Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 15:18, курсовая работа
Цель данной работы - выявить особенности логопедической работы по преодолению нарушения слоговой структуры слова у детей с ОНР. Проанализировав данные научно-методической литературы, посвящённые проблеме нарушения и коррекции слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста, можно сделать вывод о том, что этот вопрос является малоизученным и недостаточно описанным. Методические рекомендации по коррекции этого нарушения являются противоречивыми и неполными, не смотря на их актуальность.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы коррекции нарушения слоговой структуры слова у детей с ОНР
1.1 Лингвистический аспект изучения проблемы по коррекции нарушения слоговой структуры
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР
1.3 Состояние слоговой структуры слова у детей с ОНР
Глава 2. Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры речи
2.1 Методика обследования слоговой структуры
2.2 Методика развития ритмической стороны слова
2.3 Методика работы над словами различной слоговой структуры
Заключение
Список литературы
Приложение
Логопед, Ребенок: У кошки котенок. У коровы теленок.
У гусыни гусенок. У утки утенок.
У лося лосенок. У лисы лисенок.
Трёхсложные слова со стечением согласных в середине слова.
Упражнение "У КОГО ТАКОЙ ДЕТЕНЫШ".
Цель:1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 8-го типа при употреблении имен существительных множественного числа именительного падежа.2.Учить составлять предложение по сюжетной картинке.3. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: предметные картинки с изображением взрослых животных; предметные картинки с изображением детенышей животных.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком картинки с изображением детенышей животных (птиц). Затем, показывая картинку с изображением взрослого животного (птицы), задает вопрос: "У кого такой детеныш?". Ребенок отвечает на вопрос и подбирает соответствующую картинку.
Ребенок: У зайчихи зайчата. У волчицы волчата. У белки бельчата. У тигрицы тигрята. У орлицы орлята. У галки галчата. У козы козлята. У наседки цыплята.
Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом.
Упражнение "ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО".
Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 9-го типа.
2. Учить подбирать
рифмующиеся слова.3. Развивать слуховое
внимание и логическое
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает ребенку отгадать загадки, в которых отгадка рифмуется с каким-либо словом загадки.
Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног-
Вот и весь я … Осьминог
***
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
Он известен, знаменит
Это доктор … Айболит.
Трёхсложные слова с двумя стеснениями согласных.
Упражнение "КОГО НЕ СТАЛО?".
Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 10-го типа при употреблении имен существительных единственного числа родительного падежа.2. Развивать внимание и зрительную память.
Оборудование: предметные картинки.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком 5 картинок, предлагает ему внимательно рассмотреть и запомнить предметы, изображенные на них. Затем ребенок закрывает глаза, логопед убирает одну картинку и обращается к ребенку с вопросом: " Чего (кого) не стало?"
Ребенок: Салфетки. Комбайна. Поплавка. Конверта. Цыпленка.
Односложные слова со стечением согласных в начале или в конце слова.
Упражнение "ЧЕГО НЕ СТАЛО?"
Цель:1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 11-го типа при образовании имен существительных единственного числа родительного падежа.2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: предметные картинки: лоб, рот, глаза, пес, дно, лен, ров, шов, лев, пень, день, мох, лед.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком 5 картинок, предлагает ему внимательно рассмотреть и запомнить предметы, изображенные на них. Затем ребенок закрывает глаза, логопед убирает одну картинку и обращается к ребенку с вопросом: "Чего (кого) не стало?".
Ребенок:
Лба рва рта
Пса льва дна
Пня льда мха
Шва глаз льна
Двухсложные слова с двумя стечениями согласных.
Упражнение "НАЗОВИ ЛАСКОВО".
Цель:1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 12-го типа при образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения. Логопед, бросая мяч ребенку, называет предмет. Ребенок, возвращая мяч логопеду, называет его "ласково".
- с суффиксом - К -
Логопед:
Ребенок:
Стена -стенка
Шляпа-шляпка
Пчела-пчелка
Блуза -блузка
Крыша-крышка
Тропа-тропка
Слеза -слезка
Штора-шторка
- с суффиксом - ЧК -, - ЧИК-
Брюки-брючки
Штука-штучка
Злюка-злючка
Птица-птичка.
Стул-стульчик.
Птенец-птенчик.
- с суффиксом -Ц -
Дверь-дверца
Блюдо-блюдце.
Трехсложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова
Упражнение "СКАЖИ О СЕБЕ".
Цель:1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 13-го типа при употреблении возвратных глаголов прошедшего времени. 2.Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: парные картинки.
Ход игрового упражнения.
Логопед показывает ребенку парные картинки и просит подобрать слово, которое обозначает, что человек делает что-то сам.
Логопед: Ребенок:
Прятал прятался.
Сгибал сгибался
Свалил свалился
Крутил крутился
Хвалил хвалился
Четырехсложные слова из открытых слогов.
Упражнение "СКАЖИ НАОБОРОТ".
Цель:1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 14-го типа при употреблении антонимов. 2. Расширять и активизировать словарный запас.
Ход игрового упражнения.Логопед предлагает ребенку закончить предложение словом с противоположным значением.
Логопед: Ребенок:
Дедушка приехал, а бабушка уехала.
Наташа пуговицу потеряла, а Полина нашла.
Утром потеплело, а к вечеру похолодало.
Золушка трудолюбивая, а сестры ленивые.