Логопедическая работа по преодолению нарушения слоговой структуры слова у детей с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 15:18, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - выявить особенности логопедической работы по преодолению нарушения слоговой структуры слова у детей с ОНР. Проанализировав данные научно-методической литературы, посвящённые проблеме нарушения и коррекции слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста, можно сделать вывод о том, что этот вопрос является малоизученным и недостаточно описанным. Методические рекомендации по коррекции этого нарушения являются противоречивыми и неполными, не смотря на их актуальность.

Содержание

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы коррекции нарушения слоговой структуры слова у детей с ОНР
1.1 Лингвистический аспект изучения проблемы по коррекции нарушения слоговой структуры
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР
1.3 Состояние слоговой структуры слова у детей с ОНР
Глава 2. Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры речи
2.1 Методика обследования слоговой структуры
2.2 Методика развития ритмической стороны слова
2.3 Методика работы над словами различной слоговой структуры
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 69.27 Кб (Скачать документ)

Вместе с тем  на данном этапе дети уже пользуются всеми частями речи, правильно  употребляют простые грамматические формы, пытаются строить сложносочинённые и сложноподчинённые предложения ("Кола посол в лес, помал маленькую белку, и тыла у Коли кетка" - Коля пошел в лес, поймал маленькую белку, и жила у Коли в клетке). Однако тщательное изучение состояния всех сторон речи позволяет выявить выраженную картину недоразвития каждого из компонентов языковой системы: лексики, грамматики, фонетики. На фоне правильных предложений можно встретить и аграмматичные, возникающие, как правило, из-за ошибок в согласовании и управлении. Эти ошибки не носят постоянного характера: одна и та же грамматическая форма или категория в разных ситуациях может использоваться и правильно, и неправильно. [13, 126 - 130]  

Для детей дошкольного  возраста наиболее характерными являются следующие нарушения звукослоговой структуры слова: пропуски звуков и слогов (элизии) "замаца - заниматься"; замены (субституция); перестановки (метатезы) особенно в сложных словах, длинных со стечением согласных; уподобление (ассимиляция) под воздействием общего сходства слов, звуков, например, "бупка - булка", "бамятка - бумажка". Однако чаще всего наблюдается упрощение стечения согласных, а такие искажения как контаминации встречаются относительно редко.

Несформированность слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи имеет различную характеристику на разных уровнях развития речи. На первом уровне звуковое оформление речи очень нечётко и нестабильно. Дети владеют артикуляцией самых простых звуков, которыми заменяют отсутствующие у них. Характерным для их речи является отсутствие слов. Дети не способны воспроизвести их слоговую структуру. Как правило, это неговорящие дети. Их активная речь состоит из отдельных аморфных слов-корней (ма вместо мама, па вместо папа, ав - собака, би-би -машина и т.д.). У не говорящих детей, как правило, нет потребности подражать слову взрослого, а при наличии подражательной деятельности она реализуется в слоговых комплексах, состоящих из двух-трёх плохо артикулируемых звуков: "согласный + гласный" или, наоборот, "гласный + согласный". В активном словаре неговорящих детей насчитывается от 5--10 до 25--27 слов. На втором уровне речевого развития отчётливо выявляются затруднения в воспроизведении слоговых структур. Детям доступно воспроизведение односложных и лишь в некоторых случаях - двухсложных слов, состоящих из прямых слогов. Наибольшие затруднения вызывает произношение одно- и двухсложных слов со стечением согласных в слоге, а также трёхсложных. Многосложные структуры часто редуцируются. Все названные искажения слоговой структуры наиболее отчётливо проявляются в самостоятельной фразовой речи. Количественный запас слов и объем аморфных предложений может быть разным, но характерная черта этого уровня - полное или частичное отсутствие способности к словоизменению. Иначе говоря, в своей речи дети используют слова только в той форме, которая была ими усвоена от окружающих. Например, форма именительного падежа единственного числа употребляется на месте всех других падежных форм. У более развитых детей можно выявить две формы одного и того же слова. На третьем уровне развития речи зачастую происходит смешение звуков, близких по артикуляционным и акустическим признакам. Развивается умение пользоваться словами со сложной слоговой структурой, однако этот процесс идет трудно, о чем свидетельствует склонность детей к перестановке звуков и слогов.

Глава 2. Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры речи.

2.1 Методика обследования  состояния слоговой структуры  слов.

При отборе языкового  материала необходимо соблюдать  принцип его доступности для  детей с точки зрения семантики  и возрастных особенностей произношения.

Для детей с  грубым речевым недоразвитием создаются  специальные альбомы, в которых  слова расположены в соответствии с классами, выделенными А. К. Марковой. Для детей с менее грубой речевой  патологией предлагаются слова сложной  слоговой структуры.

При обследовании отмечается:

1. какими слоговыми  структурами владеет ребенок;

2. какими слоговыми  структурами он не владеет  (многосложными, со стечением  согласных);

3. отмечается  характер типичных ошибок.

Для обследования слоговой структуры и звуконаполняемости слов подбираются слова с определенными звуками и с разным количеством и типами слогов; слова со стечением согласных в начале, середине и в конце слова. Предлагается отраженное и самостоятельное называние картинок (предметных и сюжетных).

Методика обследования детей 3 лет. Детям предлагается воспроизвести  вслед за логопедом слова, состоящие  из 1, 2, 3 слогов. При этом отмечается общее количество правильно воспроизведенных слогов.

Детям 4-5 лет  предлагаются различные типы слов: простые из открытых слогов без стечения согласных; более сложные из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова. Речевой материал может быть следующим: дом, каша, снег, капуста, крыша, кошка, мостик, пуговица, скворечник, простокваша, лекарство, помидоры, сквозняк, телевизор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство.

Виды работ  должны варьироваться:

- назвать предметные  картинки;

- повторить слова  за логопедом;

- ответить на  вопросы (Где подстригают волосы?).

Если у ребенка  выявляются трудности в воспроизведении  слоговой структуры слова, его звуконаполняемости, то предлагается: 

- повторить ряды  слогов, состоящих из разных гласных  и согласных звуков (па-ту-ко); из  разных согласных, но одинаковых  гласных (па-та-ка-ма); из разных гласных, но одинаковых согласных звуков (па-по-пу); из одинаковых гласных и согласных звуков, но с разным ударением (па-па-па, па-па па, па-па-па);

- отстучать ритмический  рисунок слова.

После 5 лет детям  дается задание повторить за логопедом  предложения с большой концентрацией  сложных слов, например:

Водопроводчик чинил водопровод.

Милиционер регулирует уличное движение.

В аквариуме  плавают разноцветные рыбки.

Строители работают на строительстве высотного дома.

Волосы подстригают  в парикмахерской.

Кроме того, детям  предлагается самостоятельно составить  предложения по сюжетным картинкам.

Детям школьного  возраста задания в ходе обследования даются как в устной, так и в  письменной форме:

- чтение слов  сложной слоговой структуры; чтение  предложений, насыщенных словами  разного типа; чтение скороговорок;

- списывание  сложных слов и предложений;  запись слов и предложений  под диктовку; письмо проверочных  слуховых диктантов.

Таким образом, в ходе обследования логопед выявляет степень и уровень нарушения  слоговой структуры слов в каждом конкретном случае и наиболее типичные ошибки, которые до пускает ребенок  в устной и письменной речи (нарушение  количества и последовательности слогов в 2 5-сложных словах, в словах со стечением  согласных, замена слогов и т.д.). Это позволяет установить границы доступного для ребенка уровня, с которого следует начинать коррекционные упражнения.

Более детальное  и развернутое обследование состояния  слоговой структуры слов предлагают такие авторы, как Бабина Г.В. и  Сафонкина Н.Ю. Методика обследования включает четыре серии заданий.

- Первая серия  состоит из комплекса заданий,  направленных на выявление особенностей  слогового оформления слов разной  степени сложности (называние  предъявляемых картинок, отраженное  произношение слов, завершение словосочетаний  и предложений).

- Вторая серия  включает комплексы заданий, позволяющих  определить особенности восприятия  ритмических и структурных характеристик  слова (на основе предъявления  на слух слогов, слов и квазислов.).

- Третья - включает  комплексы заданий, направленных  на выявление состояния сложных  параметров двигательных актов  - динамического и ритмического (при  выполнении серийных движений  органов артикуляции, рук и  ног). 

Четвертая серия  состоит из комплекса заданий, направленных на исследование особенностей оптико-пространственной ориентации (сомато-пространственной и ориентации в трехмерном и двухмерном пространстве. 

2.2 Методика развития  ритмической стороны слова

Для усвоения различения слов по их слоговому составу необходима специальная работа и над слухо-речевым ритмом. Она может быть проведена в форме различных игр, в которых, например, дети должны узнать, какую из лежащих на столе картинок "назвал" ведущий, если он отхлопал в ладоши такое-то число раз. Затем от узнавания ритмического рисунка слова можно перейти к его воспроизведению. В этом случае ребенок сам расчленяет слова на слоги, для чего также могут быть применены всевозможные отстукивания карандашом, отхлопывание в ладоши и т. д. Эти и подобные им упражнения развивают слуховое восприятие ребенка, обостряют слуховое внимание и делают его более восприимчивым к ошибкам в произношении.

Усвоению произношения слоговой структуры слова способствуют также специальные артикуляционные  упражнения по воспроизведению различных  слоговых комбинаций (типа па--пу, па--ка и т. д.). Эти слоговые структуры в ходе обучения могут усложняться по линии увеличения количества слогов, включения обратных и закрытых слогов, стечений согласных.

Проведение занятий  с детьми-алаликами, а также наблюдение за обучением на уроках произношения привели нас к следующему выводу. Целенаправленное формирование слоговой структуры слова можно проводить по двум руслам: обучение произношению слов из имеющихся у ребенка звуков (я, т, к, ф, в, м, н; иногда л) и работа над словом в период автоматизации новых усваиваемых звуков. Оба эти направления работы необходимо осуществлять параллельно с самого начала обучения.

В первом случае работа над произношением слова  будет тесно связана с активизацией речи ребенка, расширением его словарного запаса. Педагог организует этот процесс  тем, что он предлагает детям слова  для заучивания в определенной последовательности с точки зрения их слоговой трудности. Для этого он соответствующим  образом подбирает речевой материал для игр (лото, домино), подбирает  подходящие сюжетные картинки. Приведем примерный ряд слов, которые могут  быть использованы на этом этапе работы. Мы расположили слова по степени их слоговой трудности (от более легких к более трудным).

Двухсложные слова  из двух открытых слогов: мама, па па, баба, Тата, муха, вата, кофе, хата, ноты, тина, ива, кино, кони, мука, коты, Фома, Ната, Нина, Тома. Лена, Вова, уха, эхо.

Трехсложные слова  из открытых слогов: панама, канава, минута, копыто, полено, монета, малина, лимоны, колено, пионы, калина, тополи.

Односложные слова: мак, пух, кот, мох, ком, лев, Ким.

Двухсложные слова  с одним закрытым слогом: каток, ее ник, петух, венок, туман, лимон, моток, пакет, Алик.

Двухсложные слова  со стечением согласных в середине слова: тыква, кофта, кепка, танки, папка, муфта, утка, лента, ветка, туфли, окно, тапки, камни, нитка, вафли, копна.

Двухсложные слова  с закрытым слогом и стечением  согласных: компот, Павлик.

Трехсложные слова  с закрытым слогом: котенок, пуле мет, теленок, патефон.

Трехсложные слова  со стечением согласных: конфеты, котлеты, комната, калитка.

Трехсложные слова  со стечением согласных и закрытым слогом: памятник.

Трехсложные слова  с двумя стечениями согласных: винтовка.

Односложные слова  со стечением согласных в начале и в конце слова: кнут, танк, клей, хлеб.

Двухсложные слова  с двумя стечениями согласных: кнопка, клетка.

Четырехсложные  слова из открытых слогов: паутина.

Понятно, что  слова каждой новой слоговой трудности  вводятся только после достаточного усвоения предыдущих слов. Для усвоения произношения всех этих слов ребенку  нужно многократно повторять  их, заучивать. Чтобы это повторение не было механическим и скучным для  ребенка, следует использовать для  этого различные игровые ситуации: "лото", "домино", "магазин" и т. д. 

Одновременно  с работой над структурой слова  учитель осуществляет постановку отсутствующих  и искаженных звуков. Этому обычно предшествует уточнение артикуляции  и звучания правильно произносимых звуков, что является непосредственной основой и для вышеописанной работы над словом.

Работа над  новым звуком также содержит большие  возможности для формирования слоговой структуры слова. Так, при автоматизации  звука логопед предлагает детям  слоговые ряды в определенной последовательности: односложные, двусложные, трехсложные (са, са-са, са-са- са) и т. д. Тем самым у ребенка вновь закрепляются новые произнесения слоговых контуров различного размера. Когда слоговые ряды включают в себя не только отрабатываемые, но и сохранные звуки (та--са, ма--ма--са), то повторение их прямо способствует формированию умения ребенка переключаться с одного слога на другой, предупреждает ошибки уподобления слогов.

Информация о работе Логопедическая работа по преодолению нарушения слоговой структуры слова у детей с ОНР