижен или нарушен. Результаты диагностики можно отразить в диаграмме:

Диаграмма №4

Навыки звукового анализа  и синтеза (приложение 2 таблица №8) на стадии формирования. Наблюдается  недоговаривание окончаний слов. Результаты диагностики можно отразить в диаграмме:

Диаграмма №5

При воспроизведении слов сложной слоговой структуры (приложение 2 таблица №9) у 30 % детей наблюдаются  пропуски, замены звуков. Слоговую структуру  слова сохраняют. Сложности возникают  у 60 % детей. Результаты диагностики можно отразить в диаграмме:

Диаграмма №6

Активный словарный запас (приложение 2 таблица №10) достаточный  по объему, дифференцированный, точный. Словарный запас в пределах нормы. Обобщающие понятия на стадии формирования. Результаты диагностики можно отразить в диаграмме:

Диаграмма №7

Грамматический строй  речи (приложение 2 таблица №11) в норме. Словообразованием и словоизменением дети владеют в соответствии с возрастом (у 90 % детей затруднения в образовании притяжательных прилагательных). Результаты диагностики можно отразить в диаграмме:

Диаграмма №8

При пересказе и составлении  рассказа по картинке (приложение 2 таблица  №12) используют в основном простые  фразы, сложные очень редко. Рассказы составляются в основном краткие, но соответствующие картинке. Затруднения при пересказе испытывали 10 % детей, при составлении рассказа по картинке затруднения возникли у 20 % детей. Результаты диагностики можно отразить в диаграмме:

Диаграмма №9

После проведенного обследования состояния речи детей, на основе анализа экспериментальных  данных можно сделать логопедическое заключение: у 100 % детей, принимавших  участие в эксперименте, фонетико-фонематическое недоразвитие речи со стертой дизартрией.

Формирующий эксперимент  проводился в конце декабря месяца 2005-2006 учебного года.

Цель данного  эксперимента – исследовать состояние  звукопроизношения детей и уточнить, имеется ли положительная динамика в преодолении ФФН речи у детей при коррекционном воздействии.

Тест №4:

Движения языка более  точные, не достаточного объема (приложение 3 таблица №13). Артикуляционная моторика развита не достаточно. Затруднено поднимание языка вверх у 50% детей. Гиперсаливация не наблюдается. Результаты можно отразить в диаграмме:

Диаграмма №10

Анализ результатов обследование состояния звукопроизношения показал (приложение 3 таблица №14), что у детей формирование правильного произношения на следующих этапах:

[ж] – этап постановки  – 10%; автоматизация звука– 40%;

[з] – автоматизация  – 10%;

[з’] – автоматизация –  10%;

[л] – губное – 10%; этап постановки – 20%; автоматизация  – 30%;

[л’] – отсутствует – 10%; этап постановки – 20%; автоматизация – 30%;

[р] – отсутствует –  20%, этап постановки – 30%; автоматизация  – 50%;

[р’] – замена [j] – 20%; этап постановки – 30%; автоматизация – 50%;

[ш] – этап постановки  – 10%; автоматизация – 30%;

[щ] - этап постановки – 10%; автоматизация – 10%;

[ч] - этап постановки –  20%.

Результаты обследования можно отразить диаграммой:

Диаграмма №11

Обследование фонематического восприятия (приложение 3 таблица №15) показало, что фонематический слух развит недостаточно для возрастной нормы. Результаты диагностики можно отразить в диаграмме:

Диаграмма №12

Навыки звукового  анализа и синтеза на стадии формирования (приложение 3 таблица №16). Результаты диагностики можно отразить в  диаграмме:

Диаграмма №13

При воспроизведении  слов сложной слоговой структуры  у 20 % детей наблюдаются пропуски, замены звуков (приложение 3 таблица  №17). Слоговую структуру слова сохраняют. Сложности возникают у 30 % детей. Результаты диагностики можно отразить в диаграмме:

Диаграмма №14

Грамматический  строй речи в норме (приложение 3 таблица №18). Словообразованием  и словоизменением дети владеют  в соответствии с возрастом (у 60 % детей затруднения в образовании притяжательных прилагательных). Результаты диагностики можно отразить в диаграмме:

Диаграмма №15

При пересказе  используют в основном простые фразы, сложные очень редко (приложение 3 таблица №19). Рассказы составляются в основном краткие, но соответствующие картинке. Затруднения при пересказе и составлении рассказа по картинке испытывали 10 % детей. Результаты можно отразить следующей диаграммой

Диаграмма №16

После проведенного обследования состояния речи детей, на основе анализа экспериментальных  данных можно сделать вывод о  том, что проводимое коррекционное воздействие имеет положительную динамику, и указывает на дальнейшую целесообразность проводимой коррекционной работы.

Контрольный эксперимент  проводился в первой половине марта  месяца 2005-2006 учебного года.

Цель данного  эксперимента – провести контрольное исследование состояния звукопроизношения детей с ФФН. В результате проведенного исследования были получены следующие результаты:

Тест №4:

Движения языка  более точные, более полного объема (приложение 4 таблица №20). Артикуляционная  моторика развита достаточно у 80% детей, принимавших участие в исследовании. Затруднено поднимание языка вверх у 20% детей. Гиперсаливация не наблюдается. Результаты можно отразить в диаграмме:

Диаграмма №17

Анализ результатов  обследования состояния звукопроизношения  показал (приложение 4 таблица №21), что  у детей нарушены следующие звуки: [ж] – автоматизация звука– 20%; дифференциация звука – 20%;

[л] – губное  – 10%; автоматизация звука – 20%;

[л’] – отсутствует  – 10%; автоматизация звука –  20%;

[р] – отсутствует  – 30%, горловое – 10%; замена [л]  – 10%; автоматизация – 30%;

[р’] – замена [j] – 40%; замена [л’] – 10%; автоматизация – 30%;

[ш] – дифференциация  звука – 10%;

[щ] - этап постановки  – 10%; автоматизация – 10%;

[ч] - автоматизация  звука – 10%; дифференциация звука  – 10%.

В результате проводимой коррекционной работы у детей  были поставлены свистящие звуки, шипящие  звуки находятся на этапе автоматизации  и дифференциации. Для постановки сонорных звуков с детьми проводятся подготовительные упражнения. Результаты обследования можно отразить диаграммой:

Диаграмма №18

Обследование фонематического восприятия (приложение 4 таблица №22) показало, что фонематический слух у 80% детей развит в соответствии с возрастом. Испытывают трудности в дифференциации звуков смешиваемых в произношении 20% детей. Результаты диагностики можно отразить в диаграмме:

Диаграмма №19

Навыки звукового  анализа и синтеза на стадии формирования (приложение 4 таблица №23). 100% детей  выделяют первый гласный и согласный  звуки в слове, трудности в выделении последнего звука в слове возникают у 40% детей, и подборе картинок на заданный звук у 10% детей. Результаты диагностики можно отразить в диаграмме:

Диаграмма №20

При воспроизведении  слов сложной слоговой структуры  у 100 % детей не наблюдается пропусков, замен звуков (приложение 4 таблица  №24). Слоговую структуру слова сохраняют. Сложности возникают у 20 % детей, при воспроизведении предложений со словами со сложной слоговой структурой. Результаты диагностики можно отразить в диаграмме:

Диаграмма №21

Грамматический  строй речи в норме (приложение 4 таблица №25). Словообразованием и словоизменением дети владеют в соответствии с возрастом (у 30 % детей затруднения в образовании притяжательных прилагательных). Результаты диагностики можно отразить в диаграмме:

Информация о работе Логопедическая работа по формированию звукопроизношения у детей дошкольного возраста с ФФН