Логопедическая работа по преодолению нарушения слоговой структуры слова у детей с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 15:18, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - выявить особенности логопедической работы по преодолению нарушения слоговой структуры слова у детей с ОНР. Проанализировав данные научно-методической литературы, посвящённые проблеме нарушения и коррекции слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста, можно сделать вывод о том, что этот вопрос является малоизученным и недостаточно описанным. Методические рекомендации по коррекции этого нарушения являются противоречивыми и неполными, не смотря на их актуальность.

Содержание

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы коррекции нарушения слоговой структуры слова у детей с ОНР
1.1 Лингвистический аспект изучения проблемы по коррекции нарушения слоговой структуры
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР
1.3 Состояние слоговой структуры слова у детей с ОНР
Глава 2. Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры речи
2.1 Методика обследования слоговой структуры
2.2 Методика развития ритмической стороны слова
2.3 Методика работы над словами различной слоговой структуры
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 69.27 Кб (Скачать документ)

15. Хрестоматия  по логопедии. Том 1/ Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. - 556 с. 

16. Четвертушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. - М.: Гном Пресс, 2006. - 187 с. 

17. Шашкина Г.Р.  и др. Логопедическая работа с  дошкольниками: Учебное пособие  для студентов высш. пед. учеб. заведений / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. - М.: Издательский центр Академия, 2003. - 240 с. 

Приложение 

Игра "Слоговая арифметика" 

Цель: развивать  слоговой анализ и синтез слов, зрительное внимание и память, обогащать словарный  запас, развивать мыслительную деятельность, тренировать навык чтения. 

Ход игры: на мониторе компьютера появляются слова, которые  нужно соединить в одно целое (1); изъять из состава слова слово  или слог (2, 3). После того, как ребенок  назовет правильный ответ, на месте  примера появляется слово - ответ, для  чего ребенку необходимо щелкнуть мышью  на пример. 

Сложение: 

баран + ка = ? пол + оса = ? 

вес + ло = ? крах + мал = ? 

бар + сук = ? кар + точка = ? 

Вычитание:  

полка - ка = ? ракушки - ушки = ? 

виноград - град = ? лесник - ник = ? 

мышьяк - як = ? компот - пот = ? 

В два действия: 

весна - на + точка = ? 

кот + ёлка - ка = ? 

ласточка - точка + ты = ? 

зубр + ёж + ка = ? 

картина - тина + тон = ? 

Игра "Рассыпанные  слоги" 

Цель: развивать  слоговой анализ и синтез, зрительное внимание и память, обогащать словарный  запас, тренировать навык чтения. 

Ход игры: На мониторе компьютера появляются шары, на которых  написаны слоги. Детям предлагается собрать слоги в слова устно. После того, как будет назван правильный ответ, появляется следующий слайд, на котором написано слово - ответ. Оно  может сопровождаться предметной картинкой. (Например, шары со слогами: ле, то, ло, се. Ответ: лето, лото, село). 

Игра "Веселые  нотки" 

Цель: развивать  слоговой анализ и синтез, зрительное внимание и память, обогащать словарный  запас. 

Ход игры: На мониторе компьютера изображен нотный стан с  нотами. Логопед предлагает детям  придумать слова, которые бы заканчивались  названием музыкальных нот (по схеме): …-до, …-ре, …-ми, …-фа, …-соль, …-ля, …си. Если это задание вызывает трудности, то детям предлагаются в помощь предметные картинки или карточки, на которых написаны слоги, с которых начинаются слова - ответы, сами слова. После того, как ребенок назовет правильный ответ, ему необходимо щелкнуть мышью на нужную музыкальную ноту. На ее месте появляется слово - ответ. (Например: бордо, чудо, море, фасоль, сами, салями, арфа, Коля, караси и др.) 

Упражнение "НАЗОВИ ЛАСКОВО". 

Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа при образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом. 

Оборудование: мяч.

Ход игрового упражнения.

Логопед, бросая мяч, называет предмет. Ребенок, возвращая  мяч, называет его "ласково".

Баня - банька Дыня - дынька

Хата - хатка  Дети - детки

Нота - нотка  Липа - липка

Упражнение "СКАЖИ  НАОБОРОТ".

Цель:

1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа при употреблении антонимов

2. Расширять  и активизировать словарный запас.

Оборудование: мяч.

Ход игрового упражнения.

Логопед, бросая ребенку мяч, произносит слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово с  противоположным значением.

Да - нет

Ночь - день

Взять - дать

Север - юг

Верх - низ

Подскажи словечко.

У меня ученый пес --

Круглой пуговкою нос.

Если в чем-то я не прав,

Громко лает он ... (гав-гав)!

Только вишня  расцвела --

Прилетела в  сад пчела

Я давно за ней  слежу,

Ищет мед она ... (жу-жу)!

Кот усатый, как  разбойник,

Перепрыгнул подоконник,

Распугал соседских  кур

И мурлыкает ... (мур-мур)!

Хороша ворона-птица,

Да в певицы не годится.

Как откроет  рот -- кошмар,

Слышно только ... (кар-кар-кар)!

Пятачок умоет  в луже

И торопится  на ужин.

Отрубей я ей сварю,

Скажет мне  она ... (хрю-хрю)!

Загрустила вдруг  корова -

Ничего, мол, не пойму.

Петух учит кукарекать,

А она все ... (му-му-му)!

Учит курица цыпляток:

"Не ходите  далеко".

А по-птичьи это  будет --

... (ко-ко-ко, ко-ко-ко).

Идет овечка маленькая

В детский сад  к тебе.

Чтоб спеть  всем деткам

Песенку: ... (бе-бе-бе).

Поеду я на поезде,

Я к бабушке  хочу.

И пусть стучат колесики:

... (чу-чу, чу-чу, чу-чу).

Решает задачки

Козленок в  уме

И отвечает всем

Правильно ... (ме-е).

В лесу сидит  кукушечка

На тоненьком  суку.

Все знают ее песенку:

(ку-ку, ку-ку, ку-ку).

Двухсложные слова  из открытых слогов.

Упражнение "УЗНАЙ, КТО ЭТО?"

Цель: 1.Учить  четко произносить двухсложные слова с повторяющимися слогами.2.Учить однословно отвечать на поставленные вопросы с опорой на сюжетные картинки.3. Развивать слуховое внимание и память.

Оборудование: сюжетные картинки.

Ход игрового упражнения.

Логопед раскладывает перед ребёнком 5 сюжетных картинок, одновременно проговаривая предложения  к ним:

Мама купает Вову.

Папа играет с сыном.

Дядя идет домой.

Во дворе стоит  баба из снега.

Няня гуляет с детьми.

А затем предлагает ребенку ответить на вопросы:Логопед: Ребенок:

Кто купает Вову? Мама.

Кто играет с  сыном? Папа.

Кто стоит во дворе? Баба.

Кто гуляет с  детьми? Няня.

Кто идет домой? Дядя.

Трёхсложные слова  из открытых слогов.

Упражнение "ЧТО  ТЫ ДЕЛАЕШЬ?"

Цель:1. Учить  четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа при употреблении глаголов первого лица единственного числа настоящего времени.2. Расширять и активизировать глагольный словарный запас.3. Развивать слуховое и зрительное внимание.

Оборудование: сюжетные картинки.

Ход игрового упражнения.

Логопед показывает ребенку сюжетные картинки и говорит "Представь, что на картинках нарисован  ты. Скажи, что ты делаешь?"

Ребенок:

Я копаю

Я катаю

Я болею.

Я гуляю.

Я думаю.

Я падаю.

Я бегаю.

Я кидаю

Односложные слова  из закрытого слога.

Упражнение "ЧТО  ТЫ ЗАПОМНИЛ?"

Цель:1.Учить  четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа.

2. Развивать  зрительную память и внимание.

Оборудование: предметные картинки: бак, люк, дым, мох, мед, лев.

Ход игрового упражнения.

Логопед раскладывает перед ребенком 5 - 6 картинок и говорит: "Рассмотри предметы, запомни  их, а потом назови то, что ты запомнил".

Двухсложные слова  с закрытым слогом.

Упражнение "ПОДУМАЙ  И НАЗОВИ".

Цель:1.Учить  четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа в предложении. 2. Учить различать имена существительные, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы. 3. Развивать слуховое внимание.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки: каток, вагон, Иван (на машине), Олег (на самокате).

Ход игрового упражнения: Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия предметов, изображенных на них, и говорит: "Я  буду задавать вопросы, а ты отвечать".

Логопед: Ребенок:

Едет (кто?) Едет Иван и Олег.

Едет (что?) Едет вагон и каток.

Двухсложные слова  со стечением согласных в середине слова.

Упражнение "ОДЕНЬ  КУКОЛ".

Цель:1.Учить  проговаривать слова слоговой структуры 5-го типа.

2.Активизировать  словарный запас по темам "Одежда", "Обувь".

3. Учить различать  одежду и обувь по размеру.

Оборудование: предметные картинки: маленькая кукла Инга, большая кукла Илья; предметы кукольной  одежды разного размера.

Ход игрового упражнения.

Логопед предлагает подобрать каждой кукле одежду и  обувь соответствующего размера. Затем  просит ребенка вспомнить и назвать  предметы, которые он подбирал.

Логопед: Ребенок:

Инге - юбку, кофту, банты, ленты, туфли.

Илье - пальто, кепку, майку, гольфы, тапки.

Двухсложные слова  из закрытых слогов.

Упражнение "ПРЯТКИ".

Цель:1. Учит четко  произносить слова 6-го типа слоговой структуры при употреблении имен существительных единственного  числа творительного падежа с  предлогом "ЗА".

Оборудование: сюжетная картинка.

Ход игрового упражнения.

Логопед говорит  ребенку, что животные играют в прятки, а затем предлагает посмотреть и  сказать, кто куда спрятался.

Ребенок:

Зайчик за окном.

Медведь за кустом.

Индюк за углом.

Павлин за елкой.

Барбос за будкой.

Трёхсложные слова  с закрытым слогом.

Упражнение " НАЗОВИ ДЕТЕНЫШЕЙ".

Цель: 1. Учить  четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа.

2. Расширять  и активизировать словарный запас.

Оборудование: предметные картинки: кошка, корова, лосиха, лисица, ежиха, гусыня, утка; котенок, теленок, лосенок, лисенок, ежонок, гусенок, утенок.

Ход игрового упражнения.

Логопед раскладывает перед ребенком картинки с изображением детенышей животных (птиц). Затем, показывая  картинку с изображением взрослого  животного (птицы), произносит начало предложения. Ребенок заканчивает предложение  словом, подходящим по смыслу и подбирает  соответствующую картинку.

Информация о работе Логопедическая работа по преодолению нарушения слоговой структуры слова у детей с ОНР