Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 23:45, курсовая работа
Цель исследования - показать возможности определения содержания коррекционной работы по преодолению нарушений звукопроизносительной стороны речи на основе комплексного подхода.
Объект исследования – процесс формирования и развития звукопроизносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – особенности состояния звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи.
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Особенности развития речи детей с фонетико – фонематическим недоразвитием…………………………………………………………………………5
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с ФФН……………………..5
1.2 Состояние фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи……………………………………………………………………6
1.3 Особенности звукопроизносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с ФФН речи…………………………………………………………………..8
Глава 2. Логопедическая работа по развитию фонетической стороны речи у детей дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи……...11
2.1 Методики изучения звукопроизносительной стороны речи детей…………….11
2.2 Состояние звукопроизносительной стороны речи у детей…………………….17
2.3 Содержание коррекционной работы по развитию фонетической стороны речи…………………………………………………………………………………….31
Заключение……………………………………………………………………………40
Список литературы……………………………………………
б) дифференциация звуков:
та-да, ба-ма, да-га, ва-та, ка-га, ма-ка,
ба-на-ба, ка-ка-га, са-та-са, за-за-жа, ца-са-ца.
в) фонематические представления:
5. Состояние лексики:
а) для изучения
состояния словаря
- обобщение картинок, одним словом;
- называние целого предмета и его частей:
стул - ножки, сиденье, спинка;
чайник – донышко, носик, крышка, ручка.
б) для изучения состояния глагольного словаря предлагается:
- называние действий
по картинкам или по
птица – летает,
рыба – плавает,
заяц – прыгает,
собака – лает, кусает, играет, грызет.
- называние профессиональных действий (с использованием наименований профессий):
врач – лечит,
учитель – учит,
строитель – строит,
музыкант – играет,
маляр – красит.
в) для изучения
состояния словаря
- называние цвета: красный, синий, желтый, зеленый, сиреневый, голубой, оранжевый;
- подбор определение к слову:
еж – колючий, серый,
роза – красивая, красная, алая,
машина – большая, грузовая,
небо – голубое.
6. Состояние грамматического строя речи. Особенности связной речи:
- изменение имен существительных по числам:
- изменение имен существительных по падежам:
У меня есть ручка (карандаш).
У меня нет ручки (карандаша).
Я пишу (рисую) ручкой.
Я говорю о ручке.
- употребление формы родительного падежа множественного числа:
Много чего?
- употребление
предлогов (простых и сложных)
на материале картинок и
- согласование имен прилагательных с существительными (называние цвета):
шар – красный.
кофта – красная
небо – красное
- согласование
имен существительных с
гриб – два гриба – пять грибов
ночь – две ночи – пять ночей
окно – два ночи – пять ночей
- образование
относительных прилагательных
стакан из стекла – стеклянный
мяч из резины – резиновый
варенье из яблок – яблочное
одеяло из шерсти – шерстяное
- пересказ рассказа, составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Логопедическое обследование проводится в начале коррекционно-воспитательного воздействия. После проведения обследования, логопед анализирует полученные результаты и делает логопедическое заключение. Самое сложное в обследовании – оценка и определение диагностических критериев уровня сформированности языковых средств. При оценке результатов обследования важно суметь отграничить проявления патологии от особенностей, являющихся результатом естественного развития речи или влияния диалектов.
В зависимости от результатов обследования следует наметить путь коррекционной работы и дифференцированного обучения детей с нарушениями речи.
2.2 Состояние звуковой стороны речи у детей
Нарушения звуковой стороны речи ребенка носят многообразный характер. Констатирующий эксперимент "Исследование состояния звукопроизношения речи детей". В эксперименте приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста. После проведения обследования речи детей, были получены результаты:
Тест №1:
Дети, посещающие группу, проживают в микрорайоне, в котором расположено МДОУ №41. 90% детей поступили в МДОУ из дома. По заключению ПМПК 100% детям выставлено логопедическое заключение – ФФН у ребенка со стертой формой дизартрии (приложение 2 таблица №1).
Тест № 2:
Проведя анализ полученных анамнестических данных (приложение 2 таблица №2) можно сделать вывод о том, что70 % детей рождены от первых беременностей и 30 % детей от вторых беременностей. Физическое развитие соответствует норме. Характер протекания беременности можно отразить следующей диаграммой:
Диаграмма № 1
Тест № 3
Речевое развитие детей соответствует возрастным особенностям развития (приложение 2 таблица №3). По заключениям врачей (отоларинголога, окулиста, невролога) развитие детей соответствует норме. При восприятии речи детей у всех наблюдается нечеткость, смазанность речи.
Тест №4. Логопедическое обследование:
Артикуляционный аппарат характеризуется (приложение 2 таблица №4): у 90% детей состояние губ и зубов в норме; у 10% губы малоподвижные, зубы мелкие, отсутствуют передние резцы, глубокий прикус; у 40% детей высокое или готическое небо; у 80 % детей наблюдается тремор языка, затруднено поднимание языка вверх, повышенная саливация, что свидетельствует об органическом поражении головного мозга.
Состояние артикуляционной моторики (приложение 2 таблица №5) характеризуется: движения языка не точные, не полного объема, язык в гипертонусе. Слабо развита артикуляционная моторика. Затруднено поднимание языка вверх. Наблюдается гиперсаливация. Результаты можно отобразить следующей диаграммой:
Диаграмма №2
Анализ результатов обследование состояния звукопроизношения показал (приложение 2 таблица №6), что у детей нарушены следующие звуки:
[ж] – щечное – 30%, замена на [з] – 20%;
[з, з’] – межзубное – 10%;
[л] – губное – 50%;
[л’] – отсутствует – 50%;
[р] – отсутствует – 40%, горловое – 50%, замена [л] – 10%;
[р’] – замена [j] – 90%, замена на [л’] – 10%;
[ш] – щечное – 30%;
Результаты обследования можно отразить диаграммой:
Диаграмма №3
Обследование фонематического
слуха и фонематического
Диаграмма №4
Навыки звукового анализа
и синтеза (приложение 2 таблица №8)
на стадии формирования. Наблюдается
недоговаривание окончаний
Диаграмма №5
При воспроизведении слов сложной слоговой структуры (приложение 2 таблица №9) у 30 % детей наблюдаются пропуски, замены звуков. Слоговую структуру слова сохраняют. Сложности возникают у 60 % детей. Результаты диагностики можно отразить в диаграмме:
Диаграмма №6
Активный словарный запас (приложение 2 таблица №10) достаточный по объему, дифференцированный, точный. Словарный запас в пределах нормы. Обобщающие понятия на стадии формирования. Результаты диагностики можно отразить в диаграмме:
Диаграмма №7
Грамматический строй речи (приложение 2 таблица №11) в норме. Словообразованием и словоизменением дети владеют в соответствии с возрастом (у 90 % детей затруднения в образовании притяжательных прилагательных). Результаты диагностики можно отразить в диаграмме:
Диаграмма №8
При пересказе и составлении рассказа по картинке (приложение 2 таблица №12) используют в основном простые фразы, сложные очень редко. Рассказы составляются в основном краткие, но соответствующие картинке. Затруднения при пересказе испытывали 10 % детей, при составлении рассказа по картинке затруднения возникли у 20 % детей. Результаты диагностики можно отразить в диаграмме:
Диаграмма №9
После проведенного обследования состояния речи детей, на основе анализа экспериментальных данных можно сделать логопедическое заключение: у 100 % детей, принимавших участие в эксперименте, фонетико-фонематическое недоразвитие речи со стертой дизартрией.
Формирующий эксперимент проводился в конце декабря месяца 2005-2006 учебного года.
Цель данного
эксперимента – исследовать состояние
звукопроизношения детей и
Тест №4:
Движения языка более точные, не достаточного объема (приложение 3 таблица №13). Артикуляционная моторика развита не достаточно. Затруднено поднимание языка вверх у 50% детей. Гиперсаливация не наблюдается. Результаты можно отразить в диаграмме:
Диаграмма №10
Анализ результатов
[ж] – этап постановки – 10%; автоматизация звука– 40%;
[з] – автоматизация – 10%;
[з’] – автоматизация – 10%;
[л] – губное – 10%; этап постановки – 20%; автоматизация – 30%;
[л’] – отсутствует – 10%; этап постановки – 20%; автоматизация – 30%;
[р] – отсутствует – 20%, этап постановки – 30%; автоматизация – 50%;
[р’] – замена [j] – 20%; этап постановки – 30%; автоматизация – 50%;
[ш] – этап постановки – 10%; автоматизация – 30%;
[щ] - этап постановки – 10%; автоматизация – 10%;
[ч] - этап постановки – 20%.
Результаты обследования можно отразить диаграммой:
Диаграмма №11
Обследование фонематического восприятия (приложение 3 таблица №15) показало, что фонематический слух развит недостаточно для возрастной нормы. Результаты диагностики можно отразить в диаграмме:
Диаграмма №12
Навыки звукового анализа и синтеза на стадии формирования (приложение 3 таблица №16). Результаты диагностики можно отразить в диаграмме:
Диаграмма №13
При воспроизведении слов сложной слоговой структуры у 20 % детей наблюдаются пропуски, замены звуков (приложение 3 таблица №17). Слоговую структуру слова сохраняют. Сложности возникают у 30 % детей. Результаты диагностики можно отразить в диаграмме:
Диаграмма №14
Грамматический строй речи в норме (приложение 3 таблица №18). Словообразованием и словоизменением дети владеют в соответствии с возрастом (у 60 % детей затруднения в образовании притяжательных прилагательных). Результаты диагностики можно отразить в диаграмме:
Диаграмма №15
При пересказе используют в основном простые фразы, сложные очень редко (приложение 3 таблица №19). Рассказы составляются в основном краткие, но соответствующие картинке. Затруднения при пересказе и составлении рассказа по картинке испытывали 10 % детей. Результаты можно отразить следующей диаграммой
Диаграмма №16
После проведенного обследования состояния речи детей, на основе анализа экспериментальных данных можно сделать вывод о том, что проводимое коррекционное воздействие имеет положительную динамику, и указывает на дальнейшую целесообразность проводимой коррекционной работы.
Контрольный эксперимент проводился в первой половине марта месяца 2005-2006 учебного года.
Цель данного эксперимента – провести контрольное исследование состояния звукопроизношения детей с ФФН. В результате проведенного исследования были получены следующие результаты:
Тест №4:
Движения языка более точные, более полного объема (приложение 4 таблица №20). Артикуляционная моторика развита достаточно у 80% детей, принимавших участие в исследовании. Затруднено поднимание языка вверх у 20% детей. Гиперсаливация не наблюдается. Результаты можно отразить в диаграмме:
Диаграмма №17
Анализ результатов обследования состояния звукопроизношения показал (приложение 4 таблица №21), что у детей нарушены следующие звуки: [ж] – автоматизация звука– 20%; дифференциация звука – 20%;
[л] – губное – 10%; автоматизация звука – 20%;
[л’] – отсутствует – 10%; автоматизация звука – 20%;
[р] – отсутствует – 30%, горловое – 10%; замена [л] – 10%; автоматизация – 30%;
[р’] – замена [j] – 40%; замена [л’] – 10%; автоматизация – 30%;
[ш] – дифференциация звука – 10%;
[щ] - этап постановки – 10%; автоматизация – 10%;
[ч] - автоматизация звука – 10%; дифференциация звука – 10%.
В результате проводимой коррекционной работы у детей были поставлены свистящие звуки, шипящие звуки находятся на этапе автоматизации и дифференциации. Для постановки сонорных звуков с детьми проводятся подготовительные упражнения. Результаты обследования можно отразить диаграммой:
Диаграмма №18
Обследование фонематического восприятия (приложение 4 таблица №22) показало, что фонематический слух у 80% детей развит в соответствии с возрастом. Испытывают трудности в дифференциации звуков смешиваемых в произношении 20% детей. Результаты диагностики можно отразить в диаграмме:
Диаграмма №19
Навыки звукового анализа и синтеза на стадии формирования (приложение 4 таблица №23). 100% детей выделяют первый гласный и согласный звуки в слове, трудности в выделении последнего звука в слове возникают у 40% детей, и подборе картинок на заданный звук у 10% детей. Результаты диагностики можно отразить в диаграмме:
Диаграмма №20
При воспроизведении
слов сложной слоговой структуры
у 100 % детей не наблюдается пропусков,
замен звуков (приложение 4 таблица
№24). Слоговую структуру слова сохраняют.
Сложности возникают у 20 % детей,
при воспроизведении предложени
Диаграмма №21
Грамматический строй речи в норме (приложение 4 таблица №25). Словообразованием и словоизменением дети владеют в соответствии с возрастом (у 30 % детей затруднения в образовании притяжательных прилагательных). Результаты диагностики можно отразить в диаграмме: